Системно-деятельностный подход в обучении иностранным языкам в условиях реализации ФГОС
статья по французскому языку (5 класс) по теме

Белозерцева Марина Прокопьевна

В ДАННОЙ работе представлены теоретические основы системно-деятельностного подхода в обучении иностранным языкам, дидактические принципы организации урока, типы уроков, технологическая карта урока французского языка в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sayt.docx38.91 КБ

Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход в обучении иностранным языкам в условиях реализации ФГОС

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходили своих сверстников из большинства стран. Однако их результаты были ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Российские школьники показывали значительно более низкие результаты при выполнении заданий, связанных с пониманием методологических аспектов научного знания, использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента интерпретации данных и проведения исследования.Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности.

Всё вышеперечисленное привело к внедрению образовательных стандартов второго поколения. Принципиальным отличием этих стандартов является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

     В основе стандартов образования нового поколения лежит системно-деятельностный подход. Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности.

   Все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

     При обучении иностранному языку мы сталкиваемся со следующими проблемами:

- снижение интереса к изучению иностранного языка;

 - единые программные требования и разные способности учащихся к усвоению учебного материала;  

 - неспособность учащихся к самостоятельному добыванию знаний;

 - неспособность учащихся к самоанализу и самоконтролю;

 - неумение высказывать свою точку зрения на проблему.

Теоретические основы системно-деятельностного подхода к обучению

Системно – деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.

     Деятельность неразрывно связана с общением и имеет коллективную форму реализации. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (Результат - Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

     Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:

- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами

   учащихся;

- планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов

   учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы,

   диалогических и проектно-исследовательских методов;

- привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;

- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной

   характеристикой.

          Психологическая основа концепции системно-деятельностного подхода сформулирована в основополагающих тезисах Сухова В. П., доктора педагогических наук, автора концепции системно-деятельностного подхода в развивающем обучении школьников.

Г. А. Цукерман, доктор психологических наук определяет основания нетрадиционной педагогики, построенной на психологической теории учебной деятельности, следующим образом: «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать…»

         Положение о том, что все совершающееся в психической сфере человека укоренено в его деятельности, развил А. Н. Леоньтьев (1903-1979). Он подчеркивал, что деятельность – особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему. Различие между деятельностью и действием он пояснял на следующем примере. Школьник читает книгу, чтобы сдать экзамен. Мотивом его деятельности может служить сдача экзамена, получение отметки, а действием усвоение содержания книги. Возможна, однако, ситуация, когда содержание само станет мотивом и увлечет учащегося настолько, что он сосредоточится на нем независимо от экзамена и отметки. Тогда произойдет «сдвиг мотива (сдача экзамена) на цель (решение учебной задачи)». Тем самым появится мотив. Прежнее действие превратится в самостоятельную деятельность.

Дидактические принципы организации урока

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1).Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Типология и структура уроков

Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности определяется типом урока.

     Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

уроки «открытия» нового знания;

уроки рефлексии;

уроки общеметодологической направленности;

уроки развивающего контроля.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

 Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и др.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

 Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

 Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

Структура уроков введения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном

    учебном  действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения (способ, план, средство).

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Технологическая карта урока французского языка в 5 классе по теме

«Рабочий день наших друзей»

Предмет: Французский язык

Класс: 5 класс

Тип урока: Общеметодологической направленности

Тема  урока: Рабочий день наших друзей

Цель: Развитие умения слушать и передавать информацию через взаимодействие в группах.

Личностный результат: у обучающихся повышается внутренняя мотивация  к совершенствованию речевой культуры.

Метапредметный результат:у обучающихся развивается коммуникативная компетентность, обучающиеся планируют свое речевое и неречевое поведение, умеют взаимодействовать в команде, у обучающихся формируется информационная культура, а именно развитие навыков  поиска, выделения, обобщения, фиксации информации, умения слушать и понимать иноязычную речь, используя содержание в учебной деятельности,  умение устанавливать и анализировать причинно-следственные связи, могут преобразовать материал из одной знаковой системы в другую, у обучающихся формируются презентационные умения.

Предметный результат:обучающиеся умеют рассказывать о рабочем дне друзей, распознавая и употребляя в речи изученную лексику, расспрашивают собеседника и отвечают на вопросы по теме, воспринимают на слух и понимают речь учителя, одноклассников по теме, употребляют возвратные глаголы в настоящем времени, используют речевые клише для выражения собственного мнения, а также связывания событий во времени.

Задачи:

- активизировать употребление лексики по теме «Рабочий день»;

- активизировать употребление возвратных глаголов в настоящем времени;

- развивать навыки аудирования;

- развивать  коммуникативные навыки.

Ресурсы основные и дополнительные: УМК  А.С. Кулигина  «Твой друг французский язык», компьютер, проектор, экран, презентация, 3 конверта с письмами, карточки с алгоритмом работы в группе, ватманы, картинки для коллажа, клей, фломастеры, бейджики для игры, значки разных цветов.

Ход  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационныймомент.Мотивирование к учебной деятельности. (1 мин.)

-Bonjour, mesenfants. Jesuisraviedevousvoir. Comment çava? Prenezvosplaces.

(Здравствуйте.Ярадавасвидеть. Какувас дела? Садитесь.)

Приветствуют друг друга, настраиваются на работу.

Регулятивные, коммуникативные.

Целеполагание (5 мин.)

- Regardez, s.v.p., l’écran et dites-moi qui est-ce? Je suis sûre que vous connaissez ses enfants.

(Посмотрите на экран,я уверена, что вы знаете этих детей)                            

- Nous avons reçu 3 lettres: de Julie, de Pierre et de Marie. De quoi parlent-ils dans leurs lettres?

( Мы получили 3 письма от Пьера, Жюли и Мари.Как вы думаете, о чём они нам написали?)

- Voulez-vous lire les lettres?

-Qu’est-ce que nous allons faire aujourd’hui?

(Вы хотите прочить письма?Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?)

- Vous avez raison. Aujourd’hui nous allons parler de la journée de travail de nos amis. (Теманадоске: La journée de travail de nos amis.)

Учащиеся отвечают, что знакомы с этими детьми. Это их друзья из Франции (легенда УМК).

Учащиеся высказывают свои предположения о том, что написали им друзья (используют клише:Jepenseque, à monavis, ilmesembleque, jesuissrque, peut être). Так как на слайде видны некоторые слова письма, то дети предполагают, что в письмах идёт речь о распорядке дня.

Учащиеся планируют свою деятельность на урок и, возможно, ставят цель.

-Aujourd’hui nous allons lire les lettrеs.

- Aujourd’hui nous allons parler…

- Aujourd’hui nous allons écrire… ит.д.

Коммуникативные (умение выражать мысли)

Регулятивные (планирование, целеполагание)

Основная часть урока (37 мин)

Актуализациюзнаний.

Лексическаяразминка.

-Nousavons 3 lettresetseulement 40 minutes. C’estpourquoinoustravaillonsentroisgroupes.

(Унас 3 письмаималовремени, поэтому, чтобы их прочитать, мы работаем в группах, читаем одно письмо, а затем рассказываем товарищам из других групп о рабочем дне своего друга)

- Faisons de la gymnastique lexique.

-A quelle heure vous reveillez-vous? Utilisezlaprépositionentre.

( Cделаем лексическую зарядку. – В котором часу вы просыпаетесь? Используйте предлог между)

Учащиеся работают в группах временного состава (на время изучения данной темы). Поэтому этот этап не занимает много времени, т.к. деление на группы произошло на предыдущих уроках.

Лексическая разминка в форме игры. По одному человеку от группы отгадывают, во сколько точно просыпается (завтракает и т.д.) одноклассник.

-Je me reveille entre 6h. et demie et 7h.

- Je suis sûr, que Vania se reveille à 6h.moins le quart. ит.д.

(- Я просыпаюсь между 6.30 и 7.00 часами.

- Я думаю, что Ваня просыпается в 6.45 и т.д.)

Коммуникативные (умение слушать и высказывать предположения)

Личностные (стремление быть успешным в игре, а значит и в речевой культуре)

Познавательные (отбор информации, вывод)

Работа с текстами (по алгоритму)

1) - Vous travailler en équipe. La première équipe lit la lettre de Julie, la deuxième – de Marie, la troisième – de Pierre.

- Qu’en pensez-vous, comment est la journée de travail  de Marie, de Pierre et de Julie?

(Вы работаете в группе, 1 группа читает письмо Жюли, 2 - Мари, 3 – Пьера. Прежде чем читать письмо, скажите как вы думаете, а каков рабочий день наших друзей?)

2) Votre travail est planifié. Vous avez le plan.

Учащиеся получают 1 текст (приложение 1)и карточку с алгоритмом работы в группе (приложение 2).

Обменинформацией.

3) – Maintenent racontez la journée de travail de votre ami français à vos camarades de classe. Reunissez-vous en équipe d’après la couleur de vos insignes.

- А сейчас попробуйте рассказать учащимся других групп о том, что вы узнали. Для этого объединитесь в группы cогласно цвету ваших значков. (У учащихся имеются значки разных цветов, которые они получили ранее при распределении в группы).

Составление уточняющих вопросов.

4) Уточнение информации происходит в форме известной игры «Тарантинки», или иначе «Угадайка). Нескольким ученикамдают бейджики с именами Жюли,  Мари и Пьера. Этим учащимся задают вопросы на уточнение.  Цель учащихся угадать, кто они. Необходимо сказать, что распорядок дня у всех похож, но есть различия, на которые необходимо обратить особое внимание.

-Devinez et précisez ce que ces enfants français font.

Сборинформации. Обобщение и презентация информации.

5) А сейчас вернитесь в свои группы и обменяйтесь информацией о распорядке дня всех французских друзей.

Каждой группе даётся задание составить коллаж, состоящий из картинок, которые нужно наклеить на ватман, согласно полученной информации. Причём, группа обобщает информацию не о том герое, о котором она изначально читала.

-Maintenant revenez dans vos groupes et échangez de l’information sur la journée des amis français, faites le collages des images et présentez-le.

6) Возвращаемся к нашему предположению  о том, каков распорядок дня наших друзей.

Обращаемся к собственному опыту, говорим каков наш распорядок дня.

- Et votre journée de travaille, elle est comment?

Домашнее задание.

7) Рассказать о своём распорядке дня (предоставляем выбор презентации домашнего задания: просто монолог, коллаж + рассказ, компьютерная презентация + рассказ, звуковое письмо и т.д.)

-Votre devoir est de raconteur votre journée de travail.

Прежде чем читать тексты, учащиеся высказывают предположения – «Каков рабочий день их друзей?»

- A mon avis la journée de travail  de Marie est très chargée et typique pour élève ит.д.

( Мне кажется, рабочий день Мари очень загруженный и типичный для ученика.

Учащиеся выполняют задания по алгоритму.

1. Один ученик читает текст, все остальные внимательно слушают его, ничего не записывая.

2. Второй ученик читает текст ещё раз,  все остальные внимательно слушают его, делают пометки в тетради.

3. Расскажите о рабочем дне Мари друг другу в парах.

Учащиеся по очереди рассказывают о том, что узнали на прошлом этапе. Дети с одинаковыми значками помогают друг другу. Если необходимо, учащиеся делают пометки в тетрадях.

- Est-ce que tu fais de la gym?

- Oui, je  fais  de la gym.

- Est-ce que tu vas à la piscine?

- Oui, je vais à la piscine.

-Ah, tu es Marie!

- Oui, je suis Marie!

Учащиеся обсуждают и согласуют полученную информацию.

Учащиеся совместно моделируют коллаж, а затем представитель группы презентует его всему классу. Весь класс проверяет, нет ли ошибок в информации, сопоставляя коллаж со слайдом.

- Maintenant je sais que….

- Ma journée de travail  est aussi …

(-Теперь я знаю, что рабочий день Жюли …

-Мой рабочий день…)

Коммуникативные (умение слушать и слышать и понимать партнеров, передавать информацию, воспринимать информацию, навыки сотрудничества, согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи.

Личностные (стремление быть успешным в деятельности и в речевой культуре, уважительное отношение к другим).

Познавательные

( работа с текстом: поиск и отбор информации, её структурирования, моделирование, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, рефлексия, контроль и оценка, синтез, сравнение информации, выдвижение предположений.

Регулятивные

( контроль,  коррекция и оценка)

Перевод в знаковую систему.

Презентационные умения

Заключительная часть урока. Рефлексия. (1 мин.)

Je suis contente de votre travail. Vous pouvez bien poser des questions et les répondre,vous pouvez  parler de la journée de travail... Vous êtes actifs et travailleurs! Merci à tous!            

Au revoir !

Проводит содержательная оценка, затем выставляются отметки каждой группе (каждому ученику).

Проводится взаимооценка, отмечают, что нового узнали, какие трудности испытывали.

Проводится эмоциональная рефлексия. Дети рисуют смайлик и прикрепляют его на доске.

Регулятивные

Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность – личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

   Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.), используя разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Power Point: «Проектная технология при обучении иностранному языку в условиях реализации ФГОС».

Проектная  методика  является  передовой  педагогической   технологией обучения, необходимость использования, которой в условиях современного образования обусловлена инно...

Проектная методика при обучении иностранным языкам в условиях реализации ФГОС.

Проектная методика при обучении иностранным языкам в условиях реализации ФГОС....

Системно-деятельностный подход в обучении иностранным языкам в условиях реализации ФГОС

В ДАННОЙ работе представлены теоретические основы системно-деятельностного подхода в обучении иностранным языкам, дидактические принципы организации урока, типы уроков, технологическая карта урока фра...

Аннотация статьи:" ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС. (участие в 4 Международной педагогической конференции,Образовательный портал "Академия Интеллектуального Развития")

Аннотация статьи:" ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС. (участие в 4 Международной педагогической конференции: Обучение и воспитание: методика и практика 2...

Инновационные подходы к обучению иностранным языкам как основа реализации ФГОС второго поколения

Автор рассматривает инновационные пдходы к обучению иностранным языкам в свете требований ФГОС ....

Проектная методика при обучении иностранным языкам в условиях реализации ФГОС.

Данная статья предназначена для учителей иностранного языка,прежде всего немецкого языка, т.к. рассматриваемая тема, а именно использование метода проектов на уроках в общеобразовательных школах очень...