Главные вкладки

    Проектная методика при обучении иностранным языкам в условиях реализации ФГОС.
    статья на тему

    Дзюба Марина Сергеевна

    Данная статья предназначена для учителей иностранного языка,прежде всего немецкого языка, т.к. рассматриваемая тема, а именно использование метода проектов на уроках в общеобразовательных школах очень актуальна в современном образовании в условиях реализации     ФГОС.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дзюба М. С.  

    учитель немецкого языка,

    муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная  школа №11,

    Россия, Краснодарский край

    Проектная методика при обучении иностранным языкам в условиях реализации ФГОС.

    Аннотация: Данная статья предназначена для учителей иностранного языка, прежде всего немецкого языка, т. к. рассматриваемая тема, а именно использование метода проектов на уроках в общеобразовательных школах очень актуальна в современном образовании в условиях реализации ФГОС.

    Ключевые слова: проект, познавательный процесс, удовольствие.

    Dzuba M.S.

    German teacher,
    municipal general education institution,

    secondary school #11,

     Russia, the Krasnodar Territory

    Project Teaching Techniques in the Foreign Languages Teaching Process by the Conditions of the Realization of Federal State Education Standards

    Abstract: The given article is written for the foreign language teachers, especially German teachers, as the usage of project teaching techniques at the lessons in general education schools is of immediate interest in modern education by the conditions of the realization of federal state education standards.

    Key words: project, cognitive process, pleasure.  

    В условиях реализации ФГОС  одним из эффективных методов обучения иностранным языкам является метод проектов. Проект - это возможность для школьников выразить свои собственные идеи в удобной для них форме: изготовление и подготовка мультимедиа презентаций, стенгазет, открыток, демонстрация поделок с необходимыми комментариями. Учителя иностранного языка давно знакомы с проектной методикой и ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), т. к. почти все учебные комплекты отечественных и зарубежных издательств предлагают данные виды учебной деятельности. Но, именно в последнее время, когда осуществляется переход на новые образовательные стандарты, в полной мере видны все их преимущества. Причём, я считаю, что их надо рассматривать совместно, в связке: проектная деятельность - ИКТ, где именно метод проектов является первичным и главным, а использование ИКТ – способ его сопровождения и демонстрации. В своей работе я применяю уроки - проекты. Эти небольшие проекты на несколько уроков - прекрасная возможность дать каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуальность. Также предлагаю учащимся творческие мини - проекты для домашнего задания. Планируемыми результатами и формами их представления могут быть: кроссворд, сочинение, ребусы, газета и др. Эти проекты предполагают активизацию учащихся, т. к. они должны знакомиться с учебной литературой, справочниками, подбирать рисунки и рисовать. Учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Отличительная черта проектной методики – особая форма организации. Организуя работу над проектом, стараюсь соблюдать основные этапы проектной деятельности.

    1. Выбор темы, определение типа проекта. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение определенного времени. В своей работе я использую групповые и индивидуальные, информационные, творческие и практико-ориентированные; краткосрочные и долгосрочные проекты.

    2. Подготовка учащихся к работе над проектом. Формируются группы учащихся, где перед каждым ставится своя задача. Распределяя обязанности, учитываю склонности учащихся к рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. Составляется план работы над проектом, проводится анализ имеющейся информации.

    3. Выполнение проекта. Этот этап включает в себя:  самостоятельный поиск новой дополнительной информации (изучение учебной, справочной литературы, Интернет- ресурсов);  систематизация и анализ собранного материала;  промежуточная рефлексия;  создание и оформление проекта.

    4. Презентация проектов. Весь подготовленный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Применение проектной методики позволяет создавать непринужденную, исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый участник проекта вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества.

    При внедрении проектной методики в технологию процесса обучения непроизвольно делается акцент на формирование УУД (универсальное учебное действие) у учащихся. У них развиваются следующие умения и навыки: самостоятельность, предприимчивость, активность и изобретательность, адекватная мотивация к изучению иностранного языка, саморегуляция, самоорганизация, способность находить, извлекать нужную информацию из различных источников, возможность проецировать и проектировать свои идеи в креативной форме, отстаивать свое мнение, опираясь с уверенностью на изученные данные по определенной тематике, совершенствовать коммуникативные навыки, способность работать индивидуально, руководствуясь личными принципами и планом работы, возможность проявить себя в группе, представляя, защищая свой проект, либо при подготовке коллективной работы, а преподаватель выступает в роли вдохновителя, консультанта, помощника, координатора. Целью метода проектов является устранение зависимости школьника от учителя путем саморегуляции, самоорганизации и самообучения, синтеза знаний, приобретения умений, навыков – формирования УУД в ходе создания определенного продукта или решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни по определенной теме. В основе каждого проекта заложена определенная проблема или вопрос, который школьнику необходимо решить при подготовке проекта. Успешность процесса их деятельности будет зависеть от верности постановки целей, задач, но это только начало. Когда сформулирована цель и задачи ученику нужно обдумать схему построения проекта, ответить на вопрос для себя: где взять необходимую информацию?

    Школьнику предоставляется возможность «научиться самостоятельно» овладевать определенными умениями, навыками: работать с информацией, разнообразным справочным материалом; находить несколько вариантов решения проблемы, предвосхищать последствия того или иного решения проблемы, вести дискуссию, умение слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, синтезировать полученный объем информации. Как уже было отмечено, проектная методика актуальна в процессе обучения иностранным языкам в современных условиях модернизации образования при реализации ФГОС. Начиная со 2 класса, школьники имеют возможность готовить проекты по немецкому языку. На страницах УМК Бим И. Л. в конце каждого раздела ученики могут самостоятельно работать над личными проектами по заданным темам, имея возможность систематизировать, синтезировать, проецировать полученную информацию в виде языкового, страноведческого, грамматического материала, представляя данные в форме творческой работы с элементами языкового материла.

    Планирование работы начинается с отбора страноведческого и языкового материала. Каждый проект связан с определенной темой устной речи, над которой школьники работали в разделе, осваивали языковую и страноведческую информацию. Для организации проектной работы отбирается лишь тот материал, который вызывает интерес у учеников, в процессе деятельности им дается возможность для «учения с увлечением». Далее ставятся задачи совместно учениками и учителем, обычно школьники успешно формулируют цель проекта и осознанно ставят перед собой задачи для достижения поставленной цели. Завершающим этапом работы является защита и презентация проектов. Осуществление проектной деятельности в рамках внедрения ФГОС обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность, коммуникабельность, другими словами - имеет внутренний и внешний результат, а это - важные составляющие личностно - ориентированного обучения и показатели сформированности у обучающихся универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных.

    В заключение хотелось бы отметить следующее. Эффективность обучения во многом определяется уровнем коммуникативных умений, формы занятий и методы обучения поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию к учению, способствуют развитию социокультурной компетенции учащихся. У школьников возникает практическая потребность в применении иностранного языка в своей жизни таким образом, чтобы владение языком считалось не чем-то выдающимся, а совершенно естественным для всех выпускников вне зависимости от того, чем они планируют заняться в будущем.

    Список используемой литературы:

    1. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка.М., 2003

    2. Журнал «ИЯШ», № 3, 2005. Метод проектов в обучении английскому

    (немецкому) языку (из опыта работы).

    3.http://www.eidos.ru/journal/2010/0930-04.htm Мангутова, О.Н. Современный урок иностранного языка: основные подходы к проектированию // Интернет-журнал «Эйдос». — 2010.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация Power Point: «Проектная технология при обучении иностранному языку в условиях реализации ФГОС».

    Проектная  методика  является  передовой  педагогической   технологией обучения, необходимость использования, которой в условиях современного образования обусловлена инно...

    Проектная методика при обучении иностранным языкам в условиях реализации ФГОС.

    Проектная методика при обучении иностранным языкам в условиях реализации ФГОС....

    Системно-деятельностный подход в обучении иностранным языкам в условиях реализации ФГОС

    В ДАННОЙ работе представлены теоретические основы системно-деятельностного подхода в обучении иностранным языкам, дидактические принципы организации урока, типы уроков, технологическая карта урока фра...

    Системно-деятельностный подход в обучении иностранным языкам в условиях реализации ФГОС

    В ДАННОЙ работе представлены теоретические основы системно-деятельностного подхода в обучении иностранным языкам, дидактические принципы организации урока, типы уроков, технологическая карта урока фра...

    Аннотация статьи:" ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС. (участие в 4 Международной педагогической конференции,Образовательный портал "Академия Интеллектуального Развития")

    Аннотация статьи:" ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС. (участие в 4 Международной педагогической конференции: Обучение и воспитание: методика и практика 2...