Инновационные подходы к обучению иностранным языкам как основа реализации ФГОС второго поколения
статья на тему

Автор рассматривает инновационные пдходы к обучению иностранным языкам в свете требований ФГОС .

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Ефремова Илида Наилевна, учитель английского языка  высшей категории   МБОУ СОШ №46 с углубленным изучением отдельных предметов  г. Сургут

Инновационные подходы к обучению иностранным языкам  как основа реализации ФГОС второго поколения

«Всякий новый век, давая нам новое знание, дает нам новые глаза». Эти слова Г.Гейне соответствуют тому, что происходит сегодня в отечественном образовании. Стандарты второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт, ФГОС), о котором говорится в послании президента РФ Д. Медведева федеральному собранию с инициативой " Наша новая школа", можно назвать «новыми глазами» образования, поскольку именно в формате стандарта зафиксированы требования государства и общества к целям образования.

В СМИ, в интернете мы все чаще встречаем статьи о вызовах, которые стоят перед российской школой — глобальных и национальных:

- морально-нравственная дезинтеграция общества;

- низкий уровень доверия и социальной солидарности;

- нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта;

- недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения;

- рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций;

- снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования;

     - усиление миграционных процессов;

- недостаточный уровень воспроизводства населения;

- снижение физического, социального и психического здоровья населения;

Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией школьного образования. Эти вызовы порождают новые требования к образованию и его результатам и поэтому требуют разработки нового поколения образовательных стандартов.

Стандарт- это норма, образец, эталон. Стандарт в образовании надо понимать как условие обеспечения качества образования.

Стандарты - социальная конвенциональная норма, реализующая общественный договор между семьей, обществом и государством.

Это означает, что в основе стандарта должен лежать новый тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина.

Актуальность и необходимость стандартов, конечно, бесспорна. Учить поколение 21 века надо по-новому. Стандарт – это комплексная социально-экономическая инновация.  И если мы хотим научить современного ребёнка качественно, то необходимо думать о новом качестве образования, которое приведёт к новому качеству жизни.

Основная идеологическая позиция стандарта – направить образование не только на обучение, но и на развитие личности ребёнка. Развитие, адекватное возрасту. Основная цель - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Особенности ФГОС второго  поколения:

- изменилась структура стандарта;

- значительно расширены функции и круг пользователей ФГОС;

- впервые при разработке ФГОС учитывались и выявлялись потребности личности, общества и государства в общем образовании;

- системообразующей составляющей ФГОС стали требования к результатам

 освоения основных образовательных программ ;

- методологическим основанием ФГОС является системно-деятельностный подход, когда меняются роли образовательного процесса;  

- новое содержание образования, направленное на социализацию личности ;

- значительно расширена часть ООП (основной образовательной программы), формируемая участниками образовательного процесса;

- представлены широкие возможности реализации этнокультурной составляющей ФГОС;

- предложена новая структура Базисного учебного плана, в состав которого включена внеурочная деятельность;

- изменились методологические основы системы оценки достижения требований к результатам образования;

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,

владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Формирование новой цели образования складывается из общественного договора и новых технологий. Создание информационно-образовательной среды (ИОС)  является необходимым условием реализации этой цели.

  • информационные образовательные ресурсы
  • компьютерные средства обучения
  • современные средства коммуникации
  • педагогические технологии

Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой — системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.

 Ключевые цели внедрения ФГОС напрямую связаны с изучением иностранных языков.

 Мы живем в едином глобальном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, когда размываются национальные границы, когда потоки населения, капитала, товаров свободно перемещаются в разных направлениях. Когда неизвестно, в какой стране будет работать тот или иной человек или из какой страны будут его партнеры. Поэтому владение иностранным языком становится одной из важнейших, ключевых компетентностей современного человека. И то, насколько он умеет общаться, выразить себя, свои эмоции, свои  чувства, свое отношение, зависит, насколько он будет успешным, насколько успешным будет его бизнес, насколько успешными будут его отношения с другими людьми. Это один из самых важных моментов, на который обращают внимание в стандартах нового поколения, формирующем такие ценностные ориентиры как толерантность, умение общаться, умение взаимодействовать с другими людьми,

Мы все больше и больше окунаемся в мир, который породила информационная революция, – мир Интернета. И ключевая компетентность человека на сегодня – это не только сбор информации, но и ее анализ на предмет достоверности и идентичности, а также способность эту информацию отобрать и адаптировать для своих условий. Интернет международен, но самый популярный язык Интернета – английский. И люди, активно использующие компьютер, изучают именно этот язык.

В проекте реформы образования одним из основных предметов заявлен английский язык. В перспективе – обязательная сдача ЕГЭ. Поэтому на нас лежит большая ответственность в подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ по английскому языку. 

Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.

В новых стандартах не ставится в преподавании иностранных языков и вообще в такой образовательной области, как филология, единых комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка, глубинных основ грамматики. Основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение человека общаться, на овладение языком в процессе общения. 

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года так определяет социальные требования к системе школьного образования: "Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны".

В этом свете важнейшая задача школы - формирование полноценных граждан своей страны. А от решений этой задачи во многом зависит, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию изберут, и где будут работать.

Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Список литературы

        1.  Копылова  В.  В.  Основные  направления   организации   обучения

           иностранным    языкам    при     проведении    эксперимента    по

           совершенствованию структуры и содержания общего образования. - //

           Коммуникативная методика, 2013.

        2.  Павловская И. Ю. Методика преподавания иностранных языков . Обзор              современных методик преподавания  – СПБ.: Изд-во С.-Петербург. Ун-та, 2014

Интернет-источник

Ссылка на страницы:                                                                                                                                       1. использование современных инновационных технологий на уроках иностранного языка.

2. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2628

Федеральный государственный стандарт по иностранным языкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение русскому языку в условиях реализации ФГОС второго поколения основного общего образования

Цель современного российского образования:полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и ...

Системно-деятельностный подход в обучении иностранным языкам в условиях реализации ФГОС

В ДАННОЙ работе представлены теоретические основы системно-деятельностного подхода в обучении иностранным языкам, дидактические принципы организации урока, типы уроков, технологическая карта урока фра...

Урок иностранного языка в рамках реализации ФГОС второго поколения

"Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя"Кин Хаббард...

Внеурочная деятельность по иностранному языку в рамках реализации ФГОС второго поколения

Внеурочная деятельность очень важна в начальной школе. Анализ последних лет показал, что уже в начальной школе у детей возникают проблемы со здоровьем и наблюдается низкий уровень активности. Вне...

Метапредметный подход в обучении английскому языку как основное требования ФГОС второго поколения

Данная стать посвящена проблемам использования метапредметного подхода в обучении английскому языку в 5 - 7 класссах. Сама тематика предмета « Английский язык» способствует всесторон...

Современные информационные технологии и интернет-ресурсы в процессе обучения английскому языку в условиях реализации ФГОС второго поколения

Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако, мы не устаем повторять, что какими бы свойствами не обладало то или иное средство обучения, инф...