Метапредметный подход в обучении английскому языку как основное требования ФГОС второго поколения
статья (6 класс) по теме

Гарипова Наталья Игоревна

 Данная стать посвящена проблемам использования метапредметного подхода в обучении английскому языку в 5 - 7 класссах. Сама тематика предмета « Английский язык» способствует всестороннему изучению школьных предметов, так как учебники  по английскому языку нового поколения (Starlight 5-7) включают в себя  разноплановые информационные тексты, связанные с географией, экологией, историей, литературой, страноведением, культурологией, искусством, биологией и т.д. Изучение данных тем на уроке английского языка формирует определенную систему умений и навыков в результате  интенсивной познавательной деятельности учащихся, их активной интеллектуальной креативности, использования стратегий самостоятельных исследований и открытий. Автор утверждает,  что  в результате использования метапредметного подхода при обучении английскому языку могут быть решены задачи духовно-нравственного воспитания российских школьников в парадигме единого образовательного пространства.   Самое главное – правильно организовать учебный процесс, осуществляя взаимодействие с учащимися. Залогом успешного обучения в новых условиях  является применение интерактивных методов обучения с использованием метапредметного подхода. В статье приводятся практические примеры использования вышеуказанных методов обучения. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель английского языка: Гарипова Наталья Игоревна

МБОУ «Гимназия №155 с татарским языком обучения»

Ново-Савиновский район

город Казань

Метапредметный подход в обучении английскому языку как основное требование ФГОС второго поколения

В связи с внедрением нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта принцип  обучения иностранным языкам в новых условиях  базируется на  использовании метапредметного подхода и применении различных технологий обучения, связанных  с потребностями  личности, общества и государства в выработке  социально полезных знаний  и качеств характера. Таким образом,  планирование и организация уроков  английского языка   в гимназии №155  осуществляется  с учетом создания  максимально комфортных условий для развития  личности  обучающегося на основе универсальных учебных действий посредством познания и освоения современного миропорядка.   Сама тематика предмета « Английский язык» способствует всестороннему изучению школьных предметов, так как учебники  по английскому языку нового поколения (Starlight 5-7) включают в себя  разноплановые информационные тексты, связанные с географией, экологией, историей, литературой, страноведением, культурологией, искусством, биологией и т.д. Изучение данных тем на уроке английского языка формирует определенную систему умений и навыков в результате  интенсивной познавательной деятельности учащихся, их активной интеллектуальной креативности, использования стратегий самостоятельных исследований и открытий. В результате происходит  изменение смысловых ориентаций процесса обучения, что способствует:

  • Повышению мотивации обучения
  • Эффективному усвоению учебного материала
  • Самостоятельному поиску или выбору учащимися путей, способов и вариантов решения поставленной учебной задачи
  • Умению работать в команде и проявлять терпимость к любой точки зрения
  • Формированию у обучающихся своего мнения
  • Формированию жизненных и профессиональных навыков
  • Выходу на новый уровень осознанности учащихся

Считаю, что  в результате использования метапредметного подхода при обучении английскому языку могут быть решены задачи духовно-нравственного воспитания российских школьников в парадигме единого образовательного пространства.   Самое главное – правильно организовать учебный процесс, осуществляя взаимодействие с учащимися. Залогом успешного обучения в новых условиях, на мой взгляд, является обязательное использование на уроках английского языка системно-деятельностного подхода.

Сегодня уже представляется  невозможным увлечь учеников своим предметом без применения новых интерактивных технологий.  Так как  термин «интерактивный» – означает способность взаимодействовать или находится в  диалоге с кем-либо (человеком) или чем-либо (компьютером), следовательно, интерактивное обучение – это обучение, где осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося. Замечено, что на уроках английского языка данное взаимодействие обеспечивает:

  1. совместное выполнение учащимися работы;
  2. учит критически мыслить;
  3. создаёт комфортные условия обучения;
  4. переводит познавательную деятельность на  форму сотрудничества;
  5. учит общению;
  6. создает позитивный настрой  и уверенность, что ученик может быть успешным в интеллектуальном плане.

 Все вышеперечисленные характеристики  делают процесс обучения в 5-7 классах, где я преподаю английский язык,   более продуктивным:  ученики учатся использовать технологии, способствующие решению проблем в реальных жизненных ситуациях. Интерактивное обучение - это новейший способ коммуникативного взаимодействия.  Систематическое использование   интерактивных форм и методов  обучения  способствует тому, что учащиеся не только закрепляют уже изученный материал,  но и  изучают новый, как с помощью учителя, так и самостоятельно, используя доступные источники информации.

В результате многолетнего опыта преподавания отдаю наибольшее предпочтение следующим методам и приемам обучения, перечисленным в таблице, так как они являются универсальным средством для формирования  вышеозначенных умений.

В результате многолетнего опыта преподавания отдаю наибольшее предпочтение следующим методам и приемам обучения, перечисленным в таблице, так как они являются универсальным средством для формирования  вышеозначенных умений.

         

Методы и приемы

Описание

Стадия урока

Виды речевой деятельности

1.

Ассоциация

 «Ассоциации» - обучающая стратегия, которая побуждает к размышлениям, к обмену мнениями по той или иной теме. Ход работы: 1. Пишем ключевое слово или фразу в центре листа бумаги или как заглавие на доске. 2. Затем учащимся предлагается в течение 5-7 минут (время написания ассоциаций) написать слова или фразы, которые приходят на ум по выбранной теме. 3. Учащиеся записывают столько идей, сколько приходит на ум, пока не закончится установленное время.  4. Количество написанных слов зависит от языковой подготовки учеников. Данный прием можно выполнять индивидуально, в парах или группах. После того, как ученики составили свои ассоциации, учитель просит нескольких учеников поделиться своими ассоциациями с группой или обменяться идеями в парах.

Осмысление

Вызов

Говорение

Письмо

чтение

2.

Инсерт

Insert

Чтение текста с пометками: V  уже знал,  + новое, - думал иначе, ? не понял, есть вопросы. Составление таблицы, выписываются основные положения из текста.

осмысление

чтение

3.

«Письмо по кругу»

 У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передаёт свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

осмысление

Письменная речь

Говорение

обсуждение

4.

Логическая цепочка

Отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку

Осмысление

Рефлексия

Чтение

Обсуждение

5.

Синквейн

Пятистишие:  1.Тема – 2.- два прилагательных, описывающих тему, 3. – три  глагола, характеризующих действие,4. - фраза из 4 слов, которая содержит основную мысль,  5. - синоним к теме.  В синквейне отражается суть понятия, не должно быть однокоренных слов,  необходимо выразить типичные черты понятия.  

Рефлексия или как нетрадиционная форма на стадии вызова

говорение

6.

ДЖОТ ТОТС (Jot Thoughts)  

«запишите мысли» - обучающая структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить  4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.

Осмысление

рефлексия

Говорение

Письменная речь

7.

СТЁ  ЗЕ КЛАСС (Stir the Class)

СТЁ ЗЕ КЛАСС (Stir the Class) - «перемешай класс» - обучающая структура, в которой учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку.

осмысление

Говорение

Обсуждение

8.

ТИК-ТЭК-ТОУ (Tic-Tac-Toe)

 «Крестики-нолики» - обучающая структура, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали.

осмысление

говорение

9.

Прием «концептуальное колесо»

Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса

вызов

Говорение

Письмо

обсуждение

10.

«Лови ошибку»

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает найти допущенные ошибки.  Ошибки в задании 2 уровней:

Вызов

1) явные, которые легко выявляются уч-ся, исходя из личного опыта и знаний; 2) скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Уч-ся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Вызов

Чтение

Говорение

11.

«Верно-неверно»

Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, a элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Вызов

 Осмысление

Рефлексия

Чтение

Говорение

12.

Корзина идей

На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме. Алгоритм работы: 1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты). 2. Обмен информацией в парах или группах.  3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного. 4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны. 5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации

Вызов

Говорение

Обсуждение

13.

Мозговой штурм

Цель использования: 1) выяснение того, что знают дети по теме;  2) набрасывание идей, предположений по теме; 3) активизация имеющихся знаний. Учащиеся высказывают свои идеи, чтобы решить проблемное задание

Вызов

Рефлексия

осмысление

говорение

14.

Метод синектики

Использование прямых, ассоциативных связей или различного рода аналогий (личных, словесных, образных)

Рефлексия

Вызов

Осмысление

Устная речь

15.

Коннект  Икстенд Челендж

    (Connect-Extend-Challenge) «связать расширить - продумать»

 обучающая структура, помогающая РАСШИРИТЬ (углубить) знания по теме,   СВЯЗЫВАЯ их с предыдущим опытом и ПРОДУМЫВАЯ возможные ТРУДНОСТИ.

Вызов

Говорение

Обсуждение

Письменная речь

16.

Case -  Study

Анализ конкретных ситуаций

Вызов

Рефлексия

Осмысление

Говорение

Чтение

17.

Куиз-Куиз-трейд (Quiz-Quiz-Trade)

«опроси-опроси-обменяйся карточками» - обучающая структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме

Рефлексия

Устная речь

Помимо перечисленных приемов особым успехом у учащихся пользуется технология кодирования новых и изученных слов, а также разгадывание  интеллектуальных квест-задач.

Прием кодирования слов заключается  в составлении ребусов к словам из учебного текста на основе общепринятых правил шифрования слов в русском языке. Однако, в процессе шифрования учащиеся или учитель могут добавлять собственные адекватные приемы шифрования.  Ниже приведены примеры ребусов к словам по теме  «Еда» из учебника Starlight-6.

pancake

mushroom

cabbage

При изучении тем по географии, истории, литературе и культурологии неоспоримое преимущество имеет прием использования квест – задач, так как способствует не только интеллектуальному развитию учащихся, но и позволяет совершенствовать их устную речь.

Так, например, при изучении таких тем  как «Знаменитые исторические личности» и «Страны  мира», данный прием способствовал не только активизации изученной лексике,  расширению кругозора учащихся, но и формированию целостного восприятия мира. Суть квест- приема заключается в кодировании какого-то события при помощи ключевых фраз, картинок и символов, разгадав которые учащиеся должны составить предложения. Ниже прводятся примеры квест- задач.

В первой интеллектуальной задаче мы видим флаг Великобритании, что означает принадлежность исторической личности к этой стране. Второй символ представляет собой старинную лампу, что как-то связано с героем, которого надо угадать. И наконец,  слова – Крымская война – подсказывают, что квест связан с Флоренс Найтингел, которая была сестрой милосердия во время Крымской войны и всегда имела при себе фонарь - лампу, чтобы осматривать больных солдат. Предполагаемый вариант ответа: I think, number 1 is Florence Nightingale. People called her “the Lady of the lamp”, because she  used her lamp to walk through dark corridors to help soldiers wounded in the Crimean War”. По такому же принципу разгадываются две последующие интеллектуальные задачи про великого Леонардо да Винчи и египетского фараона Тутанхамона.

Таким образом, использование метапредметного и системно-деятельностного подходов в обучении английскому языку позволяет успешно научить учащихся сравнивать, анализировать и обобщать, использовать ассоциативные связи,  уметь переносить полученные знания и опыт на решение новых задач и использовать полученные знания для индивидуальной траектории развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ»

Выступление на педагогическом совете 28.01.2015«МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ»(зам .директора по УВР О.В.Мартьянова)Установленные стандартом новые треб...

Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС второго поколения

Выступление на заседании педсовета будет полезно как представителю администрации школы, так и любому педагогу,  интересующемуся вопросом метапредметного подхода...

Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС второго поколения

ФГОС устанавливает требования к результатам образования, называя их личностными, метапредметными и предметными.Метапредметные результаты стандарт объясняет как освоенные учащимися межпредметные, надпр...

Современные информационные технологии и интернет-ресурсы в процессе обучения английскому языку в условиях реализации ФГОС второго поколения

Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако, мы не устаем повторять, что какими бы свойствами не обладало то или иное средство обучения, инф...

Инновационные подходы к обучению иностранным языкам как основа реализации ФГОС второго поколения

Автор рассматривает инновационные пдходы к обучению иностранным языкам в свете требований ФГОС ....

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку в свете требований ФГОС

В целях обучения иностранному языку, изложенных в ФГОСе, уже предусмотрен деятельностный подход – умение общаться на иностранном языке в различных формах и на разные темы, строить свое речевое и...

Доклад на тему "Метапредметный подход в обучении иностранному языку как основное требование ФГОС"

Доклад "Метапредметный подход в обучении иностранному языку как основное требование ФГОС"...