Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС второго поколения
материал на тему

Кочетова Ольга Борисовна

Выступление на заседании педсовета будет полезно как представителю администрации школы, так и любому педагогу,  интересующемуся вопросом метапредметного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_pedsovet_fevral_2016_kochetova_o.b.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС второго поколения

О.Б.Кочетова,

учитель РЯ и Л

Нижнеспасского филиала

       В учении и творчестве все правила

Ни хороши, ни плохи-

Важен результат.

А.Сент-Экзюпери

           ФГОС устанавливает требования к результатам образования, называя их личностными, метапредметными и предметными.

          Метапредметные результаты стандарт объясняет как освоенные учащимися межпредметные, надпредметные умения и УУД (общеучебные умения), способность выпускника к построению индивидуальной образовательной траектории. Наибольшую сложность вызывают метапредметные результаты. Оно состоит из известного всем учителям понятия «учебный предмет» с древнегреческим предлогом МЕТА, который обладает огромным числом значений. Выделим только те, которые по смыслу подходят к понятию «учебный предмет» и получим: посреди, вместе, вслед, затем, после, между, среди, при, за…И ещё МЕТА работает как приставка и означает:

- общность, соучастие

- общение, совместное действие

- промежуточность, положение между чем-либо

- следование за чем-либо в пространстве и во времени

- изменение, перемену.

          Т.о, метапредметный результат может означать результат, который:

- соучаствует в освоении учебных предметов;

- соединяет в некую общность учебные предметы;

- означает совокупное действие учебных предметов;

- возникает между предметами;

- возникает вслед за освоением учебных предметов;

- возникает для того, чтобы освоить учебные предметы, так сказать, обслуживает учебные предметы;

- изменяет, углубляет, расширяет понимание учебных предметов.

           К метапредметным результатам относят:

- УУД (общеучебные умения и навыки)

- межпредметные умения и навыки

- надпремдетные умения и навыки

(см схему на столах Поташник)

Под УУД понимают…

Под межпредметными умениями понимают умения, необходимые для обеспечения связей между группами предметов, умения, обслуживающие два (и более) предмета (но не все) в их взаимодействии. Специфичным для межпредметных умений является познавательное действие переноса предметных знаний и умений в новые условия их применения (использования знаний в частично новой или полностью новой, незнакомой жизненной реальной ситуации). Такие умения в своей содержательной основе опираются на знания из разных учебных предметов и обобщенные идеи.

    Под надпредметными умениями понимают умения, обеспечивающие совокупное действие учебных предметов, возникающее после и в результате осовения тех или иных учебных предметов, изменяющие, углубляющие, расширяющие понимание учебных предметов.

        Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Метапредметный подход включает в себя следующее:

 1. Это обязательно работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями.

2.  Метапредметный подход – это очень хорошее знание своего предмета, что собственно и позволяет деятельностно пересобирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания.

3. Третья особенность – это ориентация на развитие у школьников базовых способностей. Таких, как мышление, воображение, способность целеполагания или самоопределения, речевая и т.д.

4. Наконец, четвертая особенность – это новаторство в плане использования разного типа методических приемов. Таким образом, формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию, самообразованию (умению учиться).

        Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны  для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие,  учебных предметов. Принцип «метапредметности» состоит  в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.

       Приведу пример. Выпускники 11 класса на ЕГЭ по РЯ пишут сочинение по прочитанному тексту. Для выполнения этого задания им необходимо…ЕГЭ по обществознанию предполагает выполнение следующего задания: выпускнику необходимо  выбрать одно из предложенных  высказываний и раскрыть его смысл в форме мини-сочинения, обозначив разные аспекты поставленной автором проблемы.

        Т.О, такие микроумения, как выявление проблемы, составление тезиса, подбор аргументов, являются общими и различаются только предметным содержанием. Поэтому одним из важнейших аспектов совместной работы учителей РЯ и Л, истории и обществознания должно стать налаживание сотрудничества по формированию такого умения, как написание сочинения. Результатом такой работы должны стать занятия для учащихся, направленные на освоение способов написания эссе, что позволяет формировать ряд метапредметных результатов (уроки совместные по освоению способов написания эссе). Подбор аргументов из научной литературы и жизни (география, биология, история и др) …

       Главный ущерб, который понесло само образование и педагогика школы с введением ЕГЭ- это утрата интереса учащихся к тем дисциплинам, которые им не придется сдавать при поступлении в ВУЗ, т.е школа стала развивать в детях оголтелый прагматизм и циничное потребительство. Учителя перестали работать над развитием и воспитанием учащихся в угоду механическому запоминанию знаний. Из школы исчезли тонкие педтехнологии, основанные на изучении личности школьников, исчезло мотивирование детей путем возбуждения интереса, ибо все это было заменено натаскиванием, дрессировкой, шантажом, давлением, а вся педагогика свелась только к механическому запоминанию   учебного материала без какого бы то ни было его понимания. Из школы исчезла работа по развитию и воспитанию детей. Каждый учитель сегодня должен понимать, что высшим исследованием для человечества является сам человек, а высшей ценностью- жизнь человека. Любой урок должен стать для ученика уроком жизни и для жизни. Например, урок физики по теме «Механические колебания» может быть дополнен следующим. После того, когда все колебания перечислены, можно обратиться к учащимся: «Ну а человек, мы с вами? Разве у нас нет нравственных колебаний?» Каждый день, каждую минуту, каждую секунду мы совершаем нравственный выбор- это итог наших нравственных колебаний:

Шагнуть или не шагнуть?

Промолчать или ответить?

Стерпеть или не стерпеть?

Превозмочь страх, боязнь или оступить?

Ответить «да» или «нет»?

     Колебания между трудом и ленью, между правдой и ложью, смелостью и трусостью, честью и подлостью, радостью за успех другого и завистью… Действительно, каждый человек, прежде чем примет решение, должен подумать, взвесить, сделать выбор или, говоря языком науки, совершить нравственные колебания. И когда урок будет связан с жизнью, тогда даже самая сложная тема станет хорошо понятной и надолго останется в памяти.

    Почему высокие результаты тестовой аттестации в 4 кл, ОГЭ и ЕГЭ не всегда говорят о хорошей работе учителя, а невысокие результаты далеко не всегда говорят о плохой работе педагога? (ведь практика говорит о том, что если в итоге неимоверно высоких усилий учителя ученик выполнил задания на удовлетворительном уровне, который отражает его хоть и небольшие, но максимальные учебные возможности, то это эго говорит об очень хорошем учителе, и таких детей с ограниченными учебными возможностями в школах немало.

Фгос – забота настоящих педагогов-профессионалов. Чтобы работать по ФГОС, учителю нужно быть позитивным, приходить на урок с интересом к жизни, к детям, к себе. И тогда не возникнет вопроса: как мы дошли до того, что четверть наших выпускников не научены вовсе ничему? (факты по стране  - четверть выпускников 11 класса не решают задачи 4-5 классов типа шкаф стоит 3300 руб, а его сборка -10% от цены. Сколько стоит шкаф со сборкой? Или Сколько сырков по 16 руб можно купить на 100 руб? – 25 % 11-классников в 2014 году не справились даже с такими задачами) .

Сейчас выбраны задания из ОГЭ 9 кл по предметам. Прочитайте их и скажите, какие метапредметные умения должны быть сформированы у 9-классников, для того чтобы правильно выполнить предметное задание?

 Работа в группах и ответы учителей

Мы, педагоги, открывающие дверь в пространство ФГОС, должны в первую очередь ответить себе на вопросы:

Во имя кого (вопрос о смысле бытия)

Во имя чего (вопрос о ценностях)

Для чего (вопрос о цели) мы будем учить детей.

И только если мы ответим себе на все вопросы, возможно, ФГОС станет для каждого Факелом Горящим Освящающим Сердца (кто светел, тот и свят)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ»

Выступление на педагогическом совете 28.01.2015«МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ»(зам .директора по УВР О.В.Мартьянова)Установленные стандартом новые треб...

Метапредметный подход в обучении в рамках реализации ФГОС второго поколения (на примерах собственного опыта).

Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача каждого из нас, а метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на ...

ДОКЛАД «Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение«Гниловская ООШ»       ДОКЛАД    «Метапредметный подход в обучениикак основное требование ФГ...

Метапредметный подход в обучении английскому языку как основное требования ФГОС второго поколения

Данная стать посвящена проблемам использования метапредметного подхода в обучении английскому языку в 5 - 7 класссах. Сама тематика предмета « Английский язык» способствует всесторон...

Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС второго поколения

ФГОС устанавливает требования к результатам образования, называя их личностными, метапредметными и предметными.Метапредметные результаты стандарт объясняет как освоенные учащимися межпредметные, надпр...

Доклад: МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ ФГОС

Доклад: МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД  В ОБУЧЕНИИ  КАК ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ  ФГОС. В помощь учителям при выступлениях на МО....


 

Комментарии

СПАСИБООООО!