Главные вкладки

    Современные информационные технологии и интернет-ресурсы в процессе обучения английскому языку в условиях реализации ФГОС второго поколения
    статья на тему

    Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако, мы не устаем повторять, что какими бы свойствами не обладало то или иное средство обучения, информационно-предметная среда, первичны дидактические задачи, особенности познавательной деятельности учащихся, обусловленные определенными целями образования. Интернет со всеми своими возможностями и ресурсами – средство реализации этих целей и задач.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ikt_i_internet_resursy_v_obuchenii1.docx31.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    Современные информационные технологии и интернет-ресурсы

    в процессе обучения английскому языку в условиях реализации ФГОС второго поколения

    Гончарова Инна Викторовна,

                                                                                         учитель английского языка

                                    МБОУ СОШ №1 с.п. «Село Пивань»  

    Комсомольского муниципального района

    Хабаровского края

    Развитие образования в наши дни связано с повышением  уровня его информационного потенциала. Одним из достижений, значительно повлиявших на образовательный процесс во всем мире, стало создание Интернет, что буквально означает “международная   сеть”   (англ.   internationalnet).  Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако, мы не устаем повторять, что какими бы свойствами не обладало то или иное средство обучения, информационно-предметная среда, первичны дидактические задачи, особенности познавательной деятельности учащихся, обусловленные определенными целями образования. Интернет со всеми своими возможностями и ресурсами – средство реализации этих целей и задач.

    Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран. Для этого очень важно владеть информационными и языковыми компетенциями.

    Понятие интерактивности впервые появилось в трудах Г. Блумберга, Дж. Мида, пишущих о «символическом интеракционизме», рассматривающем взаимодействие между людьми «как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них» [3, с.3-4]. Вслед за С.С.Кашлевым [1 ,с. 21] мы определяем интерактивные методы как способы целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и обучаемых по созданию оптимальных условий своего развития.

    Применение технологии интерактивного обучения при изучении иностранных языков особенно важно, так как коммуникативная деятельность является как целью, так и средством обучения. Необходимо отметить тот факт, что компьютер является отличным средством интерактивного межсубъектного общения. Общаясь с компьютером, ученик может работать в посильном для него темпе, он может останавливаться, размышлять, возвращаться при необходимости, что практически невозможно в реальном общении.

    Область применения технологии интерактивного обучения достаточно широка, однако, во всех случаях пользователь, имеющий доступ к необходимой программно-технической базе, может самостоятельно проходить обучение с высокой степенью усвоения материала. Достаточно популярной разновидностью применения технологий интерактивного обучения – является использование возможностей сети Интернет.

    Специфика предмета «иностранный язык» заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности – обучение различным видам речевой деятельности – говорению, аудированию, чтению, письму. В соответствии же с психологической теорией деятельности обучение любому виду деятельности происходит в процессе выполнения этой деятельности, действий и операций с ней связанных. Поэтому для обучения учащихся различным видам речевой деятельности необходимо предоставить практику каждому ученику в том виде речевой деятельности, которой он в данный отрезок времени овладевает. В основе формирования умений в любом виде иноязычной речевой деятельности лежат слухомоторные навыки.

    Интернет со всем богатством своих ресурсов реально способствует достижению основной цели изучения иностранного языка в школе, а именно: формированию коммуникативной компетенции. Виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственные рамки, предоставляя возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные темы. Общаясь в истинной языковой среде, школьники учатся спонтанно и адекватно реагировать на различные значимые, реалистичные, интересующие и достижимые задачи, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а  не шаблонную манипуляцию языковыми формулами.

    Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс (при условии соответствующей дидактической интерпретации), более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

    • формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
    • совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов Интернет, мультимедийных средств также соответственно подготовленных учителем;
    • совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети;
    • совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров;
    • пополнять свой словарный запас как активный, так и пассивный лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;
    • знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;
    • формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования "живых" материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебника, а "горячих" проблем, интересующих всех и каждого.

    Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются:

    • повышение мотивации к изучению языка;
    • развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
    • увеличение объема лингвистических знаний;
    • расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
    • развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.

    Мы, учителя английского языка, используем ИКТ для различных целей: повышения профессионального мастерства, совершенствования языковых и речевых умений, поиска информации, переписки с друзьями и коллегами, создания дидактического материала для уроков, проверки домашнего задания, работы над проектами разного уровня.

    Только учебника и учителя для формирования самостоятельности мышления, способности к рефлексии (размышлению, самонаблюдению, самооценке) недостаточно. Необходим широкий спектр информации, отражающей разные точки зрения на одну и ту же проблему, предоставляющей учащимся пищу для размышлений, критического анализа, обобщений, самостоятельных выводов и решений.

    Рассмотрим основные виды лингводидактических задач, которые можно решать с помощью ИКТ, то есть лингвометодические возможности применения компьютерных средств обучения при овладении аспектами языка, формировании навыков и умений в различных видах речевой деятельности.

    При обучении фонетике:

    С помощью ИКТ часто используется прием визуализации произношения. Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов. Использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяет скорректировать фонетические навыки.  Компьютер предлагает список слов для перевода и фонетической отработки. Возможна запись произносимого слова или фразы  ученика с целью контроля, самоконтроля и корректировки.

    При обучении письму:

    Фиксировать свои высказывания и высказывания других, выписывать из прочитанного, трансформируя материал, написать письмо, открытку, эссе, заполнить бланк и т.д. Использование компьютера при обучении письму придает этому процессу больший динамизм. Учащиеся сами набирают тексты своих сочинений, учатся работать с текстовыми редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики. Они переписываются со сверстниками из других стран, отправляют учителю для проверки свои сочинения и творческие работы, принимают участие в школьных и районных проектах.

    При обучении грамматике:

    Использование ИКТ на уроке грамматики возможно при изучении практически любой темы. При правильном расположении, удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении (произношение примеров на иностранном языке) материал будет восприниматься легче и быстрее школьниками, так как будет задействована большая часть рецепторов. Меньшими станут и затраты времени на уроке - исчезнет необходимость записывания материала на доске.

    И с помощью ИКТ интереснее можно провести контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ и оказание справочно-информационной поддержки (автоматизированные справочники по грамматике, системы обнаружения грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровнях).

    При обучении лексике:

    На основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности; расширение пассивного и потенциального словарей обучаемых; оказание справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов). Упражнения для овладения лексикой, грамматикой и синтаксисом. Возможны такие виды работы, как:

    •  упражнения на заполнение пропусков. В случае неверного ответа возможны следующие варианты развития событий:
    • запрет обучаемому переходить к следующему заданию или предложению;
    • переход обучаемого к следующему заданию или предложению с последующей их корректировкой, а именно выделение другим цветом правильного ответа или проставление знака “крестик”, означающего неверный ответ;
    •  упражнения в виде кроссвордов, где при написании слова неправильная буква высвечивается серым, а не чёрным цветом;
    •  упражнения в виде игры на составление предложений, во время которой обучаемый наводит курсор на необходимое слово, которое после этого перемещается в составляемое предложение и становится за последним перемещённым словом.
    •  упражнения в виде игры “ Охотник “, которая может быть в таких вариантах:
    • выстрел производится после аудирования слова по нужной дефиниции (картинке);
    • выстрел производится после написания слова.
    •  учащемуся предлагается соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или антонимов;
    •  учащемуся предлагается список иностранных слов и перечень дефиниций этих слов. От учащегося требуется соединить каждое слово с соответствующей ему дефиницией (картинкой);
    •  упражнения “Найди ошибку“, в котором предлагается исправить то или иное слово в соответствии с данной ситуацией.

    При обучении чтению:

    ИКТ позволяет совершенствование навыков техники чтения за счет применения таких приемов, как варьирование поля восприятия и темпа предъявления, изменение расположения текста ит.д.; закрепление рецептивных лексических и грамматических навыков чтения; овладение умениями извлечения из текста смысловой информации различных видов (основной, второстепенной, уточняющей и т.д.); обучение различным видам анализа текста; формирование умения самостоятельного преодоления языковых трудностей; оказание справочно-информационной поддержки путем предоставления языковой или экстралингвистической информации (за счет использования автоматических словарей, электронных энциклопедий); контроль правильности и глубины понимания прочитанного текста.

    При обучении аудированию:

    Формирование фонетических навыков аудирования; контроль правильности понимания прослушанного текста; умение понимать аутентичную речь.

    В своей работе мы также используем возможности ИКТ для решения комплексных задач, поэтому для тренировки умений и навыков аудирования используются мультимедийные уроки и задания. Источниками таких заданий являются мультимедийные уроки и Интернет. Интернет - богатый источник  аудио записей. Например, существует сайт, где есть необходимые песни "на все случаи жизни" –  текст песни и музыка.

    При обучении говорению:

    Формирование фонетических навыков говорения; организация общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр на базе симулятивно-моделирующих программ. Умение сообщить, объяснить, одобрить, убедить, поздравить, дать описание и т.д. Учащимся предлагаются сайты по определённой тематике, связанной с изучаемой в УМК темой. Например, при изучении темы «Лондон» учащиеся совершают виртуальное путешествие по городу и рассказывают о том, что они видят. Может осуществляться парная работа, при которой учащиеся разыгрывают диалог между жителем Лондона или гидом и приезжим.

    При обучении переводу:

    Формирование лексических и грамматических навыков перевода; контроль правильности перевода; овладение умением редактирования текстов переводов с использованием текстовых редакторов и систем машинного перевода; оказание справочно-информационной поддержки (применение автоматических словарей, глоссариев, систем подбора антонимов и синонимов).

    Рассмотрим использование компьютерных технологий на уроке английского языка.

    Урок – проект. На подготовительном этапе используется Интернет для сбора информации Следующий этап: выполнение презентации в программе PowerPoint. Выступление: использование презентаций, компьютерных обучающих программ, таблиц, диаграмм. Очень интересно наблюдать за развитием учащихся в их презентациях. Для каждого ребенка это возможность выразить и показать себя, свои интересы, приобретенные навыки. Ученики делают презентации о себе по пройденным темам, на слайдах они размещают свои фотографии, картинки, ключевые слова, фразы, которые помогают им сделать сообщение по теме. Такие выступления вызывают большой интерес одноклассников и много вопросов, что является хорошим стимулом для разговора на языке. Были представлены презентации на следующие темы: «Моя семья», «Мои увлечения», «Моя квартира», «Моя школа», «Мой день рождения», «Мой день». Презентации учащихся это не только рассказы о фактах своей жизни и своего окружении, но и попытка прокомментировать их и высказать свое мнение, а если его нет в выступлении, одноклассники обязательно поинтересуются. Этот интерес к мнению друзей соответствует возрастным особенностям.

    Изучение новой темы.

    Использование наряду с традиционной технологией  обучения  возможностей ИКТ поможет учителю в подборе разнообразного материала, как правило, более интересного.

    Итоговый урок:

    ИКТ позволяет использовать на уроке тесты более рационально и экономит время урока. Учащиеся могут узнать свой результат сразу  после тестирования.Применение ИКТ  дает возможность избежать субъективности оценки.

    Использование компьютерных технологий в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по английскому языку. ИКТ позволяют более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого. Практическое использование ИКТ предполагает новый вид познавательной активности учащегося, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.

    Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.

    Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка способствует повышению мотивации учащихся и активизации их речемыслительной деятельности, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися.

    Эти технологии открывают широкие возможности преподавателям, которые ищут в данных технологиях дополнительные средства для решения своих профессиональных задач. Новейшие информационные технологии в обучении позволяют активнее использовать научный и образовательный потенциал ведущих университетов и институтов, привлекать лучших преподавателей к созданию курсов дистанционного обучения, расширять аудиторию обучаемых.

    Проанализировав опыт применения  ИКТ на уроках иностранного языка и во внеурочное время, можно сделать вывод:

    • мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения:
    • способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;
    • улучшают качество усвоения материала;
    • позволяют индивидуализировать процесс обучения;
    • дают возможность избежать субъективности оценки.

    Методы, формы обучения:

    В рамках занятий предусмотрены такие методы работы как:

    - поиск необходимой информации, и ее переработка;

    - создание презентаций и фильмов по заданной теме;

    - выполнение лексических, грамматических тестов с анализом результатов;

    - прослушивание аудиозаписей;

    - электронная переписка с носителями языка;

    - творческие и исследовательские задания и т.д.

    На занятии учащимся предлагается создать свою электронную почту и написать письмо учителю. Предлагается следующая работа с Интернет-ресурсами:

    - учащиеся развивают творческие способности на сайте www.dvolver.com, знакомятся с правилами создания мультфильма на сайте, проектируют сюжет, героев и общий дизайн мультфильма, а также титры на английском языке;

    - совершенствуют лексические навыки, знакомятся с новой лексикой, закрепляют изученный на уроках английского языка материал в игровой форме. Осуществляют поисковую работу в словарях различной направленности с помощью - www.puzzlemaker.com www.yandex.ru, www.britishcouncil.com;

    - изучают, закрепляют и тестируют грамматические формы английского языка на таких сайтах как http://www.homeenglish.ru, http://www.english.language.ruhttp://www.study.ru, http://www.native-english.ru,

    - занимаются поисковой работой для создания фильмов, презентаций, исследовательских проектов на www.google.com, www.yandex.ru и других поисковых сайтах по темам лингвистики и страноведения;

    - участвуют в творческих конкурсах и проектах в помощью таких ресурсов как http://www.nic-snail.ruwww.masterenglish.ruwww.beikerstreet.ru;

    - слушают аудиофайлы и выполняют аудиотесты на http://school-collection.edu.ruwww.britishcouncil.org/learnenglish, http://lessons.study.ruhttp://www.onestopenglish.com/что нацелено на работу с текстовой информацией. Здесь особенно интенсивно отрабатываются навыки смысловой компрессии текса, его переработки, и презентации информации в более сжатой форме. Учащиеся работают с различными видами текста – стихи, рассказы, новости, представленные в аудио-формате;

             - просматривают и обсуждают видеоролики на www.youtube.comwww.webcam.comwww.googleplanet.com;

    - общаются со сверстниками на сайте www.mail.ru, знакомятся с особенностями английского языка в общении по интернету – сокращения, аббревиатура, символы.

    Использование Интернета в учебном процессе также позволяет создавать реальную языковую среду для изучающих иностранный язык. Это происходит благодаря возможности реального общения с носителями языка в отсроченном режиме (электронная почта, оff-line-телеконференции) или в режиме реального времени (телеконференции в режиме реального времени – Chat, видеоконференции). Участие в конференциях дает возможность задать интересующий вопрос, поднять проблему, обменяться мнениями и опытом, что способствует повышению познавательной активности у учеников.

    Выводы:

    1. Использование информационных технологий дает толчок к развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учеников на более высоком уровне.
    2. Использование интерактивных компьютерных технологий в курсе обучения иностранному языку способствует реализации целей иноязычного общения во всем их разнообразии: познавательной, развивающей, воспитательной, практической.
    3. С их применением появляется возможность адаптировать содержание учебного материала к индивидуальным способностям учеников с учетом их знаний, умений и психологических характеристик.
    4. Использование интерактивных компьютерных технологий способствует осуществлению объективного и полного контроля навыков и умений учеников.
    5. Информационные технологии обучения обладают более высокой дидактической эффективностью по сравнению с традиционными методами и средствами поддержки обучения. При этом высокий уровень интереса обучающихся, обусловленный поначалу технологической стороной используемых электронных средств, способствует в дальнейшем росту интереса к изучению иностранного языка как средства межкультурной коммуникации.

    Список литературы

    1.  Владимирова Л.П. «Интернет на уроках иностранного языка» - ИЯШ №3, 2003.
    2. Кашлев, С.С. Интерактивные методы развития экологической культуры учащихся: пособие для педагогов/ С.С.Кашлев // Минск: Зорныверасень, 2007. – 148 с.
    3. Ольховская, Л.И. Золотая рыбка в сети. Интернет-технологии в средней школе. (Практическое  руководство) Под редакцией Ольховской Л.И., Рудаковой Д.Т., Силаевой А.Г. – Москва: Прожект Хармони, Инк., 2001. – 127 с.
    4. Полат Е.С. Формы и методы использования  Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка //Иностранные языки в школе –  № 2, 3  2001. – С. 13-17, С.3-7.
    5. Штейнберг, В.Э. Теоретико-методологические основы дидактических многомерных инструментов для технологии обучения/ В.Э. Штейнберг // Екатеринбург, 2000.
    6. Sears, Robert. Child Development/ Robert R Sears // – New York, 1970. – 416 p.

    Примеры деятельности учеников:
    -  написание различных видов письменных сообщений (электронное письмо, личное письмо, письмо-заявка, письмо-запрос, рекламные объявления, бронирование гостиничного номера и т.д.) на электронный адрес учителя – в своей работе использую данный прием, так как это позволяет сократить время на проверку, позволяет ученикам развивать свои навыки владения компьютером, ученикам «приятнее» писать письмо конкретному человеку, а абстрактной личности.

    - выполнение проектов по социокультурной тематике: «7 чудес России» - аналогия тематики учебника «Достопримечательности Англии» - поиск информации в различных источниках сети Интернет, использование картинок, оформление презентаций; этот прием позволяет ученикам получить навыки поиска источников информации в интернете, практика в работе с программой MicrosoftWord и PowerPoint, помимо этого ученики получают навыки презентации своих проектов.

     - подготовка диалогов по темам учебника  при помощи программы Skype (два ученика)

    - подготовка дискуссий (телепередачи, радиопередачи, девичники, пижамные посиделки и т.д.) – при подготовке ученики пользуются различными источниками сети интернет для поиска необходимой информации, могут пользоваться приемами видеоконференции для обсуждения проекта (3-4 учеников)

    - подготовка к различным викторинам («А знаете ли вы?» - по англоговорящим странам, «Что новенького и интересненького?» - подостки в России и за рубежом), анкетированиям («Как мы питаемся?», «Как вы следите за здоровьем?»)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обучение русскому языку в условиях реализации ФГОС второго поколения основного общего образования

    Цель современного российского образования:полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и ...

    ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.

    ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ....

    Моделирование современного урока английского языка в рамках реализации ФГОС второго поколения.

       Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.......

    Инновационные подходы к обучению иностранным языкам как основа реализации ФГОС второго поколения

    Автор рассматривает инновационные пдходы к обучению иностранным языкам в свете требований ФГОС ....