Главные вкладки

    Организационно-педагогические условия преемственности в преподавании иностранных языков в условиях реализации ФГОС второго поколения
    статья (10 класс) на тему

    Смирнова Ирина Викторовна

    Доклад

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Организационно-педагогические условия преемственности в преподавании иностранных языков в  условиях реализации ФГОС второго поколения

    1. Цели современного образования и их обеспечение Федеральной целевой программой образования на 2011-2015гг.

    В последние десятилетия, при переходе к постиндустриальному  обществу, логика развития производственной сферы привела к осознанию того, что истинное совершенствование жизни связано не столько с внешней образованностью человека, усвоением той или иной системы знаний и умений, сколько с развитием его ума и способностей, системы ценностей и мотивационных установок. Сегодня это не только вопрос успешности в жизни, что, естественно, очень важно. Но это еще и вопрос безопасности и конкурентоспособности страны, условия ее расцвета и мирного развития, соответственно, основной целью образования в современном обществе является: Обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

    Современный этап модернизации российской системы образования ознаменовался появлением ряда новых федеральных и региональных нормативно-правовых документов, позволяющих создать условия для удовлетворения потребностей граждан России, общества и государства в качественном образовании. В первую очередь, это позволило внести  определенный вклад в систему непрерывного образования путем внедрения новых механизмов регулирования в сфере образования, обновление структуры, и что самое важное, содержания образования.

    Основополагающим документом на современном этапе является федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015г.г., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 7.02.2011г. №61. Одной из приоритетных задач данной программы является создание современной системы непрерывного образования.

    С целью создания необходимых условий реализации первоочередных задач Программы, были утверждены федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального образования 06.10.2009г. и основного общего 17.12.2010. ФГОС полного общего образования находятся в стадии разработки, и буквально через 2-3 месяца планируется их утверждение.

    К особенностям ФГОС второго поколения для основной школы относятся:

    • сохранение преемственности между начальной и средней школой;
    • включение в ФГОС основной школы изучение второго иностранного языка, что дает возможность введения с 5 класса второго иностранного языка в рамках основной программы на бесплатной основе;
    • вариативность предложенных примерных программ, которые учитывают разнообразие типов общеобразовательных учреждений;
    • включение в содержание предмета «иностранный язык» систему научных понятий и соответствующие им способы действий, позволяющие создать необходимую основу для формирования теоретического рефлексивного мышления у школьников. Это способствует плавному переходу учащихся от учебной деятельности как умения учиться к учебной деятельности с элементами самообразования и саморазвития в основной школе;
    • включение обучающихся в проектную и исследовательские формы учебной деятельности. 

    Можно особо выделить среди важнейших положительных сторон стандартов и программ по иностранным языкам для начальной и основной школы преемственность стандартов 1 и 2 поколений, которая проявилась в целях и задачах, в сохранении основных подходов к формированию содержания образования: личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного.

    1.  Реализация в школе основных требований стандартов ФГОС

    Для нашей школы вопрос осуществления личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов в организации образовательного процесса и обучении не является  новым. На протяжении 10 лет, начиная с 2001 года, наша школа является городской экспериментальной площадкой по внедрению технологии деятельностного метода обучения, что по сути своей, является мощным инструментом деятельностного подхода к обучению, инструментом для построения единого образовательного пространства.

    С 2010  наша школа является пилотной по внедрению стандартов ФГОС второго поколения, разработана ООП, рабочие программы по всем предметам, в том числе и по английскому языку, уже во 2-х классах, т.е. идет опережение внедрения новых стандартов на год.  

    Основные требования, которые заложены в стандартах второго  поколения, это требования к:

    - результатам освоения начальной и основной образовательной программы основного общего образования;

    - структуре начальной и основной образовательной программы начального и основного общего образования;

    - условиям реализации основной образовательной программы начального и общего образования.

    Впервые, в соответствии с ФГОС планируемые результаты основного образования классифицируются как личностные, метапредметные и предметные, причем личностные результаты обучения и воспитания выдвигаются на первое место.

    Результаты образования можно разделить на два типа: результаты, подлежащие проверке и аттестации и результаты, которые не подлежат формализованному итоговому контролю, т.е. те результаты, которые отражают индивидуально-личностные позиции учащихся, характеризуют их социальные чувства. Результаты, которые подлежат проверке и аттестации это – метапредметные и предметные результаты. Экзамен в формате ЕГЭ не только обеспечивает объективное выявление у учащихся уровня сформированности умений основных видов речевой деятельности и способности учиться в ВУЗе. КИМ по английскому языку носят деятельностный  характер и  построены на коммуникативно-когнитивном и компетентностном подходах. Они проверяют, не только, что знает экзаменуемый о языке, а насколько реально владеет иностранным языком.

    К концу обучения в основной школе учащиеся должны решить, где учиться дальше. Чтобы успешно завершить основную школу, учащиеся должны достичь допорогового уровня А2 иноязычной коммуникативной компетенции, освоить современные технологии изучения иностранного языка, сформировать универсальные и исследовательские умения, быть готовыми, в том числе и психологически, к выпускному экзамену по иностранному языку. Подготовка к выпускному экзамену ГИА должна начинаться уже с 5 класса.

    Работа в этом направлении в школе ведется давно. Все гимназические классы по итогу учебного года сдают обязательные переводные экзамены в формате, приближенным к ГИА. Во время экзаменов проверяем у учащихся уровень сформированности умений основных видов речевой деятельности, а так же  уровень владения УУД. Экзамен включает в себя контроль всех четырех видов речевой деятельности и проводится в два этапа: устная часть экзамена и письменная часть в формате ГИА.

    Центр образования 1449 располагает всеми необходимыми условиями – финансовыми, материально-техническими, кадровыми для реализации требований новых стандартов образования. Немного об условиях:

    - кадровый состав: 7 учителей английского языка и 1 учитель французского, из них 6 учителей имеют высшую квалификационную категорию, и два – первую. Все учителя имеют высшее лингвистическое образование.

    - материально-техническое оснащение школы:

    В школе  8 кабинетов, все оборудованы аудио, видеоаппаратурой. В каждом кабинете есть компьютер с выходом в интернет, проектор, экран, сканеры, принтеры, ксероксы. В распоряжении учителей имеются кабинеты, оборудованные интерактивными досками.

    Все учителя активно используют возможности ИКТ на уроках и во внеурочное время. ИКТ способствует расширению образовательного пространства школы.    Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет реализовать целый комплекс задач, организовать на уроке парную и групповую форму работы. Активно вошли в учебный процесс в нашей школе мультимедийные проекты-презентации, их, в зависимости от целей и типа урока,  готовят как учителя самостоятельно и совместно с детьми, так и сами учащиеся. Интерактивная доска дает возможность создавать активную обучающую среду на уроке, вовлекать в коллективную деятельность всех учащихся, концентрировать их внимание, предлагать индивидуальные задания, распределять роли и контролировать процесс усвоения языкового материала. В начальной школе все классы оснащены интерактивными досками, так что в среднюю школу приходят учащиеся с достаточным  опытом работы. В пятом классе, например при домашнем задании по теме «Животные» рассказать о любом из животных, учащиеся, по собственной инициативе,  приходят на урок с готовой презентацией. В школе имеется медиатека программного обеспечения. Используются мультимедийные программы:

    ОП реализуется через урочную и внеурочную деятельность. Структура преподавания иностранного языка представлена на схеме.

    Система дополнительного образования включает в себя:

    - занятия в группах дошкольников и учащихся первых классов;

    - дополнительные развивающие занятия во 2-9 классах;

    - элективные курсы согласно индивидуальным учебным планам в 10-11 классах;

    - кружковая и клубная работа: клуб «Страноведение. Англоязычные страны».

    Все элементы представленной структуры тесно взаимосвязаны по содержанию и технологии проведения занятий, что позволяет осуществлять преемственность в основном и дополнительном образовании.

    В новом ФГОС особое внимание уделено внеурочной деятельности школьников, она объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач и их социализации. Виды и направления внеурочной деятельности в нашей школе:

    • экскурсионная и туристическая деятельность;
    • художественная (конкурсы газет на английском языке, театральные постановки);
    • познавательная (викторины, тематические мероприятия);
    • досугово-развлекательная (концерты, праздники);
    • участие в конкурсах:

    - Второй открытый конкурс молодых исполнителей песен на иностранных языках «Весна. Песня. Музыка -2011». СВАО г. Москвы

    - Окружной конкурс знатоков английского языка- 2011. Команда уч-ся 4-х классов – номинация.

    - Городской конкурс школьных проектов «Прорыв» по лингвистике и международной коммуникации МГПУ -2011-2012 – две номинации.

    - Окружной конкурс «Спорт и здоровый образ жизни» -2011, 3 класс – 2 место, две команды 6 классов – 5 место.

    - Окружной конкурс “My dear Teacher”-2010 –2011, 1 и 2 место.

    - Окружной конкурс «Весь мир поет» для уч-ся 4-х классов, номинация.

     - Всероссийский конкурс читателей книг на английском языке изд-ва  Macmillan – ежегодно 4-5 дипломантов.

    Таким образом, мы считаем, что в школе уже имеется достаточная база для реализации задач современного образования.

    Преемственность между начальной, средней и старшей школой осуществляется в трех направлениях:

    - содержание образования

    - технология

    - методика

    Содержание образования.

    Что касается содержательной составляющей требований ФГОС, то школа не формирует содержание образования, а выбирает те средства реализации образовательной программы и стандартов, которые, по мнению школы, могут  наиболее полно соответствовать достижению целей образования с учетом специфики школы.  Одним из основных средств реализации образовательных программ и стандартов, конечно же, является учебник. Он должен соответствовать основному содержательному минимуму ФГОС. Все учебники, входящие в федеральный перечень соответствуют предъявляемым требованиям стандарта:

    Наша школа не является школой с углубленным изучением языка, и в то же время, в школе имеются гимназические классы, где дети изучают английский язык  с 5 по 11 класс на повышенном уровне. Формирование гимназических  классов  происходит в начале второй ступени обучения  в пятом классе, где, естественно, прерогатива выбора профиля обучения принадлежит родителям, а не  самим учащимся. Формирование же лицейских классов происходит на более позднем уровне – в восьмом классе, т.е. более осознанно, самими учащимися. При такой ситуации очень важен выбор для школы такого учебного комплекса, который мог бы удовлетворить запросы учащихся на разных уровнях обучения и позволял бы соблюдать преемственность не только по годам обучения, но и при переходе учащихся из одного профиля в другой.  

    МО учителей английского языка в выборе учебника остановилось на УМК «Английский в фокусе» - это совместная продукция российского издательства «Просвещение» и британского издательства “Express Publishing”. В нем нашли отражение традиционные подходы и современные тенденции российской и зарубежных методик обучения иностранному языку.

    УМК Spotlight отвечает требованиям Федерального государственного стандарта начального и общего образования по  иностранным языкам, а также соответствует стандартам Совета Европы.  В гимназических классах наряду с данным учебником используются пособия, которые предоставляют возможность обеспечить повышенный уровень преподавания.

    Мы стараемся  соблюдать преемственность в содержании основного и дополнительного образования, поэтому очень важен выбор пособий для дополнительных развивающих занятий учащихся. Данные пособия должны хорошо сочетаться с основным учебным материалом. На МО учителей английского языка учителя обсуждают не только выбор пособия, единого для той или иной параллели, но и выбирают те пособия, которые согласовывались бы по содержанию на всех годах обучения, т. е. соблюдалась бы преемственность не только по горизонтали, но и по вертикали.

    Технологии обучения.

    Большая часть требований стандартов уже реализуется в школе в предмете иностранный язык.

    Во-первых, сама специфика предмета иностранный язык способствует осуществлению личностно-ориентированного, деятельностного, компетентностного и коммуникативно-когнитивного подходов и  даёт возможность учащимся освоить те требования, которые заложены в новых стандартах.

    Во-вторых, в школе уже имеется опыт, полученный инновационной площадкой ГЭП по реализации технологии деятельностного метода, который включает в себя:

    • все виды деятельности;
    • рефлексивный анализ собственной деятельности;
    • тренинг коммуникативных способностей.

    В среднюю школу приходят дети, которые показывают не только предметные, но и метапредметные результаты. Учащиеся начальной школы демонстрируют  сформированность не только общеучебных умений и навыков, но и освоение ими УУД познавательных, регулятивных и коммуникативных, таких  как поиск и выделение основной информации, осознанное построение речевого высказывания, осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, целеполагание, планирование, рефлексия.

    Тесное сотрудничество  МО учителей начальной школы и учителей английского языка позволяет осуществлять взаимообогащение опытом работы. Учителя английского языка и начальной школы находят совместные решение проблем в построении структуры урока, технологии и методики его проведения таким образом, чтобы каждый последующий урок был продолжением предыдущего не только с точки зрения содержания, но и технологий, позволяющих формировать необходимые УУД, компетенциии.

    В условиях перехода на ФГОС-2 перед средней школой встали вопросы: 

    • как активно включиться в работу с точки зрения преемственности по внедрению стандартов;
    • как продолжить работу по формированию компетенций и УУД, так как в среднюю школу через два года придут дети, у которых уже заложена их основа;  
    • как на этапе перехода к ФГОС разработать такую программу, чтобы она не стала очередной формальной бумажкой, а «дорожной картой», помощником при переходе.

    Первым шагом  по подготовке к работе по новым стандартам в школе был проведен педсовет, на котором были изучены требования ФГОС второго поколения, изучение которых продолжилось на заседаниях МО.

    Изучив нормативные документы, и, осознав основные задачи, которые стоят перед современным учителем, мы решили начать с самих себя. Ведь только компетентный учитель, владеющий профессиональными компетенциями (профессиональными качествами), способен формировать и развивать УУД и компетенции учащихся.

    Научно-методический совет школы разработал:

    • памятку компетенций  учителя, которая включила в себя компетенции в области предметно-методологической, психолого-педагогической, коммуникативной, валеологии, в области управления системой «учитель-ученик», в области управления исследовательской деятельностью.
    • карту, определяющую профессиональный уровень владения компетенциями.

    Эти  два документа позволяют учителю самостоятельно определить уровень своих профессиональных компетенций, помогают выбрать необходимое направление и формы деятельности для профессионально роста.

    Далее НМС школы была разработана и рекомендована учителям как руководство к деятельности технологическая карта развития УУД и компетенций учащихся ( она находится в раздаточном материале).

    • в технологическую карту развития УУД и компетенций учащихся учителями английского языка были внесены коррективы в связи со спецификой предмета, данная карта стала основным инструментом разработки структуры урока.
    • Универсальная технологическая карта формирования и развития УУД  и компетенций у учащихся позволяет учителю самостоятельно определить те компетенции и УУД, которые возможно сформировать на конкретном уроке в системе занятий по  конкретной теме. Было отмечено, что специфика предмета иностранный язык, позволяет формировать   в той или иной степени  все виды компетенций, которые нацеленны на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов практически на каждой теме.

    На заседаниях МО  учителя иностранных языков обсудили разработанные коллегами рабочие программы для начальной школы и утвердили их, так же были согласованы и утверждены  программы дополнительного образования и единых критериев оценивания.

    Деятельностный подход к образованию требует и соответствующих ему образовательных технологий, позволяющих создать живую атмосферу на уроке, максимально включит всех учащихся в познавательную деятельность.

    Мы часто посещаем уроки  коллег и охотно приглашаем на свои уроки, делимся удачным опытом и принимаем советы

    • технологии обучения в сотрудничестве (дидактические игры, ролевые и деловые игры, совместное составление рассказов, драматизация,  написание эссе и рассказов, писем из стран изучаемого языка);
    • коммуникативно-когнитивные технологии (составление концептуальных карт, работа с карточками разных типов, работа с таблицами разных типов, схемами, монтажи, коллажирование, проектный метод,  мозговой штурм,  дискуссии, круглые столы, учебные конференции);
    • информационно-коммуникационные технологии (аудио и видео-технологии, компьютерные и Интернет-технологии);
    • здоровьесберегающие технологии (смена видов деятельности (говорение, чтение, письмо и т.д.); чередование видов активности (интеллектуальной, эмоциональной, двигательной); включение «разрядок» (игр, разучивание стихов, песен, физкультурных пауз на ИЯ).

    Мы часто посещаем уроки  коллег и охотно приглашаем на свои уроки, делимся удачным опытом и принимаем советы.

    В нашей школе взаимопосещение уроков -  привычное дело, оно происходит как между учителями начальной и средней школы, так и между коллегами по предмету. Основная цель взаимопосещений - обмен опытом  формирования и развития УУД и компетенций учащихся, рассматриваются профессиональные компетенции учителя, даются рекомендации.  

    Анализируя свои собственные уроки и уроки коллег мы, прежде всего, обращаем внимание на методическую выдержанность урока с точки зрения используемой технологии, насколько органично он вписывается в систему уроков по данной теме, насколько максимально включены учащиеся в самостоятельную познавательную деятельность.

    С нашей точки зрения – хороший урок – это:

    - индивидуализация  урока – одни и те же темы изучаем  в разных параллелях, но проблемы должны быть релевантными по возрасту, учитывается тип характера учащихся и самого учителя.  Действия учителя,  вербальные и невербальные, имеют большое значение, это создает положительные условия для мотивации обучения и, как следствие, происходит более прочное усвоения учебного материала.

    - речевая направленность урока – урок на языке, а не о языке, так же является сильным мотивационным фактором и непременным условием урока.  Как учителю удается создавать речевые ситуации: реальных, условных и проблемных должно быть на каждом уроке.  

    - новизна на уроке - мощный фактор мотивации, урок не должен быть прогнозируем для ученика, необходимо использовать новые формы работы на уроке, в том числе и проектную, и групповую, конференции, дебаты, драматизации.

    - создание языковой среды - урок только на языке, дети не должны бояться общения, только сильный учитель позволяет живую атмосферу на уроке.

    Выводы:

    • В школе имеются достаточные кадровые и материально-технические условия для реализации требований ФГОС.
    • Структура преподавания иностранного языка в школе позволяет осуществлять задачи, поставленные стандартами второго поколения.
    • Работа по внедрению ФГОС -2 в школе обеспечивает преемственность формирования УУД и компетенций на всех ступенях образования.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    статья "Преподавание биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения"

    статья "Преподавание биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения"...

    Системно-деятельностный подход в преподавании предмета «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС второго поколения

    Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

    Организационно-педагогические условия преемственности в преподавании иностранных языков в начальной, средней и старшей школах в условиях реализации ФГОС второго поколения.

    Основной целью образования в современном обществе является: Обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации....

    Особенности системно-деятельностного подхода в преподавании иностранного языка в свете ФГОС второго поколения

    Раскрытие основных особенностей системно - деятельностного подхода на уроках английского языка...

    Педагогические находки в преподавании курса «Технология» при реализации ФГОС второго поколения.

    Сегодня многие спорят о том, нужен ли предмет технология в школе. Есть такие школы, в которых этот предмет больше не существует, а в других его заменяют информационными технологиями. Но независимо от ...

    Педагогические находки в преподавании курса «Технология» при реализации ФГОС второго поколения.

    Сейчас в образовании происходит обновление и это обновление называется ФГОС второго поколения. Отличительная особенность ФГОС второго поколения это системно-деятельностный подход, главной целью которо...

    Педагогические находки в преподавании курса «Технология» при реализации ФГОС второго поколения.

    Сейчас в образовании происходит обновление и это обновление называется ФГОС второго поколения. Отличительная особенность ФГОС второго поколения это системно-деятельностный подход, главной целью которо...