Применение современных образовательных технологий в обучении английскому языку в рамках реализации стандартов второго поколения
статья по английскому языку на тему

Описание опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение современных образовательных технологий  в обучении английскому языку в рамках реализации стандартов второго поколения

«Дай человеку рыбу, он съест ее, но через некоторое время проголодается опять, а научи человека ловить эту рыбу, он будет сыт всю жизнь».

Teaching is so much more than just a way of making money - it's a unique profession where by giving you're getting, by teaching you're learning, by growing older you're getting younger.            

 

      В настоящее время обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации современного школьного образования, ориентированное на достижение качественно новых результатов   посредством реализации парадигмы деятельностного развития, где основным результатом  образования  является развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. Перспективное развитие школы 21 века ориентировано на переход от образования как передачи ученику знаний к продуктивному образованию, от исключительной парадигмы знаний к личному развитию ребенка, развитию его души.

     Целью моей работы считаю выполнение социального заказа общества - воспитание креативного, умеющего нестандартно мыслить, мобильного и способного применить на практике свои знания человека, осознающего, что «надо много учиться, чтобы понять, что знаешь мало»;  развитие  интереса к накоплению знаний, к непрерывному самообразованию.

     Моя главная задача - создать и организовать условия, инициирующие детское действие, используя  основные средства - учебную ситуацию и учебное задание; вовлечь учащихся в учебную деятельность с акцентом на осознание «смыслов» и использование знаний.

     В настоящее   время  я работаю по предметной линии учебников «Английский язык» под редакцией В.П. Кузовлева для 2-11 классов. Методический комплект создан на основе современной научной концепции иноязычного образования  «Развитие индивидуальности  в диалоге культур». В этом курсе я реализую  основные методические принципы коммуникативного иноязычного образования:

1) принцип овладения иноязычной культурой через общение;

2) принцип комплексности;

3) принцип речемыслительной активности и самостоятельности;

4) принцип индивидуализации процесса образования;

5) принцип функциональности;

6) принцип ситуативности;

7) принцип новизны.

     Данный курс использует образовательную технологию, в основе которой лежит действенный механизм ее реализации, а именно подлинно гуманистическое общение, что и делает процесс иноязычного образования эффективным. Фактически процесс иноязычного образования является моделью процесса общения, в котором  я как учитель и ученик выступаем как личностно равные речевые партнёры. Такое общение служит каналом познания, средством развития, инструментом воспитания и средой учения. Оно обеспечивает рождение личностного смысла деятельности ученика, поскольку построено на диалоге, в котором всё спроецировано на его личность, удовлетворяет его интересы, построено на уважении к его личности, внимании к ней, на желании сотрудничать и помочь в овладении иноязычной культурой, культурой умственного труда, умения учиться. Всё это и закладывает основы реального диалога культур.

      Я занимаюсь проблемами « Применение современных образовательных технологий при изучении английского языка в рамках реализации стандартов второго поколения» и « Проблемы обучения письменной речи для целей межкультурного взаимодействия». Мои  действия направлены на достижение метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.  Я как современный педагог  должна не просто давать теоретические знания, но должна уметь показать, как важно применить эти знания в жизни, и тогда у наших детей появится мотивация, практическая заинтересованность в процессе обучения и его результатах.

      В своей работе я применяю современные образовательные технологии (личностно-ориентированное обучение: обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, метод проектов, интерактивное обучение, проблемное обучение, а также  информационно-коммуникационные технологии). Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике, и я стараюсь придерживаться основного принципа этого направления: в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. 

      Проблемное обучение помогает организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, направленную на решение коммуникативных задач; разноуровневое обучение, а именно подбор учебного материала, а также выбор способа его презентации с учётом разного уровня сформированности навыков и развития коммуникативных умений у учащихся.

      Метод проектов освоен мною давно. В современной педагогике большое внимание уделяется способности применения полученных знаний на практике, то есть в жизни. Актуальность метода проектов неоспорима. Учащиеся имеют возможность реально использовать свои знания в различных видах жизнедеятельности. Они приобретают навыки профессии журналиста, работника архива, сотрудника научно – исследовательского института, секретаря, редактора.  Примеров проектной деятельности в нашей жизни великое множество: исследовать проблему, выпустить газету, организовать встречу, подготовиться к выступлению, даже пригласить гостей. Это всё виды нашей человеческой деятельности. Участие в проектной деятельности даёт возможность ученику  участвовать в жизни, создавая условия для развития своей индивидуальности, получая возможность осознать себя личностью. Проектный урок выполняет свое главное предназначение - помогает каждому учащемуся стать субъектом жизни.

     Каждая из 8 тем, изучаемых в 5 классе, подразумевает выполнение проектной работы.  Ряд тем возможных проектов предлагается в учебнике, некоторые темы рекомендует учитель, но в процессе обсуждения тем с учениками  всегда появляются какие-то новые мысли, идеи, направления проектов, которые не связаны с изучаемой тематикой, но каким-то образом вышли на интересы и увлечения детей. Часто именно они становятся самыми зрелищными и запоминающимися на этапе защиты! Ученики 5 класса уже  составляли расписание уроков, описывали свои летние каникулы, рассказывали о совместных семейных мероприятиях, придумывали полезные правила для учителей и родителей, планировали концертную программу, описывали своё хобби и делали выставку работ. Проекты были разными: одни были удачными, другие требовали доработки, но было главное - их живое и заинтересованное обсуждение и оценка.  Работа над проектом создаёт благоприятные условия для говорения, то есть для реальной коммуникации, развивает фантазию, воображение, мышление. У детей развивается способность к сотрудничеству, все участники проекта выступают как равноправные субъекты, что укрепляет их отношения, вызывает интерес друг к другу.

     Работая над проектом, учащиеся развивают свою самостоятельность, творческие и креативные способности, возникает потребность в общении на изучаемом языке в непринужденной обстановке. Моя задача как педагога все тщательно продумать, разработать, просчитать, четко определить учебные задачи, приблизительно определить какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Во время работы над проектом по-новому строятся отношения учителя и учащегося. Учитель теперь выступает скорее в роли партнера, сотрудника, нежели наставника. У ребят появляется возможность выявить свои скрытые таланты, способности организатора.

     Считаю, что преподавание в современном обществе невозможно без мультимедийных средств обучения, без цифровых технологий, социальных сетей. В своей работе я использую электронное приложение к учебнику с аудиокурсом, учебным словарем и учебно-игровой программой ABBYY, пользуюсь сайтом «LinguaLeo», ищу информацию на сайтах учителей английского языка,   продолжаю совершенствовать навыки владения компьютерными технологиями, активно применяю их на уроках. Так, например, являюсь горячим сторонником создания и защиты мультимедийных проектов учащихся.

     Очень нравится работать с младшими школьниками, искать новые эффективные методы обучения. При обучении в начальном звене использую игровые методики, наглядные пособия. Безусловно, использование игровых технологий способствуют расширению кругозора, развитию познавательной деятельности, созданию искусственной языковой среды, развитию общеучебных умений и навыков.

     Обучение в сотрудничестве помогает создать благоприятный психологический климат на уроках, дружескую атмосферу общения, ситуацию успеха для каждого ученика, а следовательно, для формирования стойкой положительной мотивации к изучению иностранного языка.

     Использую условно-речевые и речевые упражнения в говорении в монологической и диалогической форме: речевые действия учащихся мотивированы, есть коммуникативные задания, имеется адресат речи, обеспечена ее ситуативность. Но для успеха необходимо обеспечить многократность употребления речевых образцов учениками без потери новизны. Достигнуть этого помогают различные способы организации упражнений. Я широко используются такие способы, которые предусматривают  одновременное участие всех или половины учащихся в говорении: имитативное употребление речевой единицы учениками  хором, где сохраняется  такая важная черта общения как обращенность речи; одновременная работа в парах или малых группах  приемом «движущаяся шеренга« и « толпа».

     Стоит отметить, что внеурочная деятельность играет важную роль в развитии интереса учащихся к предмету и приносит массу положительных эмоций.

      Письмо заняло достойное место в школьной программе. В учебники включены упражнения на овладение навыкам орфографии, на овладение  лексическими и грамматическими навыками и, конечно, упражнения для обучения письму как виду речевой деятельности. Чтобы заинтересовать детей в выполнении орфографических упражнений, мы стараемся придать им игровой характер: кроссворды, чью- то ошибку исправить – это тоже речевая задача. Но главная задача письменных упражнений – научить учащихся выражать свои мысли в письменной форме.  Такие упражнения, так же как и упражнения в говорении, должны строиться на основе учебно-коммуникативной ситуации, быть мотивированными, иметь адресата.

       В  современном мире с его неограниченными возможностями общения трудно найти себе место без прочных навыков письменной речи.  В  стандартах нового поколения, в частности, говориться, что в результате изучения английского языка младшие школьники приобретут элементарную коммуникативную компетенцию, т.е. способность и готовность общаться с носителями языка с учетом их речевых возможностей и потребностей в разных формах: устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо).   Как организовать эти «речевые возможности и потребности»?      

Письменная речь всегда представляла  трудность и для преподавания, и для исполнения. Я решила изучить методику обучения письменной речи еще раз, перечитать рекомендации Е.И. Пассова, Л.К. Мазуновой  по обучению письменной речи, т.е. найти точки соприкосновения методики и стандартов второго поколения, понять для себя, что надо делать, что забыть, а что отложить на «потом». Планируемые результаты начального общего образования в разделе «Коммуникативные умения. Письмо» предполагают,  что выпускник начальной школы на базовом уровне научится списывать текст, выписывать из него слова, восстанавливать слово, предложение, писать по образцу краткое письмо и поздравительную открытку.                                                                                                            Планируемые результаты начального общего образования в разделе «Языковые средства и навыки оперирования ими. Графика, каллиграфия, орфография» предполагают, что ученик научится пользоваться английским алфавитом, знать последовательность букв в нем, каллиграфически и графически корректно воспроизводить буквы, отличать буквы от транскрипционных знаков, применять основные правила чтения и орфографии, читать и писать изученные слова английского языка. То есть в плане урока письму я  уделяю достаточное количество времени, чтобы мои  усилия   и  работа  детей привели бы к значимому результату, я строю систему упражнений так, чтобы они ненавязчиво сформировали умение.                                                                                                                                                                          

      Письмо и письменная речь, выступая как средства обучения, играют разную роль на различных этапах обучения. Так, на начальном этапе обучения основной задачей является обучение письму, так как в этот период происходит формирование умений каллиграфии и умений, связанных со звукобуквенными соответствиями. Владение письменной речью позволяет реально использовать знание иностранного языка, находясь вне языковой среды, общаясь с носителями языка с помощью современных средств коммуникации. Возможность писать личные и официальные письма, необходимость заполнять анкеты, бланки документов и т.п. мотивируют учащихся к активному овладению письменной коммуникацией на изучаемом языке.

       Для проверки понимания прослушанного/ прочитанного я использую различные способы контроля - тесты, тесты множественного выбора, завершение утверждений, исправление утверждений, заполнение таблиц. Я считаю, что контроль является  важным этапом учебной деятельности, от его видов, результатов и умения представить их учителем  зависят мотивы учения школьников. В своей работе использую следующие виды контроля: констатирующий, текущий, итоговый. Контроль осуществляю в определённой системе:

-проверка домашнего задания на каждом уроке;

-тематический учёт знаний (веду тетрадь учёта знаний);

-зачёты по темам;

-самоконтроль

-контрольные работы;

-минитесты, срезовые работы, тесты;

-устный опрос;

-индивидуальные карточки, задания.

      Такая система контроля позволяет добиться хороших результатов. Качество знаний по предмету составляет от 50-70%.

    Важно формировать у учащихся  способность к объективной самооценке-рефлексии. И завышенная ,и заниженная самооценка часто приводит к драматическим последствиям  в жизни человека. Важно, чтобы ребенок мог адекватно оценивать свои знания, поступки, действия, мог корректировать их, делать вывод о своих дальнейших действиях, достигать определенных результатов. Рефлексивная деятельность учащихся достигается тем, что

а) даю возможность учащимся самостоятельно исправить свой ответ или предлагаю другим детям сделать это;

б) при неудачном исправлении ошибок сама даю правильный ответ;

в) воспитываю терпимое отношение к чужим ошибкам для сохранения мотивации и уверенности учащихся в себе;

г) откладываю коррекцию до конца задания;

д) записываю серьёзные ошибки во время ответов и возвращаюсь к ним, когда ученик закончил говорить;

ж) стараюсь давать положительную оценку работе учащихся.

      Основная цель моей работы – научить ученика учиться, обеспечить условия для становления его субъектных качеств, создать стойкую мотивацию в изучении иностранного языка, активизировать деятельность учащихся за счёт включения их в проектную и исследовательскую деятельность; развить навыки устной и письменной речи, творческие способности учащихся.

    Китайская народная мудрость гласит: «Учитель открывает дверь, а входишь ты сам». Данное изречение в полной мере соответствует моему взгляду на педагогическую деятельность. Учитель, действительно, должен открывать дверь в мир увлекательного общения с представителями другой культуры, в мир, где мы лучше начинаем понимать как нас самих, так и окружающих.  Свое педагогическим кредо я хочу выразить словами великого педагога К.Д.Ушинского: «Учитель живёт, пока он учится. Когда он перестаёт учиться, в нём умирает учитель».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ....

Моделирование современного урока английского языка в рамках реализации ФГОС второго поколения.

   Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.......

Выступление на республиканском Фестивале педагогического мастерства «Созвездие – 2014» по теме: «Преподавание географии в рамках реализации стандарта второго поколения»

С 2012 года МБОУ «СОШ №1 им. Ю.К. Намитокова» а. Понежукая Теучежского района  является инновационной площадкой по введению федерального государственного  образовательного стандарта в основн...

Современный урок английского языка в рамках реализации ФГОС нового поколения

Утверждение государственных образовательных стандартов второго поколения возложило на учителя новые требования для достижения целей образовательного процесса,отвечающего нуждам современного общества. ...

Современные информационные технологии и интернет-ресурсы в процессе обучения английскому языку в условиях реализации ФГОС второго поколения

Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако, мы не устаем повторять, что какими бы свойствами не обладало то или иное средство обучения, инф...

«Современный урок английского языка в рамках реализации ФГОС нового поколения»

Современный урок не может строиться по тому же принципу, который использовался десять или двадцать лет назад. Задача современного учителя — это не просто передача опыта и знаний. Вы должны заинт...

ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе как средство проверки и оценки сформированности предметных результатов выпускников в рамках реализации стандартов второго поколения.

ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе как средство проверки и оценки сформированности предметных результатов выпускников в рамках реализации стандартов второго поколения....