Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ» (И.Э. Грабарь, «Зимнее утро»)
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Плотникова Анна Николаевна

Конструкт 1 из 2 уроков по подготовке к сочинению по картине. Программа Е.А. Быстровой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_fgos.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

Преподавание русского языка и литературы в условиях модернизации общего образования

Конструкт урока в соответствии с требованиями ФГОС

Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме

«ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ»

(И.Э. Грабарь, «Зимнее утро»)

Программа по русскому языку под редакцией Е.А. Быстровой.

 Составитель: Плотникова Анна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

 МБОУ СОШ №35.

Каменск-Уральский

2013 год

 

Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Предусматривается домашняя подготовка учащихся к сочинению-описанию по картине, написание чернового варианта сочинения, а на втором уроке проводится редактирование и написание сочинения. Этот вид работы довольно сложный для учащихся 5 класса. Они уже знакомы с типами речи и их особенностями, но им сложно увидеть в обычном необычное и суметь об этом интересно рассказать. Снег, который они видят каждый день в продолжение зимнего сезона, нужно показать так, чтобы он заиграл всеми цветами радуги, чтобы можно было увидеть в нём сказку, чудо и чтобы детям захотелось своими впечатлениями поделиться с другими.   Для эффективной деятельности школьников используем на уроке словесный, наглядный, частично поисковый методы, которые способствуют формированию умения находить слова, достойные того, чтобы выразить красоту окружающего мира.

Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию по картине;

Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения.

Задачи.

Личностные УУД:

-развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,

-воспитывать любовь к родной природе,

-создавать внутреннюю мотивацию кучению.

Познавательные УУД:

-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей,

-формировать умение строить речевое высказывание,

-формировать умение составлять план текста описания.

Метапредметные УУД:

-искать  и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,

-формирование информационной компетенции работы с текстом.

Коммуникативные УУД:

-формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Регулятивные УУД:

-учить постановке  цели работы,

-учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Тип урока: урок развития речи

Технологическая карта урока

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организа

ционный этап.

2.Постановка

учебной задачи.

Актуализация ранее полученных знаний.

Организовать учащихся к восприятию учебной информации.

Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

Приветствие, сообщение даты и темы урока.

Вступительное слово учителя Половина осени уже прошла  и скоро наступит зима.

- Послушайте загадку и найдите ответ к ней:

Он пушистый, серебристый,

 Но рукой его не тронь:

 Станет капелькою чистой,

 Как поймаешь на ладонь.

(Снег)

2.А какая часть речи помогает нам в загадке узнать снег? Для какого типа текста характерно частое использование имен прилагательных?

3. Каковы цели нашего урока? (Видеть и чувствовать красоту пейзажа,научиться  подбирать словесный материал для текста -описания, выражать словесно свои впечатления от увиденного?

Приветствуют учителя, записывают дату и тему урока.

Отгадывают загадку. Снег.

Определяют роль  имён прилагательных в тексте загадки: они называют  признаки предмета, о котором идёт речь, и тем самым помогают определить его.

Вспоминают признаки текстов-описаний.

 Научиться   подбирать словесный материал для создания  текста -описания, выражать словесно свои впечатления от увиденного.

Регулятивные: контроль внимания.

Личностные: самоопределение (выбор позиции)

Личностные: смыслообразование

мотивация

Познавательные УУД: удерживать цель деятельности до получения

ее результата; планировать решение учебной задачи:выстраивать

последовательность необходимых

операций, корректировать деятельность.

Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи

Регулятивные УУД:

Целеполагание

2. Учебная задача

Подготовка к сочинению-описанию

1.История создания картины

2.Работа с текстом

3.Первичное восприятие картины

4.Словарно-орфографическая работа. Работа с учебником.  

3.Составление и запись плана описания картины.

 4.Подведение итогов. Рефлексия

Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине.

Подготовить к восприятию произведения искусства, создать необходимый настрой.

Дать образец дальнейшей работы,  аналогию.

Научить воспринимать и анализировать информацию, сравнивать явления. Развивать навыки связной речи.

Развивать речь учащихся, совершенствовать навыки правописания учеников; расширять и пополнять словарный запас пятиклассников.

Развивать логическое мышление пятиклассников, формировать умение структурировать информацию, алгоритмизировать действия.

Формировать навыки самоанализа.

“Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно”,- подумал я. – Погода была изумительная. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать без перерыва около двух с половиной недель, пока я не кончил картину. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет”.

Слово учителя и вопросы: итак, картина называется «Зимнее утро».

-Что изображено на картине?

Введение понятия «пейзаж»: Скажите, пожалуйста, что такое пейзаж?

Что нам говорит об этом энциклопедия?

– Каков, по-вашему, замысел художника?

- О чём эта картина?

Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна.

Разве снег, с высот летящий

 На леса, поля и чащи,

 Разве он, как мёртвый мел,

 Только бел, бел, бел?

 Весь игольчатый с мороза,

 На заре он нежно-розов,

 Он вдали, в тени, в низине

 Голубой и даже синий!

-Какой снег в этом стихотворении?

– А как выглядит снег на картине Грабаря? Много ли его? Какого он цвета?

-Что еще мы видим на картине?

 

Упражнение 133 (4 группы)

 

 Утр… – морозное, ясное, чистое.

Дерев...я(березы) и тени– пушистые ветки, серебристые кружева.  

Сне.. – серебристый, белый с сиреневыми тенями, синеватый.

Со..нце –  яркое, ослепительное

- Какое настроение вызывает у вас эта картина? (выбор слов, карточка №2):

 Радость, удивление, испуг, волнение, интерес, восхищение, восторг, грусть.

 - Как построим своё сочинение? Сколько частей должно быть в сочинении? (вступительная, основная, заключительная)

1)  Вступление: зимний пейзаж на картине И.Э.Грабаря.

2) Основная часть:

-снег;

- солнечные лучи;

-деревья;

-цвета  картины.

3) Заключение: моё отношение к картине.

-Что мы делали сегодня на уроке?

-Чему научились?

- Что особенно понравилось на уроке? Запомнилось?

Д.З.

-Напишите дома черновик сочинения.

Заранее подготовившийся ученик читает воспоминания И.Э.Грабаря.

Отвечают на вопросы

-Природа

Ответ по индивидуальному заданию.(Пейзаж – рисунок, картина, на которой изображена природа. Пейзажист – художник, специалист по пейзажам).

1. Вид какой-либо местности (подмосковный пейзаж, волжский пейзаж). 2. Рисунок, картина, изображающая природу, вид (в Третьяковской галерее, к примеру, можно увидеть множество великолепных пейзажей, созданных различными художниками). 3. Описание природы в литературном произведении.)

-Передать красоту зимнего пейзажа.

-О красоте зимнего утра. (необыкновенное, морозное, необычное, чудесное, солнечное, прекрасное, зимнее, ясное).

Выразительно читает 1 ученик, остальные следят по тексту, отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Снег на солнце блестит, сверкает, сияет, светится. Перламутровый — сиреневый, нежно-розовый, голубой, бирюзовый, лазурный.

Деревья, покрытые инеем, словно кружевные.

 

Работают в группах, подбирают эпитеты к данным понятиям.

.

Подбирают нужные слова из предложенных и записывают в тетрадь.

Отвечают на вопросы, составляют план.

Научились: отбирать материал для сочинения,  подбирать нужные определения к понятиям, составлять план сочинения.

Личностные УУД: анализировать и

характеризовать эмоциональные

состояния и чувства, вызванные

картинами природы.

Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи

Познавательные УУД: удерживать цель деятельности до получения

ее результата; планировать решение учебной задачи:выстраивать

последовательность необходимых

операций, корректировать деятельность.

Личностные УУД:

сознание эстетической ценности русской природы

Познавательные УУД: уметь работать с текстом.

Познавательные УУД:

умение отбирать главное,

 подбирать материал по

теме

Познавательные УУД:

умение отбирать главное,

 подбирать материал по

теме, работать с дополнительной литературой.

Регулятивные УУД: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий),

уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Познавательные УУД:

умение отбирать главное,

 подбирать материал по

теме

Регулятивные УУД: самостоятельно планировать алгоритм выполнения задания, корректировать

работу по ходу его выполнения.

Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, уметь с

достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, соблюдать нормы построения текста,

  уметь находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправ-

лять их.

Регулятивные УУД:

оценка учебной деятельности


“Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно”,- подумал я. – Погода была изумительная. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать без перерыва около двух с половиной недель, пока я не кончил картину. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет”.

“Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно”,- подумал я. – Погода была изумительная. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать без перерыва около двух с половиной недель, пока я не кончил картину. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет”.

“Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно”,- подумал я. – Погода была изумительная. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать без перерыва около двух с половиной недель, пока я не кончил картину. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет”.

“Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно”,- подумал я. – Погода была изумительная. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать без перерыва около двух с половиной недель, пока я не кончил картину. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет”.

УТР…

ДЕРЕВ…Я (БЕРЕЗЫ) и ТЕНИ

СНЕ…

СО…НЦЕ

Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна.

Разве снег, с высот летящий

 На леса, поля и чащи,

 Разве он, как мёртвый мел,

 Только бел, бел, бел?

 Весь игольчатый с мороза,

 На заре он нежно-розов,

 Он вдали, в тени, в низине

 Голубой и даже синий!

-Какой снег в этом стихотворении?

Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна.

Разве снег, с высот летящий

 На леса, поля и чащи,

 Разве он, как мёртвый мел,

 Только бел, бел, бел?

 Весь игольчатый с мороза,

 На заре он нежно-розов,

 Он вдали, в тени, в низине

 Голубой и даже синий!

-Какой снег в этом стихотворении?

Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна.

Разве снег, с высот летящий

 На леса, поля и чащи,

 Разве он, как мёртвый мел,

 Только бел, бел, бел?

 Весь игольчатый с мороза,

 На заре он нежно-розов,

 Он вдали, в тени, в низине

 Голубой и даже синий!

-Какой снег в этом стихотворении?

Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна.

Разве снег, с высот летящий

 На леса, поля и чащи,

 Разве он, как мёртвый мел,

 Только бел, бел, бел?

 Весь игольчатый с мороза,

 На заре он нежно-розов,

 Он вдали, в тени, в низине

 Голубой и даже синий!

-Какой снег в этом стихотворении?

1

2

3

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии критического мышления в рамках системно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности принципами деятельности и творчества. В рамках технологии критического мышления учащийся не только открывает новые знания, но и творчески ре...

Бинарный урок русского языка и психологии по теме: Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально-нравственную тему

Урок посвящен уточнению знаний обучающихся о понятиях "мораль", "нравственность", "доброта", "агрессивность", "эгоизм", развитию умения работать с притчами, писать сочинение-рассуждение....

Урок русского языка 6 класс по теме: "Сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря "Зимний пейзаж".

Данный урок позволяет провести творческую работу по написанию сочинения-описания природы, развивать речь детей, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать любовь к языку и природе....

Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ» (И.Э. Грабарь, «Февральская лазурь») Программа по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой

Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...

Бинарный урок русского языка и психологии по теме "Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально этическую тему" по притче Яна Вишневского «Окно» 7 класс

Воспитание у учащихся нравственных качеств, формирование навыков построения рассуждения на основе анализа рассказа Я. Вишневского "Окно"...

Бинарный урок русского языка и психологии по теме: Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально нравственную тему

Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально нравственную тему в 6-ом классе. Анализ рассказа "Болтливая птичка"...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-описания помещения горницы старинной северной избы"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-описания помещения горницы старинной северной избы" разработана в 2022 г. для открытого урока...