Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ» (И.Э. Грабарь, «Зимнее утро»)
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему
Конструкт 1 из 2 уроков по подготовке к сочинению по картине. Программа Е.А. Быстровой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_fgos.docx | 29.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Преподавание русского языка и литературы в условиях модернизации общего образования
Конструкт урока в соответствии с требованиями ФГОС
Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме
«ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ»
(И.Э. Грабарь, «Зимнее утро»)
Программа по русскому языку под редакцией Е.А. Быстровой.
Составитель: Плотникова Анна Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №35.
Каменск-Уральский
2013 год
Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Предусматривается домашняя подготовка учащихся к сочинению-описанию по картине, написание чернового варианта сочинения, а на втором уроке проводится редактирование и написание сочинения. Этот вид работы довольно сложный для учащихся 5 класса. Они уже знакомы с типами речи и их особенностями, но им сложно увидеть в обычном необычное и суметь об этом интересно рассказать. Снег, который они видят каждый день в продолжение зимнего сезона, нужно показать так, чтобы он заиграл всеми цветами радуги, чтобы можно было увидеть в нём сказку, чудо и чтобы детям захотелось своими впечатлениями поделиться с другими. Для эффективной деятельности школьников используем на уроке словесный, наглядный, частично поисковый методы, которые способствуют формированию умения находить слова, достойные того, чтобы выразить красоту окружающего мира.
Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию по картине;
Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения.
Задачи.
Личностные УУД:
-развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,
-воспитывать любовь к родной природе,
-создавать внутреннюю мотивацию кучению.
Познавательные УУД:
-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей,
-формировать умение строить речевое высказывание,
-формировать умение составлять план текста описания.
Метапредметные УУД:
-искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,
-формирование информационной компетенции работы с текстом.
Коммуникативные УУД:
-формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Регулятивные УУД:
-учить постановке цели работы,
-учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
Тип урока: урок развития речи
Технологическая карта урока
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организа ционный этап. 2.Постановка учебной задачи. Актуализация ранее полученных знаний. | Организовать учащихся к восприятию учебной информации. Мотивировать учащихся к учебной деятельности. | Приветствие, сообщение даты и темы урока. Вступительное слово учителя Половина осени уже прошла и скоро наступит зима. - Послушайте загадку и найдите ответ к ней: Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь: Станет капелькою чистой, Как поймаешь на ладонь. (Снег) 2.А какая часть речи помогает нам в загадке узнать снег? Для какого типа текста характерно частое использование имен прилагательных? 3. Каковы цели нашего урока? (Видеть и чувствовать красоту пейзажа,научиться подбирать словесный материал для текста -описания, выражать словесно свои впечатления от увиденного? | Приветствуют учителя, записывают дату и тему урока. Отгадывают загадку. Снег. Определяют роль имён прилагательных в тексте загадки: они называют признаки предмета, о котором идёт речь, и тем самым помогают определить его. Вспоминают признаки текстов-описаний. Научиться подбирать словесный материал для создания текста -описания, выражать словесно свои впечатления от увиденного. | Регулятивные: контроль внимания. Личностные: самоопределение (выбор позиции) Личностные: смыслообразование мотивация Познавательные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи:выстраивать последовательность необходимых операций, корректировать деятельность. Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи Регулятивные УУД: Целеполагание |
2. Учебная задача Подготовка к сочинению-описанию 1.История создания картины 2.Работа с текстом 3.Первичное восприятие картины 4.Словарно-орфографическая работа. Работа с учебником. 3.Составление и запись плана описания картины. 4.Подведение итогов. Рефлексия | Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине. Подготовить к восприятию произведения искусства, создать необходимый настрой. Дать образец дальнейшей работы, аналогию. Научить воспринимать и анализировать информацию, сравнивать явления. Развивать навыки связной речи. Развивать речь учащихся, совершенствовать навыки правописания учеников; расширять и пополнять словарный запас пятиклассников. Развивать логическое мышление пятиклассников, формировать умение структурировать информацию, алгоритмизировать действия. Формировать навыки самоанализа. | “Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно”,- подумал я. – Погода была изумительная. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать без перерыва около двух с половиной недель, пока я не кончил картину. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет”. Слово учителя и вопросы: итак, картина называется «Зимнее утро». -Что изображено на картине? Введение понятия «пейзаж»: Скажите, пожалуйста, что такое пейзаж? Что нам говорит об этом энциклопедия? – Каков, по-вашему, замысел художника? - О чём эта картина? Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна. Разве снег, с высот летящий На леса, поля и чащи, Разве он, как мёртвый мел, Только бел, бел, бел? Весь игольчатый с мороза, На заре он нежно-розов, Он вдали, в тени, в низине Голубой и даже синий! -Какой снег в этом стихотворении? – А как выглядит снег на картине Грабаря? Много ли его? Какого он цвета? -Что еще мы видим на картине?
Упражнение 133 (4 группы)
Утр… – морозное, ясное, чистое. Дерев...я(березы) и тени– пушистые ветки, серебристые кружева. Сне.. – серебристый, белый с сиреневыми тенями, синеватый. Со..нце – яркое, ослепительное - Какое настроение вызывает у вас эта картина? (выбор слов, карточка №2): Радость, удивление, испуг, волнение, интерес, восхищение, восторг, грусть. - Как построим своё сочинение? Сколько частей должно быть в сочинении? (вступительная, основная, заключительная) 1) Вступление: зимний пейзаж на картине И.Э.Грабаря. 2) Основная часть: -снег; - солнечные лучи; -деревья; -цвета картины. 3) Заключение: моё отношение к картине. -Что мы делали сегодня на уроке? -Чему научились? - Что особенно понравилось на уроке? Запомнилось? Д.З. -Напишите дома черновик сочинения. | Заранее подготовившийся ученик читает воспоминания И.Э.Грабаря. Отвечают на вопросы -Природа Ответ по индивидуальному заданию.(Пейзаж – рисунок, картина, на которой изображена природа. Пейзажист – художник, специалист по пейзажам). 1. Вид какой-либо местности (подмосковный пейзаж, волжский пейзаж). 2. Рисунок, картина, изображающая природу, вид (в Третьяковской галерее, к примеру, можно увидеть множество великолепных пейзажей, созданных различными художниками). 3. Описание природы в литературном произведении.) -Передать красоту зимнего пейзажа. -О красоте зимнего утра. (необыкновенное, морозное, необычное, чудесное, солнечное, прекрасное, зимнее, ясное). Выразительно читает 1 ученик, остальные следят по тексту, отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. Снег на солнце блестит, сверкает, сияет, светится. Перламутровый — сиреневый, нежно-розовый, голубой, бирюзовый, лазурный. Деревья, покрытые инеем, словно кружевные.
Работают в группах, подбирают эпитеты к данным понятиям. . Подбирают нужные слова из предложенных и записывают в тетрадь. Отвечают на вопросы, составляют план. Научились: отбирать материал для сочинения, подбирать нужные определения к понятиям, составлять план сочинения. | Личностные УУД: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства, вызванные картинами природы. Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи Познавательные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи:выстраивать последовательность необходимых операций, корректировать деятельность. Личностные УУД: сознание эстетической ценности русской природы Познавательные УУД: уметь работать с текстом. Познавательные УУД: умение отбирать главное, подбирать материал по теме Познавательные УУД: умение отбирать главное, подбирать материал по теме, работать с дополнительной литературой. Регулятивные УУД: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий), уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Познавательные УУД: умение отбирать главное, подбирать материал по теме Регулятивные УУД: самостоятельно планировать алгоритм выполнения задания, корректировать работу по ходу его выполнения. Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, соблюдать нормы построения текста, уметь находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправ- лять их. Регулятивные УУД: оценка учебной деятельности |
“Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно”,- подумал я. – Погода была изумительная. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать без перерыва около двух с половиной недель, пока я не кончил картину. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет”.
“Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно”,- подумал я. – Погода была изумительная. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать без перерыва около двух с половиной недель, пока я не кончил картину. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет”.
“Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно”,- подумал я. – Погода была изумительная. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать без перерыва около двух с половиной недель, пока я не кончил картину. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет”.
“Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно”,- подумал я. – Погода была изумительная. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать без перерыва около двух с половиной недель, пока я не кончил картину. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет”.
УТР…
ДЕРЕВ…Я (БЕРЕЗЫ) и ТЕНИ
СНЕ…
СО…НЦЕ
Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна. Разве снег, с высот летящий На леса, поля и чащи, Разве он, как мёртвый мел, Только бел, бел, бел? Весь игольчатый с мороза, На заре он нежно-розов, Он вдали, в тени, в низине Голубой и даже синий! -Какой снег в этом стихотворении? | Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна. Разве снег, с высот летящий На леса, поля и чащи, Разве он, как мёртвый мел, Только бел, бел, бел? Весь игольчатый с мороза, На заре он нежно-розов, Он вдали, в тени, в низине Голубой и даже синий! -Какой снег в этом стихотворении? |
Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна. Разве снег, с высот летящий На леса, поля и чащи, Разве он, как мёртвый мел, Только бел, бел, бел? Весь игольчатый с мороза, На заре он нежно-розов, Он вдали, в тени, в низине Голубой и даже синий! -Какой снег в этом стихотворении? | Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна. Разве снег, с высот летящий На леса, поля и чащи, Разве он, как мёртвый мел, Только бел, бел, бел? Весь игольчатый с мороза, На заре он нежно-розов, Он вдали, в тени, в низине Голубой и даже синий! -Какой снег в этом стихотворении? |
1
2
3
4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии критического мышления в рамках системно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности принципами деятельности и творчества. В рамках технологии критического мышления учащийся не только открывает новые знания, но и творчески ре...
Бинарный урок русского языка и психологии по теме: Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально-нравственную тему
Урок посвящен уточнению знаний обучающихся о понятиях "мораль", "нравственность", "доброта", "агрессивность", "эгоизм", развитию умения работать с притчами, писать сочинение-рассуждение....
Урок русского языка 6 класс по теме: "Сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря "Зимний пейзаж".
Данный урок позволяет провести творческую работу по написанию сочинения-описания природы, развивать речь детей, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать любовь к языку и природе....
Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ» (И.Э. Грабарь, «Февральская лазурь») Программа по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой
Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...
Бинарный урок русского языка и психологии по теме "Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально этическую тему" по притче Яна Вишневского «Окно» 7 класс
Воспитание у учащихся нравственных качеств, формирование навыков построения рассуждения на основе анализа рассказа Я. Вишневского "Окно"...
Бинарный урок русского языка и психологии по теме: Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально нравственную тему
Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально нравственную тему в 6-ом классе. Анализ рассказа "Болтливая птичка"...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-описания помещения горницы старинной северной избы"
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-описания помещения горницы старинной северной избы" разработана в 2022 г. для открытого урока...