Главные вкладки

    Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ» (И.Э. Грабарь, «Февральская лазурь») Программа по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Эмерова Ирина Алексеевна

    Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Предусматривается домашняя подготовка учащихся к сочинению-описанию по картине, написание чернового варианта сочинения, а на втором уроке проводится редактирование и написание сочинения. Этот вид работы довольно сложный для учащихся 5 класса. Они уже знакомы с типами речи и их особенностями, но им сложно увидеть в обычном необычное и суметь об этом интересно рассказать. Снег, который они видят каждый день в продолжение зимнего сезона, нужно показать так, чтобы он заиграл всеми цветами радуги, чтобы можно было увидеть в нём сказку, чудо и чтобы детям захотелось своими впечатлениями поделиться с другими.   Для эффективной деятельности школьников используем на уроке словесный, наглядный, частично поисковый методы, которые способствуют формированию умения находить слова, достойные того, чтобы выразить красоту окружающего мира.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл grabar._fevralskaya_lazur_konsp._uroka.docx49.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Преподавание русского языка и литературы в условиях модернизации общего образования

    Конструкт урока в соответствии с требованиями ФГОС

    Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме

    «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ»

    (И.Э. Грабарь, «Февральская лазурь»)

    Программа по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой.

     Составитель: Эмерова Ирина Алексеевна,

    учитель русского языка и литературы

     МБОУ СОШ №3.

    Тарко-Сале

    2014 год

    Пояснительная записка

    Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Предусматривается домашняя подготовка учащихся к сочинению-описанию по картине, написание чернового варианта сочинения, а на втором уроке проводится редактирование и написание сочинения. Этот вид работы довольно сложный для учащихся 5 класса. Они уже знакомы с типами речи и их особенностями, но им сложно увидеть в обычном необычное и суметь об этом интересно рассказать. Снег, который они видят каждый день в продолжение зимнего сезона, нужно показать так, чтобы он заиграл всеми цветами радуги, чтобы можно было увидеть в нём сказку, чудо и чтобы детям захотелось своими впечатлениями поделиться с другими.   Для эффективной деятельности школьников используем на уроке словесный, наглядный, частично поисковый методы, которые способствуют формированию умения находить слова, достойные того, чтобы выразить красоту окружающего мира.

    Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию по картине;

    Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения.

    Задачи.

    Личностные УУД:

    -развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,

    -воспитывать любовь к родной природе,

    -создавать внутреннюю мотивацию кучению.

    Познавательные УУД:

    -способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей,

    -формировать умение строить речевое высказывание,

    -формировать умение составлять план текста описания.

    Метапредметные УУД:

    -искать  и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,

    -формирование информационной компетенции работы с текстом.

    Коммуникативные УУД:

    -формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

    Регулятивные УУД:

    -учить постановке  цели работы,

    -учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

    Тип урока: урок развития речи

    Оборудование урока:

    Для учителя: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проект, презентация к уроку.

    Для учеников: технологическая карта-маршрут, раздаточный материал (карточки).

    Технологическая карта урока

    Этапы урока

    Цель этапа

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    1.Организа

    ционный этап.

    2.Постановка

    учебной задачи.

    Актуализация ранее полученных знаний.

    Организовать учащихся к восприятию учебной информации.

    Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

    Воспроизведение изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

    Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме «Описание пейзажа».

    Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока.

    Приветствие, сообщение даты и темы урока.

    Вступительное слово учителя.

    - Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа. Мы должны подготовиться к художественному описанию пейзажа.

    Что такое пейзаж?

    Что нам говорит об этом энциклопедия?

    -Русская пейзажная живопись богата и разнообразна по своим видам и передаваемому в ней настроению (просмотр слайдов презентации с репродукциями картин русских художников).

    - Что объединяет эти пейзажи и следующие строки?  (Слайд)

    Под голубыми небесами

    Великолепными коврами,

    Блестя на солнце, снег лежит;

    Прозрачный лес один чернеет,

    И ель сквозь иней зеленеет,

    И речка подо льдом блестит.

    -  Кто их автор?

    - Каково отношение поэта к зимнему пейзажу?

    - Какие слова передают это отношение?

    - Какие выразительные средства языка использует автор?

    В каждом времени года есть своё очарование, и поэты не могли не заметить, как удивительна зима. Русские художники не раз признавались в своей любви к зиме. Вот несколько примеров, которые вы увидели.

    Мастером пейзажных зарисовок является Игорь Эммануилович Грабарь, известный художник пейзажист, тонкий знаток русской природы. «Февральская лазурь» - одна из лучших его картин.

    Приветствуют учителя, записывают дату и тему урока.

    Воспринимают на слух информацию, смотрят презентацию, принимают участие в диалоге с учителем.

    Пейзаж – рисунок, картина, на которой изображена природа.Пейзажист – художник, специалист по пейзажам).

    Ответ по индивидуальному заданию

    1. Вид какой-либо местности (подмосковный пейзаж, волжский пейзаж). 2. Рисунок, картина, изображающая природу, вид (в Третьяковской галерее, к примеру, можно увидеть множество великолепных пейзажей, созданных различными художниками). 3. Описание природы в литературном произведении.)

    Отвечают на вопросы

    А.С. Пушкин.

    Автор любуется красотой зимнего пейзажа.

    Регулятивные: контроль внимания.

    Личностные: самоопределение (выбор позиции)

    Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности

    Познавательные УУД: удерживать цель деятельности до получения

    ее результата; планировать решение учебной задачи:выстраивать

    последовательность необходимых

    операций, корректировать деятельность.

    Коммуникативные УУД: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения.

    История создания картины

    3. Работа с текстом.

    4.Восприятие картины.

    5.Словарно-орфографическая работа.

    6.Составление и запись плана описания картины.

    7.Подведение итогов. Рефлексия.

    Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине.

    Подготовить к восприятию произведения искусства, создать необходимый настрой.

    Физкультминутка.

    Дать образец дальнейшей работы,  аналогию.

    Научить воспринимать и анализировать информацию, сравнивать явления. Развивать навыки связной речи.

    Развивать речь учащихся, совершенствовать навыки правописания учеников; расширять и пополнять словарный запас пятиклассников.

    Развивать логическое мышление пятиклассников, формировать умение структурировать информацию, алгоритмизировать действия.

    Формировать навыки самоанализа.

    1.Учитель на доске записывает тему:

      Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

    - Каким по типу речи должно быть такое сочинение?  (Рассказ описательного характера).

    -Определите цель нашего урока?Видеть и чувствовать красоту пейзажа, научиться  подбирать словесный материал для текста -описания, выражать словесно свои впечатления от увиденного?

    2. Беседа по вопросам.

    - Перед нами репродукция картины И. грабаря «Февральская лазурь». (Слайд)

    - Рассмотрите её. Нравится ли она вам?

    - Какое ощущение, какое настроение создаёт этот пейзаж?

    - Что поразило художника в этом пейзаже? Как он это изобразил?

    Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся.

    “Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и наклонился, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликание всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно”,- подумал я. – Погода была изумительная. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать без перерыва около двух с половиной недель, пока я не кончил картину. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет”.

    Вот как сам автор передал своё восхищение красотой февральского дня: «Вся природа праздновала какой-то праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».

    - Что описывается в этом тексте?

    - О каких признаках предмета в них говорится?

    - Какую часть описания вы бы поместили в художественном произведении?

    - Что в тексте является важным?

    - Что объединяет картины зимы Пушкина и пейзажа Грабаря?

    - А сейчас прослушайте фрагмент из цикла концертов итальянского композитора Антонио Вивальди «Времена года» (звучит пьеса «Зима»)

    - Так композитор с помощью звуков передал своё восприятие зимнего пейзажа. Какие чувства вызывает у вас музыка?

    - Какую картину рисует ваше воображение?

    Организует и сопровождает деятельность детей, подводит к мысли о необходимости художественного описания пейзажа, использования в тексте эпитетов, метафор, олицетворений.

     И поэт, и художник, и композитор изображают природу такой, какой её видят, стремятся передать то, что привлекло, взволновало.

    Чтоб глаза твои зорче были,

    Чтоб в очках тебе не ходить,

    Эти лёгкие движенья

    Предлагаю повторить.

    Вдаль посмотрим и под ноги,

    Вправо, влево побыстрей.

    Удивимся – что такое? –

    И закроем их скорей.

    А теперь по кругу быстро,

    Словно стрелочки часов,

    Проведём глазами дружно,

    Ну а дальше – будь здоров!

    Теперь и вы все отдохнули,

    Новая забота:

    Нужно сделать на «отлично»

    Новую работу.

    Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна.

    Разве снег, с высот летящий

     На леса, поля и чащи,

     Разве он, как мёртвый мел,

     Только бел, бел, бел?

     Весь игольчатый с мороза,

     На заре он нежно-розов,

     Он вдали, в тени, в низине

     Голубой и даже синий!

    -Какой снег в этом стихотворении?

    – А как выглядит снег на картине Грабаря? Как много его? Какова его цветовая гамма?

    -Расскажите, что еще мы видим на картине?

    Утр… – морозное, ясное, чистое.необыкновенное,  необычное, чудесное, солнечное, прекрасное, зимнее.

    Дерев...я(березы) и тени– пушистые ветки, серебристые, белоствольные, устремлённые в высь.

    Сне.. – серебристый, белый с сиреневыми тенями, синеватый.

    Со..нце –  яркое, ослепительное

    Небо – высокое, прозрачное, недосягаемое, далекое, чистое.

    - Какое настроение вызывает у вас эта картина? (выбор слов, карточка №2):

     Радость, удивление, испуг, волнение, интерес, восхищение, восторг, грусть.

     - Как построим своё сочинение? Сколько частей должно быть в сочинении? (вступительная, основная, заключительная)

    I. Вступление: зимний пейзаж на картине И.Э.Грабаря.

    II. Основная часть:

    1. На  первом плане: старая берёза, снег, тени;
    2. На втором плане: группа берёз, небо.
    3. На заднем плане: берёзовая роща.

    III. Заключение: моё отношение к картине.

    -Что мы делали сегодня на уроке?

    -Чему научились?

    - Что особенно понравилось на уроке? Запомнилось?

    Д.З.

    -Напишите дома черновик сочинения.

    Научиться   подбирать словесный материал для создания  текста -описания, выражать словесно свои впечатления от увиденного.

    -

    Заранее подготовившийся ученик читает воспоминания И.Э.Грабаря.

    Берёзы, снег, небо.

    .Передают красоту зимнего пейзажа.

    Выполняют элементарные физические упражнения.

    Выразительно читает 1 ученик, остальные следят по тексту, отвечают на вопросы.

    Отвечают на вопросы.

    Снег на солнце блестит, сверкает, сияет, светится. Перламутровый — сиреневый, нежно-розовый, голубой, бирюзовый, лазурный.

    Деревья, покрытые инеем, словно кружевные.

    Работают в группах, подбирают эпитеты к данным понятиям.

    Работа по карточкам.

    Подбирают нужные слова из предложенных и записывают в тетрадь.

    Отвечают на вопросы, составляют план.

    Научились: отбирать материал для сочинения,  подбирать нужные определения к понятиям, составлять план сочинения.

    Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

    Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

    Регулятивные УУД:

    Целеполагание

    Познавательные УУД: удерживать цель деятельности до получения

    ее результата; планировать решение учебной задачи:выстраивать

    последовательность необходимых

    операций, корректировать деятельность.

    Личностные УУД: анализировать и

    характеризовать эмоциональные

    состояния и чувства, вызванные

    картинами природы.

    Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи

    Личностные УУД:

    сознание эстетической ценности русской природы

    Познавательные УУД: уметь работать с текстом.

    Познавательные УУД:

    умение отбирать главное,

     подбирать материал по

    теме

    Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

    Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье.

    Познавательные УУД:

    умение отбирать главное,

     подбирать материал по

    теме, работать с дополнительной литературой.

    Познавательные УУД:

    умение отбирать главное,

     подбирать материал по

    теме

    Регулятивные УУД: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий),

    уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

    Познавательные УУД:

    умение отбирать главное,

     подбирать материал по

    теме

    Регулятивные УУД: самостоятельно планировать алгоритм выполнения задания, корректировать

    работу по ходу его выполнения.

    Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, уметь с

    достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, соблюдать нормы построения текста,

      уметь находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправ-

    лять их.

    Регулятивные УУД:

    оценка учебной деятельности


    Список литературы

    1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4.

    2. Сухов В.П. “Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников” Уфа,2010

    3. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru


    Приложение 1,2

    Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна.

    Разве снег, с высот летящий

     На леса, поля и чащи,

     Разве он, как мёртвый мел,

     Только бел, бел, бел?

     Весь игольчатый с мороза,

     На заре он нежно-розов,

     Он вдали, в тени, в низине

     Голубой и даже синий!

    -Какой снег в этом стихотворении?

    Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна.

    Разве снег, с высот летящий

     На леса, поля и чащи,

     Разве он, как мёртвый мел,

     Только бел, бел, бел?

     Весь игольчатый с мороза,

     На заре он нежно-розов,

     Он вдали, в тени, в низине

     Голубой и даже синий!

    -Какой снег в этом стихотворении?

    Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна.

    Разве снег, с высот летящий

     На леса, поля и чащи,

     Разве он, как мёртвый мел,

     Только бел, бел, бел?

     Весь игольчатый с мороза,

     На заре он нежно-розов,

     Он вдали, в тени, в низине

     Голубой и даже синий!

    -Какой снег в этом стихотворении?

    Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна.

    Разве снег, с высот летящий

     На леса, поля и чащи,

     Разве он, как мёртвый мел,

     Только бел, бел, бел?

     Весь игольчатый с мороза,

     На заре он нежно-розов,

     Он вдали, в тени, в низине

     Голубой и даже синий!

    -Какой снег в этом стихотворении?

    Под голубыми небесами

    Великолепными коврами,

    Блестя на солнце, снег лежит;

    Прозрачный лес один чернеет,

    И ель сквозь иней зеленеет,

    И речка подо льдом блестит.

    Под голубыми небесами

    Великолепными коврами,

    Блестя на солнце, снег лежит;

    Прозрачный лес один чернеет,

    И ель сквозь иней зеленеет,

    И речка подо льдом блестит.

    Под голубыми небесами

    Великолепными коврами,

    Блестя на солнце, снег лежит;

    Прозрачный лес один чернеет,

    И ель сквозь иней зеленеет,

    И речка подо льдом блестит.

    Под голубыми небесами

    Великолепными коврами,

    Блестя на солнце, снег лежит;

    Прозрачный лес один чернеет,

    И ель сквозь иней зеленеет,

    И речка подо льдом блестит.

    Под голубыми небесами

    Великолепными коврами,

    Блестя на солнце, снег лежит;

    Прозрачный лес один чернеет,

    И ель сквозь иней зеленеет,

    И речка подо льдом блестит.

    Под голубыми небесами

    Великолепными коврами,

    Блестя на солнце, снег лежит;

    Прозрачный лес один чернеет,

    И ель сквозь иней зеленеет,

    И речка подо льдом блестит.

    Под голубыми небесами

    Великолепными коврами,

    Блестя на солнце, снег лежит;

    Прозрачный лес один чернеет,

    И ель сквозь иней зеленеет,

    И речка подо льдом блестит.

    Под голубыми небесами

    Великолепными коврами,

    Блестя на солнце, снег лежит;

    Прозрачный лес один чернеет,

    И ель сквозь иней зеленеет,

    И речка подо льдом блестит.

    Приложение 3

    А как выглядит снег на картине Грабаря?

    Много ли его?

    Какого он цвета?

    Как изобразил художник деревья на втором плане?

    Какова берёза на переднем плане картины?

    Что можно сказать о цвете её ствола, ветвей и о цвете прошлогодней листвы на её верхушке?

    Рассмотрите небо.

    Какого оно цвета вверху и на горизонте?

    Есть ли на нем облака?

    Что видите на горизонте?

    Что можно сказать о других берёзах?

    Какое настроение вызывает у вас эта картина?

    (Подберите нужные слова из предложенных и запишите их в тетрадь)

    Радост…, уд…вление, испуг, волнение, инт…рес, восхищение, востор…, грусть.

    Какое настроение вызывает у вас эта картина?

    (Подберите нужные слова из предложенных и запишите их в тетрадь)

    Радост…, уд…вление, испуг, волнение, инт…рес, восхищение, востор…, грусть.

    Какое настроение вызывает у вас эта картина?

    (Подберите нужные слова из предложенных и запишите их в тетрадь)

    Радост…, уд…вление, испуг, волнение, инт…рес, восхищение, востор…, грусть.

    Приложение 4

    “Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и наклонился, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликание всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно”,- подумал я. – Погода была изумительная. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать без перерыва около двух с половиной недель, пока я не кончил картину. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет”.

    Вот как сам автор передал своё восхищение красотой февральского дня: «Вся природа праздновала какой-то праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».

    Технологическая карта-маршрут.

    1. Словарь:

    Пейзаж –

    Пейзажист –

    1. Тема урока:___________________________________________________

    I.Вступление.

    II. Основная часть:

    Опорные слова

    Составленные предложения

    самооценка

    Берёза на первом плане

    Белоствольная, высокая, устремлённая ввысь, с черными крапинками, слегка искривленный ствол, молочного цвета, широко распахнуты ветви, листочки тянутся к солнышку

    Берёзы на втором плане

    Русские красавицы, символ русских лесов, стройные, много желтых и красных листьев, высокие, роскошные ветви

    Небо

    Высокое, прозрачное, недосягаемое, далёкое, безоблачное, темно-синее вверху, серое, серо-голубое на горизонте

    Снег

    Словно ковёр, блестит, переливается, синие тени, белый, голубой, снега много, серебристый

    Берёзовая роща на горизонте

    Темнеет прозрачный лес, замер в тишине, берёзки потемневшие, коричневые, серые

    III.Заключение.

    Настроение: радости, удивление, восхищение, восторг, интерес

    Оцени свою работу сам!

    ! – не испытывал затруднения при выполнении работы;

    ? – были трудности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Подготовка к сочинению - описанию по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"

    Конспект урока развития речи по теме "Подготовка к сочинению - описанию картины И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"...

    Сочинение-описание картины И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"

    Конспект урока русского языка в 5 классе....

    Урок развития речи «Капризная погода» (описание месяца февраля в поэзии и по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»). 5 класс

    Цели и задачи урока:1.Подготовить учащихся написанию сочинения- описания пейзажа на основе картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».2.Развивать устную и письменную речь учащихся с использованием опорн...

    Подготовка к сочинению-описанию по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

    Обучающая цель: обучить словесному описанию картины, продолжить знакомство учащихся с художественными достоинствами картин ведущих художников России, формирование образовательных компетенций обучающих...

    Сочинение-описание пейзажа по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь".

    Конспект урока развития речи в 5 классе. Уроки развития речи с использованием картины имеют специфическую структуру и обычно включают следующие этапы.Рассказ о художнике. Цель его – дать общие с...