Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ» (И.Э. Грабарь, «Февральская лазурь») Программа по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Эмерова Ирина Алексеевна

Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Предусматривается домашняя подготовка учащихся к сочинению-описанию по картине, написание чернового варианта сочинения, а на втором уроке проводится редактирование и написание сочинения. Этот вид работы довольно сложный для учащихся 5 класса. Они уже знакомы с типами речи и их особенностями, но им сложно увидеть в обычном необычное и суметь об этом интересно рассказать. Снег, который они видят каждый день в продолжение зимнего сезона, нужно показать так, чтобы он заиграл всеми цветами радуги, чтобы можно было увидеть в нём сказку, чудо и чтобы детям захотелось своими впечатлениями поделиться с другими.   Для эффективной деятельности школьников используем на уроке словесный, наглядный, частично поисковый методы, которые способствуют формированию умения находить слова, достойные того, чтобы выразить красоту окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grabar._fevralskaya_lazur_konsp._uroka.docx49.96 КБ

Предварительный просмотр:

Преподавание русского языка и литературы в условиях модернизации общего образования

Конструкт урока в соответствии с требованиями ФГОС

Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме

«ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ»

(И.Э. Грабарь, «Февральская лазурь»)

Программа по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой.

 Составитель: Эмерова Ирина Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

 МБОУ СОШ №3.

Тарко-Сале

2014 год

Пояснительная записка

Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Предусматривается домашняя подготовка учащихся к сочинению-описанию по картине, написание чернового варианта сочинения, а на втором уроке проводится редактирование и написание сочинения. Этот вид работы довольно сложный для учащихся 5 класса. Они уже знакомы с типами речи и их особенностями, но им сложно увидеть в обычном необычное и суметь об этом интересно рассказать. Снег, который они видят каждый день в продолжение зимнего сезона, нужно показать так, чтобы он заиграл всеми цветами радуги, чтобы можно было увидеть в нём сказку, чудо и чтобы детям захотелось своими впечатлениями поделиться с другими.   Для эффективной деятельности школьников используем на уроке словесный, наглядный, частично поисковый методы, которые способствуют формированию умения находить слова, достойные того, чтобы выразить красоту окружающего мира.

Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию по картине;

Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения.

Задачи.

Личностные УУД:

-развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,

-воспитывать любовь к родной природе,

-создавать внутреннюю мотивацию кучению.

Познавательные УУД:

-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей,

-формировать умение строить речевое высказывание,

-формировать умение составлять план текста описания.

Метапредметные УУД:

-искать  и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,

-формирование информационной компетенции работы с текстом.

Коммуникативные УУД:

-формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Регулятивные УУД:

-учить постановке  цели работы,

-учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Тип урока: урок развития речи

Оборудование урока:

Для учителя: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проект, презентация к уроку.

Для учеников: технологическая карта-маршрут, раздаточный материал (карточки).

Технологическая карта урока

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организа

ционный этап.

2.Постановка

учебной задачи.

Актуализация ранее полученных знаний.

Организовать учащихся к восприятию учебной информации.

Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

Воспроизведение изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме «Описание пейзажа».

Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока.

Приветствие, сообщение даты и темы урока.

Вступительное слово учителя.

- Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа. Мы должны подготовиться к художественному описанию пейзажа.

Что такое пейзаж?

Что нам говорит об этом энциклопедия?

-Русская пейзажная живопись богата и разнообразна по своим видам и передаваемому в ней настроению (просмотр слайдов презентации с репродукциями картин русских художников).

- Что объединяет эти пейзажи и следующие строки?  (Слайд)

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

-  Кто их автор?

- Каково отношение поэта к зимнему пейзажу?

- Какие слова передают это отношение?

- Какие выразительные средства языка использует автор?

В каждом времени года есть своё очарование, и поэты не могли не заметить, как удивительна зима. Русские художники не раз признавались в своей любви к зиме. Вот несколько примеров, которые вы увидели.

Мастером пейзажных зарисовок является Игорь Эммануилович Грабарь, известный художник пейзажист, тонкий знаток русской природы. «Февральская лазурь» - одна из лучших его картин.

Приветствуют учителя, записывают дату и тему урока.

Воспринимают на слух информацию, смотрят презентацию, принимают участие в диалоге с учителем.

Пейзаж – рисунок, картина, на которой изображена природа.Пейзажист – художник, специалист по пейзажам).

Ответ по индивидуальному заданию

1. Вид какой-либо местности (подмосковный пейзаж, волжский пейзаж). 2. Рисунок, картина, изображающая природу, вид (в Третьяковской галерее, к примеру, можно увидеть множество великолепных пейзажей, созданных различными художниками). 3. Описание природы в литературном произведении.)

Отвечают на вопросы

А.С. Пушкин.

Автор любуется красотой зимнего пейзажа.

Регулятивные: контроль внимания.

Личностные: самоопределение (выбор позиции)

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности

Познавательные УУД: удерживать цель деятельности до получения

ее результата; планировать решение учебной задачи:выстраивать

последовательность необходимых

операций, корректировать деятельность.

Коммуникативные УУД: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения.

История создания картины

3. Работа с текстом.

4.Восприятие картины.

5.Словарно-орфографическая работа.

6.Составление и запись плана описания картины.

7.Подведение итогов. Рефлексия.

Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине.

Подготовить к восприятию произведения искусства, создать необходимый настрой.

Физкультминутка.

Дать образец дальнейшей работы,  аналогию.

Научить воспринимать и анализировать информацию, сравнивать явления. Развивать навыки связной речи.

Развивать речь учащихся, совершенствовать навыки правописания учеников; расширять и пополнять словарный запас пятиклассников.

Развивать логическое мышление пятиклассников, формировать умение структурировать информацию, алгоритмизировать действия.

Формировать навыки самоанализа.

1.Учитель на доске записывает тему:

  Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

- Каким по типу речи должно быть такое сочинение?  (Рассказ описательного характера).

-Определите цель нашего урока?Видеть и чувствовать красоту пейзажа, научиться  подбирать словесный материал для текста -описания, выражать словесно свои впечатления от увиденного?

2. Беседа по вопросам.

- Перед нами репродукция картины И. грабаря «Февральская лазурь». (Слайд)

- Рассмотрите её. Нравится ли она вам?

- Какое ощущение, какое настроение создаёт этот пейзаж?

- Что поразило художника в этом пейзаже? Как он это изобразил?

Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся.

“Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и наклонился, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликание всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно”,- подумал я. – Погода была изумительная. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать без перерыва около двух с половиной недель, пока я не кончил картину. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет”.

Вот как сам автор передал своё восхищение красотой февральского дня: «Вся природа праздновала какой-то праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».

- Что описывается в этом тексте?

- О каких признаках предмета в них говорится?

- Какую часть описания вы бы поместили в художественном произведении?

- Что в тексте является важным?

- Что объединяет картины зимы Пушкина и пейзажа Грабаря?

- А сейчас прослушайте фрагмент из цикла концертов итальянского композитора Антонио Вивальди «Времена года» (звучит пьеса «Зима»)

- Так композитор с помощью звуков передал своё восприятие зимнего пейзажа. Какие чувства вызывает у вас музыка?

- Какую картину рисует ваше воображение?

Организует и сопровождает деятельность детей, подводит к мысли о необходимости художественного описания пейзажа, использования в тексте эпитетов, метафор, олицетворений.

 И поэт, и художник, и композитор изображают природу такой, какой её видят, стремятся передать то, что привлекло, взволновало.

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся – что такое? –

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочки часов,

Проведём глазами дружно,

Ну а дальше – будь здоров!

Теперь и вы все отдохнули,

Новая забота:

Нужно сделать на «отлично»

Новую работу.

Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна.

Разве снег, с высот летящий

 На леса, поля и чащи,

 Разве он, как мёртвый мел,

 Только бел, бел, бел?

 Весь игольчатый с мороза,

 На заре он нежно-розов,

 Он вдали, в тени, в низине

 Голубой и даже синий!

-Какой снег в этом стихотворении?

– А как выглядит снег на картине Грабаря? Как много его? Какова его цветовая гамма?

-Расскажите, что еще мы видим на картине?

Утр… – морозное, ясное, чистое.необыкновенное,  необычное, чудесное, солнечное, прекрасное, зимнее.

Дерев...я(березы) и тени– пушистые ветки, серебристые, белоствольные, устремлённые в высь.

Сне.. – серебристый, белый с сиреневыми тенями, синеватый.

Со..нце –  яркое, ослепительное

Небо – высокое, прозрачное, недосягаемое, далекое, чистое.

- Какое настроение вызывает у вас эта картина? (выбор слов, карточка №2):

 Радость, удивление, испуг, волнение, интерес, восхищение, восторг, грусть.

 - Как построим своё сочинение? Сколько частей должно быть в сочинении? (вступительная, основная, заключительная)

I. Вступление: зимний пейзаж на картине И.Э.Грабаря.

II. Основная часть:

  1. На  первом плане: старая берёза, снег, тени;
  2. На втором плане: группа берёз, небо.
  3. На заднем плане: берёзовая роща.

III. Заключение: моё отношение к картине.

-Что мы делали сегодня на уроке?

-Чему научились?

- Что особенно понравилось на уроке? Запомнилось?

Д.З.

-Напишите дома черновик сочинения.

Научиться   подбирать словесный материал для создания  текста -описания, выражать словесно свои впечатления от увиденного.

-

Заранее подготовившийся ученик читает воспоминания И.Э.Грабаря.

Берёзы, снег, небо.

.Передают красоту зимнего пейзажа.

Выполняют элементарные физические упражнения.

Выразительно читает 1 ученик, остальные следят по тексту, отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Снег на солнце блестит, сверкает, сияет, светится. Перламутровый — сиреневый, нежно-розовый, голубой, бирюзовый, лазурный.

Деревья, покрытые инеем, словно кружевные.

Работают в группах, подбирают эпитеты к данным понятиям.

Работа по карточкам.

Подбирают нужные слова из предложенных и записывают в тетрадь.

Отвечают на вопросы, составляют план.

Научились: отбирать материал для сочинения,  подбирать нужные определения к понятиям, составлять план сочинения.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Регулятивные УУД:

Целеполагание

Познавательные УУД: удерживать цель деятельности до получения

ее результата; планировать решение учебной задачи:выстраивать

последовательность необходимых

операций, корректировать деятельность.

Личностные УУД: анализировать и

характеризовать эмоциональные

состояния и чувства, вызванные

картинами природы.

Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи

Личностные УУД:

сознание эстетической ценности русской природы

Познавательные УУД: уметь работать с текстом.

Познавательные УУД:

умение отбирать главное,

 подбирать материал по

теме

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье.

Познавательные УУД:

умение отбирать главное,

 подбирать материал по

теме, работать с дополнительной литературой.

Познавательные УУД:

умение отбирать главное,

 подбирать материал по

теме

Регулятивные УУД: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий),

уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Познавательные УУД:

умение отбирать главное,

 подбирать материал по

теме

Регулятивные УУД: самостоятельно планировать алгоритм выполнения задания, корректировать

работу по ходу его выполнения.

Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, уметь с

достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, соблюдать нормы построения текста,

  уметь находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправ-

лять их.

Регулятивные УУД:

оценка учебной деятельности


Список литературы

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4.

2. Сухов В.П. “Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников” Уфа,2010

3. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru


Приложение 1,2

Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна.

Разве снег, с высот летящий

 На леса, поля и чащи,

 Разве он, как мёртвый мел,

 Только бел, бел, бел?

 Весь игольчатый с мороза,

 На заре он нежно-розов,

 Он вдали, в тени, в низине

 Голубой и даже синий!

-Какой снег в этом стихотворении?

Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна.

Разве снег, с высот летящий

 На леса, поля и чащи,

 Разве он, как мёртвый мел,

 Только бел, бел, бел?

 Весь игольчатый с мороза,

 На заре он нежно-розов,

 Он вдали, в тени, в низине

 Голубой и даже синий!

-Какой снег в этом стихотворении?

Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна.

Разве снег, с высот летящий

 На леса, поля и чащи,

 Разве он, как мёртвый мел,

 Только бел, бел, бел?

 Весь игольчатый с мороза,

 На заре он нежно-розов,

 Он вдали, в тени, в низине

 Голубой и даже синий!

-Какой снег в этом стихотворении?

Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна.

Разве снег, с высот летящий

 На леса, поля и чащи,

 Разве он, как мёртвый мел,

 Только бел, бел, бел?

 Весь игольчатый с мороза,

 На заре он нежно-розов,

 Он вдали, в тени, в низине

 Голубой и даже синий!

-Какой снег в этом стихотворении?

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Приложение 3

А как выглядит снег на картине Грабаря?

Много ли его?

Какого он цвета?

Как изобразил художник деревья на втором плане?

Какова берёза на переднем плане картины?

Что можно сказать о цвете её ствола, ветвей и о цвете прошлогодней листвы на её верхушке?

Рассмотрите небо.

Какого оно цвета вверху и на горизонте?

Есть ли на нем облака?

Что видите на горизонте?

Что можно сказать о других берёзах?

Какое настроение вызывает у вас эта картина?

(Подберите нужные слова из предложенных и запишите их в тетрадь)

Радост…, уд…вление, испуг, волнение, инт…рес, восхищение, востор…, грусть.

Какое настроение вызывает у вас эта картина?

(Подберите нужные слова из предложенных и запишите их в тетрадь)

Радост…, уд…вление, испуг, волнение, инт…рес, восхищение, востор…, грусть.

Какое настроение вызывает у вас эта картина?

(Подберите нужные слова из предложенных и запишите их в тетрадь)

Радост…, уд…вление, испуг, волнение, инт…рес, восхищение, востор…, грусть.

Приложение 4

“Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и наклонился, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликание всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно”,- подумал я. – Погода была изумительная. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать без перерыва около двух с половиной недель, пока я не кончил картину. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет”.

Вот как сам автор передал своё восхищение красотой февральского дня: «Вся природа праздновала какой-то праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».

Технологическая карта-маршрут.

  1. Словарь:

Пейзаж –

Пейзажист –

  1. Тема урока:___________________________________________________

I.Вступление.

II. Основная часть:

Опорные слова

Составленные предложения

самооценка

Берёза на первом плане

Белоствольная, высокая, устремлённая ввысь, с черными крапинками, слегка искривленный ствол, молочного цвета, широко распахнуты ветви, листочки тянутся к солнышку

Берёзы на втором плане

Русские красавицы, символ русских лесов, стройные, много желтых и красных листьев, высокие, роскошные ветви

Небо

Высокое, прозрачное, недосягаемое, далёкое, безоблачное, темно-синее вверху, серое, серо-голубое на горизонте

Снег

Словно ковёр, блестит, переливается, синие тени, белый, голубой, снега много, серебристый

Берёзовая роща на горизонте

Темнеет прозрачный лес, замер в тишине, берёзки потемневшие, коричневые, серые

III.Заключение.

Настроение: радости, удивление, восхищение, восторг, интерес

Оцени свою работу сам!

! – не испытывал затруднения при выполнении работы;

? – были трудности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи «Капризная погода» (описание месяца февраля в поэзии и по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»). 5 класс

Цели и задачи урока:1.Подготовить учащихся написанию сочинения- описания пейзажа на основе картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».2.Развивать устную и письменную речь учащихся с использованием опорн...

Сочинение-описание пейзажа по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь".

Конспект урока развития речи в 5 классе. Уроки развития речи с использованием картины имеют специфическую структуру и обычно включают следующие этапы.Рассказ о художнике. Цель его – дать общие с...

Урок развития речи "Подготовка к сочинению-описанию по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"

Разработка поможет учителю провести урок, соответствующий требованиям ФГОС, с применением таких технологий, как ИКТ, технология развития критического мышления, проблемного обучения, здоровьесбережения...

конспект урока по русскому языку в 5 классе. Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь".

5 классПодготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-описания помещения горницы старинной северной избы"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-описания помещения горницы старинной северной избы" разработана в 2022 г. для открытого урока...