Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ» (И.Э. Грабарь, «Февральская лазурь») Программа по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Предусматривается домашняя подготовка учащихся к сочинению-описанию по картине, написание чернового варианта сочинения, а на втором уроке проводится редактирование и написание сочинения. Этот вид работы довольно сложный для учащихся 5 класса. Они уже знакомы с типами речи и их особенностями, но им сложно увидеть в обычном необычное и суметь об этом интересно рассказать. Снег, который они видят каждый день в продолжение зимнего сезона, нужно показать так, чтобы он заиграл всеми цветами радуги, чтобы можно было увидеть в нём сказку, чудо и чтобы детям захотелось своими впечатлениями поделиться с другими. Для эффективной деятельности школьников используем на уроке словесный, наглядный, частично поисковый методы, которые способствуют формированию умения находить слова, достойные того, чтобы выразить красоту окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grabar._fevralskaya_lazur_konsp._uroka.docx | 49.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Преподавание русского языка и литературы в условиях модернизации общего образования
Конструкт урока в соответствии с требованиями ФГОС
Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме
«ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ»
(И.Э. Грабарь, «Февральская лазурь»)
Программа по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой.
Составитель: Эмерова Ирина Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №3.
Тарко-Сале
2014 год
Пояснительная записка
Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Предусматривается домашняя подготовка учащихся к сочинению-описанию по картине, написание чернового варианта сочинения, а на втором уроке проводится редактирование и написание сочинения. Этот вид работы довольно сложный для учащихся 5 класса. Они уже знакомы с типами речи и их особенностями, но им сложно увидеть в обычном необычное и суметь об этом интересно рассказать. Снег, который они видят каждый день в продолжение зимнего сезона, нужно показать так, чтобы он заиграл всеми цветами радуги, чтобы можно было увидеть в нём сказку, чудо и чтобы детям захотелось своими впечатлениями поделиться с другими. Для эффективной деятельности школьников используем на уроке словесный, наглядный, частично поисковый методы, которые способствуют формированию умения находить слова, достойные того, чтобы выразить красоту окружающего мира.
Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию по картине;
Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения.
Задачи.
Личностные УУД:
-развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,
-воспитывать любовь к родной природе,
-создавать внутреннюю мотивацию кучению.
Познавательные УУД:
-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей,
-формировать умение строить речевое высказывание,
-формировать умение составлять план текста описания.
Метапредметные УУД:
-искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,
-формирование информационной компетенции работы с текстом.
Коммуникативные УУД:
-формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Регулятивные УУД:
-учить постановке цели работы,
-учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
Тип урока: урок развития речи
Оборудование урока:
Для учителя: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проект, презентация к уроку.
Для учеников: технологическая карта-маршрут, раздаточный материал (карточки).
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организа ционный этап. 2.Постановка учебной задачи. Актуализация ранее полученных знаний. | Организовать учащихся к восприятию учебной информации. Мотивировать учащихся к учебной деятельности. Воспроизведение изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме «Описание пейзажа». Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока. | Приветствие, сообщение даты и темы урока. Вступительное слово учителя. - Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа. Мы должны подготовиться к художественному описанию пейзажа. Что такое пейзаж? Что нам говорит об этом энциклопедия? -Русская пейзажная живопись богата и разнообразна по своим видам и передаваемому в ней настроению (просмотр слайдов презентации с репродукциями картин русских художников). - Что объединяет эти пейзажи и следующие строки? (Слайд) Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. - Кто их автор? - Каково отношение поэта к зимнему пейзажу? - Какие слова передают это отношение? - Какие выразительные средства языка использует автор? В каждом времени года есть своё очарование, и поэты не могли не заметить, как удивительна зима. Русские художники не раз признавались в своей любви к зиме. Вот несколько примеров, которые вы увидели. Мастером пейзажных зарисовок является Игорь Эммануилович Грабарь, известный художник пейзажист, тонкий знаток русской природы. «Февральская лазурь» - одна из лучших его картин. | Приветствуют учителя, записывают дату и тему урока. Воспринимают на слух информацию, смотрят презентацию, принимают участие в диалоге с учителем. Пейзаж – рисунок, картина, на которой изображена природа.Пейзажист – художник, специалист по пейзажам). Ответ по индивидуальному заданию 1. Вид какой-либо местности (подмосковный пейзаж, волжский пейзаж). 2. Рисунок, картина, изображающая природу, вид (в Третьяковской галерее, к примеру, можно увидеть множество великолепных пейзажей, созданных различными художниками). 3. Описание природы в литературном произведении.) Отвечают на вопросы А.С. Пушкин. Автор любуется красотой зимнего пейзажа. | Регулятивные: контроль внимания. Личностные: самоопределение (выбор позиции) Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности Познавательные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи:выстраивать последовательность необходимых операций, корректировать деятельность. Коммуникативные УУД: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения. |
История создания картины 3. Работа с текстом. 4.Восприятие картины. 5.Словарно-орфографическая работа. 6.Составление и запись плана описания картины. 7.Подведение итогов. Рефлексия. | Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине. Подготовить к восприятию произведения искусства, создать необходимый настрой. Физкультминутка. Дать образец дальнейшей работы, аналогию. Научить воспринимать и анализировать информацию, сравнивать явления. Развивать навыки связной речи. Развивать речь учащихся, совершенствовать навыки правописания учеников; расширять и пополнять словарный запас пятиклассников. Развивать логическое мышление пятиклассников, формировать умение структурировать информацию, алгоритмизировать действия. Формировать навыки самоанализа. | 1.Учитель на доске записывает тему: Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». - Каким по типу речи должно быть такое сочинение? (Рассказ описательного характера). -Определите цель нашего урока?Видеть и чувствовать красоту пейзажа, научиться подбирать словесный материал для текста -описания, выражать словесно свои впечатления от увиденного? 2. Беседа по вопросам. - Перед нами репродукция картины И. грабаря «Февральская лазурь». (Слайд) - Рассмотрите её. Нравится ли она вам? - Какое ощущение, какое настроение создаёт этот пейзаж? - Что поразило художника в этом пейзаже? Как он это изобразил? Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся. “Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и наклонился, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликание всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно”,- подумал я. – Погода была изумительная. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать без перерыва около двух с половиной недель, пока я не кончил картину. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет”. Вот как сам автор передал своё восхищение красотой февральского дня: «Вся природа праздновала какой-то праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». - Что описывается в этом тексте? - О каких признаках предмета в них говорится? - Какую часть описания вы бы поместили в художественном произведении? - Что в тексте является важным? - Что объединяет картины зимы Пушкина и пейзажа Грабаря? - А сейчас прослушайте фрагмент из цикла концертов итальянского композитора Антонио Вивальди «Времена года» (звучит пьеса «Зима») - Так композитор с помощью звуков передал своё восприятие зимнего пейзажа. Какие чувства вызывает у вас музыка? - Какую картину рисует ваше воображение? Организует и сопровождает деятельность детей, подводит к мысли о необходимости художественного описания пейзажа, использования в тексте эпитетов, метафор, олицетворений. И поэт, и художник, и композитор изображают природу такой, какой её видят, стремятся передать то, что привлекло, взволновало. Чтоб глаза твои зорче были, Чтоб в очках тебе не ходить, Эти лёгкие движенья Предлагаю повторить. Вдаль посмотрим и под ноги, Вправо, влево побыстрей. Удивимся – что такое? – И закроем их скорей. А теперь по кругу быстро, Словно стрелочки часов, Проведём глазами дружно, Ну а дальше – будь здоров! Теперь и вы все отдохнули, Новая забота: Нужно сделать на «отлично» Новую работу. Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна. Разве снег, с высот летящий На леса, поля и чащи, Разве он, как мёртвый мел, Только бел, бел, бел? Весь игольчатый с мороза, На заре он нежно-розов, Он вдали, в тени, в низине Голубой и даже синий! -Какой снег в этом стихотворении? – А как выглядит снег на картине Грабаря? Как много его? Какова его цветовая гамма? -Расскажите, что еще мы видим на картине? Утр… – морозное, ясное, чистое.необыкновенное, необычное, чудесное, солнечное, прекрасное, зимнее. Дерев...я(березы) и тени– пушистые ветки, серебристые, белоствольные, устремлённые в высь. Сне.. – серебристый, белый с сиреневыми тенями, синеватый. Со..нце – яркое, ослепительное Небо – высокое, прозрачное, недосягаемое, далекое, чистое. - Какое настроение вызывает у вас эта картина? (выбор слов, карточка №2): Радость, удивление, испуг, волнение, интерес, восхищение, восторг, грусть. - Как построим своё сочинение? Сколько частей должно быть в сочинении? (вступительная, основная, заключительная) I. Вступление: зимний пейзаж на картине И.Э.Грабаря. II. Основная часть:
III. Заключение: моё отношение к картине. -Что мы делали сегодня на уроке? -Чему научились? - Что особенно понравилось на уроке? Запомнилось? Д.З. -Напишите дома черновик сочинения. | Научиться подбирать словесный материал для создания текста -описания, выражать словесно свои впечатления от увиденного. - Заранее подготовившийся ученик читает воспоминания И.Э.Грабаря. Берёзы, снег, небо. .Передают красоту зимнего пейзажа. Выполняют элементарные физические упражнения. Выразительно читает 1 ученик, остальные следят по тексту, отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. Снег на солнце блестит, сверкает, сияет, светится. Перламутровый — сиреневый, нежно-розовый, голубой, бирюзовый, лазурный. Деревья, покрытые инеем, словно кружевные. Работают в группах, подбирают эпитеты к данным понятиям. Работа по карточкам. Подбирают нужные слова из предложенных и записывают в тетрадь. Отвечают на вопросы, составляют план. Научились: отбирать материал для сочинения, подбирать нужные определения к понятиям, составлять план сочинения. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Регулятивные УУД: Целеполагание Познавательные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи:выстраивать последовательность необходимых операций, корректировать деятельность. Личностные УУД: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства, вызванные картинами природы. Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи Личностные УУД: сознание эстетической ценности русской природы Познавательные УУД: уметь работать с текстом. Познавательные УУД: умение отбирать главное, подбирать материал по теме Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье. Познавательные УУД: умение отбирать главное, подбирать материал по теме, работать с дополнительной литературой. Познавательные УУД: умение отбирать главное, подбирать материал по теме Регулятивные УУД: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий), уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Познавательные УУД: умение отбирать главное, подбирать материал по теме Регулятивные УУД: самостоятельно планировать алгоритм выполнения задания, корректировать работу по ходу его выполнения. Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, соблюдать нормы построения текста, уметь находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправ- лять их. Регулятивные УУД: оценка учебной деятельности |
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4.
2. Сухов В.П. “Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников” Уфа,2010
3. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru
Приложение 1,2
Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна. Разве снег, с высот летящий На леса, поля и чащи, Разве он, как мёртвый мел, Только бел, бел, бел? Весь игольчатый с мороза, На заре он нежно-розов, Он вдали, в тени, в низине Голубой и даже синий! -Какой снег в этом стихотворении? | Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна. Разве снег, с высот летящий На леса, поля и чащи, Разве он, как мёртвый мел, Только бел, бел, бел? Весь игольчатый с мороза, На заре он нежно-розов, Он вдали, в тени, в низине Голубой и даже синий! -Какой снег в этом стихотворении? | ||
Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна. Разве снег, с высот летящий На леса, поля и чащи, Разве он, как мёртвый мел, Только бел, бел, бел? Весь игольчатый с мороза, На заре он нежно-розов, Он вдали, в тени, в низине Голубой и даже синий! -Какой снег в этом стихотворении? | Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна. Разве снег, с высот летящий На леса, поля и чащи, Разве он, как мёртвый мел, Только бел, бел, бел? Весь игольчатый с мороза, На заре он нежно-розов, Он вдали, в тени, в низине Голубой и даже синий! -Какой снег в этом стихотворении? | ||
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. | Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. | Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. | Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. |
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. | Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. | Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. | Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. |
Приложение 3
А как выглядит снег на картине Грабаря? Много ли его? Какого он цвета? | Как изобразил художник деревья на втором плане? |
Какова берёза на переднем плане картины? Что можно сказать о цвете её ствола, ветвей и о цвете прошлогодней листвы на её верхушке? | Рассмотрите небо. Какого оно цвета вверху и на горизонте? Есть ли на нем облака? |
Что видите на горизонте? Что можно сказать о других берёзах? | Какое настроение вызывает у вас эта картина? (Подберите нужные слова из предложенных и запишите их в тетрадь) Радост…, уд…вление, испуг, волнение, инт…рес, восхищение, востор…, грусть. |
Какое настроение вызывает у вас эта картина? (Подберите нужные слова из предложенных и запишите их в тетрадь) Радост…, уд…вление, испуг, волнение, инт…рес, восхищение, востор…, грусть. | Какое настроение вызывает у вас эта картина? (Подберите нужные слова из предложенных и запишите их в тетрадь) Радост…, уд…вление, испуг, волнение, инт…рес, восхищение, востор…, грусть. |
Приложение 4
“Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и наклонился, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликание всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно”,- подумал я. – Погода была изумительная. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать без перерыва около двух с половиной недель, пока я не кончил картину. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет”.
Вот как сам автор передал своё восхищение красотой февральского дня: «Вся природа праздновала какой-то праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».
Технологическая карта-маршрут.
- Словарь:
Пейзаж –
Пейзажист –
- Тема урока:___________________________________________________
I.Вступление.
II. Основная часть:
Опорные слова | Составленные предложения | самооценка | |||
Берёза на первом плане | Белоствольная, высокая, устремлённая ввысь, с черными крапинками, слегка искривленный ствол, молочного цвета, широко распахнуты ветви, листочки тянутся к солнышку | ||||
Берёзы на втором плане | Русские красавицы, символ русских лесов, стройные, много желтых и красных листьев, высокие, роскошные ветви | ||||
Небо | Высокое, прозрачное, недосягаемое, далёкое, безоблачное, темно-синее вверху, серое, серо-голубое на горизонте | ||||
Снег | Словно ковёр, блестит, переливается, синие тени, белый, голубой, снега много, серебристый | ||||
Берёзовая роща на горизонте | Темнеет прозрачный лес, замер в тишине, берёзки потемневшие, коричневые, серые | ||||
III.Заключение. | Настроение: радости, удивление, восхищение, восторг, интерес |
Оцени свою работу сам!
! – не испытывал затруднения при выполнении работы;
? – были трудности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи «Капризная погода» (описание месяца февраля в поэзии и по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»). 5 класс
Цели и задачи урока:1.Подготовить учащихся написанию сочинения- описания пейзажа на основе картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».2.Развивать устную и письменную речь учащихся с использованием опорн...
Урок развития речи в 5 классе. Сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"
Презентация о творчестве Игоря Эммануиловича Грабаря...
Конспект урока русского языка в 5 классе "Сочинение по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"
Урок развития речи в 5 классе...
Сочинение-описание пейзажа по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь".
Конспект урока развития речи в 5 классе. Уроки развития речи с использованием картины имеют специфическую структуру и обычно включают следующие этапы.Рассказ о художнике. Цель его – дать общие с...
Урок развития речи "Подготовка к сочинению-описанию по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"
Разработка поможет учителю провести урок, соответствующий требованиям ФГОС, с применением таких технологий, как ИКТ, технология развития критического мышления, проблемного обучения, здоровьесбережения...
конспект урока по русскому языку в 5 классе. Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь".
5 классПодготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"....
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-описания помещения горницы старинной северной избы"
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-описания помещения горницы старинной северной избы" разработана в 2022 г. для открытого урока...