Конспект урока русского языка в 5 классе "Сочинение по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Файзрахманова Эльмира Радиковна

Урок развития речи в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №2 Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Разработка урока по русскому языку в 5 классе

Тема урока:

«Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Урок подготовила: учитель русского языка

                                              и литературы МБОУ «ВСОШ №2»

                                                Файзрахманова Эльмира Радиковна,

                                                 

Тема

«Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Цели:

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД: самоопределение,  самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успеха\неуспеха в учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция

- Коммуникативные УУД: постановка вопросов, сотрудничество в поиске и выборе информации, выражение  своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,

- Познавательные УУД: самостоятельное формулирование цели, формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи  рассуждени, рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Планируемый результат

Предметные:

Знать:  составлять художественное описание природы с элементами оценки изображения действительности; познакомить с творчеством И.Э.Грабаря

Уметь:  использовать изобразительные средства языка для описания образов, созданных художником

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; гордость за родной язык;

Стремление к речевому самосовершенствованию, к усвоению грамматических средств для свободного выражения мыслей в процессе речевого общения; способность к самооценке.

Метапредметные: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной, коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и формулировать их в устной и письменной форме; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.

Тип урока:

Изучение нового материала

Ресурсы:

ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, рисунки учащихся на тему «Февраль»

Ключевые понятия:

Художник, пейзаж, тёплые и холодные тона

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Тема: «Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Цели:

1. Формирование умения составлять художественное описание при роды с элементами оценки изображения действительности.

2. Совершенствование умения использовать изобразительные средства языка для описания образов, созданных художником.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с творчеством И.Э. Грабаря.

2. Способствовать развитию творческого воображения учащихся, развитию чувств и эмоций детей.

3. Учить воспринимать авторское видение мира, его позицию посредством проникновения в мир художественных образов.

4. Учить детей «читать» картину, описывать предметы, осмысливать и понимать ее содержание.

5. Развивать пространственное мышление.

6. Дать представление о холодных и теплых тонах картины.

7. Учить выражать словами свои впечатления, представления.

8. Формировать умение строить текст в определенной композиционной форме.

9. Формировать умение отбирать речевые средства, работать с синонимами.

Сопутствующие орфографические темы:

1. Правописание безударных гласных и звонких и глухих согласных в корне слова.

2. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

3. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Ключевые слова: художник, пейзаж.

Ход урока

  1. Мотивация и целеполагание:

- Добрый день, ребята!  Очень рада вас видеть. Для того, чтобы настроиться на отличный урок, давайте, подарим друг другу улыбки (слайд 1). Садитесь.

  II.         Актуализация знаний.

 Ребята, прочитайте высказывания (слайд 2) К.Г.Пауствовского о русском языке:  «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»,  «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых,— для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

   Русский язык – самый красивый и богатый язык в мире. Наш язык – живой.

   Сегодня у нас урок развития речи.

III. Целеполагание и мотивирование.

 Каковы задачи уроков развития речи?

- Учиться правильно говорить и писать.

1. Знакомство с художником.

- Сегодня нам предстоит написать сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря. Кто из вас слышал о таком художнике?

  Выступление учащегося с сообщением о художнике.

- Игорь Эммануилович увлекался рисованием с раннего детства. После окончания лицея он поступил учиться в Петербургский университет на юридический факультет. Позже он закончил Петербургскую академию художеств. Он был архитектором, замечательным реставратором.

В начале ХХ века он был директором Третьяковской галереи в Москве, а затем в Русском музее города Санкт-Петербурга. Наиболее известные его работы “Неприбранный стол”, “Грачиные гнёзда”, «Мартовский снег» и др. 

Он был выдающимся портретистом и пейзажистом.

2. Словарная работа.

- Спасибо большое. А что означает слово «портрет»,  “портретист”?

Что означает слово «пейзаж», «пейзажист»?  

- Выступление ученицы.  Стихотворение.

Если видишь: на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака.

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш-

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Демонстрация репродукций картин:

- Мы посмотрели несколько репродукций, на которых изображены четыре времени года. Как вы думаете, почему человек с древнейших времён любит изображать картины природы?

3. Проверка опережающего домашнего задания.

Обратим внимание на нашу выставку рисунков. Тема: «Февраль». Каждый рисунок интересен по-своему. Впечатляет разнообразие красок. Кто расскажет о своём рисунке?

Ученики описывают свою работу, иллюстрируют стихотворением, загадкой и т.д.

IV. Ввод нового материала.

    Знакомство с картиной.

- А мы сейчас посмотрим, как изобразил красоту зимней природы Игорь Грабарь. Рассмотрим картину  «Февральская лазурь».

   В старину февраль называли  ветродуй.  Как вы думаете, почему его так называли? В этом месяце очень часто дуют сильные ветра.

 Лютый, Вьюговой и Снежень из-за частых метелей и морозов. Иногда называли его Бокогреем. За то, что он вроде межи -между зимой и весной, называли его Меженем.

   Днём в феврале часто бывает ярко, солнечно, но холодно, потому что солнце светит, но не греет.

  Чтобы понять идею картины, что двигало художником, нужно обратиться к истории её создания.

    Игорь Грабарь писал её в 1904 году, когда гостил у друзей в Подмосковье. \Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражён красотой природы. Вот, что он писал: «Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мною зрелища фантастических красок: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённые голубой эмалью неба.

   Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток, сапфировых теней на сиреневом снегу».

   Художник быстро сел за холст, а потом в один сеанс набросал эскиз будущей картины. Над ней он работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую специально вырыл в снегу.

   Картина называется «Февральская лазурь». Почему художник выбрал это название?

- Потому что картина была написана в феврале.

— Как вы понимаете слово «лазурь»? Посмотрите в словаре.

 - Это цвет: светло-синяя, голубая или светло-зеленая краска с сиреневатым оттенком.

— А какое небо на картине Грабаря?

- На картине лазоревое небо. Видно, художнику оно так понравилось, что он ввел в название картины слово, обозначающее краску — лазурь.

— Что нам помогает понять, что день, изображенный на картине, — солнечный?

- Сверкают стволы берез. На них тоже отблески солнца.

— Какими красками нарисованы ствол березы и веточки? Можно ли сказать, что они чисто белые?

 - Нет, они с желтым, красноватым, оранжево-коричневым оттенками, потому что солнышко на них как бы играет.

— Какой день показал художник — холодный или теплый?

 - На опушке лежит снег. Это зима, день должен быть холодный. Но уже пригревает солнышко. Так бывает ближе к весне, значит, день не морозный.

— А какими красками написал бы художник этот пейзаж, если бы хо тел показать стужу?

-Он бы использовал серые и синие, темные краски.

- Ребята,  такие цвета называются холодными. В картине преобладал бы холодный тон. А солнечные краски называются теплыми. На картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» сочетаются теплые и холодные тона.

— Подберите словосочетания (существительные с прилагательными), описывающие краски февральского солнечного дня. 1 ряд – «небо», 2 ряд- «снег», 3 ряд-«берёза».

Слова для справок: бирюзовый, лазоревый, лиловый, жемчужный, серебристый, белоснежный, голубоватый, розовый, небесный, лазурный, молочный, лилейный, коралловый, сапфировый, алебастровый.

— Какую березу изобразил художник на первом плане — молодую или старую?

- Береза уже старая, потому что она искривленная, огромная, у нее толстый ствол, много веток.

— А на втором плане какие березы?

 - Там одна старая береза и много молодых.

— По веткам деревьев можно понять, где молодая, а где старая береза?

- Нет, они сплелись между собой. Сквозь ветки проглядывает си нее небо. Кажется, что до него очень далеко.

— Что напоминает узор веток, сплетение белого на синем фоне, если закрыть нижнюю часть картины?

 Морозный узор на стекле. Кружево.

— Оказывается, дерево бывает красиво не только летом, одетое в нарядную густую листву, но и зимой, когда его ветви как бы купаются в прозрачном морозном воздухе.

— А какие деревья в глубине картины, на заднем плане, почему они такие маленькие? Почему художник поместил их так далеко?

- Это рощица молодых березок. Они маленькие, потому что все предметы вдали всегда кажутся меньше. Художник как бы отодвинул рощу, чтобы она не мешала нам видеть березу.

— Да, такую могучую красавицу березу не так легко найти. Она растет на просторе, и художник приглашает нас полюбоваться ее великолепием. Давайте попробуем ее описать. Какие слова и выражения нам помогут?

 - Коралловые, серебристый иней, розоватые блики солнца, могучая, гордая, сиреневые тени на снегу.

— А почему именно березу выбрал художник?

- Она как королева, как царица в своем необыкновенном наряде. Это наше самое любимей красивое, нарядное дерево. О березе сложено много песен и стихов, береза — символ нашей Родины.

   

   Под музыку П.И. Чайковского ученик читает наизусть стихотворение С.А. Есенина «Белая береза под моим окном...».

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

V. Закрепление нового материала.

1. Работа над сочинением.

- Художник выразил свои чувства на картине с помощью цвета, а мы постараемся понять настроение автора и передать свои мысли в виде рассказа. Порядок в вашем тексте определяет план. А ваша задача – составить рассказ. Прежде чем начать работать, определим: каков же тип текста?

- Описание.

- Из каких частей будет состоять ваше сочинение?

- Вступление, основная, заключение.

-Что мы должны сделать, чтобы успешно справиться с этой задачей?

  - Внимательно рассмотреть картину и понять её сюжет; определить, какой текст будем составлять: описание или повествование; написать сочинение по составленному плану.

   По мере ответов детей на доске появляются демонстрационные карточки с названием этапов работы над сочинением:

•        Рассмотреть картину.

•        Составить план сочинения.

•        Обдумать каждую часть.

•        Написать сочинение.

•        Проверить работу.

     Дети рассматривают картину под музыку П.И. Чайковского “Времена года” (“Февраль”).

2. Словарная работа. Подбор опорных слов для написания сочинения. Орфографическая работа.

- Давайте ещё раз повторим те эпитеты, которыми вы будете пользоваться при написании сочинения.

День – морозный, солнечный, ясный.
Небо – голубое, бирюзовое, лазурное, чистое, высокое, прозрачное, безоблачное.
Воздух – чистый, морозный, прозрачный, бодрящий, колется.
Снег – белый, пушистый, чистый, блестит, сверкает, переливается огнями.
Берёза – большая, красивая, нарядная, огромная, могучая, гордая.

Составление плана.

  • Художник и его картина.
  • Солнечное февральское утро.
  • Гимн берёзам.
  • Тени на снегу.
  • Моё отношение к картине.          

                                                                       

-Какой пункт плана будет вступлением?
-Что относится к основной части? (2, 3, 4 пункты.)
-А что является заключением?

V. Обобщение.

VI. Домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Слайды к выступлению

«Проблемное обучение как средство развития интеллектуального развития школьников»



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №2 Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

 «Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Урок подготовила: учитель русского языка

                                              и литературы МБОУ «ВСОШ №2»

                                                Файзрахманова Эльмира Радиковна,

Технологическая карта изучения темы

Тема

«Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Цели:

Образовательные:

  • Познакомить  учащихся с художественными достоинствами картин ведущих художников России  (с творчеством И.Э.Грабаря)

Развивающая:

  • Развивать логическое, пространственное мышление и письменную речь.

Воспитательные:

  • Воспитывать внимательное отношение к окружающему миру;
  • Воспитывать  культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД: самоопределение,  самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успеха\неуспеха в учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция

- Коммуникативные УУД: постановка вопросов, сотрудничество в поиске и выборе информации, выражение  своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,

- Познавательные УУД: самостоятельное формулирование цели, формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи  рассуждени, рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Планируемый результат

Предметные:

Знать:  составлять художественное описание природы с элементами оценки изображения действительности; познакомить с творчеством И.Э.Грабаря

Уметь:  использовать изобразительные средства языка для описания образов, созданных художником

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; гордость за родной язык;

Стремление к речевому самосовершенствованию, к усвоению грамматических средств для свободного выражения мыслей в процессе речевого общения; способность к самооценке.

Метапредметные: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной, коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и формулировать их в устной и письменной форме; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.

Тип урока:

Изучение нового материала

Ресурсы:

ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, рисунки учащихся на тему «Февраль»

Ключевые понятия:

Художник, пейзаж, тёплые и холодные тона

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Тема: «Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Цели:

1. Формирование умения составлять художественное описание при роды с элементами оценки изображения действительности.

2. Совершенствование умения использовать изобразительные средства языка для описания образов, созданных художником.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с творчеством И.Э. Грабаря.

2. Способствовать развитию творческого воображения учащихся, развитию чувств и эмоций детей.

3. Учить воспринимать авторское видение мира, его позицию посредством проникновения в мир художественных образов.

4. Учить детей «читать» картину, описывать предметы, осмысливать и понимать ее содержание.

5. Развивать пространственное мышление.

6. Дать представление о холодных и теплых тонах картины.

7. Учить выражать словами свои впечатления, представления.

8. Формировать умение строить текст в определенной композиционной форме.

9. Формировать умение отбирать речевые средства, работать с синонимами.

Сопутствующие орфографические темы:

1. Правописание безударных гласных и звонких и глухих согласных в корне слова.

2. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

3. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Ключевые слова: художник, пейзаж.

Ход урока

  1. Мотивация и целеполагание:

- Добрый день, ребята!  Очень рада вас видеть. Для того, чтобы настроиться на отличный урок, давайте, подарим друг другу улыбки (слайд 1). Садитесь.

  II.         Актуализация знаний.

 Ребята, прочитайте высказывания (слайд 2) К.Г.Пауствовского о русском языке:  «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»,  «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых,— для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

   Русский язык – самый красивый и богатый язык в мире. Наш язык – живой.

   Сегодня у нас урок развития речи.

III. Целеполагание и мотивирование.

 Каковы задачи уроков развития речи?

- Учиться правильно говорить и писать.

1. Знакомство с художником.

- Сегодня нам предстоит написать сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря. Кто из вас слышал о таком художнике?

  Выступление учащегося с сообщением о художнике.

- Игорь Эммануилович увлекался рисованием с раннего детства. После окончания лицея он поступил учиться в Петербургский университет на юридический факультет. Позже он закончил Петербургскую академию художеств. Он был архитектором, замечательным реставратором.

В начале ХХ века он был директором Третьяковской галереи в Москве, а затем в Русском музее города Санкт-Петербурга. Наиболее известные его работы “Неприбранный стол”, “Грачиные гнёзда”, «Мартовский снег» и др. 

Он был выдающимся портретистом и пейзажистом.

2. Словарная работа.

- Спасибо большое. А что означает слово «портрет»,  “портретист”?

Что означает слово «пейзаж», «пейзажист»?  

- Выступление ученицы.  Стихотворение.

Если видишь: на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака.

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш-

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Демонстрация репродукций картин:

- Мы посмотрели несколько репродукций, на которых изображены четыре времени года. Как вы думаете, почему человек с древнейших времён любит изображать картины природы?

3. Проверка опережающего домашнего задания.

Обратим внимание на нашу выставку рисунков. Тема: «Февраль». Каждый рисунок интересен по-своему. Впечатляет разнообразие красок. Кто расскажет о своём рисунке?

Ученики описывают свою работу, иллюстрируют стихотворением, загадкой и т.д.

IV. Ввод нового материала.

    Знакомство с картиной.

- А мы сейчас посмотрим, как изобразил красоту зимней природы Игорь Грабарь. Рассмотрим картину  «Февральская лазурь».

   В старину февраль называли  ветродуй.  Как вы думаете, почему его так называли? В этом месяце очень часто дуют сильные ветра.

 Лютый, Вьюговой и Снежень из-за частых метелей и морозов. Иногда называли его Бокогреем. За то, что он вроде межи -между зимой и весной, называли его Меженем.

   Днём в феврале часто бывает ярко, солнечно, но холодно, потому что солнце светит, но не греет.

  Чтобы понять идею картины, что двигало художником, нужно обратиться к истории её создания.

    Игорь Грабарь писал её в 1904 году, когда гостил у друзей в Подмосковье. \Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражён красотой природы. Вот, что он писал: «Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мною зрелища фантастических красок: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённые голубой эмалью неба.

   Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток, сапфировых теней на сиреневом снегу».

   Художник быстро сел за холст, а потом в один сеанс набросал эскиз будущей картины. Над ней он работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую специально вырыл в снегу.

   Картина называется «Февральская лазурь». Почему художник выбрал это название?

- Потому что картина была написана в феврале.

— Как вы понимаете слово «лазурь»? Посмотрите в словаре.

 - Это цвет: светло-синяя, голубая или светло-зеленая краска с сиреневатым оттенком.

— А какое небо на картине Грабаря?

- На картине лазоревое небо. Видно, художнику оно так понравилось, что он ввел в название картины слово, обозначающее краску — лазурь.

— Что нам помогает понять, что день, изображенный на картине, — солнечный?

- Сверкают стволы берез. На них тоже отблески солнца.

— Какими красками нарисованы ствол березы и веточки? Можно ли сказать, что они чисто белые?

 - Нет, они с желтым, красноватым, оранжево-коричневым оттенками, потому что солнышко на них как бы играет.

— Какой день показал художник — холодный или теплый?

 - На опушке лежит снег. Это зима, день должен быть холодный. Но уже пригревает солнышко. Так бывает ближе к весне, значит, день не морозный.

— А какими красками написал бы художник этот пейзаж, если бы хо тел показать стужу?

-Он бы использовал серые и синие, темные краски.

- Ребята,  такие цвета называются холодными. В картине преобладал бы холодный тон. А солнечные краски называются теплыми. На картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» сочетаются теплые и холодные тона.

— Подберите словосочетания (существительные с прилагательными), описывающие краски февральского солнечного дня. 1 ряд – «небо», 2 ряд- «снег», 3 ряд-«берёза».

Слова для справок: бирюзовый, лазоревый, лиловый, жемчужный, серебристый, белоснежный, голубоватый, розовый, небесный, лазурный, молочный, лилейный, коралловый, сапфировый, алебастровый.

— Какую березу изобразил художник на первом плане — молодую или старую?

- Береза уже старая, потому что она искривленная, огромная, у нее толстый ствол, много веток.

— А на втором плане какие березы?

 - Там одна старая береза и много молодых.

— По веткам деревьев можно понять, где молодая, а где старая береза?

- Нет, они сплелись между собой. Сквозь ветки проглядывает си нее небо. Кажется, что до него очень далеко.

— Что напоминает узор веток, сплетение белого на синем фоне, если закрыть нижнюю часть картины?

 Морозный узор на стекле. Кружево.

— Оказывается, дерево бывает красиво не только летом, одетое в нарядную густую листву, но и зимой, когда его ветви как бы купаются в прозрачном морозном воздухе.

— А какие деревья в глубине картины, на заднем плане, почему они такие маленькие? Почему художник поместил их так далеко?

- Это рощица молодых березок. Они маленькие, потому что все предметы вдали всегда кажутся меньше. Художник как бы отодвинул рощу, чтобы она не мешала нам видеть березу.

— Да, такую могучую красавицу березу не так легко найти. Она растет на просторе, и художник приглашает нас полюбоваться ее великолепием. Давайте попробуем ее описать. Какие слова и выражения нам помогут?

 - Коралловые, серебристый иней, розоватые блики солнца, могучая, гордая, сиреневые тени на снегу.

— А почему именно березу выбрал художник?

- Она как королева, как царица в своем необыкновенном наряде. Это наше самое любимей красивое, нарядное дерево. О березе сложено много песен и стихов, береза — символ нашей Родины.

   

   Под музыку П.И. Чайковского ученик читает наизусть стихотворение С.А. Есенина «Белая береза под моим окном...».

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

V. Закрепление нового материала.

1. Работа над сочинением.

- Художник выразил свои чувства на картине с помощью цвета, а мы постараемся понять настроение автора и передать свои мысли в виде рассказа. Порядок в вашем тексте определяет план. А ваша задача – составить рассказ. Прежде чем начать работать, определим: каков же тип текста?

- Описание.

- Из каких частей будет состоять ваше сочинение?

- Вступление, основная, заключение.

-Что мы должны сделать, чтобы успешно справиться с этой задачей?

  - Внимательно рассмотреть картину и понять её сюжет; определить, какой текст будем составлять: описание или повествование; написать сочинение по составленному плану.

   По мере ответов детей на доске появляются демонстрационные карточки с названием этапов работы над сочинением:

•        Рассмотреть картину.

•        Составить план сочинения.

•        Обдумать каждую часть.

•        Написать сочинение.

•        Проверить работу.

     Дети рассматривают картину под музыку П.И. Чайковского “Времена года” (“Февраль”).

2. Словарная работа. Подбор опорных слов для написания сочинения. Орфографическая работа.

- Давайте ещё раз повторим те эпитеты, которыми вы будете пользоваться при написании сочинения.

День – морозный, солнечный, ясный.
Небо – голубое, бирюзовое, лазурное, чистое, высокое, прозрачное, безоблачное.
Воздух – чистый, морозный, прозрачный, бодрящий, колется.
Снег – белый, пушистый, чистый, блестит, сверкает, переливается огнями.
Берёза – большая, красивая, нарядная, огромная, могучая, гордая.

Составление плана.

  • Художник и его картина.
  • Солнечное февральское утро.
  • Гимн берёзам.
  • Тени на снегу.
  • Моё отношение к картине.          

                                                                       

-Какой пункт плана будет вступлением?
-Что относится к основной части?
-А что является заключением?

V. Обобщение.

VI. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему:"Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана"Золотая осень"

Урок разработан в соответсвии с требованиями ФГОС. На нём используются разные формы работы, способствующие развитию творческих способностей учащихся и формированию интереса к учебному предмету....

Конспект урока русского языка по теме "Подготовка к сочинению по картине И. А. Попова "Первый снег"

Подготовка к сочинению в форме дневниковых записей по картине И. А.  Попова «Первый снег». Есть презентация. Если нужно выслать, пишите в сообщения...

План – конспект урока русского языка по развитию речи в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы по теме: "Сочинение - описание по картине И.И. Левитана "Золотая осень"".

Тема урока: «Сочинение - описание по картине И.И.Левитана «Золотая осень».Цели урока:Образовательная:- познакомить с творчеством художника - И.И.Левитана;- формировать   ум...

Конспект урока русского языка в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе на тему: "Подготовка к написанию сочинения по картине И.Э. Граборя "Февральская лазурь"....

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: «Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево»

Тема урока: Подготовка к написанию сочинения-описания по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево» Данная разработка  - это путешествие- экскурсия в природу, в одно из...