Конспект урока русского языка в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Александра Николаевна Антоненко

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе на тему: "Подготовка к написанию сочинения по картине И.Э. Граборя "Февральская лазурь".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Антоненко А.Н.

учитель русского языка и литературы

Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения по картине

                        И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Цели: 1) систематизировать знания об  описании  как  типе  речи; познакомить с  жизнью

               и творчеством художника И.Э. Грабаря и изобразительными средствами,

               которые он использует при описании зимнего пейзажа; научить школьников

               высказывать своё отношение к художественному  произведению, правильно

               оценивать настроение картины, отбирать лексический материал для своего

                устного выступления; подготовить учащихся к написанию сочинения; 

            2) развивать интерес к произведениям живописи; навыки монологической речи;

                развивать мышление, творческое воображение и кругозор учащихся;

            3) воспитывать любовь к природе.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация; репродукция  картин  

                           И.Э. Грабаря  «Февральская  лазурь», «Иней», «Зимний солнечный день»;

                           учебник русского языка 5 класса Т.А. Ладыженской  и  др.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. Для того, чтобы настроиться на отличный

   урок, давайте, подарим друг другу улыбки. Садитесь.

II. Актуализация знаний.

- Вы знаете, что в русском языке существуют 3 типа речи: повествование, описание и

   рассуждение.

- Давайте вспомним и назовём, что характерно для каждого из этих типов речи?

Типы речи

  • повествование (говорится о действиях и событиях) что произошло?
  • описание (изображаются предметы, люди, животные, природа) какой?
  • рассуждение (излагаются причины явлений, их взаимосвязь) почему?

III. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы будем работать над репродукцией картины Игоря Эммануиловича

   Грабаря «Февральская лазурь».

- Что мы будем делать с этой репродукцией? (Мы будем её описывать).

- Следовательно, какой тип речи у нас будет основным на уроке? (Описание).

- Скажите, а какая часть речи поможет нам точно и ярко описать признаки предметов?

  (Имя прилагательное).

- На прошлом уроке мы говорили о том, что все виды искусств имеют жанры. Например, литература, как вид искусства, имеет жанры (стихотворение, басня, повесть). Живопись тоже как вид искусства имеет свои жанры. На прошлом уроке мы познакомились с таким жанром живописи, как натюрморт. А сегодня мы будем вести речь о другом жанре живописи. О каком? Отгадайте?

Если видишь: на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется пейзаж.

- А кто знает, что такое пейзаж?

Пейзаж – 1. Общий вид какой-нибудь местности.

                  2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в

                      литературном произведении.

Человек начал изображать природу ещё в далёкие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой-нибудь сцены. И только в 17 веке появились пейзажи-картины, в которых природа стала их главным содержанием.

- Сегодня мы познакомимся с творчеством известного художника-пейзажиста, тонкого знатока русской природы Игоря Эммануиловича Грабаря.

Игорь Эммануилович Грабарь родился в 1871 году в Будапеште в семье юриста. Из-за политических преследований в 1876 году семья переехала в Россию.

   И.Э. Грабарь получил блестящее образование, окончив сначала Московский лицей, затем юридический факультет Петербургского университета. После окончания университета он поступил в Высшую художественную школу при Академии художеств. Учителем И.Э. Грабаря был И.Е. Репин. С 1913 по 1925 гг. руководил Третьяковской галереей.

   Грабарь – тонкий живописец, мастер пейзажа и натюрморта. Его кисти принадлежат картины: «Сентябрьский снег», «Мартовский снег», «Лучезарное утро», «Яркий осенний вечер», «Зимний пейзаж», «Берёзы летом» и др.

- Рассмотрите внимательно картину И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

- Что привлекает ваше внимание на этой картине? (Берёза).

Казалось бы, что может быть необычного в хорошо знакомой нам берёзе. А вот И.Э. Грабарь сумел уловить её своеобразие, и открылось оно ему неожиданно.

   Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, ч поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно», - подумал я. Февраль  стал  изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без перерыва и перемены погоды около 2-х с лишком недель, пока я не кончил картину… Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперёд, лицом к земле, но повернув его лицевой стороной к синеве неба».

- Воспоминания И.Э. Грабаря помещены и в ваших учебниках. Внимательно прочитайте отрывок из воспоминаний И.Э. Грабаря (упр. 366)

IV. Беседа по картине «Февральская лазурь».

- Обратимся к картине И.Э Грабаря «Февральская лазурь». Перечислите, что вы видите на

  ней.

- Что привлекает  наше внимание  на переднем плане картины? (Берёза).

- Давайте опишем её. (Берёза – белоствольная красавица. Её ствол немного искривлённый,

  молочного цвета, с чёрными пятнами. Кору ствола внизу обгрызли зайцы.

- Что можем сказать о её ветвях?

- Что мы видим на верхних ветках? (На верхних ветках висят прошлогодние листья).

- Что можно сказать о других берёзах? (Берёзы – стройные, тонкие, белоствольные,

  статные, ждут весны).

- Что художник изобразил на заднем плане? (Вдалеке видна берёзовая роща).

- Какой день изобразил на своём полотне художник? (Солнечный, ясный).

   Глядя на картину, можно сказать, что солнышко очевидно уже теплее зимнего; ветки деревьев освободились от снега; снеговой наст начинает рыхлеть. Лес вдали, хоть и тёмный, но уже с желтовато-лиловым оттенком, очевидно, почки начинают оживать.

- А как выглядит снег на картине И.Э. Грабаря? Много ли его? Какого он цвета на солнце

  и в тени? (Снег на солнце блестит, сверкает, сияет, светится. Перламутровый,

  сиреневый, нежно-розовый, голубой, розовый, лазурный).

- Рассмотрите небо. Есть ли на нём облака? (Нет).

- Есть ли на нём солнце? (Нет, но мы чувствуем его присутствие, золотистый солнечный

   свет).

- Какого оно цвета вверху и на горизонте? (Ослепляет голубизной, огромное, синее,

  лазурное, бирюзовое, голубое).

- Давайте сейчас подберём прилагательные, которыми можно описать берёзу, снег, небо.

берёза

ветвистая, тонкая, стройная, молодая, изящная, танцующая, игривая, лёгкая

снег

алмазный, блестящий, голубеющий, розовато-голубой, сверкающий, лёгкий, рассыпчатый, жемчужный, тихий, лазурный

небо

бездонное, глубокое, грустное, бесконечное, свободное, перламутровое, безоблачное

воздух

чистый, морозный, прозрачный, бодрящий

день

морозный, солнечный, ясный

- Какие краски использовал художник для создания этой картины? Краски переднего

  плана  отличаются от тех цветов красок, которые использовал художник для

  изображения заднего плана? (Задний план картины представлен в тёмных, холодных

  цветах. На заднем плане царство зимы. Свет не проникает в чащу).

- Что такое «лазурь»? Почему картина так названа «Февральская лазурь»?

Лазурь – один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день.

Февраль – последний месяц зимы. Февральское солнце – предвестник весны – начинает постепенно оживлять природу. В яркий солнечный день при лёгком морозе безоблачное небо разливает свои голубые краски повсюду.

- Где на картине вы видите голубые оттенки? (Белый снег становится голубым, тени

  берёз голубовато синими, даже самые стволы берёзок пропитаны голубым воздухом и

  делаются как бы воздушными. Голубые краски не выдуманы художником, а подсказаны

  природой.

Вывод: на картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» изображён прекрасный солнечный день. Ослепляющее своей голубизной небо, белоствольная красавица-берёза и сиреневатый снег представляют собой единое целое, создают радостное и праздничное настроение. И несмотря на то что в центре картины – берёза художник назвал своё полотно не «Берёза», а «Февральская лазурь».

V. Составление плана к сочинению.

План

I. И.Э. Грабарь и его картина «Февральская лазурь».

II. Праздник природы на картине «Февральская лазурь»:

     а) солнечное февральское утро;

     б) старая берёза и её подруги;

     в) описание снега, тени на снегу;

     г) композиция и колорит картины.

III. Мои впечатления от картины.

VI. Составление устного рассказа по картине. Выявление лучшего рассказа.

- «Сказкой инея и восходящего солнца» назвал И. Грабарь картину, изобразив

   просвечивающее сквозь ветви серебристых от инея любимых берёз восходящее солнце.

- Попробуйте и вы нарисовать словами «свою зимнюю сказку».

VII. Рефлексия.

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

Сегодня на уроке мне понравилось…

Для меня было трудным…

Я научился…

Я узнал…

VIII. Домашнее задание.

Написать сочинение по картине, используя план, лексический материал урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи "Подготовка к написанию сочинения по картине Евгения Широкова «Друзья»

Цель урока: Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине Е.Широкова "Друзья".Задачи : 1.устной и письменной коммуникации у учащихся.                ...

Урок русского языка в 6 классе. Тема: Сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень».

Урок русского языка  в 6 классе.Тема: Сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень».Цель: формировать и совершенствовать навыки и умения учащихся создавать текст по картинке, вводя в сочинение...

Учебно-методическое пособие для уроков русского языка по теме: Алгоритм написания сочинения-рассуждения

Учебно-методическое пособие содержит алгоритм написания сочинения-рассуждения при подготовке учащихся 9 классов к ОГЭ...

Конспект урока русского языка по теме "Подготовка к сочинению по картине И. А. Попова "Первый снег"

Подготовка к сочинению в форме дневниковых записей по картине И. А.  Попова «Первый снег». Есть презентация. Если нужно выслать, пишите в сообщения...

Конспект и презентация к уроку русского языка для учащихся 6 класса "Сочинение по картине И.Левитана "Март"

В пакет материалов в ходит конспект урока, презентация к уроку, а также карточки для индивидуальной работы....

Творческая разработка. Живопись на уроках русского языка. Методика подготовки к написанию сочинения по картине.

Материалы данной работы, возможно, использовать практикующим учителям при разработке уроков подготовки к написанию сочинений по картине. Наряду с этим, возможно использование разработки урока в школьн...