Конспект урока русского языка в 5 классе «Подготовка к сочинению по картине А.А. Рылова «Полевая рябинка»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Баранова Ирина Сергеевна

Урок развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_polevaya_ryabinka.docx38.58 КБ
Файл rylov.pptx1.78 МБ
Файл rabochie_listy_k_uroku.docx27.59 КБ
Файл moya_tehnolog.karta_.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе

Тема: «Подготовка к сочинению по картине А.А. Рылова «Полевая рябинка»

Класс: 5 «Л»

Предмет: русский язык

Тип урока: развитие речи

Цель урока: Формировать умение описывать изображённый на картине пейзаж.

Задачи:

  1. Отобрать языковые средства для создания связного текста (рабочие материалы).
  2. Научить видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, выражать свои мысли и чувства, строить связный текст.
  3. Познакомить учащихся с творчеством А.А.Рылова.
  4. Формировать умение анализировать изобразительно-выразительные средства картины.
  5. Совершенствовать умение сопоставлять выразительные средства, используемые в различных видах искусства.
  6. Обогатить словарь учащихся лексикой, передающей настроение и основную мысль произведения изобразительного искусства.

I. Организационный этап

- Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с гостями! Проверьте готовность к уроку.

Музыка. (Чайковский «Времена года. Лето. Август») Учитель читает отрывок из стихотворения Фета:

Поле зыблется цветами…

В небе льются света волны…

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны.

- За окном осень, но как часто мы с легкой грустью вспоминаем теплое лето, яркое солнце, душистый цветочный луг…

2. Актуализация знаний

- Перед вами четыре картины.  («Зеленый шум», «В голубом просторе», «Полевая рябинка», «Золотые березки» Рылова) Рассмотрите их внимательно. Кто заметил неточность в моем вопросе? Это картины или репродукции? Что их объединяет? (изображена природа) СЛАЙД 1

- Как называется изображение природы? (пейзаж)

- Пейзаж – это однозначное или многозначное слово? Где мы можем найти ответ на этот вопрос? (в Толковом словаре)

- Найдите и прочитайте, что такое пейзаж (стр. 37). Сколько значений у этого слова? (Пейзаж      1) общий вид какой-нибудь местности (Волжский пейзаж);  2) рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном   произведении)

- А как называют художника, изображающего на своих полотнах пейзажи? (пейзажист)

- Об авторе этих полотен нам расскажет Николь, она получила накануне индивидуальное задание найти информацию об этом художнике и готова с вами поделиться своими знаниями.

Сообщение учащегося о Рылове:

http://my.mail.ru/video/mail/stepanych2010/1255/1648.html

- Автор этих картин - Аркадий Александрович Рылов (1870-1939 г.) – талантливый пейзажист,  воспевающий красоту земли.

Учился в Петербургской Академии Художеств. Был учеником и последователем Куинджи. Впоследствии Рылов сам будет преподавать в Академии Художеств.

Пейзажи Рылова – это лесные дали, широкие озёра, полноводные реки, птицы, животные. Природа в картинах Рылова предстаёт как чудесный, наполненный неразгаданными тайнами мир. Его полотна дышат свежестью и первозданной чистотой. Самые известные его картины – «Зеленый шум» (1904 г.). Здесь художник изобразил весенний шумный праздник берез. А также картина «В голубом просторе». На ней изображены летящие на родину лебеди, яркое солнечное утро, беспокойное волнующееся море и парусное судно, устремленное навстречу солнечным лучам. Картины Рылова радостны по звучанию и по цвету.  

- Рассмотрите репродукции.

- Какие цвета преобладают на этих картинах? Какие цвета любил художник? (синий, зеленый и их оттенки)

- Как могли назвать такого художника?  Оказывается,  Рылова прозвали «чародеем тайн сине-зелёного тона». А кто такой чародей? Подберите синоним? (волшебник, маг) Почему так называли?

3. Целеполагание

- Перед нами отрывок из произведения писателя Владимира Солоухина. Дома вы анализировали  его с орфографической точки зрения. Давайте посмотрим на этот текст  с точки зрения богатства языка. Прочитайте выразительно.

- Найдите в тексте слова, которые помогают «увидеть» краски природы.

(«желтые кисти цветов», «все сияет, зеленеет, золотеет», «утопает в небесной лазури», «как желтый лист»)

- Что такое лазурь? (лазурь (стр.43) – синева, синь)

- Какие слова вы выписали в тематическую группу «полевые цветы»? (рябинник – что это? словарь)

- Какие сравнительные обороты использует автор? (Цветы рябинника на земле, как крик журавлей в небе, как желтый лист…) Почему именно такое сравнение? (говорит о том, что скоро осень)

- Найдите слова, в которых автор говорит о неодушевленных предметах как о живых, т.е. олицетворения (природа дрогнула, надорвалась, наклонилась…) Что это значит? Надорвалась – т.е. разделилась на 2 части, на какие?

-
Внезапные порывы ветра. Что значит «внезапные»? Подберите синонимы (неожиданный, непредсказуемый, непредвиденный, нечаянный) - словарь

- Какое настроение возникает, когда мы читаем текст? (Лёгкая грусть, потому что рябинник – знак наступающей осени, как улетающие осенью журавли, как первый жёлтый осенний лист. )

- А какая картина Рылова может служить иллюстрацией к этому тексту? Почему? (показать картину, не называя)

- Какими средствами пользуется художник при создании пейзажа? С помощью чего он создает свои картины? (красками)

- А как создает свой пейзаж писатель? (с помощью слов)

- У нас на уроке в нашем распоряжении нет красок, но есть огромное богатство – наш словарный запас. Чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? (будем учиться описывать картину)

- А для чего нам это нужно? (будем учиться писать сочинение, развивать свою речь, свой словарный запас)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5. Создание проблемной ситуации

- А поможет нам в работе  высказывание Паустовского. Прочитайте про себя. Вслух.

«Пейзаж – не довесок к прозе и не украшение. В него нужно погрузиться, как если бы вы погрузили лицо в груду мокрых от дождя листьев и почувствовали их роскошную прохладу, их запах, их дыхание».

- Как вы понимаете эти слова? Что значит «погрузиться в пейзаж»? Объясните сравнение, которым пользуется писатель, чтобы привлечь наше внимание.

- В этом предложении есть замечательный эпитет,  красочное описание предмета. Найдите. (роскошную прохладу). Как вы понимаете его? Подберите синонимы (замечательный, дорогой, превосходный…)

- Давайте попробуем, как советовал Паустовский, «погрузиться» в этот летний пейзаж. Что мы можем увидеть, услышать, почувствовать? (прелесть тепла, тихое журчание речки, шелест листьев, запах разнотравья…)

- Какое настроение дарит нам эта картина? (Радостное, солнце светит, дует лёгкий ветерок)

- Эта картина написана в 1922 году, хранится она в Государственном Русском музее. А называется «Полевая рябинка». Попробуйте найти на картине рябинку…(ее здесь нет)

- Почему же у картины такое название?

- Я вам немножко помогу. Подсказку можно найти в тексте Солоухина. Найдите однокоренное слово в этом тексте.

- Рябинник. Что же это такое? Где можем найти? Посмотрите в словарике синонимов (пижма, полевая рябинка) Скажем хором (пижма).

- Я хочу показать вам это растение. Рассмотрите его. А вот рябина. Что общего между рябиной и пижмой?

- В народе это растение называют ласково «рябинка». Почему? Только ли из-за размера? (Лекарственное растение, относятся с любовью, уважением, растение-помощник…)

- Почувствуйте запах этого растения. Опишите его. (С одной стороны – лето, сухая трава, а с другой - специфический аромат свежесорванной пижмы отпугивает разных насекомых, и даже мышей)

6. Творческое применение знаний (выделение микротем, работа над лексикой)

- Давайте попробуем составить план нашей дальнейшей работы. Если бы вы были учителем, какие задания по подготовке к сочинению вы дали бы своим ученикам? Что можно сделать для успешного описания картины, для хорошего сочинения? (разделить на части, собрать материал, составить план, обсудить картину)

- Только ли на уроке нам нужно умение составлять план? Где еше?

- Выделим основные микротемы, которые нам необходимо описать. Что вы видите на картине? (цветы речка небо деревья)

- Давайте соберем рабочие материалы, т.е. опишем предметы, используя средства художественной выразительности:

цветы -  скромные полевые цветы, красноватые зонтики, ярко-желтые, полыхают золотом, нарядные, золотисто-желтый оттенок, изумрудная зелень…

речка – убегает лентой вдаль, спряталась, журчит…

небо – кучевые облака, бело-серые, пышные, розовеющие облака, словно огромные комья ваты, раскинулось шатром, огромное, бескрайнее…

деревья – грустные ивы

7. Работа над планом

- Мы собрали некоторые материалы к нашей работе. Какой будет следующий шаг? Что нам надо сделать с этими материалами? (систематизировать, подумать, в какой последовательности будем описывать, т.е. составить план работы)

- Посмотрите на доску. Перед вами два варианта плана. Чем они отличаются друг от друга? Как могут называться эти планы? (простой, сложный, развернутый, подробный)

- А что общего в них ? (3 пункта) Почему именно 3?  Какие три композиционные части обычно выделяют  в сочинении? (вступление, основная часть, заключение)

1                                                   I.

2                                                   II.

3.                                                       1.

                                                          2.

                                                          3.

                                                          4.

                                                     III.

-  По какому плану будет удобнее, легче работать? Почему? (по развернутому)

- Давайте попробуем составить сложный план нашего сочинения. В будущем вы будете это делать самостоятельно, а сейчас поработаем вместе.

- О чем можно сказать во вступлении? Сразу ли мы будем описывать картину? Среди предложенных вариантов найдите тот, которым можно озаглавить 1 пункт.                                                            (А.А. Рылов – известный русский живописец или Слово о художнике А.А. Рылове или А.А. Рылов – певец русской природы) Или придумайте свой. Запишите.

- Как озаглавим 2, основной пункт плана? (Картина Рылова «Полевая рябинка»)

- Как озаглавим заключение? (Настроение, которое вызывает картина. Что я чувствую, когда смотрю на картину Рылова «Полевая рябинка».  Мои впечатления от картины «Полевая рябинка»)  

- Какие подпункты добавим в основную часть? (микротемы, над которыми мы работали)

- Что нам поможет написать вступление? (рассказ Николь, интернет, энциклопедия)

8. Творческая работа. Создание микротемы (работа в микрогруппах)

- А теперь предлагаю поработать в парах и попробовать описать пейзаж , изображенный Рыловым. 1 ряд работает с микротемой «цветы», 2 ряд – «небо», 3 ряд – река или деревья (на выбор).  Самостоятельная работа. Проверка.

9. Выбор домашнего задания. Рефлексия.

– Кто скажет, какое же будет сегодня домашнее задание?

- Какая информация, полученная сегодня на уроке, поможет написать сочинение?

- Что вам особенно запомнилось из урока?

- Чьи ответы вам показались наиболее интересными?

- Кто из ваших одноклассников работал очень активно? Можно ли им поставить «5» за урок?

 - Что вам было сложно сегодня на уроке? Почему?

- Я считаю, что вы все сегодня прекрасно поработали и напишите интересные сочинения. Желаю удачи. Урок окончен.

Раздаточный материал – рабочий лист

 Автор этих картин - Аркадий Александрович Рылов (1870-1939 г.) – талантливый пейзажист,  воспевающий красоту земли.

Учился в Петербургской Академии Художеств. Был учеником и последователем Куинджи. Впоследствии Рылов сам будет преподавать в Академии Художеств.

Пейзажи Рылова – это лесные дали, широкие озёра, полноводные реки, птицы, животные. Природа в картинах Рылова предстаёт как чудесный, наполненный неразгаданными тайнами мир. Его полотна дышат свежестью и первозданной чистотой. Самые известные его картины – «Зеленый шум» (1904 г.). Здесь художник изобразил весенний шумный праздник берез. А также картина «В голубом просторе». На ней изображены летящие на родину лебеди, яркое солнечное утро, беспокойное волнующееся море и парусное судно, устремленное навстречу солнечным лучам. Картины Рылова радостны по звучанию и по цвету.  

- А теперь предлагаю поработать в парах. Перед вами текст, в котором надо заполнить пропуски. Совещаясь друг с другом, выберите и запишите нужные слова на месте пропусков. (сам.работа)

Перед нами картина художника А.А. Рылова «Полевая рябинка». На этом пейзаже художник изобразил знойный  полдень. Загорелась ярким огнём полевая рябинка.  Ярко-желтые  цветы пижмы полыхают золотом, словно впитывают в себя лучи летнего солнца. Нарядные цветы красуются  на переднем плане картины. Они высоко подняли свои красноватые зонтики. Над бескрайними просторами полей раскинулось огромное  небо. По нему мчатся пышные розовеющие  облака. Тихо  журчит речка, которая словно бы напиталось за лето синевой чистого неба. Грустные ивы  склонились к реке.

- Прочитайте, что у вас получилось.

      Перед нами картина художника ___________________________. На этом _______________художник изобразил______________  полдень. Загорелась ______________ огнём полевая рябинка. __________________

цветы пижмы полыхают____________, словно впитывают в себя лучи ________________солнца. Нарядные цветы  ____________ на переднем плане картины. Они высоко подняли свои ______________________. Над бескрайними просторами полей раскинулось _____________  небо. По нему мчатся _______________________облака. ______________ журчит речка, которая словно бы напиталась за лето синевой чистого неба.  ________________ склонились к реке.

Слова для справок: А.А. Рылов «Полевая рябинка»; пейзаж, полотно; знойный; яркий; ярко-желтым;  золотом; летнего; красуются; красноватые зонтики, огромное; пышные розовеющие; тихо; грустные ивы.  

        Перед нами картина художника ___________________________. На этом _______________художник изобразил______________  полдень. Загорелась ______________ огнём полевая рябинка. __________________

цветы пижмы полыхают____________, словно впитывают в себя лучи ________________солнца. Нарядные цветы  ____________ на переднем плане картины. Они высоко подняли свои ______________________. Над бескрайними просторами полей раскинулось _____________  небо. По нему мчатся _______________________облака. ______________ журчит речка, которая словно бы напиталась за лето синевой чистого неба.  ________________ склонились к реке.

Слова для справок: А.А. Рылов «Полевая рябинка»; пейзаж, полотно; знойный; яркий; ярко-желтым;  золотом; летнего; красуются; красноватые зонтики, огромное; пышные розовеющие; тихо; грустные ивы.  

        Перед нами картина художника ___________________________. На этом _______________художник изобразил______________  полдень. Загорелась ______________ огнём полевая рябинка. __________________

цветы пижмы полыхают____________, словно впитывают в себя лучи ________________солнца. Нарядные цветы  ____________ на переднем плане картины. Они высоко подняли свои ______________________. Над бескрайними просторами полей раскинулось _____________  небо. По нему мчатся _______________________облака. ______________ журчит речка, которая словно бы напиталась за лето синевой чистого неба.  ________________ склонились к реке.

Слова для справок: А.А. Рылов «Полевая рябинка»; пейзаж, полотно; знойный; яркий; ярко-желтым;  золотом; летнего; красуются; красноватые зонтики, огромное; пышные розовеющие; тихо; грустные ивы.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Когда растут васильки, ромашки, колокольчики, незабудки, купальницы и ночные фиалки, когда небо звенит жаворонками, а ольховые кусты около реки соловьями, когда кажется, что лето длится долго, рябинник только тогда набирает листву, кустится, распускает желтые кисти своих цветов. Вокруг еще много тепла и света, нет никаких очевидных признаков осени. Все сияет, зеленеет, золотеет, дышит зноем, утопает в небесной лазури. Но сердце над расцветшим рябинником знает уже, что природа дрогнула, надорвалась, надломилась. Цветы рябинника на земле, как крик журавлей в небе, как жёлтый лист, вдруг упавший на речную воду при внезапном и сильном порыве ветра.

Слайд 3

Рылов Аркадий Александрович (1870-1939)

Слайд 4

«Зеленый шум» (1904 г.)

Слайд 5

«В голубом просторе» ( 1914) г.)

Слайд 6

Когда растут васильки, ромашки, колокольчики, незабудки, купальницы и ночные фиалки, когда небо звенит жаворонками, а ольховые кусты около реки соловьями, когда кажется, что лето длится долго, рябинник только тогда набирает листву, кустится, распускает желтые кисти своих цветов. Вокруг еще много тепла и света, нет никаких очевидных признаков осени. Все сияет, зеленеет, золотеет, дышит зноем, утопает в небесной лазури. Но сердце над расцветшим рябинником знает уже, что природа дрогнула, надорвалась, надломилась. Цветы рябинника на земле, как крик журавлей в небе, как жёлтый лист, вдруг упавший на речную воду при внезапном и сильном порыве ветра.

Слайд 9

«Пейзаж – не довесок к прозе и не украшение. В него нужно погрузиться, как если бы вы погрузили лицо в груду мокрых от дождя листьев и почувствовали их роскошную прохладу, их запах, их дыхание ». К.Г. Паустовский

Слайд 12

1. 2. 3. 4. 5. 1 вариант 2 вариант 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. I. II. 1. 2. 3. 4. III.

Слайд 14

Картина Рылова «Полевая рябинка »; Кусты; деревья по берегам реки; река; цветы пижмы; небо; А.А . Рылов – известный русский живописец; Настроение , которое вызывает картина Слово о художнике А.А. Рылове. Что я чувствую, когда смотрю на картину Рылова «Полевая рябинка »?

Слайд 15

Перед нами картина художника ________. На этом _____ художник изобразил _____ полдень. Загорелась _____ огнём полевая рябинка. _____ цветы пижмы полыхают _____, словно впитывают в себя лучи ______. Нарядные цветы ______ на переднем плане картины. Они высоко подняли свои _______. Над бескрайними просторами полей раскинулось _______ небо. По нему мчатся ______ облака. _____ журчит речка, которая словно бы напиталось за лето синевой чистого неба. ______склонились к реке.



Предварительный просмотр:

Подготовка к сочинениюhttp://www.chestofbooks.com/reference/American-Cyclopaedia-11/images/Tansy-Tanacetum-vulgare.jpg

по картине Аркадия  Александровича Рылова

«Полевая рябинка»

Мои впечатления от картины «Полевая рябинка»

Картина А.А. Рылова «Полевая рябинка».

цветы  

речка                                                  

небо

деревья

Слово о художнике А.А. Рылове.

Настроение, которое вызывает картина.

А.А. Рылов – известный русский живописец.

А.А. Рылов – певец русской природы.

  • слева от … виднеется
  • прямо перед нами изображены ...
  • в центре картины …
  • задний план занимает ...
  • вдалеке открывается ...
  • на переднем плане картины

                 

____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Баранова Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы

Предмет: русский язык

Класс:  5 «Л»

Дата проведения урока:  24.10. 2013 г.

Название урока

Подготовка к сочинению по картине А.А. Рылова «Полевая рябинка»

Предметы

Русский язык

Тип урока

Развитие речи

Цели урока

для учителя

для учащихся

- создание условий для формирования  умения анализировать изобразительно-выразительные средства картины, текста,  

- формирование умения описывать изображённый на картине пейзаж.

-создание условий для развития речи учащихся, активизации лексики

- знакомятся с творчеством А.А. Рылова.

- отбирают языковые средства для создания связного текста (рабочие материалы).

- совершенствуют умение сопоставлять выразительные средства, используемые в различных видах искусства.

- обогащают  словарь  лексикой, передающей настроение и основную мысль произведения изобразительного искусства.

Образовательная среда урока.

- учебник по русскому языку 1, 3 часть (УМК Львовых);

- компьютер, магнитофон, презентация в  программе  PowerPoint,

- рабочие листы по уроку с материалом для создания сложного плана, для работы с микротемами и со справочными материалами для создания сочинения

Формы работы на уроке

индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Образовательные результаты (с учетом дополнительных вопросов)

1.Предметные:

Русский язык: учащиеся владеют навыками описывать изображенный на картине пейзаж; понимают замысел художника; владеют способами, приемами раскрытия основной мысли в сочинении  по картине; умеют   составлять   текст-описание   по картине.

2. Метапредметные

познавательные учебные действия:

- учащиеся выделяют в тексте микротемы,

- учащиеся умеют строить логическое рассуждение,

- учащиеся умеют делать выводы и умозаключения;

- учащиеся способны преобразовывать визуальную информацию в текстовую; перерабатывать информацию  для получения необходимого результата,  в том числе и для создания нового продукта

коммуникативные учебные действия:

- учащиеся умеют выстраивать аргументацию;

- учащиеся умеют устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;

- учащиеся умеют вырабатывать личную точку зрения

- учащиеся умеют выражать свои мысли и чувства, строить связный текст.

- учащиеся умеют работать в парах.

- учащиеся умеют осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.

регулятивные учебные действия

- учащиеся умеют соотносить учебные действия с известным, а также планируемым  материалом.

- учащиеся способны адекватно выражать своё отношение к изображённому на картине

3. Личностные

- учащиеся  видят и понимают прекрасное в жизни и искусстве,

- учащиеся гордятся красотой природой своей страны

- учащиеся испытывают интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию;

- учащиеся имеют достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме.

Основные понятия

Пейзаж, простой и сложный план, микротема

Межпредметные связи

Русский язык, литература, искусство (музыка, ИЗО)

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в микрогруппах (по 2 человека)

Этапы урока                                                                                                  

                                                 Этапы урока                                                                                                                                                

Этап

Действия учителя

Действия учащихся

Организационный

Читает стихотворение А.А. Фета

Слушая отрывок из произведения Чайковского и стихотворения А.Фета, эмоционально настраиваются на урок

Актуализация

Организует, корректирует знания учащихся

1.Показывает репродукции картин Рылова.

2.Подготовленный учащийся рассказывает об авторе картин А.А. Рылове.

3. Вопрос о наиболее часто повторяющихся цветах в картинах художника

4. Сообщает, что Рылова звали «чародеем тайн сине-зеленого цвета»

5. Предлагает прочитать текст Солоухина

1. Рассматривают картины, приходят к выводу, что такое пейзаж, формулируют определение, проверяют себя по Толковому словарю

2.Слушают, на черновиках выписывают некоторые данные о художнике для дальнейшего использования в сочинении.

3.Предполагают, как могут называть художника, любящего сине-зеленую гамму

4. Обсуждают цитату, объясняют значение слов

5. Выразительно читают, находят изобразительно-выразительные средства языка

Целеполагание

1. Предлагает учащимся подобрать к тексту Солоухина одну из четырех картин

2. Подводит учащихся к формулировке темы и целей урока

1. сопоставляя два вида произведений искусства, находят соответствующие друг другу по сюжету произведения 2.формулируют тему урока, а также объясняют, где пригодятся знания по этой теме

Реализация  поставленной задачи                                                                                                                           Реализация  поставленной задачи

                             Реализация  поставленной задачи                                          Реализация  поставленной задачи  

Создание проблемной ситуации

1.Знакомит с цитатой Паустовского о том, что значит «погрузиться в пейзаж». Задает вопросы по тексту.

2. Ставит перед учащимися проблему несоответствия названия картины  изображенному пейзажу

3. Показывает растения (пижму и рябину), просит объяснить, что общего у них

4. Предлагает почувствовать запах и рассказать о своих ассоциациях

-отвечают на вопросы учителя,

- рассуждают о настроении, которое дарит картина

- пытаются понять смысл названия картины

- выясняют в словаре значение слова «рябинник»

- рассматривают, сравнивают, находят общее между пижмой и рябиной

- приходят к выводу, поясняющему название картины

- обсуждают название растения «рябинка»

- пытаются почувствовать запах растения и выразить свои ощущения в виду ассоциаций

Творческое применение знаний (выделение микротем, работа над лексикой)

1.Задает вопрос о дальнейших действиях на уроке

2. Спрашивает о том, для чего людям нужно уметь составлять план

3. Предлагает выделить микротемы

4. Организует обсуждение микротем

- планируют свою деятельность на уроке, предлагают способы достижения целей урока

- приводят примеры из жизни, когда планирование помогает в работе, в делах, делают вывод о важности этого умения

- объясняют, что такое микротемы, называют их

- подбирают к каждой микротеме изобразительно-выразительную лексику

Работа над планом

1. Предлагает учащимся два варианта плана

2. Предлагает составить план

- оценивают два варианта плана, приходят к выводу, что сложный план удобнее, лучше простого

- среди предложенных формулировок пунктов плана находят нужные, располагают в логической последовательности, аргументируют свой выбор

.

Творческая работа. Создание микротемы (работа в микрогруппах)

Предлагает поработать в парах и описать свою микротему.

1 ряд – цветы

2 ряд – река или деревья

3 ряд - небо

Работают в парах,  пользуясь справочным материалом, составляют несколько предложений на предложенную тему

Читают получившиеся тексты, анализируют

мысленно анализируют все этапы урока, свое участие в работе на каждом этапе и делятся своими впечатлениями.

Рефлексия

Просит кратко ответить на вопросы:

- Какая информация, полученная сегодня на уроке, поможет написать сочинение?

- Что вам особенно запомнилось из урока?

- Чьи ответы вам показались наиболее интересными?

- Что вам было сложно сегодня на уроке? Почему

Мысленно анализируют этапы урока, свое участие в них и делятся своими впечатлениями.

Оценивают работу одноклассников

Домашнее задание

Предлагает учащимся самим сформулировать дом.задание

Благодарит за урок)

Формулируют домашнее задание, определяют сроки сдачи сочинений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского в 5 классе_Подготовка к сочинению по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща»

Урок разработан в целях подготовки обучающихся к написанию сочинения по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща»....

Презентация к уроку развития речи в 5 классе "Подготовка к сочинению по картине А.А. Рылова "Полевая рябинка"

Презентация может быть использована на уроке развития речи в 5 классе, содержит краткие сведения о творчестве художника, репродукции его полотен, вопросы по содержанию картины, словарную работу. Предл...

Конспект урока русского языка по теме "Подготовка к сочинению по картине И. А. Попова "Первый снег"

Подготовка к сочинению в форме дневниковых записей по картине И. А.  Попова «Первый снег». Есть презентация. Если нужно выслать, пишите в сообщения...

конспект урока русского языка 6 класс "Подготовка к сочинению-описанию"

конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию" - часть единого интегрированного дня по теме "Реки"...

Контрольное сочинение по картине А.А.Рылова "Полевая рябинка".

Урок развития речи.Подготовка к сочинению-описанию по картине А.А.Рылова "Полевая рябинка"....

Урок развития речи. Русский язык 5 класс. Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».

Данная разработка содержит поэтапный материал подготовки к домашнему сочинению сочинению и образец сочинения....

Конспект урока русского языка 11 класс Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста

Конспект урока русского языка в 11 классе для подготовик к ЕГЭ....