Контрольное сочинение по картине А.А.Рылова "Полевая рябинка".
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Виноградова Надежда Михайловна

Урок развития речи.Подготовка к сочинению-описанию по картине А.А.Рылова "Полевая рябинка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Контрольное сочинение по картине А.А.Рылова «Полевая рябинка»

Цели:

  • формировать умение описывать изображённый на картине пейзаж;
  • проверить ЗУН по составлению текста-описания.

                                              Ход урока

1.Оргмомент

2.Анализ сочинений по картине В.М.Васнецова «Три царевны подземного царства».

3. Сообщение темы урока, постановка целей.

4. Краткие сведения о художнике и его творчестве (презентация).      

         

        Арка́дий Алекса́ндрович Рыло́в (1870-1939) — русский советский живописец-пейзажист, график и педагог.

       

            Рылов известен прежде всего как автор знаменитых картин «Зелёный шум» и «В голубом просторе». Но в окрестностях Петербурга и в Финляндии им были созданы десятки картин и эскизов в характерной для него цветовой гамме.

        А. А. Рылов был председателем Общества художников имени А. И. Куинджи.

        С 1902 года вёл «класс рисования животных» в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств, с 1917 года преподавал в Академии художеств (профессор с 1918 года).

Рассматривание репродукций картин художника (презентация)

5.Подготовка к описанию.

          Картина, которую вы будете описывать сегодня называется «Полевая рябинка». Как вы думаете, что изображено на этой картине?

Откройте приложение и рассмотрите картину. Ваши впечатления.

--Какое время года изображено на картине?

--Узнали ли вы растение, изображённое на переднем плане?

(Это пижма. Просмотр изображения растения. Лекарственное растение, цветущее летом в средней полосе России. В народе пижму называют полевой рябинкой)

--Где растёт пижма на картине Рылова? (Это средний план картины)

--Что изображено на заднем плане?

--Как называются картины, на которых изображается природа? (Пейзаж)

--Для того, чтобы описать пейзаж, изображённый на картине, надо в него «погрузиться». Что это значит?

  • -- Дайте лексическое значение слова колорит. (Колорит – 1. Соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета ...)
  • Замените слово колорит синонимичными. (Цвет, тон, краски, окраска.)
  • Найдите в «Словарике эпитетов», каким может быть колорит? (Бедный, богатый, насыщенный, многокрасочный, светлый, тёмный, праздничный, радостный, нарядный, сдержанный, тусклый, однотонный, блёклый, приглушённый, спокойный, мрачный.)
  • Назовите те эпитеты, которые подходят для описания картины «Полевая рябинка».

6. Составим план описания картины.

  1. Сведения о художнике. История написания картины.
  2. Описание картины:
    а) изображение зарослей рябинника;
    б) тихое журчание речки;
    в) бескрайние просторы.
  3. Особенности колорита картины.
  4. Настроение, которое вызывает картина.

7. Самостоятельная работа по картине.

Приступая к работе над сочинением, воспользуйтесь справочными материалами.

Справочные материалы.

При написании текста сочинения помогут:

а) Слова и словосочетания со значением места:

  • слева от … виднеется;
  • прямо перед нами изображены ... ;
  • на переднем плане художник пишет ... ;
  • задний план занимает ... ;
  • вдалеке открывается ... .

б) Образно-выразительная лексика.

         Знойный полдень, лето в разгаре, загореться ярким огнём, полыхать золотом, нарядные цветы, жёлто-красные кисти рябинника, широкая лента реки, тёмные силуэты берёз, просторы полей, неизмеримое небо, пышные облака, радостное чувство, атмосфера летнего праздника.

в) Вопросы:

1) Определите, какое время года изобразил художник на картине? Подумайте, какое время дня?

2) Опишите передний план картины (рябинник, белые полевые цветы, траву).

3) Как вы думаете, какое настроение создаёт пейзаж на среднем плане?

4) Опишите задний план картины (поле за речкой, небо, облака).

5) Подумайте, какую роль играет в пейзаже А.А.Рылова цвет?

6) Какое настроение вызывает картина и почему?

г) Ответ на какой вопрос содержат следующие предложения?

1) Природа в картине А.А.Рылова предстаёт в пышном праздничном цветении. Колорит на полотне художника выступает средством эмоционального воздействия и помогает ощутить красоту самых обыкновенных российских уголков природы.

2) Пейзаж наполняет душу радостным чувством. Художник открывает нам красоту скромных полевых цветов, призывает нас насладиться тишиной и яркими красками скромного пейзажа. А.А.Рылов сумел создать удивительно трогательный образ дорогой сердцу каждого русского человека родной природы.

8. Создание текста сочинения (самостоятельная работа)

9.Домашнее задание.

Упр. 123 (с.56)

Сочинение по картине А.А. Рылова "Полевая рябинка""

         Передо мной репродукция пейзажа А.А. Рылова "Полевая рябинка», написанная им в 1922 году, также как и картины "Островок","Берёзовая роща","Домик с красной крышей" и другие.
       Знойный полдень. Лето в разгаре. На переднем плане густые заросли скромных, но ярких полевых цветов: жёлто-красные зонтики, белые нежные веточки кашки. Такой пышный ковёр трав и цветов, что так и хочется упасть и спрятаться в нём!
       Слева, наклонившись к реке, вьющейся широкой лентой, стоит нежная рябинка, опустив в воду жёлто-красные сочные кисти. Берега реки не видно, он зарос густой травой,
        Справа, в густой траве, вдоль берега - белоствольные берёзки , они также наклонили свои ветви к реке.
        На противоположном берегу видны густые заросли кустарника. Для них художник не пожалел почти все оттенки зелёной краски. А за ними - раздолье бескрайнего поля, над которым плывут пышные бело-серые облака.
Картина написана яркими разноцветными красками, но преобладает зелёная и жёлто-красная, переходящая в оранжевую.
         Художник выбрал необыкновенно уютный уголок русской природы, в которой царит атмосфера праздника знойного летнего дня. Мне очень понравилась эта картина мастера русского пейзажа Александра Аркадьевича Рылова. Она вызывает радость и восхищение русской природой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Арка́дий Алекса́ндрович Рыло́в ( 1870 - 1939 ) — русский советский живописец-пейзажист, график и педагог.

Слайд 2

«Зелёный шум»

Слайд 3

«В голубом просторе»

Слайд 4

«В зелёных берегах»

Слайд 5

«Гремучая река»

Слайд 6

«Красное отражение»

Слайд 7

«Осень на реке Тосне»

Слайд 8

«Предвечерняя тишина»

Слайд 9

«Чайки»

Слайд 10

«Полевая рябинка»



Предварительный просмотр:

Справочные материалы.

При написании текста сочинения помогут:

а) Слова и словосочетания со значением места:

  • слева от … виднеется;
  • прямо перед нами изображены ... ;
  • на переднем плане художник пишет ... ;
  • задний план занимает ... ;
  • вдалеке открывается ... .

б) Образно-выразительная лексика.

         Знойный полдень, лето в разгаре, загореться ярким огнём, полыхать золотом, нарядные цветы, жёлто-красные кисти рябинника, широкая лента реки, тёмные силуэты берёз, просторы полей, неизмеримое небо, пышные облака, радостное чувство, атмосфера летнего праздника.

в) Вопросы:

1) Определите, какое время года изобразил художник на картине? Подумайте, какое время дня?

2) Опишите передний план картины (рябинник, белые полевые цветы, траву).

3) Как вы думаете, какое настроение создаёт пейзаж на среднем плане?

4) Опишите задний план картины (поле за речкой, небо, облака).

5) Подумайте, какую роль играет в пейзаже А.А.Рылова цвет?

6) Какое настроение вызывает картина и почему?

г) Ответ на какой вопрос содержат следующие предложения?

1) Природа в картине А.А.Рылова предстаёт в пышном праздничном цветении. Колорит на полотне художника выступает средством эмоционального воздействия и помогает ощутить красоту самых обыкновенных российских уголков природы.

2) Пейзаж наполняет душу радостным чувством. Художник открывает нам красоту скромных полевых цветов, призывает нас насладиться тишиной и яркими красками скромного пейзажа. А.А.Рылов сумел создать удивительно трогательный образ дорогой сердцу каждого русского человека родной природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 6 классе "Контрольное сочинение по картине Саврасова "Грачи прилетели"

Данный урок дается в системе уроков по УМК Львовых и позволяет совершенствовать умение учащихся создавать художественное описание произведения пейзажной живописи. Подготовку к сочинению можно ис...

Подготовка к сочинению-описанию картины А.Рылова «Полевая рябинка».

Презентация к уроку по программе С.И. Львовой содержит зрительный ряд, план сочинения и рабочие материалы для написания работы....

УРОК ПО ТЕМЕ : «РАБОТА ПО КАРТИНЕ А.А.Пластова «ПЕРВЫЙ СНЕГ». (Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег» в 5 классе)

Урок развития речи по картине А.А.Пласотва "Первый снег" в 5 классе, где ребята знакомятся с художником и его картиной, отвечают на вопросы, составляют план сочинения и пишут сочинение по картине....

Презентация к уроку развития речи в 5 классе "Подготовка к сочинению по картине А.А. Рылова "Полевая рябинка"

Презентация может быть использована на уроке развития речи в 5 классе, содержит краткие сведения о творчестве художника, репродукции его полотен, вопросы по содержанию картины, словарную работу. Предл...

Подготовка к контрольному сочинению-описанию картины (Н.П. Богданова-Бельского «Виртуоз»)

Урок № 144 развития речи № 24Тема: Подготовка к контрольному  сочинению-описанию  картины  ( по картине  "Виртуоз"  Н.П. Богданова-Бельского)Цель: продолжать учить детей ...

Сочинение-описание картины А.А.Рылова "Полевая рябинка"

Сочинение-описание картины А.А.Рылова "Полевая рябинка"...