Урок развития речи «Капризная погода» (описание месяца февраля в поэзии и по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»). 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Цели и задачи урока:

1.Подготовить учащихся написанию сочинения- описания пейзажа на основе картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

2.Развивать устную и письменную речь учащихся с использованием опорных слов и конструкций.

3.Создать культуроведческий фон урока посредством использования произведения живописи, художественных произведений, фонозаписей.

4.Провести анализ лексического поля картины, обогатить словарь учащихся фоновой лексикой.

5.Расширить знания учащихся об И.Э.Грабаре и его творчестве.

 

  Культуроведческий фон (оборудование) урока:  

 а) заранее подготовленная выставка по творчеству И.Э.Грабаря; 

 б) картина И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»;

в) стихи о феврале  русских и коми поэтов;

 г) текст- воспоминание И.Э.Грабаря о создании картины «Февральская лазурь»;

д) музыкальное сопровождение: П.И.Чайковский «Времена года» Зима. На тройке. Вивальди «Времена года» Зима.

Каждому ученику выдается раздаточный материал для работы на уроке  и составляется план – карта (смотри приложение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kapriznaya_pogoda.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Капризная погода» (описание месяца февраля в поэзии и по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»).

  Цели и задачи урока:

1.Подготовить учащихся написанию сочинения- описания пейзажа на основе картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

2.Развивать устную и письменную речь учащихся с использованием опорных слов и конструкций.

3.Создать культуроведческий фон урока посредством использования произведения живописи, художественных произведений, фонозаписей.

4.Провести анализ лексического поля картины, обогатить словарь учащихся фоновой лексикой.

5.Расширить знания учащихся об И.Э.Грабаре и его творчестве.

  Культуроведческий фон (оборудование) урока:  

 а) заранее подготовленная выставка по творчеству И.Э.Грабаря;  

 б) картина И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»;

в) стихи о феврале  русских и коми поэтов;

 г) текст- воспоминание И.Э.Грабаря о создании картины «Февральская лазурь»;

д) музыкальное сопровождение: П.И.Чайковский «Времена года» Зима. На тройке. Вивальди «Времена года» Зима.

Каждому ученику выдается раздаточный материал для работы на уроке  и составляется план – карта ( смотри приложение).

                                               Ход урока.

1.Прослушать стихотворения о месяце феврале  русских и коми поэтов.

Вопрос: Каким изображен в этих стихотворениях февраль? (приводятся примеры из стихотворений)

Капризная погода, большой проказник, шалит, снегоносец, грозный, мохнатый, нежный, непоседа и т.д. Приходим к выводу, что в поэтических произведениях используются выразительные средства как эпитеты, метафоры, олицетворения.

Ребята, мы с вами познакомимся с небольшим текстом, в котором  тоже рассказывается о феврале.

2.Работа с текстом.

а) выразительное чтение текста.

б) знакомство со словами:

   сапфир - драгоценный камень синего  или  голубого цвета.

   Коралл (коралловый) – ярко-красный, розовый  или белый камень.

   Жемчужный – 1.см. жемчуг. 2.Чисто - белый с блеском, напоминающим жемчуг.

в) объяснить пропущенные орфограммы.

( На ) стали чуде…ные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я выш…л побр…дить вокруг усад…бы и понаблюдать. (В) природе творилось нечто необыч…йное. Казалось, что она праз…новала какой-то небывалый праз…ник  лазоревого неба, жемч…жных берез, коралловых веток, и сапфировых теней (на) сиренев…м снегу.

г) можно в качестве дополнительного материала использовать текст упр.356 (учебник «Русского языка. 5 класс», автор Т.А.Ладыженская.)

 д) беседа по тексту:

Вопросы:  Каким изображен февраль в данном тексте?

                 Отличается ли своим настроением, описанием от прослушанных стихотворений?

Ребята отметят, что текст яркий, солнечный, радостный. Отметят, что в феврале небо становится высоким, голубым, хотя зима еще  колючая, морозная, сильная, потому что бывают и морозы, и метели.

3.Работа по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

Знакомимся с картиной И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»(созерцаем, делимся  первыми своими впечатлениями).

4.Знакомство с биографией художника и ещё раз обращаемся к выставке, посвященной творчеству И.Э.Грабаря.

И.Э.Грабарь -- живописец, автор книг по истории искусства, знаток реставрационного и музейного дела ( в 1913-1925 годах он был директором Государственной Третьяковской галереи).

Ученик И. Е.Репина, он писал картины, посвященные событиям революции 1917 года, а также натюрморты, однако наибольшую известность ему принесли пейзажи. Художник глубоко чувствовал обаяние русской природы и сумел это отобразить на своих полотнах. И.Э.Грабарь пишет несколько зимних пейзажей. И два из них – «Февральская лазурь» и «Мартовский снег»- сразу сумели вызвать восторг своим новым видением, яркой эмоциональностью и своеобразием живописи. Успех их был так велик, что вскоре они попали в сокровищницу русского искусства – Третьяковскую галерею – и до сего времени числятся в её золотом фонде.

5. Вдумчивое рассматривание  картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь», сбор материала для сочинения- описания.

                              Беседа по картине.

 Вопрос: Кто из вас знает лексическое значение слова «лазурь»?

Лазурь – 1.светло-синий цвет, синева.

                2.природная светло- синяя краска.

 Вопрос: Какие однокоренные слова можно образовать от слова

«лазурь»?

               Лазурный, лазурит, лазурно - голубой, лазоревый.

 Вопрос: Где можно услышать о лазури, лазоревом цвете?

               В сказках – лазоревые цветы.

 Вопрос: Почему картина названа «Февральская лазурь»?

                 Какой февральский день изобразил художник?

         Много светло-синего цвета, лазурного. День ясный, солнечный, светлый.

  Вопрос: Какие важные предметы- детали изображены на этой картине?

               Береза. Снег. Небо.

Рассмотрите небо.

Вопрос: Есть ли на нем облака?

               Какого они цвета вверху, на горизонте?

Рассмотрите снег.

Вопрос: Много ли его изображено на картине?

               Какого он цвета на солнце и в тени?

Рассмотрите березу.

Вопрос: Какова береза на переднем плане картины?

               Что можно сказать о цвете её ствола, ветвей?

               Какого цвета прошлогодняя листва на вершине берёзы?

               Что можно сказать о других березах?

               Что виднеется на горизонте?

 (Собирается материал для описания картины, составляется план - карта,

 которая заполняется в течение беседы по произведению живописи).

                         

                                          План – карта.

Часть речи, синтаксические конструкции

Вступление

1 направление

2 направление

3 направление

Заключение

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол и словосочетания

Картина, полотно, произведение живописи.

Известная, красочная, яркая.

Изображает,  украшает,

замечательная картина, творение художника

Небо

Огромное, голубое, высокое, лазоревое,

Бесконечное,

Безбрежное.

Стоит неподвижно  без облаков,

высокое, бесконечное небо, бледнеющее на горизонте

Снег

Синеватый, переливающийся,

Искрящийся, ослепительный.

Блестит, сверкает, искрится,

алмазные россыпи

Береза

Высокая, белоствольная, могучая, жемчужная, коралловые ветви.

Стоит не шелохнувшись, раскинула свои могучие ветви, купается в лучах

солнца,

медная листва

Солнце

Свет

Невидимое,

яркий.

Невидимое солнце,

дает яркий свет, ощущение тепла, спокойствия, покоя, умиротворения, праздника.

6.Используя план - карту, составляется устный рассказ по картине.

7.Составление и написание  сочинения – описания по картине И.Э.Грабаря « Февральская лазурь» проводится на втором уроке.

8.Анализ выполненных работ. Лучшие сочинения по картине были напечатаны в школьной газете «Школьный Базар».

Произведение живописи и текст, гармонично вплетаясь в ткань урока, являются мощным источником получения культуроведческой информации, духовного обогащения, эстетического воспитания и тем самым способствует формированию культуроведческой компетенции учащихся.

 Приложение к уроку «Капризная погода».

  1. Название месяца «февраль» у разных народов.

А) Февраль / от лат. «Фабриариус/ -- праздник очищения.

Б) по коми – урасам, урсим / охота на белок, от слова «ур» -- белка/.

В) В Древней Руси – лютый, лютень за большие морозы, межань, свежень, бокогрей: на солнечной стороне пригревать начинает.

      2. Пословицы и поговорки.

            * Месяц лютый спрашивает, как обуты.

            * В феврале зима с весной встречаются.

            * Зимнюю суровость и весенняя нежность в феврале сплетается.

            *Февраль зиму замыкает, новому сезону дорожку показывает.

            * До весны рукой подать.

     3. Стихи о феврале.

            А) Капризная погода:              Февраль – большой проказник

                 То ветер, то пурга.              Шалит перед весной.

                 Такое время года –                                      (Сергей Куликов)

                 До самых крыш снега…

           Б)                                             Февраль.

                  Феврали люблю снегоносцы.    Не бывает на них обиды.

                  Рук не прячу и щек не тру.        Я ведь знаю, как трижды три:

                  А дрова колю по морозцу        Они грозные только с виду,

                  И белье сушу на ветру.             Они нежные лишь внутри.

                                    Я февраль люблю непоседу,

                             Рук не прячу и щек не тру.

                             С ним о лете веду беседу,

                             Когда печь топлю поутру.  (Маргарита Котомцева)

  В)   Дуют ветры в феврале,

         Воют в трубах громко.

         Змейкой мчится по земле

         Легкая поземка.                     (С. Маршак)

Г)                                 Вьюга.

     Ни тропиночки, ни рек, все покрыл глубокий снег.

     Напевает тихо вьюга: «Отдохни, зима –подруга.

     Вот пуховая подушка, одеяло. Спи, подружка,

     Чтоб не слышать ветра вой, снегом голову накрой».

                                                            (Зита Гайжаускайте)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи с использованием картины И.Э. Грабаря "Февральска лазурь"

Уроки развития речи с использованием картин И.Э. Грабаря "Февральска лазурь" Научить детей работать с разными видами словарей, развить ассоциативное мышление. Цели: 1) рассмотреть речетворческую гл...

Урок по развитию речи. Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"

Разработка урока развития речи по подготовке к написанию сочинения с использованием ЭОР....

Письмо другу по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"(урок развития речи).

Разработка ориентирована на учебник русского языка под редакцией Н.М. Шанского....

Уроки развития речи по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь" (5-6 классы)

В данной методической разработке приводятся авторские конспекты 2-х уроков развития речи по подготовке школьников к описанию картины И.Э.Грабаря "Февральская лазурь" (5-6 класс). Предлагается работа в...

Урок развития речи "Подготовка к сочинению-описанию по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"

Разработка поможет учителю провести урок, соответствующий требованиям ФГОС, с применением таких технологий, как ИКТ, технология развития критического мышления, проблемного обучения, здоровьесбережения...

Подготовка к сочинению-описанию по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» (урок развития речи)

Уроки развития речи у обучающихся часто вызывают затруднения. В своей практике при подготовке к написанию сочинений разных видов можно использовать рабочие листы, которые заполняются в ходе урока необ...