Урок по развитию речи. Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Разработка урока развития речи по подготовке к написанию сочинения с использованием ЭОР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по развитию речи. Подготовка к сочинению по картине

И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"

Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения-описания по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Задачи: образовательные: научить детей передавать своё впечатление от картины, музыкального произведения, выражать своё отношение; продолжить знакомство учащихся с особенностями сочинения - описания природы по картине.
Развивающие: способствовать развитию творческих способностей детей, формированию эмоционального отношения к урокам; приобщать детей к миру музыки, поэзии, живописи, формировать тонкий эстетический вкус;
Воспитательные: воспитывать чувство любви к родной природе, вдумчивое, бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас урок развития речи. Нашей целью будет подготовиться к написанию сочинения-описания по картине.

  1. Подготовка к восприятию картины.

Слово учителя:

- Искусство – это волшебство. А художники, музыканты, писатели – это волшебники, которые открывают нам неизвестные, чудные странички окружающего нас мира. Сегодня, ребята, мы попадем с вами в сказку. В зимнюю сказку. А поможет нам в этом художник Игорь Эммануилович Грабарь.

Сообщение учащегося о жизни и творчестве художника:

- Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960) – один из крупнейших художников. Своё художественное образование Игорь Эммануилович завершил во Франции. Ученик Левитана, он всегда стремился, чтобы его картины были содержательными и эмоционально выразительными, чтобы они через состояние природы передавали сложные человеческие чувства. И вот в 1901 году художник вернулся из-за границы и был, по его словам, «потрясён красотами русской природы и писал голубую и белую зиму, иней, вешние ручьи. Этим восхищением красотой русской зимы полны работы художника: «Сентябрьский снег» (1903г.), «Мартовский снег» (1904г.), «Февральская лазурь» (1902г.) и др.

Вопросы учителя:

- Ребята, вы сейчас увидели некоторые из картин художника. Скажите, пожалуйста, мастером какого жанра был И.Э. Грабарь?

 - Что же такое  пейзаж, пейзажная живопись? Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, то можете воспользоваться толковым словарем.

  1. Работа над репродукцией картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
  1. Рассматривание картины

- Я предлагаю Вам внимательно рассмотреть картину И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», не упустив ни одной детали. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000142-1000-4ddd-541b-2000469b3fcb/i01_14_08.swf Постарайтесь почувствовать настроение природы, понять замысел художника. А поможет вам в этом музыка П.И. Чайковского. (Чайковский П.И. Времена года. Февраль. 50 сек.) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f99cf14a-f285-2526-3b52-057b587c0b60/Chaikovskii.Miniatura_Vremena_goda.02.Fevral.Maslennica.mp3 

  1. Беседа по вопросам:

- Какое настроение вызывает у вас картина?  Почему?

- Почувствовали ли вы атмосферу праздника в природе?  

- Как вы думаете, чему радуются красавицы-березки?

- Какое время года изображено на картине?

- Какое время суток отразил художник?

- Как построена картина? Что вы видите на переднем, заднем планах?

- С помощью каких красок художник создаёт впечатление февральского ликования в природе?

- Как вы думаете, почему картина названа «Февральская лазурь»?

Послушайте, что рассказывал об истории создания этого полотна сам художник: «В то необычайное утро природа праздновала какой-то небывалый праздник — праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток, сапфировых теней на сиреневом снегу. Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба...»

Художник вырыл в снегу траншею и, глядя на березу «снизу вверх, как на хрустальный каскад, сотворенный природой, запечатлел это чудо, сидя под голубым зонтиком, который усиливал интенсивность красок».

Ребята, нам предстоит написать сочинение-описание. Вспомните, пожалуйста, чем характеризуется тип речи описание?

  1. Словарно-орфографическая и стилистическая работа.

Чтобы помочь вам в описании картины, я предлагаю выполнить следующее задание: подобрать прилагательные к словам и указать, какие из них являются эпитетами:

Снег (алмазный, блестящий, голубеющий, розовато-голубой,  сверкающий, лёгкий,  рассыпчатый,  жемчужный, тихий, лазурный)

береза (ветвистая, тонкая, стройная, молодая,  изящная, танцующая, игривая, легкая )

небо (бездонное, глубокое, грустное, бесконечное,  свободное, перламутровое,  безоблачное)

  1. Работа над составлением словесного описания картины.

Сможете ли вы рассказать о том, что видите на картине? Опишите, что изображено на переднем плане (березки, снег, небо). Расскажите, что изображено на заднем плане картины.

На переднем плане видна берёзовая роща. На тонких веточках берёз местами лежит снег, а на других оставшиеся после осенних дней листочки напоминают тончайшее кружево. Подняв свои руки-веточки к небу, березки напоминают юных девушек, кружащихся в танце на сверкающем ковре из снега. А высоко над ними бездонное синее небо. Оно отражается в каждой детали картины.

Вдали мы видим лес. Под лучами февральского солнца даже он стал чуть светлее, словно начал в ожидании весны.

Картина дарит ощущение необычайной радости и всеобщего ликования. Хочется поскорее выйти на улицу и очутиться в этой волшебной березовой роще. Хочется тоже принять участие в этом празднике природы.

  1. Домашнее задание.

Ребята, дома вам нужно будет подготовить черновой вариант сочинения. Постарайтесь передать то волшебство зимнего дня, которое нам дарит картина И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

  1. Итог урока.

Урок заканчивается. Что понравилось вам в уроке? Что вы узнали нового?
Спасибо всем! До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине А.К.Саврасова "Проселок"

Работа представляет собой презентацию  рабочего материала к уроку на тему "Подготовка к сочинению по картине А.К.Саврасова "Проселок". В презентации представлены  репродукции картин этого ху...

Урок развития речи Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».

Материал содержит презентацию к уроку, конспект урока, образец сочинения по картине....

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины М. А. Врубеля "Царевна лебедь"

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины М. А. Врубеля "Царевна лебедь", для 6 класса. Урок представлен в виде технологической карты, соответствующей требованиям ФГОС....

Урок развития речи "Подготовка к сочинению-описанию по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"

Разработка поможет учителю провести урок, соответствующий требованиям ФГОС, с применением таких технологий, как ИКТ, технология развития критического мышления, проблемного обучения, здоровьесбережения...

Презентация к уроку развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины И.Левитана "Март"

Презентация содержит репродукцию картины Левитана, план и рабочие материалы, необходимые для подготовки к сочинению...

Развитие речи.ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ Ф.А. Васильева "Мокрый луг".

Цель урока: совершенствование работы по развитию речи при описании живописного полотна. Задачи урока: 1) продолжить работу по развитию речи, выявить замысел художника, пр...