Развитие речи.ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ Ф.А. Васильева "Мокрый луг".
презентация к уроку по русскому языку (8 класс)

Сизова Марина Александровна
Цель урока: совершенствование работы по развитию речи при описании живописного полотна. Задачи урока: 1) продолжить работу по развитию речи, выявить замысел художника, проникнуться им, создать словесное описание картины «Мокрый луг»; 2) формировать у учащихся эстетический вкус, умение вглядываться и вслушиваться в прекрасное; 3) воспитывать любовь к природе родного края. Учащиеся узнают сведения из биографии художника Ф.А.Васильева, познакомятся с его картинами; научатся находить главные детали на художественном полотне, композиционный центр картины; смогут выявить замысел художника, проникнуться им, создать словесное описание картины; усовершенствуют навыки создания собственного письменного текста, орфографические и пунктуационные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon russkiy_yazyk_8klass.podgotovka_k_sochineniyu.ppt2.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок развития речи в 8 классе. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ Ф.А. Васильева "Мокрый луг".

Слайд 2

Федор Александрович Васильев. (1850—1873) Портрет художника -пейзажиста Ф . А . Васильева , Крамской Иван Николаевич

Слайд 3

Крамской Иван Николаевич - известный живописец (1837 - 1887).

Слайд 4

Пейзаж - это изображение природы, вида местности, ландшафт. Любой пейзаж - это не просто изображение, но всегда художественный образ природной и городской среды, её определенная интерпретация, что находят свое выражение в исторически сменяющихся стилями пейзажного искусства. Для каждого стиля характерна своя философия, эстетика и поэтика пейзажного образа.

Слайд 5

Наиболее известные картины художника-пейзажиста Ф.А.Васильева. «Перед дождём»

Слайд 6

" Васильев любил природу и понимал ее - ведь это так редко дается человеку", - говорил о Федоре Александровиче Васильеве его старший друг И.Н.Крамской. «После грозы»

Слайд 7

В неброской прелести русской природы выражена огромная любовь к родному краю. «После дождя»

Слайд 8

«Берег Волги после грозы» Перед его холстом, особенно когда он писал или переписывал облака, в изумлении останавливались и Крамской, и Репин. В его пейзажах всегда присутствует живое волнение художника, влюбленного в красоту природы.

Слайд 9

История создания картины Ф.А.Васильева «Мокрый луг»

Слайд 10

Беседа - Что изображено на картине? - Какое время года и какое время суток изображается ? - Какова композиция картины? -Какие краски использовал художник? -Как создаётся настроение пейзажа?

Слайд 11

Сюжет Картина "Мокрый луг" передаёт влажную атмосферу, тревожную напряженность грозового дня. Живописец так писал о задуманном сюжете в письме к художнику И.Н. Крамскому от 27 декабря 1871 г.: «..Я желаю изобразить утро над болотистым местом. Впрочем, не думай, что это настоящее болото, - нет, настоящее-то впереди, а это только приготовления. О болото, болото! Если бы Вы знали, как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия! Неужели не удастся мне опять надышаться этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра?»

Слайд 12

Композиция На переднем плане с поразительной четкостью прописаны жесткие луговые травы, занесенные ветром обломки веток, заболоченная земля. На среднем и дальнем планах подробности исчезают в пелене дождя. Нас волнуют борьба света и мрака в небе, завораживает светлая даль. Соотношения разных пространственных планов точно выверены, их объединяет приглушенная гамма фиолетовых оттенков, тонких градаций от густо - темного цвета до нежно- золотистого и розового. Держит пространственную композицию и свет, который стал в картине главным элементом художественного образа, знаком надежды и жизни. И.Н. Крамской отмечал: "...И потом счастливый, какой фантастический свет, совершенно особый и в то же время такой натуральный, что я не могу оторвать глаз...я не знаю ни одного произведения русской школы, где бы так обворожительно это было бы сработано".

Слайд 13

Проблемная задача: Русский пейзаж 60-70 годов XIX века представлен двумя типами: 1) пейзаж раздолья, природной мощи, русского богатства; 2)пейзаж безрадостного, бесприютного простора, К какому типу пейзажа ближе по своему настроению "Мокрый луг" Ф.А. Васильева?

Слайд 14

Работа по конструированию предложений Составьте предложения, включив них какие-либо из данных словосочетаний о живописных достоинствах пейзажа Ф.А. Васильева. Попробуйте выразить мысль, использовав различные синтаксические конструкции. Передача влажности травы, деревьев, воздуха; подчинение деталей обобщенному целому; изображение движущейся по лугу тени от тучи; светотеневая организация полотна.

Слайд 15

Работа с текстом Переставьте предложения в порядке развития мысли. 1. Она же стала главным ключом в понимании замысла картины и одухотворенности ее поэтического образа. 2. Она блеснула надеждой средь плотного слоя облаков. 3. Ничто не кажется в картине таким волнующим, как появившаяся на небе узкая полоска солнечного света. 4. Эта деталь стала главной в организации света и тени.

Слайд 16

Словарная работа: Сияющий, колорит, построение, эмоциональность, выразительность, великолепие, согласованность, напряженный цвет, использовать, охарактеризовать, репродукция, подлинник, впечатления, композиция, пейзаж.

Слайд 17

Какими безличными предложениями можно передать впечатление от картины? Можно использовать безличные глаголы(вечереет); безличные формы личных глаголов(веет свежестью); составные глагольные сказуемые(хочется вдохнуть этот чистый воздух); составные именные сказуемые(тихо вокруг; хорошо на душе)

Слайд 18

План сочинения-описания по картине Ф.Васильева «Мокрый луг». I. История создания картины (см. упр. 287, Ладыженская, Баранов). II. Приметы весны – могучей силы обновления природы. 1. Розовато-лиловое небо, просторное, необъятное. 2. Молодая зелень луга. 3. Ветер, зарябивший воду в зарастающем русле реки. 4. Три одиноких дерева с каплями дождя на листьях. 5. Тень проходивших туч на траве. III. Высокая оценка картины И.Крамским.

Слайд 19

Домашнее задание: Написать сочинение по картине Ф.А.Васильева «Мокрый луг»

Слайд 20

Автор работы: учитель русского языка и литературы Сизова М.А. Комсомольская средняя общеобразовательная школа №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по развитию речи. Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"

Разработка урока развития речи по подготовке к написанию сочинения с использованием ЭОР....

Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине А.К.Саврасова "Проселок"

Работа представляет собой презентацию  рабочего материала к уроку на тему "Подготовка к сочинению по картине А.К.Саврасова "Проселок". В презентации представлены  репродукции картин этого ху...

урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по картине И.Шишкина Рожь

урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по картине в 5 классе. В помощь учителю- презентация с музыкой....

Конспект урока по развитию речи "Подготовка к написанию сочинения по картине Евгения Широкова «Друзья»

Цель урока: Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине Е.Широкова "Друзья".Задачи : 1.устной и письменной коммуникации у учащихся.                ...

Урок развития речи. Подготовка к ОГЭ.Сочинение-рассуждение 15.3.

Урок был подготовлен и проведён  к областному  методическому дню для  гендерного класса девушек. Урок получил положительную  оценку областной комиссии. Прилагается презентация ...

Урок развития речи.Подготовка к написанию сочинения на морально-этическую тему

Урок разработан с использованием "сингапурской системы" обучения...