Главные вкладки

    Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине С.Григорьева "Вратарь"
    план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

    урок

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 00084c06-30fc6967_1.docx19.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка

    7 класс

    Подготовка к сочинению по картине

     С. А. Григорьева “Вратарь”

    Цели урока:

    подготовить учащихся к описанию действий людей, изображенных на картине;

    собрать материал для написания сочинения по картине;

    дать понятие о композиции картины как одном из средств выражения замысла художника.

    Оборудование: картина Сергея Григорьева «Вратарь», раздаточный материал на каждую парту (карточки для словарной работы)

    ХОД УРОКА

    1. Вступительное слово.

    2. Слайд-шоу о спорте

    - Чем объединены эти фото? (Темой спорта)

    - Зачем нужно заниматься спортом?

    - Может вы кого-то узнали?

    - А с чего начинается большой спорт? Давайте спросим у мальчиков класса.

    3. Беседа.

    - А есть среди вас увлекающиеся другими видами спорта?

    - Чем интересен футбол?

    - Оказывается этот удивительный вид спорта привлекал внимание разных людей: писателей, поэтов, музыкантов, художников. И сегодня мы будем говорить о картине С.А.Григорьева «Вратарь».

    4. Рассказ о художнике.

    - Сергей Алексеевич Григорьев – народный художник Украины, родился в Луганске (Донбасс) в многодетной семье железнодорожника.

    Широкую известность приобрёл как автор произведений на тему семьи и школы. Лучшие полотна художника посвященным детям. Среди них известны картины: “Обсуждение двойки”, “Морской волк”, “Первые слова”, “Юные натуралисты”. Заслуженную славу принесла художнику картина “Вратарь”. Автору была присуждена Государственная премия.

    5. Беседа по картине:

    - Какое время года и суток изображено на картине? Как вы эта определили?

    (Осень. Литья пожелтели и опадают с деревьев. Они разбросаны по земле. Художник изобразил погожий осенний день, вероятно полдень, потому что тени от людей и предметов короткие, прямые. Небо ясное, чувствуется, что светит солнце.)

    - Где происходит действие, изображенное на картине?

    (Ребята играют на пустой площадке за домом, а не на настоящем футбольном поле: ворота они “соорудили”, возвращаясь из школы, из портфелей, сумок и беретов.)

    - Кто является главным действующим лицом картины?

    (Мальчик-вратарь)

    - Каким изобразил художник вратаря? Опишите его позу, фигуру, выражение лица, одежду.

    (Вратарь оперся о колени, стоит, согнувшись в напряженной позе, ожидая мяч, сосредоточенно следит за игрой. По его позе видно, что мяч далеко от ворот. Но вратарь готов в любой миг вступить в игру и защищать свои ворота. Мальчик хочет быть похожим на настоящего вратаря, он старается им подражать даже в одежде: на нем темный свитер, короткие штаны, на руках кожаные большие перчатки. На ногах спущенные носки, калоши, подвязанные тесемкой. Коленка перевязана, наверное, ему часто приходилось падать, защищая свои ворота. Видно, что вратарь смелый, бесстрашный мальчик.)

    - Опишите маленького мальчика, который стоит позади вратаря.

    (За вратарем в невозмутимой позе стоит заложив руки за спину и выпятив живот, малыш в красном лыжном костюме. Он тоже считает себя знатоком футбола, ему хочется принять участие в игре, но его пока не принимают).

    - Как художник показал заинтересованность зрителей игрой футбол? Кто особенно сильно увлечен происходящим? Опишите их.

    (Взгляды всех зрителей устремлены вправо, на поле, туда, где идет напряженная борьба за мяч. Взрослый болельщик, оказавшийся здесь случайно (он одет не для сидения на досках во дворе: в нарядной вышитой рубахе, на отвороте пиджака орденские планки, в руке папка с бумагами, на голове шляпа), всецело захвачен зрелищем игры, того и гляди сам ринется в бой. Сильно увлечен игрой и мальчик в темно-зеленом лыжном костюме с красным галстуком. Он смотрит, вытянув голову и открыв рот. Внимательно следят за игрой мальчик с малышкой на руках и девочка с красным бантом на голове. Другие девочки – с куклой, в красной шапочке, в капюшоне, - более спокойно наблюдают за происходящим, хотя и не отрывают глаз от игры).

    - Кто равнодушно относится к происходящему на поле?

    (Малышка, укутанная в теплый платок и свернувшаяся у ее ног лопоухая собачонка).

    - Почему картина называется Вратарь?

    (Вратарь - главное действующее лицо картины. Художник показал храброго увлеченного вратаря, который вызывает наши симпатии).

    - Как вы думаете, что хотел сказать художник своей картиной, какова ее основная мысль?

    (Футбол интересен всем.Футбол - любимый вид спорта.

    Бесстрашный вратарь на стаже своих ворот.)

    - В отличие от писателя художник изображает на картине какой-то один определенный момент. Любопытно, что С.А. Григорьев не изобразил на своей картине самого футбольного матча: по напряженной позе вратаря, по выражению лиц зрителей мы догадываемся, что на поле сейчас острый момент игры. Для раскрытия своего замысла художник использует такие средства живописи как цвет, освещение, композицию.

    Выступление искусствоведа.

    (Композиция картины тяготеет к неравностороннему треугольнику. Центральная фигура расположена со смещением влево и развернута слева направо, поэтому для равновесия композиции картины вся передняя часть или первый план остается свободным. В картине ясно читается воздушная перспектива, пространственность. Портфель в углу уравновешивает фигуру мужчины, сидящего на втором плане.

    Второй план – это зрители, помощник вратаря и собака. В движении фигур чувствуется атмосфера напряжения.

    Задний план – пейзажный. Это архитектурный пейзаж. По мере удаления от зрителя, очертания становятся размытыми, нечеткими.

    Самая четко прописанная фигура – главная – вратарь. Он изображен в профиль, а все остальные развернуты на три четверти. Можно сказать, что структуру композиции или расположение предметов и фигур определяет линейная перспектива: это изображение с помощью линий и построения геометрических фигур. На картине Григорьева просматривается первый, второй и задний планы, а также неравносторонний треугольник с вершинами: портфель, темное здание справа и фигура мужчины слева.

    Такая композиция подводит нас к мысли о том, что сейчас произойдет что-то очень важное, возможно, кульминационная развязка матча.)

    - Рассмотрим, как построена картина. Где - на переднем или на заднем плане - изобразил С.А. Григорьев главного героя, вратаря?

    (Вратарь изображен на переднем плане, почти в центре картины, отдельно от других игроков команды. Он хорошо виден и сразу бросается в глаза, привлекает наше внимание.)

    - Кто изображен на втором плане картины?

    (Дети и молодой мужчина, при этом они расположены так, что все хорошо видны.)

    - Что вы видите на заднем плане?

    (Город, огромные здания, жилые дома)

    - Обратим внимание на детали в картине (ворота, сооруженные из портфелей, сумок и шапок, перевязанная коленка и кожаные перчатки вратаря и т.д.), выясним их роль в раскрытии замысла художника.

    - Какие цвета и оттенки использовал художник, чтобы подчеркнуть жизнерадостный характер изображенного на картине события?

    Теплые цвета и оттенки желтый, светло - коричневый, красный. Земля светло-коричневая, на кустарниках и на поле листья золотистые, оранжевые, доски, на которых сидят болельщики, светло - желтые. Красного цвета костюм на мальчике, который стоит позади вратаря, шапочка на девочке, вышивка на рубахе мужчины, бант у школьницы, галстуки. Эти цвета и оттенки помогают передать напряженность изображенного действия, радуют наш глаз, способствуют бодрому, хорошему настроению.

    - Нравится ли вам эта картина?

    (да, потому что на ней все изображено так, как бывает в жизни. Хочется самому оказаться на этом поле и играть в футбол).

    Словарная работа.

    В целях предупреждения орфографических ошибок проверяется написание таких слов, как футбол, состязание, матч, кожаные перчатки, пиджак, свитер (произносится твердое [т]), капюшон, в легкой дымке, очертания строек.

    Увлекательный матч, футбольное состязание, слегка согнуться, начать игру, быстро реагировать, завладеть мячом, атаковать ворота, прикрывать ворота, бесстрашный вратарь, не прикасаясь рукой к мячу, растирая рукой ушибленное колено

    Словарно-стилическая работа.

    1. Подберите соответствующие деепричастные обороты.

    1) Мальчик шел на ворота….

    2) Никто не мог с такой резкостью, как игрок, рвануться с места и … столь же неожиданно затормозить.

    3) Он мощно разгонялся и … наносил удар с ходу.

    4) ... резко протягивал руку вперед, указывая, куда будет бить

    Для справки:

    Не доходя до мяча двух шагов, перед самым ударом; не теряя мяча; притормаживая и меняя направление; не меняя ритма шагов, не семеня.

    2. Назовите деепричастия, которые можно употребить для описания позы и действий, играющих в футбол. Составьте с ними словосочетания.

    (Завладев мячом, бросив мяч, кидая мяч, забив гол, атакуя ворота, атаковав ворота, закрывая ворота, прикрыв ворота, кинувшись к воротам, слегка согнувшись, отставив ногу назад, рванувшись с места, начиная длинный разбег, начав игру, быстро реагируя, мгновенно притормозив.)

    Составление плана описания картины.

    (Сильные ученики работают самостоятельно, слабые – с текстами)

    Общий план

    1) Тема и основная мысль картины.

    2) Описание картины С.А. Григорьева “Вратарь”:

    а) на пустыре в погожий осенний день;

    б) бесстрашный вратарь;

    в) мальчик в красном костюме;

    г) болельщики и зрители.

    3) Особенности композиции картины.

    4) Роль деталей в картине.

    5) Колорит картины.

    6) Мое отношение в картине.

    Итоги урока.

    6.Домашнее задание.

            Подготовить дома черновик сочинения по картине С. Григорьева «Вратарь»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по развитию речи. Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"

    Разработка урока развития речи по подготовке к написанию сочинения с использованием ЭОР....

    Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине А.К.Саврасова "Проселок"

    Работа представляет собой презентацию  рабочего материала к уроку на тему "Подготовка к сочинению по картине А.К.Саврасова "Проселок". В презентации представлены  репродукции картин этого ху...

    Урок развития речи Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».

    Материал содержит презентацию к уроку, конспект урока, образец сочинения по картине....

    Урок развития речи "Подготовка к сочинению – описанию по картине Ф.В. Сычкова "Трактористки-мордовки" (8-й класс) с применением ИКТ.

    Познакомить учащихся с творчеством Ф.В.Сычкова, подготовить их к  осознанному восприятию картины....

    Презентация к уроку развития речи. Подготовка к сочинению в форме дневниковой записи по картине Т. Назаренко "Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве"

    Презентация знакомит учащихся с творчеством художницы, помогает в работе при подготовке к сочинению. Представлены материалы для словарной работы на уроке....

    Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины М. А. Врубеля "Царевна лебедь"

    Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины М. А. Врубеля "Царевна лебедь", для 6 класса. Урок представлен в виде технологической карты, соответствующей требованиям ФГОС....

    Презентация к уроку развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины И.Левитана "Март"

    Презентация содержит репродукцию картины Левитана, план и рабочие материалы, необходимые для подготовки к сочинению...