Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе ФГОС " Школа России" "Лексиколёт - 1" Лексика 5 клВнеклассное мероприяти разработано на основе системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку
    план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

    АнульеваИрина Владимировна

    Внеклассное мероприятие по лексике в 5 классе разработано на снове системно-деятельностного подхода к обучению русскому языку. используются элементы игры. ИКТ. Ребусы. Работа в группах.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Лексиколет - I Тест-контроль

    Слайд 2

    Вот звездное небо! Что видно на нем? Звезды там светят далеким огнем! Только ли звезды на небе сияют?

    Слайд 3

    Нет! Среди звезд там планеты блуждают! Как блуждают? Дороги не знают? Нет! Это кажется, будто блуждают!

    Слайд 4

    Все они – Солнца большая семья. И под влиянием его притяжения Вечно творят круговые движения!

    Слайд 5

    И вместе с ними планета моя – Та, что зовется планетой «Земля», Та, на которой живем ты и я!

    Слайд 6

    Лексика – это … А) раздел науки о языке, изучающий звуки речи. Б) словарный состав языка. 2. Слова «бежать, мчаться» - это… А) синонимы Б) антонимы

    Слайд 7

    3. Слово «кисть» А) однозначное Б) многозначное

    Слайд 8

    4.Слова «жара - холод» - это … А) синонимы Б) антонимы

    Слайд 9

    5.Лексическое значение слова разъясняется в … А) толковых словарях Б) орфографических словарях

    Слайд 10

    Тест-контроль пройден!!! Приветствуем вас на планете Земля!

    Слайд 11

    Шаблон презентации скачан с http://shablony-powerpoint.ru/



    Предварительный просмотр:

    Внеклассное мероприятие для обучающихся 5 класса по русскому языку после изучения темы «Лексика»

    Лингвистическое путешествие на «Лексиколёте-1»

    (ФГОС)

    Автор: Анульева И.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Чульская основная школа»

    Цель мероприятия: повторение и систематизация понятий о лексике, как о разделе науки о языке(лингвистики); закрепление знаний учащихся о группах слов в лексике; о лексическом значении слов.

    Формирование УУД:

    - владеют языковыми и речевыми навыками по теме;

    - владеют навыками самостоятельной работы в группе;

    - извлекают необходимую информацию из словарей и используют её в различных видах деятельности;

    - опознают, анализируют, сопоставляют, классифицируют и оцениват языковые факты;

    - развивают свои интеллектуальные и творческие способности, речевую культуру человека;

    - владеют навыками коммуникации , готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умеют вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

     Оборудование:

    - изображение космического корабля «Лексиколёт -1»;

    -маршрут полета (заготовки: фотографии, фамилии, название «Звезд»;

     -лист оценивания прохождения этапов маршрута

    конверты с заданиями, карточки с названиями «звездам», 2 столовые корзинки, «камни»-слова, толковые словари, проектор, ноутбук, звуковые колонки, диктофон, бейджики, карточки, кластеры,

     шарф, слайд (тест), карточки с домашним заданием по выбору.

    Ход урока

    Музыкальная заставка (ВИА «Зодиак» «Полет к звездам»)

    Перед уроком дети записывают число в тетради.

    1. Организация работы:

    – (Звучит из «репродуктора»): на фоне музыкальной заставки

    Я приглашаю вас отправиться в полет,

    Путь к новым знаниям и труден, и опасен.

    Но дружба крепкая вперёд вас поведет,

    Похлопайте, кто на такой полёт согласен!!

     (прикрепляю к доске рисунок космического корабля)

    Участников полета прошу занять свои места на космическом корабле «Лексиколёт -1»

    Назначаем капитана корабля по результатам единственного этапа кастинга: кто первый ответит на вопрос (подсказка – название корабля): --К знаниям, определениям, понятиям какой темы мы будем обращаться в ходе нашего полета?(кто первый правтильно ответит-тот капитан)

    /Лексика/

    Итак, капитан корабля назначен! (бейджик)

    Мотивация к обобщению знаний: 

    Капитан будет получать команды пульта ЦУП (расшифруйте, заполните табличку, поставьте экспертам ЦУПа)(состав определен заранее)

    /Ц -центр

    У-управления

    П-полётом/

    Что необходимо для запуска двигателей? /энергия/

    Энергия ваших знаний, вашего ума, её мы получим, если вы разгадаете кроссворд:

    - Вам предстоит отгадать Лексический кроссворд, (Приложение 2) и если вы его отгадаете правильно, то в цветных клетках найдете буквы, которые при правильном сочетании дадут вам подсказку, что ещё необходимо для вашего путешествия:

    По горизонтали:

    1. Хранилище книг для общего пользования.
    2. Двенадцатая часть года.
    3. Игра на льду с шайбой и клюшками.
    4. Столица России.
    5. Душистая сладкая ягода начала лета.
    6. Командная игра в мяч ногами.
    7. Мера веса, равная 1000 граммам.

    По вертикали:

    1. Водоем, специально созданный для плавания.
    2. Спортивная игра в мяч через сетку.
    3. Собрание каких-либо предметов (марок,  значков)
    4. Овощ, обычно растущий кочаном.

    Ответы (По горизонтали: библиотека, месяц, хоккей, Москва, земляника, футбол, килограмм. По вертикали: бассейн, волейбол, коллекция, капуста) .

    - Какое слово у вас получилось?  (Маршрут) Дайте определение этому слову. А как толкует это слово Словарь? Какой словарь вам понадобится?

    Оформляют маршрутный лист: Приложение 3

    2.Организация обобщения и повторения изученного материала по теме «Лексика» на основе деятельностного подхода к обучению русскому языку.

    .Аудио: Готовность номер один. Начинаем отсчет:3,2,1 Старт! (поехали!) музыка взлета

    3. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ МАРШРУТА

    - Найдите на карте первую звезду, что мы знаем о ней? Да, это загадочная звезда, и на первый взгляд, мы ничего о ней не знаем. Но стоит решить её загадки и путь к космическому путешествую будет открыт:

    1 ЗАДАНИЕ

    - Перед вами карточки с рисунками, если отгадали, о каких предметах идет речь, то поднимайте карточки.

    1. Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают.
    2. В бою и рубят, и взрывают, а после боя развлекают.
    3. Из земли я воду извлекаю, я ваши вещи сохраняю, законы музыки пишу и ничего в вознагражденье от человека не прошу.
    4. Сейчас я, правда, устарела, а прежде было много дела, как выйду на зеленый луг, так забываю про досуг. Любая мода не вечна, не изменюсь лишь я одна: и девочки всегда и всюду носить меня, конечно, будут.

    ОТЕТЫ: очки, ключ, коса, шашки

    - Как называется первая звезда нашего маршрута? (ОМОНИМЫ) (Прикрепляют на маршрут нужную звезду – название.

    Эксперты ЦУП ставят оценки – звезды в оценочном листе.

     Впереди новая звезда, и к ней мы направляем свой звездолёт.

    Чтобы продолжить наш полет, необходимо выполнить задание.

    Игра «Третье лишнее»).

    2 ЗАДАНИЕ

    - В каждой строке подчеркните «лишнее» слово: Приложение 4 

    А) Огонь, дым, пламя

    Б) Алфавит, азбука, чистописание

    В) Бросать, кидать, ловить

    Д) Ураган, дождь, буря

    Е) Шалун, тихоня, озорник

    - Отправьте в ЦУП свои ответы с помощью кода (Хлопаем в ладоши (по очереди): первое  слово «лишнее»  – 1 хлопок и т.д.)

    Слова такие, как родные братья,

    Не разорвать их крепкие объятья.

    Хоть лица братьев разные бывают,

    Но близкое всегда они обозначают!.  Выберите название второй звезды: (СИНОНИМЫ)

    - Вот и вторая звезда осталась позади, наш путь лежит к третьей. Только почему так неясны её очертания? Как мы узнаем,  правильно ли мы  движемся вперед? Капитан, получите задание от специалистов ЦУПа.

    - «Одно словечко на двоих» поможет вам узнать следующую непонятную пока звезду. К каждой паре предметов вы подбираете и записываете одно определение. Карточки  у вас на столах, приступайте к работе, время не ждет.

    3 ЗАДАНИЕ Приложение 5

    Ноша        1                            горе  (тяжелый)

    Кольцо                        2                           колос (золотой)

    Человек                       3                          мороз (сильный)

    Враг                             4                         ветер (злой)

    Газета                          5                        воздух (свежий)

    Какое лексическое явление иллюстрирует игра?/Многозначность слов/ Какое литературное средство выразительности основано на многозначности слов? Что такое метафора? А как толкует это слово словарь? (работают со словарем)

    Отмечаем на маршруте пройденную звезду.

    - Слышите, мне кажется, что двигатели наших кораблей глохнут, надо добавить в них топливо. Нам тоже надо немного «подзарядиться».

     ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  Игра «Доверься другу» В круг на стульях 4-5 детей. Каждый ложится (поясницей) на колени следующего. Стулья убираются.

    - Внимание! Опасность, на пути нашего корабля Черная дыра! Чтобы выйти из нее, надо всем командам быстро решить РЕБУСЫ, которые в большом количестве находятся в ней. (Ответы с обратной стороны карточек с ребусами)   

    Приложение 6 (ребусы)

    - Поздравляю, вы отлично справились с трудностями и выбрались из Черной дыры.

    - Впереди тускло светится странная звезда, она вся завалена камнями (на доске эта звезда закрыта «камнями»).

     4 ЗАДАНИЕ

    - Нужно быстро разобрать их и разложить в разные корзины, которые у вас на столе. На одной написано «Хорошо», на другой – «Плохо». Попробуйте разобраться с технологией распределения слов. А сотрудники ЦУПа высылают экспертов, которые внимательно проверяют, чтобы «камни» попали в нужные корзины. (Приложение 7)

    Друг, радость, вражда, трудолюбие, враг, зло, лень, ложь, горе, мир, правда, война, добро, дружба.

    - Эксперты оценивают, отмечают в маршрутных листах качество выполнения задания.

    Теперь на этой планете чисто, как же называется она? (Антонимы)

    - Посмотрите, следующая звезда отличается от других, у нее много спутников. Как вы думаете, почему?

    - А сколько значений имеет слово «звезда»? (Работают с толковым словарем Толковый словарь Ожегова.)

    Звезда

    1. Небесное тело (раскаленный газовый шар), ночью видимое как светящаяся точка 
    2. Перен. зн.: о выдающемся деятеле искусства, науки.
    3. Верить в свою звезду (перен. : в свое назначение, в свою счастливую судьбу).
    4. Фигура. 
    5. Морская звезда - иглокожее животное.

    - Как называются слова, имеющие несколько значений? (Многозначные слова)

    5 ЗАДАНИЕ

    - Специалисты ЦУПа приготовили еще одно задание, они считают, что такая планета заслуживает особого внимания.

    - Прочитайте предложения, определите, сколько значений у слова «земля». Заполните кластер.

    Приложение 8

    После второго удара богатырь ушел в землю по пояс. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она. Земля вращается вокруг Солнца. За землю родную пошел воевать. (Почва, суша, планета, страна.)

    - Покажите свои кластеры нашим экспертам, а они покажут ваши оценки. Заполните свои маршрутные листы.

    Итак, мы путешествовали по звездам лексической галактики. Назовите эти звезды.

    Аудио: Прежде, чем вернуться на свою планету, вы должны пройти специальный тест-контроль, чтобы доказать, что вы действительно хозяева нашей планеты Земля, а не пришельцы из космоса. Кто быстрей и правильней ответит? Центр Управления Полётом оценивает результаты тест.

    Приложение 9 (слайд-тест)

    Ситуативная задача: Представьте себе, что вы возвращаетесь из далекого путешествия. Такая традиция существует не только у русских, ее соблюдают многие представители народов мира. Что мы обычно привозим родным и друзьям, возвращаясь из путешествия? /подарки/

    - Пусть наш подарок будет необычен: вам нужно написать приветственное письмо –обращение к жителям планеты Земля, обращение к тем, кто является носителем нашего родного русского языка - своеобразный отчет о вашем путешествии в галактику «Лексика», о том, какое значение имеет эта галактика в жизни, речи каждого человека.

    (Вопросы, слова-помощники:

    К кому вы обращаетесь?

    В какой галактике побывали? Какие лексически понятия (звезды) повторили?

    Для чего нужны средства выразительности? Что нужно делать, чтобы люди лучше понимали речь друг друга?

    мир, дружба, красота, богатство, язык, речь, правильный, понятно, выразительно образно, точно и др.; время работы – 5 минут) (Музыкальная заставка (ВИА «Зодиак» «Полет к звездам»)

    Аудио: Ценр управления полетом посадку на планете Земля разрешает. Приготовиться к посадке.

    Дорогие земляне! Приветствуем вас на вашей родной планете!

    - Зачитайте свои выступления. Эксперты оценивают выполнение задания.

    4. ИТОГ УРОКА.

    - Что же вы приобрели в результате этого необычного путешествия? (Ответы детей)

    - Кажется, что теперь вам все по плечу! Да, вы много узнали, научились работать в команде, но многое вам еще предстоит узнать. (Музыкальная заставка (ВИА «Зодиак» «Полет к звездам») 

    С разделом «Лексика» мы встретимся с вами еще и в 6 классе, и эта встреча также будет интересна и познавательна. Каждый раздел науки о языке с каждым годом будет открывать перед вами новые тайны, которые помогут вам обогатить свою речь, сделать её яркой, выразительной, понятной и грамотной.  

    - Спасибо всем за работу на уроке, я надеюсь, что все, что мы повторили по теме, поможет вам в дальнейшем на уроках русского языка и поможет обогатить ваш словарный запас.

    А перед тем, как проститься свами до завтра, я бы хотела проверить, кто из вас умеет принимать нестандартные решения в нестандартной ситуации, кого можно будет взять на борт корабля по следующему маршруту?

    Кто сможет: взять шарф за оба конца, и, не разжимая рук, завязать узлом.

    Трудно? Да! Но возможно? Да! Вот так же и язык труден для нас, если мы его не знаем, не умеем с ним обращаться, но легким и понятным будет, если мы изучим его тайны и законы.

     И помните: как нельзя прожить жизнь, не завязав ни одного узла, так невозможно прожить достойную жизнь без знания родного языка. А ещё этот узел – символ вашей дружбы и неразрывности. Ведь только работа в команде научит вас взаимопомощи, взаимопониманию, умению слушать и договариваться, и в результате – всегда побеждать!

     

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Маршрутный лист

    № задания

    Название задания

    Оценка

    Денис

    Евгений

    Дарья

    1

    2 карточки

    2

    Игра «Третье лишнее»

    3

    «Одно словечко на двоих»

    4

    «Хорошо» – «Плохо»

    5

    Кластер

    6

    Тест-контроль

    7

    Благодарственное письмо

    Итого:

    Шкала оценивания:

    5 правильных ответов – красная звездочка

    4 ответа – зеленая звездочка

    3 и менее – синяя звездочка

    ПРИЛОЖЕНИЕ  2

    9

    8

     

    1

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2

     

     

     

     

     

     

    10

     

     

    11

    ?

     

     

     

     

     

    3

     

     

     

     

     

     

    4

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    6

     

     

     

     

     

     

    5

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    7

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    \

     

    Приложение3

    Таблички- названия звёзд: ОМОНИМЫ, СИНОНИМЫ, МЕТАФОРА, АНТОНИМЫ, МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА

    ПРИЛОЖЕНИЕ  4

     «Третье лишнее»

    А) Огонь, дым, пламя

    Б) Алфавит, азбука, чистописание

    В) Бросать, кидать, ловить

    Д) Ураган, дождь, буря

    Е) Шалун, тихоня, озорник

    ПРИЛОЖЕНИЕ  5

    Ноша        1                            горе  (тяжелый)

    Кольцо                        2                           колос (золотой)

    Человек                       3                          мороз (сильный)

    Враг                             4                         ветер (злой)

    Газета                          5                        воздух (свежий)

    ПРИЛОЖЕНИЕ  6

    C:\Users\LA\Documents\1090655_html_70b554dd.jpg

    Приложение 7

    друг

    вражда

    враг

    лень

    горе

    правда

    добро

    радость

    трудолюбие

    зло

    ложь

    мир

    война

    дружба

    ПРИЛОЖЕНИЕ  8

                                                               Кластер.

                                                          ЗЕМЛЯ

    После второго удара богатырь ушел в землю по пояс. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она.  Земля вращается вокруг Солнца. За землю родную пошел воевать.

    Слайд на доске:

    1. Лексика – это …

    А) раздел науки о языке, изучающий звуки речи.

    Б) словарный состав языка.

    2. Слова «бежать, мчаться» - это…

     А) синонимы

    Б) антонимы

    3. Слово «кисть»

    А) однозначное

    Б) многозначное

    4.Слова «жара - холод» - это …

    А) синонимы

    Б) антонимы

    5.Лексическое значение слова разъясняется в …

    А) толковых словарях

    Б) орфографических словарях

    Тест-контроль пройден.

    ДОМАШНЕЕ задание по выбору учащихся:

    1. Написать развернутый ответ на вопрос стихотворения «След».

    Скажи: Какой ты след оставишь?

    След,

    Чтобы вытерли паркет

    И косо посмотрели вслед?

    Или

    Незримый, светлый след

    В чужой душе на много лет?

    1. Описать космическое путешествие к планете Лексика. (сочинение-репортаж)
    2.  Составить тест по теме «Лексика» (10-12 заданий)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе

    Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе. Пед. чтения....

    Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования системно – деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе.Методическая система учителя.

    Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся» (личностная культура, социальная культура, с...

    «Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе как основа реализации ФГОС»

    В  статье рассматриваются вопросы реализации системно-деятельностного подхода через комплекс технологий...

    Тезисы « УМК под редакцией Е.А. Быстровой как средство реализации системно-деятельностного подхода при обучении русскому языку »

    Материал предназначен для коллег ( учителей русского языка), которые предполагают работу по учебникам, соответствующим новому ФГОСу....

    Методический семинар «Системно- деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе»

    Данная работа содержит описание опыта работы по теме «Системно- деятельностный подход в обучении  русскому языку и литературе»...

    «Развитие профессиональной компетентности учителя через использование новых технологий на основе системно-деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы»

    Предлагаю вашему вниманию основные формы работы с текстом : «хочу поделиться», «кто что понял?», «читательская конференция», «свободный микрофон», &laqu...