Новые образовательные технологии в процессе преподавания русского языка и литературы. (из опыта работы)
статья по литературе на тему

Материал содержит описание опыта работы по новым образовательным технологиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новые образовательные технологии в процессе преподавания русского языка и литературы.

(из опыта работы)

Новое содержание образования связано с поисками новых методов преподавания, новых подходов к структуре уроков русского языка и литературы. Это значит, что перед данными учебными предметами стоит важная задача - научить ребенка видеть целостную картину мира, себя в окружающем, уметь выполнять определенную социальную роль, не нарушая гармонии жизни; осознавать ответственность за происходящее, чувствовать себя значимой частью исторического процесса. Большая роль при этом отводится учителю-словеснику, который может эффективно организовать дидактический процесс, определяющийся адекватным выбором и профессиональной реализацией конкретных педагогических технологий.

Ни для кого не секрет, что в последнее время речь школьников стала гораздо беднее. Ребята с трудом выражают свои мысли и в устной форме, и в письменной, порой не могут составить элементарных предложений, подтверждающих какую-то часть правила, написать развёрнутый ответ на поставленный вопрос. Конечно, этому есть множество объяснений. Это и катастрофическое снижение читательского интереса детей, и уменьшение мотивации обучения, упрощение синтаксических конструкций при общении ребят с родителями, сверстниками и окружающими людьми и многое другое.  В этих условиях особая ответственность ложится на школу. Именно здесь формируются взгляды, а затем и весь стиль поведения, отношения к жизни тех, кто будет продолжателем русских национальных традиций, носителем языка. Поэтому очень важно научить детей видеть законы, по которым живёт язык. Тогда вопрос о бездумном заучивании отпадает сам собой, а ученики увидят не внешнюю сторону правила, которую необходимо выучить, рассказать учителю и забыть на следующий день, а внутреннюю структуру языка.

 Одним из направлений нашей работы с детьми является переосмысливание правил орфографии и пунктуации по русскому языку. Ребятам очень нравится отражать правило в рисунке-схеме, комиксе, таблице. Эта, на первый взгляд, простая работа даёт очень многое. Во-первых, ученику необходимо очень вдумчиво прочитать правило; во-вторых, переосмыслить его и постараться не просто изобразить, а так, чтобы было понятно всем, даже самому заядлому двоечнику; в-третьих, нужно отразить правило как можно полнее, чтобы охватить весь теоретический материал, и, наконец, надо суметь понятно и полно рассказать правило по схеме. Воспринятый и изложенный таким образом материал надолго остаётся в памяти ученика, а также формирует устную монологическую речь, что тоже очень важно.

       На своих уроках я стараюсь создать атмосферу доверительных отношений, считая необходимым взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, диалогического общения. Такой подход повышает мотивацию обучения, помогает настроить ребят на со-творчество.

Вместе с институтом мы разрабатываем направление развивающего обучения, которое называется «Портфель ученика».

Ученик по собственному выбору, либо по заданию учителя отбирает в свое «досье» работы, выполненные им на уроке самостоятельно (контрольные работы, тесты, сочинения и пр.) или дома (домашние задания), во внеклассной работе (проекты, рефераты, доклады и т.п.). «Портфель» или отдельные работы предваряются объяснением ученика, почему он считает необходимым отобрать именно эти работы. Работа может сопровождаться также кратким комментарием ученика: что у него в этой работе получилось (имея в виду полученное задание), а что нет; согласен ли он с оценкой учителя и какие выводы может сделать из результатов работы. Главное в такой работе — самооценка ученика, причем в виде рассуждения, аргументации, обоснования.

Важно, что ребята учатся анализировать собственную работу, собственные успехи; объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей, достижения более высоких результатов. Их учебная деятельность становится еще более осознанной. Более осознанной становится и ответственность за свой труд. Чрезвычайно важно, что в этом процессе активное участие принимают родители и независимые эксперты. Таким образом, создается целостная картина объективного продвижения ученика в той или иной области.

 Одним из очень эффективных методов обучения я считаю привлечение детей к какому-нибудь общему делу. Чувство коллективизма, возникающее в данной ситуации, помогает поверить в себя, в свои силы. Такая работа способствует сплочению коллектива, вырабатывает положительный настрой, доброжелательное отношение друг к другу, умение высказывать свою точку зрения и выслушивать других, а творческий импульс, сопровождающий процесс, раскрывает способности ребёнка, помогает самореализоваться.

     Год назад мы с классом выпустили альбом. Он был посвящён домашним любимцам и состоял из сочинений о них. Сопровождались сочинения детскими рисунками-портретами героев письменных работ. Детям очень понравился этот вид работы, и следующим нашим шагом был выпуск газеты. Для этого класс разделился на четыре группы: корреспонденты, корректоры, иллюстраторы и редакционная группа. Ребят так захватила эта работа-игра, что после выпуска газеты они просили продолжения. Так возникла идея создания рукописного журнала. Конечно, такой вид деятельности отнимает много времени, но он с лихвой окупается. У ребят возникло желание творить,  появилась жажда нового, и, следовательно, повысилась мотивация обучения.

      При работе над проектом по созданию литературно-художественного журнала учитывались следующие факторы:    

  1. возрастные и индивидуальные особенности школьников;
  2. направленность интересов;
  3. уровень обученности учащихся;
  4. умение работать в коллективе.

Совместно с методистом педагогического института был сделан выбор формы – деловая игра. Именно такая форма учит детей активному взаимодействию, умению слушать, убеждать слушателей, при необходимости идти на компромисс, умению вести диалог.  

В непринуждённой деловой игре мы c ребятами раскрывали особенности употребления в речи изобразительно-выразительных средств  через анализ художественных поэтических и прозаических текстов мастеров слова, и на основании сделанных открытий создавали своё творение. Такая форма помогла ученикам посмотреть на свои способности со стороны, оценить себя, убедиться, что в каждом заложено творческое начало, только надо увидеть его, открыть себя.        

       Урок – это не только время, когда ребёнка чему-то научат, а ещё и очень важный процесс общения учителя и ученика. Оно может быть разным: на равных, когда один участник общения давит на другого или манипулирует им. На своих уроках я стараюсь, чтобы процесс общения был двусторонним. Для этого необходимо провоцировать ребёнка на вопросы. Процесс обучения  я  стараюсь строить на доверии, а это возможно только при условии, что ученик не зажат на уроке, не боится задавать вопросы. Именно такая форма работы помогает контролировать процесс обучения в педагогическом и психологическом аспекте, помогает выявить и скорректировать пробелы в знаниях ребят, а также направить познавательный импульс в нужное русло.

С помощью уроков русского языка и литературы учащиеся познают мир и многообразие его проявлений. Сам ребёнок не в состоянии увидеть это. Ему должен помогать учитель. То, что кажется нам порою само собой разумеющимся, для ребёнка может быть целым открытием, откровением. Поэтому важно вовремя увидеть это желание познания и помочь его реализации.

Вместе с методистом кафедры педагогики Педагогического института им. А.П. Гайдара мы решили провести эксперимент, в котором главными были следующие условия:

  • в центре учебного процесса находится ученик, его познавательная и творческая деятельность;
  • роль учителя в учебном процессе чрезвычайно ответственная, но иная, чем при традиционном обучении;
  • ответственность за успех учебной деятельности учащиеся в большой степени берут на себя;
  • главная цель такого обучения — развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений, формирование у учащихся способности к объективной самооценке — рефлексии, говоря языком психологии. Всем хорошо известно, что завышенная самооценка, равно как и заниженная, часто приводит к драматическим последствиям в жизни человека. При завышенной самооценке человек может принести неприятности не только себе, но и окружающим. Если такому человеку жизнь все-таки определяет его подлинное место, как правило, возникают психологические сложности, связанные с завышенным самомнением субъекта. Примеров тому в жизни каждого человека встречается немало. Но и неумение оценить свои способности по достоинству, занижение своих возможностей также ведет не только к неспособности обустроить свою жизнь, но и к определенной психологической закомплексованности.

Один из классов, в котором проводится эксперимент, удивлял ранее разобщённостью детей, даже некоторой враждебностью и насмешливостью по отношению друг к другу.

Класс резко распадался на две группы: гиперактивные и совершенно пассивные. Первые не могли усидеть на месте, постоянно нарушали дисциплину на уроке, делая замечания и одноклассникам, и учителям. Даже небольшие оговорки окружающих, не говоря уже об ошибках, вызывали насмешки. Недовольство обычно выражалось бурными всплесками эмоций. В центре этой группы стояло два неформальных лидера - два друга, которым подчинялись остальные ребята.

Учащиеся из другой группы были крайне пассивными. У доски отвечать не умели и, услышав насмешки в свой адрес, очень переживали, ещё больше закомплексовывались и закрепощались.

Большинство учеников в этом классе с трудом выражали свои мысли, не только в письменной, но и в устной форме. Речь была несвязная, со множеством речевых и грамматических ошибок.

Важно отметить, что в классе есть дети из социально неблагополучных семей, за которыми  со стороны родителей нет никакого контроля. Из 14 человек, обучающихся в классе, трое нерусских, у одной девочки фонематическая глухость, что, как известно, непосредственно влияет на характер речи, как устной, так и письменной.

Такое положение носило удручающий характер, поэтому применение новых личностно-ориентированных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы казалось единственным правильным решением для изменения сложившейся ситуации.

Ориентация на технологический подход с творческим поиском преподавания базируется на аксиоматических подходах, суть которых сводится к тому, что строгое определение целей обучения (чему и для чего?) должно способствовать отбору и проектированию содержания (что?), организации и управления учебным процессом (как?), методов и средств обучения (при помощи чего?), методов оценки достигнутых результатов обучения (так ли это?).

В настоящее время деление класса на группы еще сохраняется, но граница между ними постепенно сглаживается. Те учащиеся, которые при выходе к доске теряли дар речи, пусть шепотом и неуверенно, но начали говорить. Школьники учатся сами выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения, и слушать своих одноклассников. Качество как письменной, так и устной речи постепенно улучшается.

Нельзя забывать, что вместе с учителем ученик осваивает окружающую его действительность. Активное использование личностно-ориентированных технологий на уроках русского языка и литературы позволяет не только повысить грамотность школьников, интерес к предметам, но и дает возможность воздействовать на их речевое развитие (как устное, так и письменное). Следует отметить, что в результате применения таких технологий как «Портфель ученика» и «Дидактическая игра» речевое развитие школьников переходит на качественно новую ступень. Роль слова в развитии личности школьника выступает не только в накоплении им словарного запаса, но и в умелом использовании различных элементов грамматического строя, и «в освоении обобщенного значения слова». Поэтому при изучении русского языка и литературы необходимо делать акцент на творчество учащихся, что естественным образом:

• подводит к умению самостоятельно формулировать правила,

• повышает орфографическую и пунктуационную грамотность,

• позволяет активно использовать в речи научную лексику, овладение которой      помогает      объективному      восприятию      современной действительности.

.Одним из важнейших средств воздействия на душу ребёнка я считаю синтез искусств. Из всего многообразия видов искусств, на мой взгляд, чаще всего необходимо обращаться к трём: живописи, музыке и поэзии.

Я считаю наиболее целесообразным использование на уроках синтеза искусств, т.е. рассматривая, например, литературное произведение, можно привлекать иллюстративный ряд и  музыкальные фрагменты различных композиторов, особенно актуально сочетание их в мультимедийной презентации.

Например, при изучении сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» в 5 классе можно использовать интегрированный урок. Сначала мы с ребятами читали сказку, затем анализировали её как художественное произведение, раскрывая характеры героев и проводя параллели с описанием их внешности. Ребята переживали вместе с Мари и радовались победам Щелкунчика. При этом эмоциональное  восприятие текста усиливало прослушивание прекрасной музыки Петра Ильича Чайковского из балета «Щелкунчик». Итогом проделанной работы стало создание ребятами красочных иллюстраций к прочитанной сказке. Таким образом, на уроке  органично сочетались три вида искусства, помогая наиболее глубоко вчитаться в текст, понять его. Только после понимания учениками прочитанного можно рассчитывать на воспитательную функцию художественного произведения.

Такую же форму работы можно проводить и при изучении лирики, отражающей красоту родной природы. Ребята читают наизусть понравившиеся стихи одного из авторов. Затем им предлагается сопоставить свои впечатления от прочитанных стихов с чувствами, которые выражают полотна великих художников (Шишкина, Левитана, Васильева и других авторов), представленные в виде репродукций, и картины местных художников. Превосходно сочетается с пейзажными зарисовками музыка П.И.Чайковского, Шопена, Бетховена, Глюка и других композиторов. Прослушивание записей музыкальных фрагментов обычно вызывает у ребят целую волну чувств, переживаний. Возникает потребность поделиться своими мыслями, чувствами. Это учит не только выражать свои впечатления, доказывать свою точку зрения, но и, что немаловажно в современных условиях, слушать и слышать своих товарищей, учитывать их мнение. Я считаю, что это замечательный педагогический приём, способствующий повышению речевой культуры учащихся.

В старших классах мы проводим литературные гостиные и вечера, уроки-концерты, на которых также используется синтез искусств. Например, литературный вечер, посвященный творчеству известного поэта Николая Рубцова, проводился в сопровождении музыкальных фрагментов классики, иллюстрировался песнями на стихи поэта, которые исполняются преподавателями и учениками школы ( если есть возможность, то приглашаем исполнителей-профессионалов из музыкальной школы или училища). Урок по лирике молодых поэтов военного времени включал в себя музыкальный фрагмент, представленный песней на стихи Булата Окуджавы «До свидания, мальчики», которую исполняли ученицы 9 класса. Музыка помогла настроиться на нужный лад, растревожила души ребят и сумела раскрыть сердца для восприятия поэзии молодых фронтовиков, погибших во время Великой отечественной войны. В сочетании с музыкой действовал иллюстративный ряд, представленный репродукциями и фотографиями с изображением страшных картин войны, которые оставили неизгладимый след в сердцах школьников.

       Каждый человек воспринимает какой-то определенный вид искусства более близко, чем остальные, поэтому лучше использовать в работе с учениками и поэзию, и музыку, и изобразительное искусство в комплексе. Это обеспечивает более глубокое эмоциональное воздействие на юные души.

        Способ решения этой педагогической задачи носит название «метода эмоционального обвала». Данный метод по источнику знаний относится к активным методам обучения,  по характеру деятельности—продуктивно-исследовательский. Задача—  продолжение русских национальных традиций, развитие интеллекта, эмоционально-эстетического восприятия красоты окружающего мира, продуктивного мышления школьников и интереса к творчеству. В результате урока на сознание и подсознание детей обрушивается целая лавина, обвал информации, чувствований, представлений, что позволяет более глубоко воспринять произведение. Особенно эффективным я считаю обращение к «живому искусству», т.е. к подлинным картинам и рисункам детей (а не репродукциям ), исполнение вживую музыкальных произведений. Сложность такой работы заключается в трудностях, связанных с подбором материала, поэтому такие уроки проводятся не так часто, как хотелось бы.

  Любовь к своей Родине у сельских ребят начинается с любви к своему селу. Поэтому так важно обращать взор ребенка на то село, где он живет, на тех людей, которые его окружают. Ведь среди них обязательно найдутся талантливые и прекрасные люди. На уроках литературы мы  изучаем, наряду с классическими произведениями школьной программы, сочинения и картины земляков-односельчан. На уроках рисования я стараюсь обращать внимание учеников на окружающий мир, на красоту родного села, воспетую в картинах местных художников. В процессе знакомства с литературой и культурой родного края учащиеся  открывают для себя  духовное богатство именно той земли, на которой они живут,  чувствуют сердцем, какая яркая и разнообразная культурная жизнь существовала во все времена в краю их отцов, дедов и прадедов.        

       Я считаю, что на уроках просто необходимо изучать произведения искусства, созданные силами местных мастеров. Такой подход к изучению культуры не только расширяет представление о ней благодаря новым именам, новым художественным произведениям, но и позволяет школьнику почувствовать себя звеном в цепи культурных и исторических событий, связующих прошлое с настоящим и будущим. Спроецированные на местные условия жизни, история и культура «опредмечиваются», активизируя в учащихся чувства сопереживания, сотворчества, создавая благоприятные условия для развития личности ученика, в душе которого пробуждаются те состояния, те впечатления, которые когда-то вызвала к жизни через художественные произведения писателей-классиков и местных авторов родная ему земля. Духовно-нравственный и эстетический потенциал литературного произведения становится «своим», приближается к ученику, «одомашнивается», эффект его воздействия на личность ребенка или подростка вследствие этого неизмеримо возрастает.

       На своих уроках я использую также проблемно-поисковый метод. Он позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, а следовательно, повысить мотивацию обучения, в результате чего у детей возникает желание учиться, что, в свою очередь, влияет на качество обучения.

        Наряду с традиционными приёмами, на уроках русского языка я использую творческие задания, способствующие повышению мотивации обучения. Это могут быть сочинения,  минисочинения или эссе на различные темы, составление кроссвордов, презентаций, создание исследовательских работ и различных заданий самими учащимися и тому подобное. Также провожу эффективную работу над пробелами в знаниях учащихся. Этот приём называется «цепочка грамотности» и включает в себя несколько звеньев: после написания контрольных или творческих работ учащиеся выписывают в специальные блокноты слова, в которых были сделаны ошибки, но уже в исправленном варианте; работа над ошибками, допущенными в контрольных и творческих работах учащихся, ведётся на каждом уроке; индивидуальные задания по карточкам после работы над ошибками выполняются с учётом пробелов в знаниях конкретно каждого ученика, что  соответствует использованию  личностно-ориентированных технологий.

На наш взгляд, использование личностно-ориентированных технологий способствует созданию системы работы по организации речевой деятельности учащихся, заключительным этапом которой является создание разножанровых речевых высказываний на основе рефлексии.

Исследование показало, что добиться обозначенных целей можно лишь через личностно-ориентированные технологии, ибо обучение, ориентированное на некоего среднего ученика, на усвоение и воспроизведение знаний, умений и навыков, не может отвечать сложившейся ситуации, не может вызвать интереса к изучаемым предметам, повысить мотивацию обучения, а также не в состоянии воспитать незаурядную личность. Важно также помнить, что новые образовательные технологии являются одним из действенных средством адаптации учащихся в условиях современного образовательного  процесса.

Таким образом, применение личностно-ориентированных технологий на уроках русского языка и литературы позволяет эффективно управлять дидактическим процессом, включающим в себя организацию деятельности обучаемого и контроль над этой деятельностью. Эти процессы непрерывно взаимодействуют: результат контроля влияет на содержание управляющих действий, т.е. изменяет дальнейшую организацию деятельности в интересах достижения целей, определенных на основе образовательных стандартов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация процесса преподавания русского языка и литературы на основе использования новых технологий (Уровневый анализ текста).

Обобщение опыта учителя литературы по использованию технологии уровневого анализа текста....

Инновационные методы в преподавании русского языка и литературы. Из опыта работы Ребро Л.В.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игр...

Использование проектных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы

Что такое ученический проект. Этапы работы над проектом. Способы формирования навыков исследовательской работы....

Использование проектной технологии в процессе преподавания русского языка и литературы.

Объектом курсовой работы является метод проектов как один из методов обучения русскому языку и литературе. Данная работа содержит как теоретическую, так и практическую  части....

Использование развивающих образовательных технологий в процессе обучения французскому языку в школе (из опыта работы)

В статье указаны инновационные образовательные технологии обучения иностранному языку, которые  я использую на своих уроках с приведением конкретных примеров. Применение данных технологий позволя...