Дистанционное обучение русскому языку и литературе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов как условие успешного надомного обучения в реализации ФГОС.
статья по литературе

Довбенко Нина Степановна

Методика дистанционной работы при обучении русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Довбенко Нина Степановна, учитель русского языка и литературы                     ГБОУ школы № 355  Московского района  (надомное отделение).

Дистанционное обучение русскому языку и литературе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов как условие успешного надомного  обучения в реализации ФГОС.

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Организация обучения в школе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов с сохранным интеллектом предусматривает развитие личности учащихся с учётом индивидуальных способностей их умственного и физического развития.  

        В ряде субъектов Российской Федерации ведётся работа по реализации проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Данный проект имеет выраженную социальную значимость. Перед системой образования стоит задача – обеспечить равный доступ к качественным образовательным услугам всех детей независимо от уровня и особенностей их развития, социального статуса, места жительства и других обстоятельств. В том числе и тех из них, кто по состоянию здоровья не может посещать образовательное учреждение и нуждается в обучении на дому. Актуальность этого направления неоднократно подчеркивалась Президентом России.      

      Дистанционное обучение для больных детей и детей-инвалидов необходимо в силу особенностей развития российской системы образования. Ведь эти дети вынуждены уже в начале своего жизненного пути сталкиваться с множеством трудностей. Причём огромное количество этих трудностей – чисто бытового характера.   Социализация у данных детей затруднена. Может ли современная система образования обеспечить естественный процесс их социализации? Может ли она дать этим детям полноценное конкурентноспособное образование наравне со здоровыми детьми?

      Совершенно очевидно, что обучение посредством компьютера снимает весьма актуальную для детей-инвалидов проблему получения образования.

     Современный компьютер объединяет в себе телевизор, видеомагнитофон, диапроектор, кинопроектор, демонстрационный материал и много другое, что облегчает учебную деятельность современного школьника, делает её более насыщенной, содержательной и интересной.

       Дистанционное обучение - это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных IT-технологий, позволяющих реализовать обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и обучаемым. Дистанционные обучающие системы доступны в любое удобное время и в любом месте, независимо от места жительства. Достаточно лишь иметь выход в Интернет. Такое обучение позволяет учиться в своем собственном темпе, исходя из индивидуальных потребностей в образовании и личностных особенностей.  Для детей с ограниченными возможностями это открывает пути в новый мир, возможность реализовать себя и свои потребности, расти и развиваться в соответствии со своими желаниями, не смотря ни на что.

     Образовательная среда организуется  непосредственно на дому у ребёнка. Каждому ученику на время обучения предоставляется учебное оборудование (компьютер, принтер, сканер, планшет, веб-камера), высокоскоростной доступ во Всемирную Сеть. У учащихся появляется возможность участия в творческих, практико-ориентированных и исследовательских проектах, а также живое общение со своими учителями, одноклассниками и друзьями.

     Кроме того, у учащихся резко повышается мотивация к процессу обучения, ведь компьютерные  технологии – это современно, практично и это то, что, несомненно, пригодится при выборе будущего жизненного маршрута.

   Интернет-технологии стимулируют раскрытие познавательных внутренних интересов учащихся, предлагают всё новые виды организации самостоятельной работы в сети, помогают извлечь много полезных для повседневной жизни фактов, связанных с английским языком, развивают информационно-поисковую самостоятельность, повышают стремление к самообразованию, оказывают большую помощь при выполнении домашнего задания, подготовке к внеклассному мероприятию.  

    Ресурсы Всемирной Сети, которые следует использовать при организации дистанционного обучения, можно классифицировать следующим образом:

  • Виртуальные библиотеки.
  • Программы, предназначенные для самообразования.
  • WEB-квесты различной специфики.
  • Онлайн-тесты с возможностью мгновенной проверки, в том числе для подготовки к ГИА и ЕГЭ по русскому языку.
  • Обучающие олимпиады, телекоммуникационные проекты.
  • Научные объединения школьников.
  • Школьные конференции.

     На отделении надомного обучения нашей школы дистанционные занятия русским языком  и литературой проводятся посредством онлайн-уроков. С помощью новейших компьютерных программ и технологий школьники получают возможность изучать материал на базовом и профильном уровне, выполнять творческие работы, в режиме реального времени с помощью программы «Скайп» дистанционно общаться с учителями и психологом, которые помогают осваивать учебный материал в качественно новой образовательной среде.

    В условиях сокращения учебных часов по всем предметам для учащихся надомного обучения, программа дистанционного образования представляется особенно актуальной. Для изучения русского языка на надомном отделении нашей школы отводится всего лишь три учебных часа в неделю. Согласитесь, что это катастрофически мало. Онлайн-уроки дают детям-инвалидам и детям с различными видами заболеваний полноценную возможность прохождения учебной программы.

    Основная задача программы дистанционного образования – создать оптимальные условия для успешного прохождения детьми  государственной (итоговой) аттестации по русскому языку и литературев формате ЕГЭ, поступления в вузы и развития навыков социальной и деловой коммуникации.

    Программа «Дистанционное образование» успешно реализуется в нашей школе с 2011 года. Каждый учитель закончил  курсы повышения квалификации в Региональном центре  оценки качества образования и информационных технологий по программе «Использование дистанционных образовательных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья» и является компетентным специалистом в данной сфере.

    У коллектива отделения надомного обучения отработан механизм составления индивидуальных расписаний дистанционного обучения учащихся. Составление индивидуального расписания ученика и расписания учителя – процесс трудоёмкий, требующий терпения и уважительного отношения к коллегам, соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил внутреннего распорядка школы.

   Каждый учитель составляет своё расписание с учётом здоровья и индивидуальных особенностей учащихся, норм учебной нагрузки и определённым требованиям, утверждённым на педагогическом совете.

                 Результаты работы программы дистанционного обучения.

  Я на протяжении двух лет работаю по программе дистанционного обучения с учениками 5,7,8 и 11 классов.

  Для каждой параллели разработаны отдельные рабочие программы на основании федеральных образовательных стандартов, включающие тематическое планирование на весь учебный год. Следует отметить, что в нашей школе дистанционное обучение является не единственным видом обучения детей-инвалидов. Разумеется, к каждому учащемуся на дом приходит учитель-предметник. Дистанционное обучение является необходимой альтернативой. Ведь иногда по состоянию здоровья учащийся просто не может принять учителя и провести с ним полноценный урок. На дистанционное обучение отводится один учебный час в месяц. Разумеется, при такой ограниченной учебной нагрузки огромную роль играет мотивация учащегося, его готовность к самообразованию. Ведь особенностью педагогического процесса с использованием дистанционных технологий состоит в том, что, в отличие от традиционного образования, где центральной фигурой является учитель, «центр тяжести» постепенно переносится на учащегося, который активно строит свой учебный процесс. Важнейшая функция учителя – оказать необходимую поддержку обучающемуся в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в море учебной информации.

  Для начала дистанционного образования родители должны предоставить администрации школы документ об отсутствии противопоказаний к работе на компьютере, заключить договор на получение оборудования.

    Все дети должны проходить первоначальный курс очного обучения работе на персональном компьютере  индивидуально или в группах в школе. В рамках данного курса решаются следующие задачи:

  • формирование начальных пользовательских навыков;
  • знакомство с базовыми функциями операционных систем Windows;
  • умение работать с антивирусными программами и программами архивации данных;
  • умение работать с текстовым редактором Microsoft Word и электронными таблицами Microsoft Excel;
  • составлять презентации с помощью программы Microsoft PowerPoint;
  • умение работать с периферийным оборудованием.

Главная задача – научить работать с документами, набирать текст, форматировать и редактировать его, распечатывать на принтере, работать с таблицами и презентациями. В общем,  овладеть  базовой компьютерной грамотностью рядового пользователя.

  Комплект учебного оборудования для учащегося включает:

  1. Системный блок с монитором, клавиатурой и мышью.
  2. Комплект из двух акустических систем.
  3. Лазерный принтер.
  4. Сканер.
  5. Веб-камеру.
  6. Планшет.
  7. Цифровую фотокамеру.
  8. Микрофон.
  9. Наушники.
  10.  Микроскоп.
  11.  Комплект программного обеспечения.

Комплект оборудования для учителя аналогичен.

  Темы уроков разнообразны, учителя стараются дополнить учебный материал новыми необычными заданиями и видами работы.

   После изучения каждой темы проводятся срезовые контрольные работы. У каждого учащегося создан адрес электронной почты. Учитель отправляет учащимся контрольные задания по электронной почте. Учащиеся, выполнив их, присылают свои варианты учителю. Учащиеся могут получить консультацию учителя в реальном времени по выполнению того или иного задания.

    Проводится промежуточная аттестация и предэкзаменационное контрольные работы. Это способствует социальной адаптации учащихся, особенно выпускников, которым предстоит сдавать ЕГЭ по русскому языку и литературе, а также вступительный экзамен по русскому языку в колледж или другое учебное заведение.

   Как уже было отмечено выше, уроки проводятся с помощью специального программного обеспечения, которое выдано каждому учащемуся и учителю. Учитель готовит урок в «оболочке» данной программы, которая представляет собой конструктор, который можно наполнить необходимым учебным материалом: печатными текстами, аудио и видеоматериалами, презентациями. Таким образом, все уроки проводятся в интерактивной форме. Онлайн-консультации проводятся с помощью программы «Скайп».

   Разумеется, каждый дистанционный урок, согласно нормам САНПИН, чётко регламентирован по времени. Ведь учащиеся, особенно больные дети и дети-инвалиды должны находиться перед компьютером строго ограниченное время.

   Положительные результаты уроков дистанционного обучения.

  • Прямой диалог «учитель-ученик».
  • Индивидуальный подход к каждому ученику.
  • Визуальный и голосовой контакт посредством веб-камеры.
  • Повышение мотивации к обучению и изучению русского языка и литетатуры в частности.
  • Стремление освоить современные технологии.
  • Обеспечение необходимого уровня социализации, поиск оптимального для себя способа успешно адаптироваться в жизни.
  • Актуализация познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся.
  • Реализация прав человека на непрерывное образование и получение информации.

 Трудности и проблемы уроков дистанционного обучения.

    Учебная деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья содержит в своей структуре те же элементы (мотивы учения, учебные действия, контроль и оценка), однако формирование их протекает с задержкой и отличаются некоторым своеобразием, что должно преодолеваться в процессе специально организованного обучения.

    Основные трудности и проблемы в учебной деятельности можно представить в виде таблицы:

Наименование и содержание компонента учебной деятельности.

                 Задачи.

Приемы, используемые в дистанционном обучении.

Мотивы учения. Неумение учащегося выделить цели действия.
Для детей-инвалидов наиболее значимой является мотивация, связанная с получением высоких отметок. На втором месте находится  мотивация престижа — желание достичь цели, учиться не хуже других, а может быть и лучше.

Формирование познавательных мотивов:
- создание проблемных учебных ситуаций;
- стимулирование активности ребенка на занятии.

В процессе работы необходимо отмечать любые успехи ученика с большой осторожностью. Иначе у него возникнет переоценка своих возможностей, особенно, если задача, поставленная перед учащимся не составила для него большой трудности.

Учебные действия. В связи с особенностями развития детей-инвалидов у них наблюдаются значительные трудности в формировании всех учебных действий. Они часто выполняют учебные действия, которые диктуются не самой задачей, а стремлением удовлетворить требования учителя. Наблюдается неумение планировать свою деятельность по времени и содержанию

Обучение учащегося планированию деятельности во времени.

Тренировка усвоения последовательности событий с помощью следующих формулировок:
- Как называется раздел, который мы изучим сначала?
- Как ты думаешь, о чем говорится в этом разделе?

Контроль и оценка. Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы.

Обучение контролю по результатам деятельности.

Проверка выполненного теста, использование функции «показать правильные ответы», сравнение своих ответов с правильными, внесение коррективов: поиск ответов в тексте урока. Очень важна систематичность контроля.

                                              Прочие особенности.

  1. Выстраивание индивидуальной образовательной траектории для каждого ребёнка с учётом интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
  2. Организация непрерывного психологического сопровождения.
  3. Создание условий для дистанционного обучения на дому (организация рабочего пространства и т.д.).
  4. Обеспечение необходимой современной техникой.
  5. Организация высокоскоростного доступа в Интернет.
  6. Отсутствие должного количества электронных учебных материалов.

В заключение следует отметить, что, несмотря на ряд трудностей и проблем, с которыми сталкиваются и учитель, и ученик при организации и проведении дистанционных уроков, дистанционное обучение необходимо для больных детей и детей-инвалидов с ограниченными возможностями передвижения. Оно обеспечивает их социализацию, вызывает интерес к процессу обучения, даёт возможность получить образование и выбрать дальнейший жизненный маршрут.

                                                                           Литература.

  1. Дроздецкая Г. В. Вопросы дистанционного образования при обучении русскому языку и культуре речи // Философия образования. - 2011. - № 6 (39). - С. 307-315.
  2. Ибрагимов, И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Academia, 2018. – 336 с.
  3. Селемнев,  С. В. Как в электронной форме представить учебное содержание? / С.В. Селемнев  // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2019. – № 1. – С. 94-104.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение математике в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение математике в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья....

Обобщение педагогического олыта.Особенности преподавания русского языка и литературы детям с ограниченными возможностями.

Инновационный потенциал опыта: в данной работе представлена система методов и приёмов по самореализации личности детей, обучающихся на надомном обучении, в гуманитарном цикле предметов, имеющих ...

Методические рекомендации по проведению уроков доброты и формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям – инвалидам.

quot;Проектирование организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в рамках ФГОС"       Инклюзивное образование предполагает комплекс серьё...

Презентация к докладу «Участие детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в олимпиаде по художественно-декоративному творчеству и в XI ЮРМОШ олимпиаде»

Южный федеральный университет проводит олимпиадупо художественно-декоративному творчеству для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Целью проведения олимпиады является пр...

Запись вебинара для участия в областной методической неделе Челябинской области «Создание условий для эффективной организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в современной системе образования».

В записи вебинара «Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы, как средство обеспечения эффективного коррекционно-педа...