Методические рекомендации по проведению уроков доброты и формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям – инвалидам.
методическая разработка на тему
"Проектирование организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в рамках ФГОС"
Инклюзивное образование предполагает комплекс серьёзных изменений во всей школьной системе РФ в 2016-2017г., в ценностных установках, в понимании роли учителя и родителей, в педагогическом процессе вообще. Сегодня стало понятно, что школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Профессиональная ориентировка учителя на образовательную программу должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности ученика и умение адаптировать программу обучения. Профессиональная позиция специалистов сопровождения должна быть направлена на сопровождение учебного процесса, поддержку учителя на уроке, помощь ученику в овладении программным материалом и способами общения с другими детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
"Проектирование организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в рамках ФГОС"
Инклюзивное образование предполагает комплекс серьёзных изменений во всей школьной системе РФ в 2016-2017г., в ценностных установках, в понимании роли учителя и родителей, в педагогическом процессе вообще. Сегодня стало понятно, что школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Профессиональная ориентировка учителя на образовательную программу должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности ученика и умение адаптировать программу обучения. Профессиональная позиция специалистов сопровождения должна быть направлена на сопровождение учебного процесса, поддержку учителя на уроке, помощь ученику в овладении программным материалом и способами общения с другими детьми.
Методические рекомендации
по проведению уроков доброты и формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья
и детям – инвалидам.
Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается около 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья(8% всех детей), причем 700 тысяч из них – инвалиды. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории граждан.
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к образованию. А также проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Интегрированное (совместное) обучение детей с отклонениями в развитии позволяет повысить уровень их социокультурной адаптации: сформировать положительное отношение к сверстникам, выработать навыки адекватного социального поведения, более полно реализовать потенциал развития и обучения. По отношению же к нормально развивающимся детям и подросткам интеграция способствует их гуманистическому воспитанию (терпимости к физическим и психическим недостаткам одноклассников, чувству взаимопомощи и стремлению к сотрудничеству).
Эффективными формами социальной интеграции являются секции, разнообразные объединения, фестивали, конкурсы; организация экскурсий, походов, концертов и т. п., где дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свои способности в кругу сверстников и завоевать их симпатии и уважение.
Проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья может выступать в качестве одного направлений воспитательной работы классного руководителя в условиях ФГОС.
Воспитание толерантности как личного качества у обучающихся возможно осуществлять через создание социально-психолого-педагогических условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении:
- вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;
- создание активной поведенческой установки у детей с ограниченными возможностями на уверенное позиционирование себя в современном обществе;
- умение превращать свои недостатки в достоинства;
- изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями через вышеуказанное вовлечение детей с ограниченными возможностями в наше общество.
Цель проведения работы по формированию толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья – сформировать у учащихся основные черты толерантной личности: уважение человеческого достоинства и индивидуальности.
Предлагаемые рекомендации призваны оказать методическую помощь в организации и проведении внеурочных мероприятиях по указанной тематике с учетом профессиональной компетентности педагогов, уровня подготовки учащихся, их возрастных особенностей и специфике обучения в начальной, основной и старшей школе.
В начальной школе (1-4 классы) важно учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности младшего школьника. В этом возрасте происходит развитие познавательных интересов и самой личности ребенка, сохраняется тесная связь ребенка со своими близкими. Поэтому основой организации внеурочного мероприятия должен стать системно-деятельностный подход. Ребенок учится анализировать собственное поведение, толерантно воспринимать мнение другого человека, учится работать в команде, быть лидером.
В этом возрасте доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру и к окружающим. Через слово, образ (инсценировки, сказки), рисунки, игру (отгадывание ребусов, загадок) в детском сознании формируются и закрепляется важные ценностные ориентиры. Учитывая эти обстоятельства, учителю важно в процессе подготовки и проведения внеурочных мероприятий создать комфортные условия для эмоционального переживания школьника.
Главными формами проведения могут быть: познавательные и этические беседы, рассказы, тематические диспуты, сочинения, защита исследовательских работ, конкурсы рисунков, стихов, спортивные игры, социальные акции, концерты, праздники.
Цели внеурочных мероприятий в начальной школе:
приобретение обучающимися социальных знаний об одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни;
формирование чувства милосердия к окружающим людям;
воспитание доброжелательного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Цели внеурочных мероприятий в основной школе:
понимание выработанных в сознании индивида ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения;
формирование толерантного отношения к себе и другим;
развитие готовности к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми.
При проведении внеурочного мероприятия целесообразно использовать технологии деятельностного и интерактивного обучения: панельные дискуссии, моделирование воспитывающих ситуаций и т.п.
Выбор указанных форм внеурочных мероприятий определяется поставленными целями, возрастом учащихся, уровнем их способностей, профессиональной компетентностью классного руководителя.
В старших классах (10-11 кл.) методика работы педагога имеет свою специфику: участие педагога и учащихся в проектной и учебно-исследовательской деятельности, социально моделирующей деятельности, организация проблемно-ценностных дискуссий с участием внешних экспертов, досугово-развлекательные акции обучающихся в окружающем школу социуме.
Цель внеурочных мероприятий в старших классах
получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия;
понимание необходимости адекватно и наиболее полно познавать себя и других людей.
осознание подростком информации о своем социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной эффективности.
Подросток сознательно стремится к общению с людьми, имеющими большой социальный опыт, поэтому к проведению многих форм воспитательной работы должны привлекаться психологи, социологи, ученые, искусствоведы и просто интересные люди.
Возрастные особенности учащихся старших классов диктуют необходимость применения эвристических и исследовательских методов обучения и воспитания, которые реализуются с помощью активных и интерактивных методик и технологий.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Предлагается обратить внимание на достижение метапредметных результатов (освоенных способов деятельности: отношение к социуму, готовность к проявлению чувства милосердия к окружающим людям и др.)
В процессе формирования у школьников толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья предполагается реализация таких форм и методов воспитания, как: классные часы; беседы; дискуссии; игровые тренинги; коммуникативные тренинги; праздники; коллективное творческое дело; игровые и конкурсные программы; викторины, выставки, познавательные игры; беседа (в том числе эвристическая); пример; поощрение; создание социальных проб; убеждение (самоубеждение); игровые методы; требование; метод саморегулирования; метод воспитывающих ситуаций; метод соревнования; метод анализа деятельности и общения ребенка; поручения.
Общественная организация Всероссийского общества инвалидов выступила с инициативой проведения «Уроков доброты» в общеобразовательных организациях.
Цель уроков - способствовать формированию позитивного отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.
Основная идея уроков – рассказать о жизни и возможностях инвалидов, дать понятие о том, какие бывают инвалиды, как они живут, и кем могут работать, с какими трудностями и проблемами сталкиваются в семье, в обществе, то есть показать здоровым людям, что инвалид – такой же человек, как все, различие лишь в том, что при необходимости он вынужден затрачивать усилий и времени больше, чем здоровые люди, но он имеет равные права и возможности в реализации своих потребностей.
Задачи уроков:
Обучающие:
- научить детей адекватно реагировать на людей с ограниченными возможностями здоровья;
- сформировать у школьников специальные навыки для помощи людям с ограниченными возможностями здоровья;
- рассказать учащимся о правах людей с инвалидностью.
Воспитывающие:
- пробудить в детях чувство милосердия, готовности помочь людям, попавшим в беду;
- воспитывать толерантность.
Уроки доброты рекомендуется проводить по трем ступеням обучения, в соответствии с возрастными особенностями учащихся. На занятиях используются различные формы работы и разнообразные методики, такие, как: тематические игры, моделирование различных форм инвалидности, работа в командах, показ социальных видеофильмов и роликов. Используются социальные сказки, показывающие степень доступности общественного транспорта и окружающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для проведения уроков рекомендуется приглашать инвалидов.
Примерная тематика «Уроков доброты»
Тема занятия | Форма занятия | |
1-4 класс | ||
1 | «Пойми меня» | Беседа, игра |
2 | «Мы учимся чувствовать друг друга» | игровые ситуации |
3 | «Мы в этом мире» | занятие- путешествие |
4 | «Я выбираю дружбу» | обсуждение, работа в малых группах |
5 | «Учимся толерантности» | игра |
6 | «Страна Толерантность» | викторина, разговор |
5-7 класс | ||
1 | Инвалидность. Трудности и проблемы. | беседа, ролевая игра |
2. | Возможности людей с инвалидностью (Известные люди с инвалидностью) | беседа, работа в малых группах, мозговой штурм |
3. | Толерантная и интолерантная личность | анкетирование, работа в малых группах, выступление учащихся |
4. | Профилактика социально значимых заболеваний | Беседа, дискуссия |
5. | Защита прав и интересов людей с инвалидностью | работа в малых группах, выступление учащихся |
8-11 класс | ||
1. | Стереотипы в обществе по отношению к инвалидам и пути их изменения | лекция, семинар, ролевая игра |
2. | Социальные и медицинские подходы к толерантности | Лекция, работа в малых группах |
3. | Философия независимой жизни | Просмотр видеофильма, анкетирование |
Для разработки конспектов уроков рекомендуем познакомиться с электронными изданиями, представленными а разделе «Список литературы».
Список литературы
Абозина, Г. А. Классный час для старшеклассников «Толерантность» / ГА. Абозина // М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – №4.
Алѐшнна А., Худенко Е. Программа по формированию толерантного отношения к детям-инвалидам [Электронный ресурс] — Режим доступа. - http://www.razvitkor.ru/information/111-psihtech
Асмолов, А. Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000.
Асмолов, А. Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. – М., 1998.
Бессонов, А. Б. Классный час для учащихся старших классов «Толерантная личность»– / А.Б. Бессонов, И. В. Иванов // М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
Бондырева, С. К., Колесов, Д. В. Толерантность. Введение в проблему. – М., 2003.
Булгакова, М. Н. Воспитание толерантности / М. Н. Булгакова // Справочник заместителя директора школы. – ЗАО «МЦФЭР», 2008. – №8.
Валкер, Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы), – С–П.: Речь, 2001.
Гревцева, И. В. Классный час «Что такое толерантность?» / И. В. Гревцева // М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – №4,
Громова, Е. Развитие этнической толерантности в школе / Е. Хромова // Воспитание школьников. – 2006. – №1.
Дьячкова, С. А., Луховицкий, В. В. Изучение темы «Нации и национальные отношения» в интегрированном школьном курсе «Обществознание»/ С. А. Дьячкова, В. В. Луховицкий // Рязань: РИРО, 2008.
Зайцева, М. И. Проект «Подросток и толерантность» / М. И. Зайцева // Справочник классного руководителя. – ЗАО «МЦФЭР», 2007. – №1.
Иванова, Т. А. Классный час для учащихся средних классов «Все мы разные» / Т. А. Иванова, Е. В. Борисоглебская // М.; Центр «Педагогический поиск», 2006. – №4.
Ивонина, А. И. Школа гражданина. / А. И. Ивонина // Рязань: РИРО, 2007.
Ивонина, А. И., Мостяева, Л. В. Правовое образование в современной школе: вариативные модели и практика их реализации / А. И. Ивонина, Л. В. Мостяева// Рязань: РИРО, 2008.
Иоффе, А. Н., Крицкая, Н. Ф., Мостяева, Л. В. Я - гражданин России. Книга для учащихся. 5–7 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
Иоффе, А. Н.. Многообразие понимания толерантности. – М.: ИД «Камерон», 2004.
Катаева, Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.: Книголюб, 2005.
Копыльцов А. Уроки доброты:учебно-методическое издание/Пермь:РИЦ «Здравствуй», 2010.-152с. – (Философия независимой жизни).
Летяга, Д. С. Воспитание толерантности / Д. С. Летяга, Т. А. Панова //Справочник классного руководителя. – ЗАО «МЦФЭР», 2008. – №3.
Мостяева, Л. В. Мы – граждане России/ Л. В. Мостяева// Рязань: РИРО, 2007.
Мостяева, Л. В. Технология организации деятельности учащихся в группах на уроках истории, обществознания и права / Л. В. Мостяева // Рязань: РИРО, 2006.
На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А. Г. Асмолов. – М., 2000.
Нетерпимость в России / под ред. Г. Витковской, А. Малашенко. – М., 1999.
Нетерпимость и враждебность в российском обществе. Рабочие материалы для учителя. Вып. 1 – 5. – М., 2000 – 2001.
Никулина, О. Б. Формирование основ толерантного сознания / О. Б. Никулина // Справочник классного руководителя. – ЗАО «МЦФЭР», 2008, – №10.
Преподавание прав человека в 6 – 8 классах средней школы: Книга для учителя. Т. 1. – М., 2000.
Писаревская М.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования / М.А.Писаревская, - Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2013. – 132 стр.[Электронный ресурс]-режим доступа. - http://www.nvr-mgei.ru/pr/20/nauk/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE_%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.pdf
Солдатова Г. У., Шалгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире собой и другими. Тренинг толерантности для подростков, – М: Генезис, 2001.
Толерантность в общественном сознании России. – М., 1998.
Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации. – С–П: Речь, 2001.
Уолцер, М. О терпимости. – М., 2000.
Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4 частях, – М: Генезис, 2001.
Щеколдина, С. Д. Тренинг толерантности. – М.: «Ось–89», 2004.
Методические рекомендации для классных руководителей по формированию толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья/Новикова И.А.,к.п.н., доцент кафедры теории и методики воспитания АКИПКРО, Измерова Я. Е., старший преподаватель кафедры теории и методики воспитания АКИПКРО, Водопьянова Г.Ю.,методист кафедрытеории и методики воспитания АКИПКРО-[Электронный ресурc] – режим доступа.-http://www.akipkro.ru/libfiles/func-startdown/1795/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».Антуан де Сент-Экзюпери За период своего существования человеческая...
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИ»
Инклюзия в дополнительном образовании....
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» позволяет школе реализовывать образовательные программы разного уровня и профиля. Специальная статья закона (ст. 7...
Презентация к докладу «Участие детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в олимпиаде по художественно-декоративному творчеству и в XI ЮРМОШ олимпиаде»
Южный федеральный университет проводит олимпиадупо художественно-декоративному творчеству для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Целью проведения олимпиады является пр...
Дистанционное обучение русскому языку и литературе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов как условие успешного надомного обучения в реализации ФГОС.
Методика дистанционной работы при обучении русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов....
Дети с особыми потребностями: проблемы, педагогические решения (реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов). Обучение английскому языку детей с ЗПР и детей-инвалидов.
Описание практического педагогического опыта работы с детьми с особыми потребностями. Опыт работы с книгой В. Скультэ...
Запись вебинара для участия в областной методической неделе Челябинской области «Создание условий для эффективной организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в современной системе образования».
В записи вебинара «Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы, как средство обеспечения эффективного коррекционно-педа...