Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
статья на тему
Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» позволяет школе реализовывать образовательные программы разного уровня и профиля. Специальная статья закона (ст. 79) защищает интересы детей с особенностями в развитии. Инклюзивное образование из редкого явления стало реальностью и необходимым условием для образовательных учреждений и является одним из самых актуальных направлений образовательной политики.
Работа педагога по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ может осуществляться различными путями. Учащиеся нашей школы не понаслышке знают об инклюзивном образовании. С ними рядом обучаются дети с ограниченными физическими возможностями. Для таких детей учащиеся 7 класса МБОУ «Икрянинская СОШ» создали проект: «Эколого-краеведческий путеводитель по Икрянинскому району для людей с ОВЗ», разработали интернет-карту, которая позволит детям с ограниченными возможностями, не выходя из дома совершить увлекательное путешествие по достопримечательностям Икрянинского района. Адрес размещения интернет-карты http://ikrintmap.wix.com/ikrmap.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Медведева Ольга Валериевна
МБОУ «Икрянинская СОШ»
Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» позволяет школе реализовывать образовательные программы разного уровня и профиля. Специальная статья закона (ст. 79) защищает интересы детей с особенностями в развитии. Инклюзивное образование из редкого явления стало реальностью и необходимым условием для образовательных учреждений и является одним из самых актуальных направлений образовательной политики.
Инклюзивное образование определяется, как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ с обычно развивающимися ровесниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.[3]
В связи с этим, одной из центральных задач в развитии любого образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у учащихся, педагогов, специалистов, родителей педагогической толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения, воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ОВЗ.
Толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий успешной реализации в будущем потенциала личности. Важную роль в формировании толерантной личности играет школа, именно в ней ребенок проводит большую часть времени и приобретает опыт взаимного уважения, доброжелательного терпимого отношения к окружающим людям.
Совместное обучение с особыми детьми способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств обучающихся, как: социальная компетентность, толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они учатся признавать право любого человека быть «другим».[2]
Работа педагога по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ может осуществляться различными путями. Учащиеся нашей школы не понаслышке знают об инклюзивном образовании. С ними рядом обучаются дети с ограниченными физическими возможностями. Для таких детей учащиеся 7 класса МБОУ «Икрянинская СОШ» создали проект: «Эколого-краеведческий путеводитель по Икрянинскому району для людей с ОВЗ», разработали интернет-карту, которая позволит детям с ограниченными возможностями, не выходя из дома совершить увлекательное путешествие по достопримечательностям Икрянинского района. Адрес размещения интернет-карты http://ikrintmap.wix.com/ikrmap. Идея проекта в том, чтобы дать возможность инвалидам познакомиться с природой родного края.
Проживая в крае, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта мы «побывали» в прекрасных места, познакомились с их историей. Например, Бэровские бугры, Центр по осетроводству «БИОС», заказник «Ильменно-бугровой», Государственный природный заказник «Теплушки», Нерестовый массив «Эстакадный». У нас появился интерес к истории и культуре родного района, к его историческому прошлому, интерес к неповторимой природе родного края.[1]
Мы будем знать достопримечательности своей малой родины. Такую же возможность получат дети-инвалиды. В результате совместного посещения интернет-экскурсий появится чувство гордости за свою землю, за его неповторимую красоту.
Мы глубоко убеждены, что взаимодействие обычных детей и ребят с отклонениями в развитии способствует формированию у первых альтруизма и гуманности. Они учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей.
Список литературы:
1. Бармин А. Н., Амирханов Н. А., Шуваев Н. С. Природное и культурное наследие Икрянинского района Астраханской области // Географический вестник. – 2011. – № 1. – С. 85–89.
2. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л.Ратнер, А.Ю. Юсупова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 175 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».Антуан де Сент-Экзюпери За период своего существования человеческая...
Формирование фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома с использованием дидактических игр
Работа представляет собой разработку по формированию фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома с использованием дидактических игр....
Методические рекомендации по проведению уроков доброты и формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям – инвалидам.
quot;Проектирование организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в рамках ФГОС" Инклюзивное образование предполагает комплекс серьё...
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.
Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....
Фольклор как средство коррекционного воздействия на психическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Гармоничному развитию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка с норматипичным развитием способствует активное применение фольклора. Фольклор органично вписывается в сис...
Из опыта психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
(в соавторстве с Бражниковой Е.А.) Данная работа посвящена соврменному подходу к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Взаимодействию специалистов ...