Главные вкладки

    «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИ»
    статья на тему

    Махмутова Зульфия Шамиловна

    Инклюзия в дополнительном образовании.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Инклюзия.34.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИ»

    Махмутова Зульфия Шамиловна

    Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  

    «Центр детского  творчества»

    Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан

    директор

    Обсуждая вопросы развития инклюзивного образования в России, в печатных изданиях, на телевидении, в Интернете, ученые, государственные и общественные деятели, педагоги, специалисты коррекционного образования, в основном, говорят об организации и предоставлении образовательных услуг, направленных на получение знаний в детских садах и общеобразовательных школах. Развитие же творческого потенциала, формирование коммуникативных умений, социализация и самореализация детей данной категории, остается без должного внимания. Дополнительное образование рассматривается как углубленное изучение предметов и факультативных курсов. А вместе с тем, именно дополнительное образование практически без препятствий дает возможность детям с особыми потребностями попробовать свои силы, развивать свои способности и возможности, занимаясь совместно со здоровыми детьми, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, культурно-досуговой и другими видами деятельности. Дополнительное образование, не ограниченное рамками классно-урочной системы и обязательными стандартами, располагает большим потенциалом в организации социально-значимой деятельности и досуга детей и подростков, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями. Дополнительное образование – образование через успех. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности переживания каждым ребенком ситуации успеха, что благотворно сказывается на повышении его самооценки, укреплении его личностного достоинства. Особенно важно это для детей, испытывающих трудности в процессе школьного обучения. Кроме того, дополнительное образование позволяет не только дать возможность «особым» детям почувствовать себя полноценными членами общества, но и учит обычных детей сочувствовать, думать о другом человеке, помогать ему, видеть в нем равноценного и равноправного партнера. Формируя модель учреждения дополнительного образования детей, реализующего в системе инклюзивный подход, необходимо учитывать интересы, потребности и трудности, возникающие у всех субъектов образовательного процесса в рамках данного направления.

    Система дополнительного образования включает в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов. Именно в системе дополнительного образования стал возможным индивидуальный подход к ребенку с любыми способностями, с разным уровнем знаний и ограниченными возможностями. Такая категория детей нуждается в общении, внимании, заботе. Большая ответственность возлагается на педагога, который поможет ребенку с ограниченными возможностями познать мир, сложный и недоступный. Именно педагог помогает ребенку познать себя, преодолеть свою «неполноценность» и заявить всему миру: «Я такой же, как все!». Зачастую мы не думаем о том, кто же такие дети с ограниченными возможностями. Мы не встречаем их на улицах, детских площадках, они не ходят в обычные школы. Складывается впечатление, что таких детей не бывает. Дети с ограниченными возможностями изолированы от общества, они живут в своем закрытом, недоступном для нас мире. Но эти дети рисуют, лепят, делают аппликации, шьют, их работы наполнены эмоциями, переживаниями, радостью, восторгом и болью. Дети с ограниченными возможностями в силу своих «ограничений» воспринимают этот мир ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники. Они более усердны, вдумчивы и внимательны, так как их физические возможности ограниченны. И именно в занятиях творчеством дети-инвалиды находят отдушину в этом мире, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией.

    Через свое творчество они пытаются достучаться до нас. Главная проблема, с которой они сталкиваются - это непонимание отторжение обществом, отсутствие общения со сверстниками, нежелание людей замечать их. Через свои работы они пытаются общаться с нами, найти связь с миром. Ведь им, как и всем детям, необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через занятия в учреждениях дополнительного образования, так как зачастую это является единственной возможностью для детей с ограниченными возможностями, для их продуктивной творческой деятельности и социального общения.

    Такими условиями являются занятия в творческих объединениях. Атмосфера занятий в творческих объединениях позволяет раскрепоститься, ведь здесь ребенку дается больше свободы для реализации желаний и идей.

    Создавая что-то своими руками, ребенок укрепляет связь с внешним миром, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями. Изделие, выполненное ребенком-инвалидом, несет отпечаток его личности.

    Мы знаем, что творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. По мнению Л.С. Выготского, творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.

    «Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком», как высказывался С.Л. Рубинштейн.

    Опыт педагогической работы доказывает, что ограниченные возможности ребенка не являются основанием для отнесения его к категории «необучаемых».

    Развитие творческих способностей у детей - инвалидов не только возможно, а является нормой и не зависит от деформации в его развитии.

    В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  определяются адаптированной образовательной программой, а также для инвалидов   в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».

    В связи с этим в МБУДО «Центр детского творчества»  разработаны общеобразовательные программы для следующих категорий обучающихся, реализуемые в художественно-эстетической направленности:

     - детей с ОВЗ, получающих образование в форме индивидуального обучения на дому, в том числе детей – инвалидов;

    - детей с ОВЗ, получающих образование инклюзивно, в том числе детей инвалидов

    Например, программа «Мир увлеченией»  (рук. Галимзянова Ф.Г.) составленная в 2015 году рассчитана на 2 года обучения. Программа с общим объемом  288  часов направлена на развитие индивидуальных возможностей Якупова Айрата Айдаровича.  

    Занятия объединения  в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит на дому.

     Данная программа разработана в результате социального заказа родителей и составлена с целью  развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и  помощи её родителям.

    Программа является составительской. Разработана, с учетом возрастных особенностей и с учетом заболевания обучающегося в соответствии с требованиями программ: «Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью». Новоселова Н.А.- Екатеринбург: Центр «Учебная книга»,2004, Сборник программ дополнительного образования «Социально – педагогическая поддержка детей» - Екатеринбург,2000, Сборник программ дополнительного образования социально – педагогического направления. Вып.3-Екатеринбург 2004, Программа «Умелец» Гиззатуллина М.А. Набережные Челны,2006.

    Целью программы является создание условий для освоения ребенком-инвалидом навыков  работы с бумагой, природными материалами; развитие эмоционально-нравственной сферы через декоративно-прикладное творчество; формирование эстетического отношения детей к окружающему миру, к жизни и искусству.

    Содержание данной программы соответствует возможности ребенка, выполняемая деятельность не наносит вреда его здоровью.

    Программа решает блок задач. Обучающие: формирование  представлений  о специфике  декоративно-прикладного  искусства; освоение технологии  выполнения декоративных  композиций, формирование представлений о работе с различными материалами, разными  техниками и способами. Развивающие:  развитие   умения  видеть,  наблюдать,  выделять  главное  и  второстепенное; развитие мелкой моторики, образного мышления, внимания, фантазии; развитие стремления ребенка к созданию образов; формирование   умений  анализировать,  сравнивать,  обобщать  изображаемые  объекты. Воспитательные: формирование художественного вкуса, чувства стиля, гармонии и равновесия в композиции; формирование  наблюдательности, усидчивости, аккуратности; воспитание любви к декоративному искусству, народным традициям и к творчеству в целом.

    В ходе занятий педагог дополнительного образования старается вовлечь ребенка-инвалида  в творческую деятельность. Занятия данной программы   не являются исполнителями четких инструкций, а педагог используя жизненный опыт и фантазию, создает свою неповторимую индивидуальную работу.

    Анализируя работу данного кружка, можно сказать, что творческий труд ребенка-инвалида всегда выражает не только его творческие способности, но и техническую изобретательность. Работы получаются разного вида и настроения, но главное видим в том, как через творчество воспитанник  преодолевает свои личные проблемы, расширяет свой небольшой жизненный опыт, освобождается от неприятного и утверждает позитивное в собственной жизни. Поэтому сам процесс создания изделия не менее важен для ребенка, чем результат.

    Программа «Мир увлечений» выстроена с учетом постоянного усложнения материала, от простого к сложному, отвечает требованиям: разнообразие  своих форм (устные задания, тесты, творческие задания); доступность для выполнения с обязательным содержанием новых знаний и умений, которые осваиваются детьми в процессе обучения.

    Но при этом педагог не забывает о том, что  получение новых знаний за одно занятие должно быть ограниченным (не более двух новых практических умений), иначе некачественное освоение учебного материала повлияет на конечный результат творчества, не принесет ребенку удовлетворения от проделанной работы.

    Последовательность заданий помогает на начальных этапах определить уровень подготовленности и возможностей детей, а  в дальнейшем развивать и совершенствовать уже имеющиеся и вновь приобретенные знания, умения, навыки.

    Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.

    Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, помочь в приготовлении домашних заданий в процессе школьного обучения и в перспективе к максимальной интеграции в обществе.

    Благодаря старанию самого воспитанника, педагога и родителей Айрат призер таких конкурсов, как открытый республиканский конкурс  декоративно-прикладного творчества «Татарстан – мой край родной» (2 место), республиканский конкурс «Новогодняя сказка» (3 место), республиканский конкурсе  творческих работ «Герои сказок Габдуллы Тукая» (2 место.). Также он  является участником таких республиканских конкурсов «В гостях у сказки», «Новый год к нам мчится» и т.д.

    Другая программа «Радуга красок» составленная педагогом ДО Валиевой А.Д. разработана для работы с детьми-инвалидами разного возраста и с разными диагнозами инвалидности, посещающие образовательное  учреждение. В этой  группе занимается 8 ребёнка-инвалида, на основании медицинской справки.

    Занятия данного объединения  способствуют активному освоению окружающего мира посредствам изобразительного искусства как наиболее доступного в мире  творчества, важной чертой которого является неотделимость эмоций от процесса восприятия, мышления и воображения.

    Занятия с такими детьми педагог начинает  разговором с похвалы. Во время работы  обращает  внимание на ошибки только косвенным образом. Старается  не критиковать и не делать замечания. Не приказывает   вспоминая об ошибках,  а задает  вопросы. Создавая детям хорошую репутацию, по поводу каждой удачи  выражает одобрение.   Можно заметит то, что педагог  постоянно поощряет детей, делая любую ошибку легко исправимой. И в конце занятия дети чувствуют   престиж в глазах других.

    Применяя нетрадиционные приѐмы в работе с детьми ОВЗ педагог дополнительного образования Альбина Дамировна   прежде всего обращает  внимание на то, что они очень привлекательны для работы. В них используются необычные сочетания материалов и инструментов, несомненным, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология выполнения интересна и доступна детям.

    Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента.

    Творчество - это откровение, это влияние на мир. Но,  у детей  с ОВЗ ограниченное жизненное пространства и социальная активность. Им трудно дается деятельность, где требуется смелость, фантазия. Её целью является не только дать навыки и приемы работы с разными материалами, но и раскрепостить детей, придать  им  уверенность в своих силах. Дети с ОВЗ лучше раскрываются, когда они включены в совместную деятельность со здоровыми сверстниками, учатся от них, получают поддержку.

    Одной из задач данного кружка является  всемерное развитие личностного потенциала детей, т.к. одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал.

    Способности к творчеству имеет практически любой ребенок. Но возможность творческих проявлений возникает у человека не от рождения, а формируется под воздействием среды, воспитания и условий общественной жизни. Конкурсы же позволяют рассматривать творчество как деятельность, способную развиваться в процессе жизни, как самого ребенка, так и всей семьи в целом. Именно поэтому, в некоторых конкурсах, проводимых в нашем районе, участвует и родители.

    Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных  навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации.  Ряд качеств, которые формируются у ребенка в процессе творческой деятельности, в конечном итоге положительно скажутся на характере.

    «Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».
    М. Шклярова

    Данная программа основана на работу с детьми ОВЗ методами нетрадиционного рисования.  Рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию педагог  начинает занятие  с игры. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования, который, сопутствуя традиционным способам рисования, творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя  художником. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать. Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что ни будь придумывать. А из этих наивных и незамысловатых  детских рисунках в итоге вырисовывается узнаваемый объект – Я.  Ничем не замутненная радость удовлетворения оттого, что и «это сделал  Я – все это мое!». Вот некоторые нетрадиционные методы, которые используются на занятии «Радуга красок»:

    1. «Рисование линией». Материал: карандаш, фломастер, бумага

    2. «Волшебная ниточка».  Материал: нитки №10, веревка, гуашь разного цвета.

    3. «Монотипия».  Материал: краска, кисточка, бумага

    4. «Рисование мыльной пеной». Материал: оргстекло, акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть.

    5. «Пальчики - палитра». Печать от руки.  Материал: краска, тарелочки, бумага.

    6. «Кляксография».  Рисование соломкой.  Материал: трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.

    7. «Мятая бумага».  Материал: бумага, краски, кисти, тарелочки.

    8. «Граттаж».  Материал: Свечка, черная гуашь, шампунь, заостренная палочка, и т.д.

    9. «Три0 – тушь, вода, гуашь». Материал: плотная бумага, гуашь, тушь, емкость с водой.

    10. «Рисование способом - трения». Материал: Засушенные листья, силуэты с ярко выраженным рельефом, вата, порошок от наструганных грифелей цветных карандашей.

    11. Рисование способом примакивания. Материал: Кисточки разного размера, гуашь, акварель, тушь, бумага.

    12. Рисование способом от пятна. Материал: Кисточка №10, 3, бумага, краска, фломастеры, восковые карандаши, уголь или другие графические материалы.

    13. Рисование природными материалами. Материал: Засушенные листья, ветки, коробочки мака, мох, шишки, колоски и т.п.  Бумага, невысокие полые формы с краской - гуашь, темпера, кисточка. И т.п.

    Дополнительное образование детей призвано создавать условия для того, чтобы каждый ребенок, особенно ребенок-инвалид, мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные возможности и особенности, свои творческие интересы и потребности.

    Обучение детей с ОВЗ осуществляют педагоги и специалисты соответствующей квалификации, имеющие специализированное образование, прошедшие обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки. 4 педагогических работника ЦДТ прошли курсовую переподготовку на 144 часа на тему  «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования. Проектирование индивидуальной образовательной траектории для ребенка с ОВЗ" при ТИСБИ.

    Администрацией для педагогов дополнительного образования  предполагается проводить обучающие семинары, консультации специалистов по организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Конечно, необходима и целенаправленная деятельность со здоровыми воспитанниками по взаимодействию с ребятами, имеющими проблемы здоровья. Для наших педагогов в ЦДТ разработаны  система мероприятий, формирующие  толерантное отношение к «особым» детям, развивающую лучшие человеческие качества (ответственность, сострадание, потребность помогать и уважать достоинство другого). Это -  беседы, диспуты, обсуждение совместно просмотренных видеосюжетов, фильмов, передач на заданную тему, тренинги, ролевые игры и совместная  проектная  деятельность,  культурно-досуговые мероприятия. Также запланированы  работы с родителями детей с особыми образовательными потребностями. Кроме консультационных услуг, которые уже существуют, планируем и проводим  беседы, обучающие семинары, круглые столы,  встречи  с представителями общественных и социальных организаций, способных оказывать помощь и поддержку семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с проблемами здоровья. Эта деятельность сложна и требует развития.

    Инклюзивное образование в ЦДТ ставит своей основной целью -  обеспечение равного доступа к получению того или иного вида  дополнительного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.

     В заключении замечу, что важное значение имеют поддержка и одобрение любых творческих идей поступивших от детей, закрепление любых, пусть минимальных успехов детей, развитие собственной индивидуальности ребенка в условиях совместной деятельности. И можно сказать  аргументы в поддержку инклюзии бесспорны. Аргументы против инклюзивного образования, в основном, сводятся к тому, что дети-инвалиды получают при таком обучении более низкий уровень знаний, или при их обучении возникают некоторые социальные сложности. Этим утверждениям довольно трудно найти какое-либо подкрепление. Но инклюзия несёт преимущества и детям без особенностей развития. Можно выделить следующие преимущества инклюзии для обычных учащихся или одарённых детей: Для обычных или одарённых детей нахождение в классе или группе детей с особенностями развития не является фактом, несущим угрозу или представляющим опасность для их успешного обучения. Представления о том, что дети-инвалиды нарушают процесс обучения - несостоятельны. Время, которое на занятиях уделяется детям с особенностями, абсолютно сопоставимо со временем, которое учитель затратит на обычных учеников. Обычные ученики и одарённые дети могут получить преимущества при инклюзивном подходе к образованию за счёт улучшения качества обучения и совершенствования педагогических технологий работы. Некоторым детям с инвалидностью при обучении необходимы новые технологии образования; например, использование информационных технологий очень часто бывает необходимо при обучении детей с инвалидностью. Другие дети получают преимущества от использования этих технологий, и, кроме того, все остальные ученики могут пользоваться этими программами и технологиями в то время, когда они не являются необходимыми для обучения детей с инвалидностью. Обычные дети или одарённые ученики получают преимущества в инклюзивных пространствах за счёт увеличения финансовых ресурсов при таком обучении. Деньги, полученные из «специальных программ», могут быть использованы как для поддержки обучения не только детей с инвалидностью, но и их здоровых сверстников. Эти средства могут быть использованы различными способами, например, приглашения гостей для выступления, обеспечения класса дополнительными техническими средствами обучения, которые могут использоваться всеми детьми, а не только детьми с инвалидностью. В инклюзивной группе обычные или одарённые дети учатся уважать и ценить своих одноклассников с инвалидностью, видеть то, что лежит за чертой инвалидности или одарённости, различать социальные стигмы. Необходимо также сказать, что существование инклюзивных образований позитивно сказывается на типично развивающихся детях, а не только на учениках с инвалидностью. Помогая сверстникам с ограниченными возможностями активно участвовать в образовательной и социальной деятельности, обычные дети, незаметно для себя, получают важнейшие жизненные уроки. Этот положительный опыт заключается в росте социальной сознательности, в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении собственных принципов, и последнее, но не менее важное - способствует искренней заботе и дружбе. Таким образом, можно сделать вывод, что современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно - принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.

    Список литературы.

    1. Владимир Свободин. Инклюзивное образование – актуальнейшая тема для страны http://www.dislife.ru/flow/theme/9364/ (25.04.2013).
    2. Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями. Инклюзивное образование http://www.deti.rian.ru/grani/20090928/55304176.html (23.04.2013).
    3. Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями http://www.myshared.ru/slide/212955/# (27.04.2013).
    4. Ертанова О.Н., Гордон М.М. Инклюзивное образование: Методология, практика, технологии. Москва 2011 г., стр.: 11 – 17, 36, 37
    5. Г.А. Бордовский. Инклюзивное образование: проблемы совершенствование образовательной политики и системы. Санкт-Петербург 2008 г. стр.: 15, 31. Педагогическое обозрение, март, 2013 №3 (133), стр.: 2 – 21.
    6. Инклюзивное образование в России. Юнисеф, Москва 2011 г. Инклюзивное образование http://deti38.ru/index.php? topic=173.0 (28.04.2013).
    7.  Развитие инклюзивного образования http://www.znaem-mozhem.ru/node/2805 (23.04.2013)
    8. Инклюзивное образование: Стратегии ОДВ для всех детей. Петерс Сьюзен Дж. Стр.: 16, 25
    9. Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе. Москва 2008 г.

    E-mail: sdt_07@vail.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение педагогического опыта работы Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях прикладного творчества в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник

    Возникновение педагогического опыта связано с потребностью создать оптимальные условия для развития творческих способностей детей с ОВЗ, необходимого для их социализации и интеграции в общество. С каж...

    Развитие творческой активности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе проектной деятельности на занятиях кружка декоративно-прикладного творчества

    В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. Большинство исследователей, затрагивающих проблему ...

    Метод танцевальной терапии как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

    P { margin-bottom: 0.21cm; } Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Способность выполнять любую двигательную деятельность...

    Методические рекомендации по проведению уроков доброты и формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям – инвалидам.

    quot;Проектирование организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в рамках ФГОС"       Инклюзивное образование предполагает комплекс серьё...

    Презентация к докладу «Участие детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в олимпиаде по художественно-декоративному творчеству и в XI ЮРМОШ олимпиаде»

    Южный федеральный университет проводит олимпиадупо художественно-декоративному творчеству для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Целью проведения олимпиады является пр...