Развитие творческой активности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе проектной деятельности на занятиях кружка декоративно-прикладного творчества
статья по теме

 

В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. Большинство исследователей, затрагивающих проблему технического творчества учащихся, считает, что важнейшее средство развития творческого технического мышления школьников - самостоятельное решение ими системы постепенно усложняющихся проблемных задач.  На мой взгляд, решить проблему развития творческой активности учащихся позволяет метод проекта. Такую работу наиболее эффективно проводить на занятиях кружка  по декоративно-прикладному творчеству, так как жёсткие временные рамки учебной программы по швейному делу и разный уровень развития детей  не позволяют сделать это во время уроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Чижова Ольга Юрьевна, учитель трудового обучения ГБС(К)ОУ общеобразовательной школы № 8 VIII вида г. Ейска Краснодарского края

Развитие творческой активности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе проектной деятельности на занятиях кружка декоративно-прикладного творчества

Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности. Для учащихся коррекционных школ этот вопрос является наиболее актуальным, поэтому  деятельность учителя должна быть направлена   на то, чтобы создать условия для формирования и развития творческой активности каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья.

К сожалению, большинство учащихся коррекционных школ имеют  слабую учебную мотивации, невысокий уровень творческой активности.    

 Для эффективности организации педагогической деятельности  мною была проведена диагностика обучающихся с целью определения уровня их творческих способностей.  В результате диагностики выявилось, что у учащихся 5-х классов  оригинальность идей  и работоспособность низкая,   беглость и гибкость  на среднем уровне, т.е  у учащихся есть проблемы, которые тормозят процесс творчества.   Таким образом, определилась необходимость использования целенаправленных методов и приемов для развития творческой активности учащихся.

В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. Большинство исследователей, затрагивающих проблему технического творчества учащихся, считает, что важнейшее средство развития творческого технического мышления школьников - самостоятельное решение ими системы постепенно усложняющихся проблемных задач.  На мой взгляд, решить проблему развития творческой активности учащихся позволяет метод проекта. Такую работу наиболее эффективно проводить на занятиях кружка  по декоративно-прикладному творчеству, так как жёсткие временные рамки учебной программы по швейному делу и разный уровень развития детей  не позволяют сделать это во время уроков. 

Проект – это самостоятельная творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения. Любой проект обязательно выполняется под моим руководством и с моей помощью. Главная задача состоит в том, чтобы создать для обучающихся предпосылки для успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы.

Проектная деятельность - это такая деятельность, в основе которой лежит активизация творческой, познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит  конечный продукт. Для    школьников с ограниченными возможностями здоровья  бывает сложно ориентироваться в задании, планировать свои действия, проводить контроль и оценку работы. Проектирование, я считаю, корректирует эти недостатки.  

Поэтапное выполнение работы, благотворно влияет на эффективность развития творческих способностей. Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, развить мотивационную сферу школьников.

Рассмотрим организацию проектной деятельности на примере проекта «Куклы-обереги».

 Проектная деятельность включает четыре основных этапа.  

    1 этап – подготовительный.  На этом этапе школьники должны осознать, уяснить, зачем и почему им надо выполнять проект, каково его значение в их жизни и жизни общества.

    2 этап – конструкторский. На данном этапе возникающие образы будущего изделия должны найти свое воплощение в графических документах.   Учащиеся осуществляют такие действия, как подбор инструментов и оборудования, определение последовательности технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия.     На данном этапе проекта очень важно научить ребенка творческому видению.   Умение только тогда станет интересным, увлекательным, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты.

Творческие задания частного характера (например, по увеличению или уменьшению размеров объекта, изменению (улучшению) изделия путем замены деталей, улучшению внешнего оформления готового объекта) способствует включению учащихся в творческий процесс, связанный с обоснованием идеи и конструктивной разработкой изготавливаемого изделия.

     3 этап – технологический, во время которого учащиеся выполняют технологические операции, корректируют свою деятельность, производят   самооценку работы. Цель – качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности – создаваемый материальный продукт, знания, умения и навыки. Средства – инструменты и оборудование, с которыми работает учащийся. Результат – приобретение знаний, умений и навыков.

     4 этап – заключительный, на котором происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Учащиеся проводят экономические расчеты, анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их труда. В завершение всего обучаемые оформляют результаты проектных исследований.

Все этапы проектирования требуют индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки, поиска материалов, инструментов, технологического выполнения.

Очень часто обучающиеся выполняют свои творческие проекты с использованием информационных технологий. Возможность использования компьютерных технологий при выполнении проектов приобретает первостепенную значимость. Разрабатывая и реализуя проекты, учащиеся развивают навыки мышления, поиска информации,   принятия решений, самостоятельной работы и работы в группах.

 На таких занятиях кружка учителем решаются вопросы эстетического воспитания, открываются широкие возможности для художественно-творческого развития учащихся, формируется у них эмоционально-нравственное отношение к миру, окружающей жизни, к людям.  

В системе проектного обучения важен дифференцированный подход к учащимся, так как в каждом классе есть ученики с различными способностями.  Необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся при постановке задания. Более сильным ученикам    предлагается больше различных идей и они изготавливают более сложные изделия. Менее способным детям требуется больше поддержки при меньшей требовательности со стороны учителя. Такие дети  изготавливают несложные изделия. У каждого учащегося свой запланированный конечный результат.   Важно, чтобы каждый учащийся закончил то, что было запланировано и согласовано с учителем. Занятия по проектированию проходят в непринужденной обстановке на основе сотрудничества учителя и ученика. Успешность обучения методом проектов базируется на знании возможностей каждого ребенка, умении подсказать и привести ученика к принятию собственного решения. 

Успешность выполнения учебного проекта окончательно выясняется на его защите. 

  1. Обучающиеся делают сообщения о ходе выполнения проекта.
  2. Представляют наглядный материал (изделие ).
  3. Автор проекта делает самоанализ своей работы, выслушивает мнение других обучающихся, учителя.
  4. Подводится итог обсуждению и ставится оценка.

Динамику развития творческой активности можно проследить по следующим критериям:

Участие учащихся в творческих мероприятиях с демонстрацией результатов собственного творчества.

Дата

Название мероприятия

Кол-во учащихся

1.

2010-2011уч.г

2011-2012уч.г.

Выставки школьные:

«Конкурс детского творчества». (Неделя труда).

«Подарок маме».

«Обереги».

«Дары Кубани».

«Образ мамы».

         7

       

         6

        10

         8        

         2              

2.

2010-2011уч.г

2011-2012уч.г

 Выставки краевые:

«Тополя Кубани».

«Здравствуй, мама».

«Красота божьего мира».

 «Новогодняя сказка».

«Волшебная шкатулка для мамы».

«Нет тебя дороже…»

«Новогодняя игрушка».

1

4

1

5

2

1

10

3.

2011-2012уч.г.

Оформление кабинета швейного дела.

11

4.

2011-2012уч.г

Подарки родственникам, друзьям.

17

Продуктивная творческая деятельность повлияла на формирование и развитие творческих качеств личности. В связи с этим была проведена анкета для учащихся  кружка, где они указывали, какие качества у них развились благодаря проектной деятельности на  занятиях кружка.  Большинство ребят выделили целеустремленность, познавательную активность, любознательность, яркое воображение,  увлечённость.

Анкета выявления творческих качеств участников эксперимента (по методике В.И.Андреева).

Качества творческой личности

Ответы учащихся (%)

Целеустремленность

72

Познавательная активность

36

Эмоциональность

41

Любознательность

42,5

Лидерство

14

Решительность

26

Самоконтроль

44, 3

Инициативность, активность

20,4

Чувство юмора

38

Яркое воображение

48

Оригинальность

39,5

Увлеченность

55

Сообразительность

42,5

 
                   
Анализ результатов анкеты выявления творческих качеств учащихся показывает, что выполнение проектов на занятиях кружка способствует формированию творческих качеств учащихся.

 Таким образом, целенаправленная работа по выполнению творческих проектов способствует развитию творческой активности при соблюдении следующих педагогических условий: сформированности положительной мотивации учащихся на творческую деятельность,   стимулировании учителем развития творческой активности школьников, включении учащихся в активную творческую деятельность на основе сотворчества учителя и ученика.

 Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, развился эстетический вкус, образное мышление, пространственное воображение.   Дети с интересом берутся за выполнение    проектов и часто находят интересные способы их решения.

С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличивается объем работы на занятии кружка, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске.

Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на краевом уровне.

 Считаю, что метод проектов позволяет активно  развивать и корректировать у обучающихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. У обучающихся вырабатывается и закрепляется привычка   выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления объекта проектной деятельности.

«То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, – завтра он способен выполнить самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Этому во многом способствует выполнение творческих проектов.

Участие воспитанниц в изготовлении проектов меняет их отношение к труду,   способствует воспитанию трудолюбия, творческого отношения к делу. Подход к освоению обучающимися   проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен. Поэтому считаю, что  и в дальнейшем, необходимо углублять и расширять это направление в своей работе.

 

 

 

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие творческой активности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе проектной деятельности на занятиях кружка декоративно-прикладного творчества Чижова Ольга Юрьевна, учитель трудового обучения ГБС(К)ОУ общеобразовательной школы № 8 VIII вида г. Ейска Краснодарского края

Слайд 2

Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.

Слайд 3

Для учащихся коррекционных школ этот вопрос является наиболее актуальным, поэтому деятельность учителя должна быть направлена на то, чтобы создать условия для формирования и развития творческой активности каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья .

Слайд 4

К сожалению, большинство учащихся коррекционных школ имеют слабую учебную мотивации, невысокий уровень творческой активности. Для эффективности организации педагогической деятельности мною была проведена диагностика обучающихся с целью определения уровня их творческих способностей. В результате диагностики выявилось, что у учащихся 5-х классов оригинальность идей и работоспособность низкая, беглость и гибкость на среднем уровне, т.е у учащихся есть проблемы, которые тормозят процесс творчества. Таким образом, определилась необходимость использования целенаправленных методов и приемов для развития творческой активности учащихся.

Слайд 5

На мой взгляд, решить проблему развития творческой активности учащихся позволяет метод проекта. Такую работу наиболее эффективно проводить на занятиях кружка по декоративно-прикладному творчеству, так как жёсткие временные рамки учебной программы по швейному делу и разный уровень развития детей не позволяют сделать это во время уроков.

Слайд 6

Проектная деятельность - это такая деятельность, в основе которой лежит активизация творческой, познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит конечный продукт . Для школьников с ограниченными возможностями здоровья бывает сложно ориентироваться в задании, планировать свои действия, проводить контроль и оценку работы. Проектирование корректирует эти недостатки .

Слайд 7

Рассмотрим организацию проектной деятельности на примере проекта «Куклы-обереги».

Слайд 8

Цель проекта: Изучить тряпичную куклу, как важную составляющую культуры русского деревенского быта и развить интерес к теме проекта среди учащихся кружка.

Слайд 9

Задачи проекта: 1. Собрать информацию о роли и месте тряпичной куклы в крестьянском быту. 2. Изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов кукол. 3. Организовать и провести мероприятия, направленные на привлечение внимания к тематике проекта, на рост популярности тряпичной куклы.

Слайд 10

Работа над проектом включает четыре основных этапа. 1 этап – подготовительный. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить, зачем и почему им надо выполнять проект, каково его значение в их жизни и жизни общества.

Слайд 11

2 этап – конструкторский. На данном этапе возникающие образы будущего изделия должны найти свое воплощение в графических схемах. Учащиеся осуществляют такие действия, как подбор инструментов и оборудования, определение последовательности технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия. На данном этапе проекта очень важно научить ребенка творческому видению.

Слайд 12

3 этап – технологический, во время которого учащиеся выполняют технологические операции, корректируют свою деятельность, производят самооценку работы. Цель – качественное и правильное выполнение трудовых операций.

Слайд 13

4 этап – заключительный, на котором происходит окончательный контроль, корректирование проекта. Учащиеся анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их труда. В завершение всего обучаемые оформляют результаты проектных исследований.

Слайд 14

Очень часто обучающиеся выполняют свои творческие проекты с использованием информационных технологий. Возможность использования компьютерных технологий при выполнении проектов приобретает первостепенную значимость. Реализуя проекты, учащиеся развивают навыки мышления, поиска информации, принятия решений, самостоятельной работы и работы в группах.

Слайд 15

В системе проектного обучения важен дифференцированный подход к учащимся, так как в каждом классе есть ученики с различными способностями. Необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся при постановке задания. Более сильным ученикам предлагается больше различных идей и они изготавливают более сложные изделия. Менее способным детям требуется больше поддержки при меньшей требовательности со стороны учителя. Такие дети изготавливают несложные изделия. У каждого учащегося свой запланированный конечный результат.

Слайд 16

Успешность выполнения учебного проекта окончательно выясняется на его защите. Обучающиеся делают сообщения о ходе выполнения проекта. Представляют наглядный материал (изделие ). Автор проекта делает самоанализ своей работы, выслушивает мнение других обучающихся, учителя. Подводится итог обсуждению и ставится оценка.

Слайд 17

Дата Название мероприятия Число участников Выставки школьные: 2010-2011г. «Конкурс детского творчества». 7 «Подарок маме». 6 «Обереги». 10 2011-2012г. «Дары Кубани». 8 «Образ мамы». 2 Выставки краевые: 2010-2011г. «Тополя Кубани». 2 «Здравствуй, мама». 4 «Красота божьего мира». 1 «Новогодняя сказка». 5 «Волшебная шкатулка для мамы». 2 2011-2012г. «Нет тебя дороже…» 1 «Новогодняя игрушка». 10 2011-2012г. Оформление кабинета швейного дела. 11 2011-2012г. Подарки родственникам, друзьям. 17

Слайд 18

Продуктивная творческая деятельность повлияла на формирование и развитие творческих качеств личности. В связи с этим была проведена анкета для учащихся кружка, где они указывали, какие качества у них развились благодаря проектной деятельности на занятиях кружка. Большинство ребят выделили целеустремленность, познавательную активность, любознательность, яркое воображение, увлечённость.

Слайд 19

Анализ результатов анкеты выявления творческих качеств учащихся показывает, что выполнение проектов на занятиях кружка способствует формированию творческих качеств учащихся. Повысился уровень самостоятельности, мастерства учащихся, развился эстетический вкус, образное мышление, пространственное воображение. Дети с интересом берутся за выполнение проектов и часто находят интересные способы их решения .

Слайд 20

Улучшился и общий психологический климат на занятиях: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как на школьном, так и на краевом уровне.

Слайд 21

Считаю, что метод проектов позволяет активно развивать и корректировать у обучающихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. У обучающихся вырабатывается и закрепляется привычка выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления объекта проектной деятельности.

Слайд 22

«То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – завтра он способен выполнить самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Л.С. Выготский Этому во многом способствует выполнение творческих проектов.

Слайд 23

Участие воспитанниц в изготовлении проектов меняет их отношение к труду, способствует воспитанию трудолюбия, творческого отношения к делу. Подход к освоению обучающимися проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен. Поэтому считаю, что и в дальнейшем, необходимо углублять и расширять это направление в своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья через организацию проектной деятельности.

Главной целью трудового обучения в школе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья является  подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни, что предполагает формирование личности...

Коррекция нарушений в познавательной активности учащихся с ограниченными возможностями здоровья

На современном этапе развития образования острой становится проблема увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья,проблемами в обучении, а так же проблема предупреждения и преодо...

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В статье описаны приемы развития памяти детей с УО в процессе учебной деятельности...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ.

Одной из актуальных задач современной специальной педагогики является формирование познавательного интереса учащихся с ОВЗ. Определенно, что, ребенок в состоянии интереса усваивает материал быст...

Развитие творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и пения.

laquo;Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека».      В.А. Сухомлинский Наличие дефекта умственно-отсталых школьни...