Формирование социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья через организацию проектной деятельности.
статья по теме
Главной целью трудового обучения в школе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни, что предполагает формирование личности: творчески думающей; активно действующей; легко адаптирующейся.
Одной из главных задач современной школы является подготовка успешной личности, способной адаптироваться и самореализоваться. Ключевые слова: проектная деятельность, творческая активность, самостоятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
социализация учащихся коррекционной школы VIII вида | 168.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья через организацию
проектной деятельности
Жаркова Лариса Николаевна,
учитель трудового обучения
ГБС(К)ОУ общеобразовательной школы № 8
VIII вида г. Ейска Краснодарского края
Аннотация.
Главной целью трудового обучения в школе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни, что предполагает формирование личности:
- творчески думающей;
- активно действующей;
- легко адаптирующейся.
Одной из главных задач современной школы является подготовка успешной личности, способной адаптироваться и самореализоваться.
Для социализации детей с ограничениями в развитии - учитель главная движущая сила. В настоящее время активно используются различные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проектная деятельность. Именно с помощью проектной деятельности мы можем постараться развить и прировнять детей с особенностями в развитии к обществу. Для педагога коррекционного учреждения это не простая задача, так как социум не всегда готов принять особенного ребёнка как себе равного, поэтому от учителя требуется максимально продуманных действий не только при создании творческой деятельности в виде проекта, но и при представлении его в обществе наравне с другими нормально развивающимися детьми.
Ключевые слова: проектная деятельность, творческая активность, самостоятельность.
Вводная часть.
Многочисленные наблюдения показывают, что учащиеся специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в самостоятельной жизни. Исходя из этого, перед специальной (коррекционной) школой встаёт ряд требований в подготовке профессионального, квалифицированного выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и умениями, но и умением быть конкурентноспособным на рынке труда, мобильным, умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности. Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса необходимо пересмотреть подход к выбору методов обучения.
Будущее России – в руках ее тружеников. Учитель трудового обучения может многое сделать, для того, чтобы эти руки стали умелыми.
Теоретическая часть.
Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника с ограниченными возможностями только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий с элементами проекта, приобретает характер проблемно-поисковой.
Для учащихся – это переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Главная проблема учителя - поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение изучаемого материала.
Проектная деятельность учащихся в процессе трудового обучения направлена на формирование культуры труда учащихся и на развитие ключевых компетенций:
- информационной;
- технологической;
- коммуникативной;
- социально-трудовой.
Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Мы учим детей не только хорошо трудиться и выполнять свои трудовые обязанности, но и быть достойными гражданами нашей страны, уметь перестраиваться и учиться новым трудовым действиям. Не у всех наших выпускников это получается.
Практическая часть.
Проектная деятельность – это активная самостоятельная деятельность учеников, направленная на создание нового продукта. В ходе этой деятельности у учеников происходит формирование новых знаний, умений, качеств личности, компетенций.
С активной и самостоятельной деятельностью у наших учеников проблемы. Очень часто учитель выступает инициатором и старается заинтересовать их той или иной деятельностью. Помогает там, где трудно и просит выполнить самостоятельно, зная, что ребенок с этим справится.
Посредством четырехлетнего наблюдения мною выявлены некоторые особенности выполнения творческого проекта по этапам:
Поисковый этап – учащиеся определяются с изделием;
- Изучение литературы и информационных ресурсов. К старшим классам (8-9) дети сами разыскивают изделия или виды деятельности, которой бы они хотели научиться и предлагают учителю.
- Учет возможностей учащегося. Иногда дети хотят освоить непосильную для них деятельность. Их желание поощряется, но учитель рекомендует освоить для начала более простой вариант, попробовать свои силы на чем-нибудь более доступном.
- Учет возможностей подбора материалов. Это немаловажный компонент для нашей школы, т.к. многие наши семьи малообеспеченные и неблагополучные и не всегда в школе имеется необходимый материал, а родители купить просто не могут.
- Рекомендации учителя. Учитель предлагает, советует, а иногда и настаивает на выполнении той или иной деятельности, т.к. если ребенок не попробует что-то сделать, он не поймет, как это может быть интересно.
Технологический этап – разработка плана изготовления, подборка необходимых материалов и инструментов, изготовление изделия, соблюдая правила безопасной работы;
- План работы составляется с помощью учителя и записывается в тетрадь или изучается по технологической карте. Подбор необходимого материала. Подготовка инструментов и оборудования.
- Выполнение проекта под контролем и руководством учителя.
- Соблюдение правил безопасной работы.
Аналитический этап – защита проекта (демонстрация изделия, самоанализ что получилось, а что нет), заполнение карты выполняемого проекта, вкладывание в портфолио.
- Защита проекта заключается в демонстрации изделия и анализе выполненной работы. Девочки рассказывают, что получилось, а что нет по наводящим вопросам учителя. Чаще защиту самого сложного или понравившегося проекта мы проводим в конце четверти.
- Заполняется карта выполняемого проекта, вклеивается фотография выполненного проекта и вкладывается в портфолио учащейся, которое есть у всех девочек.
В своей деятельности, используя алгоритм работы над проектом, изготовление любого швейного изделия по программе или творческой поделки, учащиеся оформляют как мини-проект. Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить творческий проект, поэтому ведущая инициирующая роль отводится учителю. Так как учащиеся с недостатком интеллекта не всегда могут самостоятельно определиться с тем, что они хотят, определить цели и задачи предстоящей работы, и помощь учителя в этом крайне необходима. Учитель совместно с учениками в обсуждении определяют тему проекта, ставят цели и задачи предстоящей работы, определяют направления работы. Иногда учитель навязывает выполнение той или иной деятельности, т.к. зачастую у учащихся с отклонениями в развитии низкая познавательная активность.
Данный педагогический опыт осуществлялся и обобщался с 2009 года, апробирован на базе ГБС(К)ОУ общеобразовательной школы №8 VIII вида
г. Ейска Краснодарского края.
За время работы по данной проблеме автором:
- была изучена специальная методическая литература по проблеме;
- подобран и апробирован диагностический материал с целью выявления уровня познавательной активности, интереса к предмету «швейное дело» и индивидуальных психофизических возможностей школьников с отклонениями в развитии;
- определены этапы работы по развитию познавательной активности учащихся и повышению интереса к предмету швейное дело посредством организации проектной деятельности;
- на протяжении четырех учебных лет велся мониторинг усвоения программного материала по курсу «швейное дело» и творческого роста учеников, который подтвердил стойкую положительную динамику.
- разработана «Карта выполняемого проекта», на основе которой собиралось портфолио учащихся 5-9 классов;
- введена в программу курса «швейное дело» серия занятий по ознакомлению с проектной деятельностью.
- разработаны и апробированы внеклассные мероприятия, направленные на представление творческих проектов;
Велико разнообразие творческих проектов, выполненных учащимися школы за период работы над опытом:
Чудо-прихватка «Веселые фрукты», «Кубанские мотивы». Этот проект выполнялся для ярмарки-продажи на Атамань и на выставку детского декоративно-прикладного творчества коррекционных учреждений края в г. Краснодар всеми детьми. Было выполнено большое количество изделий. Если первые работы девочки выполняли строго по шаблону каждый шаг за учителем, то последующие работы выполнялись полностью самостоятельно, вносились свои элементы украшения, предлагались для выполнения новые модели фруктов и ягод. Затем на основе этой же техники Рыжик Ю., по собственной инициативе, изготовила героев мультфильма «Смешарики». Эти Чудо-прихватки учащиеся так же выполняли на подарок своим близким.
В рамках выполнения творческого проекта «Мягкая игрушка» всеми учащимися были выполнены разнообразные работы как на выставки школьного и краевого уровней, так и на подарок родственникам и учителям.
Все дети поучаствовали в выполнении творческого проекта «Пупсы». Здесь они проявили все свои таланты и всю фантазию.
Наиболее сложным и интересным творческим проектом для наших учащихся оказалось пошив костюма Снегурочки на конкурс «Снегурочка 2013». Участницам конкурса нужно было не просто смоделировать и пошить костюм, но и продемонстрировать его публике. Две участницы Басс Кристина и Чеботарева Анастасия сшили костюм снегурочки. Болдырева Л. И Рыжик Ю. сшили костюмы снежинок для танца, чтобы поддержать одноклассницу. Баджурак П. помогала однокласснице Басс К. в пошиве костюма Снегурочки, тем самым развивая навыки работы в коллективе.
И последним творческим проектом для некоторых учениц стал пошив выпускного платья. В нем приняли участие Болдырева Л. и Рыжик Ю. Этот проект позволил раскрыть весь накопленный багаж эстетических знаний и практических умений, приобретенных девочками за весь курс обучения.
Родители, видя конкретные результаты творческой деятельности своих детей стали больше принимать участие в общешкольных мероприятиях и оказывать финансовую поддержку в виде покупки необходимых материалов, чего раньше не было.
Результатом работы по теме опыта является постоянное формирование мотивации достижений, стремление учащихся к углубленному изучению предмета. Высокий уровень мотивационной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности школьников (участие в выставках, конкурсах) говорит о том, что учащиеся легко и более чем успешно усваивают учебный материал, а также является показателем того, что ученики активно интересуются творческой деятельностью.
Выводы и рекомендации.
Значение такой формы организации проектной деятельности в коррекционной школе трудно переоценить. Учащиеся, которые обладают трудовыми знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни. В связи с этим, неустроенных, безработных, ведущих антисоциальный образ жизни людей, будет меньше среди выпускников с проблемами в развитии. Усиление социальной направленности образования ведет к ориентации специальных (коррекционных) школ для детей с проблемами в развитии на потребности местных рынков труда.
Используя метод проектов в работе со школьниками с ОВЗ, необходимо помнить, что проект - продукт сотрудничества и сотворчества учителей, воспитателей, детей, родителей. Но в условиях нашей школы сотрудничество с родителями затруднено, поэтому большая часть ложится на плечи педагога. Он направляет учащихся, готовит дополнительный материал, с которым работают дети. Приходится направлять ребят, раздавать задания, тщательно их продумывать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости учитель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти. Последний этап проекта - защита - всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, учащихся другого класса. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют в дальнейшем успешному обучению детей.
Роль взрослого на этом этапе - развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее.
Проанализировав проделанную мною работу и подведя итоги можно сказать, что все учащиеся активно и с большим интересом принимали участие в проектной деятельности, при направляющей помощи учителей. Хочется отметить, что метод проектирования актуален и очень эффективен в коррекции детей с особенностями в развитии. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем социуме. Трудовое воспитание молодого поколения, безусловно, одно из приоритетных направлений работы школы. Не секрет, что трудовые навыки, зачастую, ребенок получает только в школе. Родители чаще всего озабочены материальным благосостоянием или личными проблемами, или сами лишены этих самых трудовых навыков.
Уровни сформированности навыков трудовой деятельности у учащихся с отклонениями в развитии можно оценить по следующим уровням:
Первый уровень сводится к тому, что у школьника имеются:
- понимание значимости получаемых знаний по предмету;
- принятие того, что каждый может достичь желаемых результатов;
- понимание собственной причастности к творческим достижениям школы, города, края;
- понимание необходимости творческого профессионального роста.
Второй уровень предполагает, что обучающийся стремится:
- проявлять желание к расширению получаемых знаний, обозначенных в программе предмета, и развивать умения в соответствии с требованиями к личностному развитию и социализации;
- оценивать свои достижения согласно требованиям технологии;
- освоить определённый спектр универсальных учебных действий;
Третий уровень, самый высокий, свидетельствует о том, что у подростка наблюдаются:
- действия, которые учитывают запросы времени, собственные интересы и индивидуальные особенности и свидетельствуют о потребности личности к развитию;
- конкретные поступки, предполагающие профессиональное самоопределение, анализ собственных поступков и действий;
- потребность реагировать на явления трудовой халатности и лени, оценивать эстетические объекты в искусстве и действительности;
- собственная инициатива и активное участие в различных формах социально-творческой деятельности;
- достаточно устойчивая ориентация на трудовую деятельность, социальную самоидентификацию и контроль над собственными действиями.
Список литературы.
- Гнатюк А.А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду. Дефектология. – 1986. - №6.
- Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: ИППТ практ. психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998.
- Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах. Дефектология. – 1986. - №1.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта. — М.: Аркти, 2003.
- Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. — М.: Академия, 2000.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
- Социальная сеть работников
образования nsportal.ru
Статья по теме:
Проектная деятельность в коррекционной школе 8 вида
Опубликовано 21.12.2012 - 13:41
- Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся / Материалы городской научно-практической конференции «Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». М., 2004
- Шинкоренко В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы. — Минск: изд-во «Университетское», 1990.
Проект «Костюм Снегурочки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья через музыкальную деятельность при проведении общешкольных мероприятий в школьном музее «Судьба».
Историческое значение каждого русского человекак измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство - силой его патриотизма. Н.Г.Чернышевский...
Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".
Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры - приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у детей с ограниченными возможностями ...
Выступление на методическом объединении на тему: «Воспитание инициативы и самостоятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья через учебную и трудовую деятельность, как фактор социализации в современное общество».
Материал может быть использован педагогом-психологом для выступления на методическом объединении учителей трудового обучения, учителей-предметников и всех педагогов специальных (коррекционных) школ 8 ...
Доклад «Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность в системе дополнительного образования»
Доклада на тему: «Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность в системе дополнительного образования». (из опыта работы) Подготовил: преподаватель МБОУ ДОД...
Реализация профессиональной ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья через профильное обучение в коррекционной школе
Ежегодно в нашей стране проводится анализ состояния современного рынка труда. Рынок труда насыщен специалистами с вузовским дипломом, а вот потребность в квалифицированных рабочих растёт с каждым днём...
«Профессиональная ориентация учащихся с ограниченными возможностями здоровья через уроки сельскохозяйственного труда.»
Условия современной жизни предъявляют высокие требования к выпускнику. Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, нужно иметь необходимый баланс знаний, профессиональную подготовку, умен...
Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность
В настоящее время, по данным всемирной организации здравоохранения, неуклонно растет число детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), причем состояние здоровья детей ухудшается не по одному п...