Доклад «Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность в системе дополнительного образования»
материал на тему

Дьячкова Валентина Ивановна

Доклада на тему: «Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность в системе дополнительного образования». (из опыта работы) Подготовил: преподаватель МБОУ ДОД «Детская художественная школа декоративно– прикладного искусства» Дьячкова Валентина Ивановна г. Сргут 2013г Добрый день уважаемые коллеги! Тема моего доклада: «Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность в системе дополнительного образования». (из опыта работы) «Потребность наслаждения искусством и служения искусству лежит в каждой человеческой личности… эта потребность имеет права и должна быть удовлетворена.» Л.Н. Толстой Процесс гуманизации общества во многом определяет новую направленность социального отношения к людям с ограниченными возможностями, в том числе к детям. Создание оптимальных условий для успешного социального развития, обучения, социальной адаптации и интеграции ребенка является сегодня приоритетной задачей во всех развитых странах. Острота проблемы обусловлена, с одной стороны, ростом числа детей, имеющих инвалидность, а с другой - неудовлетворительным функционированием системы социальной поддержки. Социальный статус детей с ограниченными возможностями определяется рядом факторов, в том числе характером отношения к ним со стороны общества. Одной из главных задач деятельности учреждения дополнительного образования - социализация детей в условиях современной жизни и их творческое развитие. Особое внимание при решении этой задачи уделяется работе с детьми – инвалидами, как категории детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только близких им людей, но и общества. Мы полагаем, что только в тесном сотрудничестве можно помочь ребенку осознать значимость своей личности, помочь ему самореализоваться и утвердиться в общественной жизни. Основная проблема детей с ОВЗ – это трудности в освоении окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем у таких детей: страх, тревожность, замкнутость, неуверенность и др. Понимая важность проблемы, Департаментом культуры и искусства Ханты – Мансийского округа – Югры, департаментом культуры, молодежной политики и спорта Администрации города Сургута совместно с АНОБ «Благое дело» г. Екатеринбург, социально-педагогическим институтом «Михаэль Гарден», г. Ярна, Швеция с 2006 по 2009 годы был организован семинар – практикум по работе с детьми – инвалидами по теме: «Искусство – как средство познания человека». Участниками этого проекта были преподаватели детских музыкальных, художественных, хореографических школ искусств г. Сургута. После прохождения первого модуля семинара в 2007 году в учебный план МБОУ ДОД «ДХШ ДПИ» разработана и введена новая образовательная программа изобразительного и декоративно - прикладного искусства по работе с детьми с особыми образовательными потребностями, с включением здоровьезберегающего блока. Программа реализовывалась два года. Занятия посещали 5 детей с ОВЗ в возрасте от 8 до 13 лет. Практика реализации вышеназванной программы в период с 2007 по май 2009 г. и изучение запросов и интересов детей выявили, что у детей с ограниченными возможностями здоровья налицо дефицит общения со здоровыми сверстниками, что приводит к затруднению социальной адаптации и формированию комплексов. Также, при организации деятельности с данной категорией детей стала зримой необходимость расширения и дополнения программы. Введение в программу дополнительных предметов, таких как ритмика (с элементами эвритмии), музыкальные занятия, театральные игры, фелтинг, которые в свою очередь потребовали привлечение дополнительных педагогических кадров. При составлении новой образовательной программы мы старались тщательно учитывать данные состояния здоровья детей и планировать мероприятия по его сохранению и укреплению. Так родилась мысль о реализации двумя учреждениями дополнительного образования комплексной интегрированной программы «Гармония», которая состоит из трех модулей: образовательного, здоровьесберегающего и социализирующего. С 2009 года реализация программы «Гармония» осуществляется двумя образовательными учреждениями МБОУ ДОД «Детская художественная школа декоративно – прикладного искусства» (изобразительное и декоративно - прикладное искусство), МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа им. Г. Кукуевицкого» (музыкальные занятия, ритмика, театральные игры) . Сегодня занятия посещают 20 детей и их родителей. Для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями и их интеграции со здоровыми детьми используются различные методы и формы обучения и воспитания. Социальная адаптация детей с ОВЗ проводится в смешанных группах обучения. В них они быстрее приспосабливаются к окружающим условиям, учатся действовать и жить в коллективе, учатся общению, чего они лишены (многие) с самого момента рождения, а здоровые дети учатся состраданию, оказанию им помощи, проявляют заботу о них, воспитывают в себе милосердие, доброту. Особое значение в социальной адаптации детей с ОВЗ придается творческой деятельности посредством артпедагогики и музыкальной терапии, сущность которой заключается в способности вызывать у ребенка положительные эмоции, в мобилизации его резервных сил, развитии творческих способностей, повышении самооценки, формировании практических навыков игры на музыкальных инструментах, в успокаивающем воздействии на организм и коммуникативной функции во взаимодействии с другими детьми Психологическому оздоровлению, развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации детей содействует организация досуговой деятельности. Для детей и их родителей проводятся дни открытых дверей, творческие конкурсы, детские праздники. Все это способствует социализации, развитию и самоутверждению среди сверстников. В 2010г. с целью изучениия склонностей и способностей детей, их физического состояния (диагностирования интеллектуального и психологического развития), а также психолого – педагогического и физического сопровождения в образовательный процесс вовлечены такие учреждения как: «Центр социальной помощи семье и детям «Юнона», «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Добрый волшебник» г. Сургут. Кроме того специалисты «Центр социальной помощи семье и детям «Юнона» оказывают консультационную помощь родителям детей с ограниченными возможностями, тем самым смягчают испытываемый родителями страх за будущее ребенка. Периодически проводятся опросы родителей, помогающие выявить проблемы детей-инвалидов и их семей. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют к себе повышенного внимания и заботы, особого подхода, учета индивидуальных возможностей ребенка. Наши учреждения располагают многими возможностями для успешной социализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Структура образовательной и воспитательной деятельности включает разнообразные направления, позволяющие добиться положительных результатов в творческом развитии детей с особенностями развития. В процессе поиска эффективных методик для развития детей с различными отклонениями, изучения положительного опыта современных методик и технологий, многочисленной литературы по данной теме и участие в международных музыкально – педагогических семинарах 2007 -2009гг. с участием Бригитты Дек (Швеция), Кристиной Брантенштайн (Норвегия), Натальей Крауз (Германия), Юлией Малковой, Анастасией Покидышевой, Верой Симаковой- директор организации «Благое дело» (Екатеринбург), Петер Хольм (Норвежский образовательный центр по лечебной педагогике и социальной терапии) мы также используем элементы музыкально – педагогической системы «Элементарного музыцирования» выдающегося немецкого композитора Карла Орфа (1895-1982гг) первостепенное значение в которой отводилось музыкально – ритмическому воспитанию. Обучая детей навыкам коллективного музыцирования, Орф делал упор на пение, движение и игру на простейших ударных инструментах. Мы разработали упражнения, песенки и пьесы, которые можно изменять, варьировать, прибавлять или придумывать вместе с детьми. Интересный материал побуждает ребенка сочинять, импровизировать, фантазировать. Основной целью занятия является не столько развитие техники, сколько развитие творческого начала, которое в свою очередь важно для общего развития личности ( для ребенка, с ребенком, исходя из ребенка). Одна из общих идей, лежащих в основе системы детского музыкального воспитания «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать (Песталоцци)» При включении элементов системы творческого развития Карла Орфа в музыкально – коррекционную деятельность отличается положительная динамика у всех детей: наблюдается повышение психологической активности, креативности, уровня саморегуляции, развитие эмоциональной личностной сферы, расширение коммуникативных навыков. Вся система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка (учимся делая и творя) и включает в себя следующие элементы: - речевые элементы; - поэтическое музицирование; - музыкально – двигательные элементы; - игры с инструментами; - элементарный музыкальный театр. Речевые упражнения – эта форма хороша для общего музыкального развития, так как она легка и доступна для всех детей. Использование речевых упражнений помогает развить у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Поэтическое музицирование – помогает детям ощутить красоту звучания поэзии и музыки. Благодаря поэтическому музицированию дети на только не заметно, с удовольствием заучивают стихи на память, но читать их с особым чувством и выражением, осознают связь слова и музыки. Игры с инструментами – при овладении этой формой деятельности дети во- первых, совершенствуют навыки приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой), во-вторых , чувство ансамбля здесь развиваются достаточно легко, в-третьих, дети учиться различать звучание инструментов по тембрам. И самое главное –наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные инструменты. Музыкально – двигательные упражнения – использование двигательных упражнений позволяют подготовить ребенка к спонтанному двигательному выражению, учит его изображать звуки и настроения с помощью элементарного движения (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрая реакция, умение ждать, находить момент вступления. В музыкально – двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение. Элементарный музыкальный театр – как интегрированная игровая форма предлагает совместное воздействие музыки, речи, движения, танца и художественного образа в изобразительной игре. Особые приемы организации театрализованной деятельности – игротронинги – помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного свободного время проведения в кругу друзей. На занятиях по изобразительному и декоративно – прикладному искусству мы используем такие формы как работа в творческих мастерских - наиболее оптимальный вариант взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях учреждения дополнительного образования детей, посредством артпедагогики , где изобразительное искусство используется не только как средство художественного развития и формирования художественной культуры, но и как средство, оказывающее на детей лечебное воздействие, являющееся способом профилактики и коррекции отклонений в развитии . Посредством изобразительного искусства у детей развивается дополнительная возможность открыть новые жизненные аспекты душевной и практической стороны жизни. Сущность артпедагогики состоит в воспитании, обучении и развитии лиц с ограниченными возможностями средствами искусства, формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими умениями в разных видах художественной деятельности (развитие восприятия, мышления, фантазии, художественного вкуса, пространственного воображения, мелкой моторики, формирование знаний и представлений об окружающем мире). Основной функцией арттерапии является снятие нервно – психического напряжения, моделирование положительного психоэмоционального состояния, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки. Очень важно - создать развивающую среду. В уютном психолого – педагогическом комфорте развиваются таланты наших обучающихся, положительный эмоциональный фон способствует оздоровлению. Работа педагогов с детьми и их родителями направлена на разносторонннее воспитание детей, их творческое развитие и реализацию своих способностей в общественной жизни. Формы и методы работы разнообразны, в учреждении есть свои формы и методы работы, позволяющие добиться хороших результатов в области общения, контакта не только с ребенком, но и его родителями и сверстниками. Многие наши мероприятия направлены на осознание своих человеческих качеств, формирование воспитанников не смотря на свои недуги, заболевания доброты, отзывчивости, что для нас является приоритетным. Большое внимание уделяется всестороннему воспитанию детей, приобщению к социально-культурной жизни. Родители вместе с детьми с ограниченными возможностями здоровья принимают активное участие в организации и проведении воспитательных и досуговых мероприятий. Развитие ребёнка с ОВЗ в огромной степени зависит от семейного благополучия, участие родителей в их физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. Опыт показывает, что важную роль при интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников играет правильный выбор досуговой сферы. Участие ребёнка с ограниченными возможностями в концертах, спектаклях, выставках, фестивалях, праздниках вместе со здоровыми детьми помогает детям-инвалидам самоутвердиться, поверить в свои возможности. В здоровых детях совместные мероприятия воспитывают милосердие, терпимость, отзывчивость. С 2008 года дети с отклонениями в здоровье наряду со здоровыми детьми активно участвуют в разноуровневых конкурсах, фестивалях, выставках, что подтверждают следующие показатели. Достижения детей с особыми образовательными потребностями. 2008год – дипломы победителей окружной детской выставки – конкурса «Подарок Деду Морозу»- 3 учащихся: Кружков Сергей, Кръстев Данил, Фатхулова Лилия; 2009 год -– дипломы победителей окружной детской выставки – конкурса «Подарок Деду Морозу»- 3 учащихся: Фатхулова Лилия, Олар Елизавета, Болтовский Иван; 2010 год-дипломы победителей окружной детской выставки – конкурса «Подарок Деду Морозу»- 2 учащихся Дубровин Игорь, Фролова Марина. Дипломами участников выставки награждены – 4 учащихся Перевозкина Юля, Сметанина Катя, Воронова Наташа, Тертерова Настя. 2010 год – диплом лауреата 1 степени 5 Регионального конкурса – выставки детского художественного конкурса «Волшебный лик осени» - Олар Елизавета. 5 региональный фестиваль ДПИ «Острова вдохновения» - диплом лауреата 3 степени – Олар Лиза. 2010 год-диплом 17 международной выставки детского изобразительного творчества «Рождественская 2011» - Фатхулова Лилия. 2011 год – в выставках приняли участие в окружная выставке - конкурсе детского творчества «Волшебство Новогоднее»3учащихся- Воронова Наташа, Фролова Марина, Тертерова Настя. международной выставке детского изобразительного творчества «Рождественская 2011» - ФатхуловаЛилия,Воронова Наташа, Фролова Марина. 2012год- Международная выставка – конкурс «Рождественская - 2012» Диплом - Фатхулова Лиля Окружной выставка-конкурс детского художественного творчества «Подарок Деду Морозу» Диплом лауреата - Дубровин Игорь Диплом лауреата - Воронова Наташа 2013 год – городская выставка «Волшебный мир сказок,» Грамоты за участие в выставке - 8 Участие в конкурса елочных игрушек «Рождество на 60-й параллели» Сертификаты участника -3. Для создания общего образовательно - воспитательного пространства, в рамках взаимодействия с Центром социальной помощи семье и детям «Юнона» проводится психодиагностическая работа по методикам: - Понамаренко Л.П. «Дерево» – психолого – профилактическая дизодоптация учащихся - Григорьевой Т.Г.- КОС -1 - основы конструктивного общения; - Миргулец Л.В. – методы социально – психологической диагностики личности, опросник для детей и родителей - Лосева А.А. – «Карта интересов» -методика экспертной оценки для одаренных детей с целью исследования реализации наклонностей и способностей детей, как один из способов адаптации к жизни в социуме. Основными задачами исследования являлось: 1. Определение сформированности у детей с ограниченными возможностями здоровья, коммуникативных умений и расширение их круга общения; 2. Сформированности навыков общения с взрослыми и сверстниками, устойчивый интерес к занятиям, умение работать в коллективе. 3. Самоанализ учащихся своего мнения по поводу достигнутого результата. 4. Проведение индивидуальной рефлексии, тестирование, интервьюирование родителей и детей. В исследовании приняли участие 12 детей и 7 взрослых. Результаты диагностической работы показали, что в процессе обучения у детей появляются положительные эмоции, эмпатия, принятие других, доброжелательность, снимается напряженность, беспокойство, озабоченность. Со слов детей, они адекватно оценивают результаты своих способностей и планируют в дальнейшем использовать эти знания в жизни. Посредством творческой деятельности в коллективе налаживаются межличностные отношения, укрепляются дружеские, доверительные отношения, проявляется повышенный интерес художественной деятельности. В связи с тем, что самооценка у особенных детей находится на стадии активного формирования, результаты ее диагностики в большей степени носят ситуативный характер. Анализ достигнутых результатов и поставленных задач дают возможность с уверенностью сказать, что механизмы реализации поставленных задач выбраны удачно. Это подтверждают следующие результаты: 1. Устойчивость контингента творческого объединения. 2. Привлечение воспитанниками к творческим занятиям, как друзей, так и своих родителей. 3. Отмечена положительная динамика развития коммуникабельности. У воспитанников с нарушением речи и слуха наметилась тенденция к улучшению речи, вызванная необходимостью общения со здоровыми детьми. 4. Занятия способствовали развитию памяти и воображения 5. Дети, ранее изолированные пространством квартиры, расширили рамки общения, и получили возможность на собственном опыте познать, что такое коллективная работа. 6. В процессе занятий произошло сплочение коллектива. Воспитанники с удовольствием посещают выставки, проводят дни именинника, совместно с родителями организуют подготовку к праздникам. 7. Уровень работ воспитанников был отмечен окружными, областными и городскими фестивалями для детей с ограниченными возможностями. 8. Проведение диагностических мероприятий показало значительный рост самооценки воспитанников. 9. В школе создана прекрасная атмосфера, открытости, доверительного отношения друг к другу. Посещая школу, дети получают возможность войти в новое социальное окружение, расширить круг общения со сверстниками, включиться в творческую работу, обнаружить и развить свои способности, обогатить свой нравственный опыт, научиться не только принимать помощь, но и помогать другим, приносить радость людям, приобрести опыт взаимодействия и сотрудничества с другими детьми и их родителями, вступить на путь к независимой жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_obshchestvennoy_komissii_26.02.12g_2.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

Доклада на тему:

«Социализация ребенка  с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность в системе дополнительного образования».

(из опыта работы)

                                               Подготовил: преподаватель МБОУ ДОД

                                 «Детская художественная школа

                                            декоративно– прикладного искусства»

                               Дьячкова Валентина Ивановна

г. Сргут

2013г

Добрый день уважаемые коллеги!

                                                  Тема моего доклада:

«Социализация ребенка  с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность в системе дополнительного образования».

(из опыта работы)

                                                       «Потребность  наслаждения искусством

                                              и служения искусству лежит в каждой                                                                                                                                               человеческой личности…

                                                                   эта потребность   имеет права

                                                                   и должна быть удовлетворена.»

                                                                                      Л.Н. Толстой     

Процесс гуманизации общества во многом определяет новую направленность социального отношения к людям с ограниченными возможностями, в том числе к детям. Создание оптимальных условий для успешного социального развития, обучения, социальной адаптации и интеграции ребенка является сегодня приоритетной задачей во всех развитых странах. Острота проблемы обусловлена, с одной стороны, ростом числа детей, имеющих инвалидность, а с другой - неудовлетворительным функционированием системы социальной поддержки.

Социальный статус детей с ограниченными возможностями определяется рядом факторов, в том числе характером отношения к ним со стороны общества.

          Одной  из главных задач деятельности учреждения дополнительного образования  - социализация  детей в условиях современной жизни и их творческое развитие. Особое внимание при решении этой задачи уделяется работе с детьми – инвалидами, как категории детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только близких им людей, но и общества. Мы полагаем, что только в тесном сотрудничестве можно помочь ребенку осознать значимость своей личности, помочь ему самореализоваться и утвердиться в общественной жизни.

Основная проблема детей с ОВЗ – это трудности в освоении окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем у таких детей: страх, тревожность, замкнутость, неуверенность и др.

      Понимая важность проблемы, Департаментом культуры и искусства Ханты – Мансийского округа – Югры, департаментом культуры, молодежной политики и спорта Администрации города Сургута совместно с АНОБ «Благое дело» г. Екатеринбург, социально-педагогическим институтом «Михаэль Гарден», г. Ярна, Швеция с 2006 по 2009 годы был организован семинар – практикум по работе с детьми – инвалидами  по теме: «Искусство – как средство познания человека». Участниками этого проекта были преподаватели детских музыкальных, художественных, хореографических школ искусств г. Сургута.

        После прохождения первого модуля семинара в  2007 году в учебный план МБОУ ДОД «ДХШ ДПИ» разработана и  введена новая образовательная программа изобразительного и декоративно - прикладного искусства  по работе с детьми с особыми образовательными потребностями, с включением здоровьезберегающего блока. Программа реализовывалась два года.  Занятия посещали 5 детей с ОВЗ в возрасте от 8 до 13 лет.

Практика реализации вышеназванной программы в период  с 2007 по май 2009 г. и  изучение запросов и интересов детей выявили, что у детей с ограниченными возможностями здоровья налицо дефицит общения со здоровыми сверстниками, что приводит к затруднению социальной адаптации и формированию комплексов.  Также, при организации деятельности с данной категорией детей стала зримой  необходимость расширения и дополнения  программы. Введение в программу дополнительных предметов, таких как ритмика (с элементами эвритмии), музыкальные занятия, театральные игры, фелтинг, которые в свою очередь   потребовали   привлечение дополнительных педагогических кадров. При составлении новой образовательной программы мы старались тщательно  учитывать данные состояния  здоровья детей   и  планировать мероприятия по его сохранению и укреплению.

Так родилась мысль о реализации двумя учреждениями дополнительного образования комплексной  интегрированной программы «Гармония», которая состоит из трех модулей: образовательного, здоровьесберегающего и социализирующего.

       С 2009 года реализация программы «Гармония» осуществляется двумя  образовательными учреждениями МБОУ ДОД «Детская художественная школа декоративно – прикладного искусства» (изобразительное и  декоративно - прикладное искусство), МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа им. Г. Кукуевицкого» (музыкальные занятия, ритмика, театральные игры) .  Сегодня занятия посещают 20  детей и их родителей.

      Для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями и их интеграции со здоровыми детьми используются различные методы и формы обучения и воспитания.

       Социальная адаптация детей с ОВЗ проводится в смешанных группах обучения. В них они быстрее приспосабливаются к окружающим условиям, учатся действовать и жить в коллективе, учатся общению, чего они лишены (многие) с самого момента рождения, а здоровые дети учатся состраданию, оказанию им помощи, проявляют заботу о них, воспитывают в себе милосердие, доброту. Особое значение в социальной адаптации детей с ОВЗ придается  творческой деятельности посредством   артпедагогики и музыкальной терапии, сущность которой заключается в способности вызывать у ребенка положительные эмоции, в мобилизации его резервных сил, развитии творческих способностей, повышении самооценки, формировании практических навыков игры на музыкальных инструментах, в успокаивающем воздействии на организм и коммуникативной функции во взаимодействии с другими детьми

     Психологическому оздоровлению, развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации детей содействует организация досуговой  деятельности. Для детей и их родителей проводятся дни открытых дверей, творческие конкурсы, детские праздники. Все это способствует социализации, развитию и самоутверждению среди сверстников.

В  2010г. с целью   изучениия склонностей и способностей детей, их физического состояния (диагностирования интеллектуального и психологического развития), а также психолого – педагогического и физического сопровождения в образовательный процесс вовлечены такие учреждения как:    «Центр социальной помощи семье и детям «Юнона», «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Добрый  волшебник» г. Сургут. Кроме того специалисты «Центр социальной помощи семье и детям «Юнона» оказывают  консультационную  помощь родителям  детей с ограниченными возможностями, тем самым смягчают испытываемый родителями страх за будущее ребенка.  Периодически проводятся опросы родителей, помогающие выявить проблемы детей-инвалидов и их семей.

      Дети с ограниченными возможностями здоровья  требуют к себе повышенного внимания и заботы, особого подхода, учета  индивидуальных возможностей ребенка.

   Наши учреждения  располагают многими возможностями для успешной социализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Структура образовательной и воспитательной  деятельности включает разнообразные направления, позволяющие добиться положительных результатов в творческом развитии детей с особенностями развития.

 В процессе поиска эффективных методик для развития детей с различными отклонениями, изучения  положительного опыта современных методик и технологий, многочисленной литературы по данной теме и участие в международных музыкально – педагогических семинарах 2007 -2009гг. с участием Бригитты Дек (Швеция), Кристиной Брантенштайн (Норвегия), Натальей Крауз (Германия), Юлией Малковой, Анастасией Покидышевой,  Верой Симаковой- директор организации «Благое дело» (Екатеринбург), Петер Хольм (Норвежский образовательный центр по лечебной педагогике и социальной терапии) мы также используем элементы музыкально – педагогической системы «Элементарного музыцирования» выдающегося немецкого композитора Карла Орфа (1895-1982гг) первостепенное значение в которой отводилось музыкально – ритмическому воспитанию. Обучая детей навыкам коллективного музыцирования, Орф делал упор на пение, движение и игру на простейших ударных инструментах. Мы разработали упражнения, песенки и пьесы, которые можно изменять, варьировать, прибавлять или придумывать вместе с детьми. Интересный материал побуждает ребенка сочинять, импровизировать, фантазировать.

  Основной целью занятия является не столько развитие техники, сколько развитие творческого начала, которое в свою очередь важно для общего развития личности ( для ребенка, с ребенком, исходя из ребенка).  Одна из общих идей, лежащих в основе системы детского музыкального воспитания «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать (Песталоцци)»

При включении элементов системы творческого развития Карла Орфа в музыкально – коррекционную деятельность отличается положительная динамика у всех детей: наблюдается повышение психологической активности, креативности, уровня саморегуляции, развитие эмоциональной личностной сферы, расширение коммуникативных навыков.

Вся система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка (учимся делая и творя) и включает в себя следующие элементы:

- речевые элементы;

- поэтическое музицирование;

- музыкально – двигательные элементы;

- игры с инструментами;

- элементарный музыкальный театр.

Речевые упражнения – эта форма хороша для общего музыкального развития, так как она легка и доступна для всех детей. Использование речевых упражнений помогает развить у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами.

Поэтическое музицирование – помогает детям ощутить красоту звучания поэзии и музыки. Благодаря поэтическому музицированию дети на только не заметно, с удовольствием заучивают стихи на память, но читать их с особым чувством и выражением, осознают связь слова и музыки.

Игры с инструментами – при овладении этой формой деятельности дети во- первых, совершенствуют навыки приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой), во-вторых , чувство ансамбля здесь развиваются достаточно легко, в-третьих, дети учиться различать звучание инструментов по тембрам. И самое главное –наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные  шумовые и ударные инструменты.

Музыкально – двигательные упражнения – использование двигательных упражнений позволяют подготовить ребенка к спонтанному двигательному выражению, учит его изображать звуки и настроения с помощью элементарного движения (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрая реакция, умение ждать, находить момент вступления. В музыкально – двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.

Элементарный музыкальный театр – как интегрированная игровая форма предлагает совместное воздействие музыки, речи, движения, танца и художественного образа в изобразительной игре. Особые приемы организации  театрализованной деятельности – игротронинги – помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного  свободного время проведения в кругу друзей.

На занятиях по изобразительному и декоративно – прикладному искусству мы используем такие формы  как работа в  творческих  мастерских -  наиболее  оптимальный  вариант  взаимодействия  с детьми  с особыми образовательными потребностями в условиях учреждения дополнительного образования детей, посредством артпедагогики , где изобразительное искусство используется не только как средство художественного развития и формирования художественной культуры, но и как средство, оказывающее на детей  лечебное воздействие, являющееся  способом профилактики и коррекции  отклонений в развитии .  Посредством изобразительного искусства у детей развивается дополнительная возможность открыть новые жизненные аспекты душевной и практической  стороны жизни.

    Сущность артпедагогики  состоит в воспитании,  обучении и  развитии лиц с ограниченными возможностями средствами искусства, формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими умениями в разных видах художественной деятельности (развитие восприятия, мышления, фантазии, художественного  вкуса, пространственного воображения, мелкой моторики, формирование знаний и представлений об окружающем мире).

     Основной функцией арттерапии является снятие нервно – психического напряжения, моделирование  положительного психоэмоционального состояния, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.

Очень важно  - создать развивающую среду. В уютном психолого – педагогическом комфорте развиваются таланты наших обучающихся, положительный эмоциональный фон способствует оздоровлению.  Работа педагогов с детьми и их родителями направлена на разносторонннее воспитание детей, их творческое развитие и реализацию своих способностей в общественной жизни. Формы и методы работы разнообразны, в учреждении есть свои формы и методы работы, позволяющие добиться  хороших результатов в области общения, контакта не только с ребенком, но и его родителями и сверстниками. Многие наши  мероприятия направлены на  осознание своих человеческих качеств, формирование воспитанников  не смотря на свои недуги, заболевания доброты, отзывчивости, что для нас является приоритетным.

    Большое внимание уделяется всестороннему воспитанию детей, приобщению к социально-культурной жизни.

Родители вместе с детьми с ограниченными возможностями здоровья  принимают активное участие в организации и проведении воспитательных и досуговых мероприятий.  Развитие  ребёнка с ОВЗ в огромной степени зависит от семейного благополучия, участие родителей в их физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий.

Опыт показывает, что важную роль при интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников играет правильный выбор досуговой сферы. Участие ребёнка с ограниченными возможностями в концертах, спектаклях, выставках, фестивалях, праздниках вместе со здоровыми детьми помогает детям-инвалидам самоутвердиться, поверить в свои возможности. В здоровых детях совместные мероприятия воспитывают милосердие, терпимость, отзывчивость.

С 2008 года дети с отклонениями в здоровье наряду со здоровыми детьми  активно  участвуют в разноуровневых  конкурсах, фестивалях, выставках, что подтверждают следующие показатели.

Достижения детей с особыми образовательными потребностями.

2008год – дипломы победителей окружной детской выставки – конкурса «Подарок Деду Морозу»- 3 учащихся:

Кружков Сергей, Кръстев Данил, Фатхулова Лилия;

2009 год -– дипломы победителей окружной детской выставки – конкурса «Подарок Деду Морозу»- 3 учащихся:

Фатхулова Лилия,  Олар Елизавета, Болтовский Иван;

2010 год-дипломы победителей окружной детской выставки – конкурса «Подарок Деду Морозу»- 2 учащихся

Дубровин Игорь, Фролова Марина.

Дипломами участников выставки награждены – 4 учащихся

Перевозкина Юля,  Сметанина Катя, Воронова Наташа,  Тертерова Настя.

2010 год – диплом лауреата 1 степени 5 Регионального конкурса – выставки детского художественного конкурса «Волшебный лик осени» - Олар Елизавета.

5 региональный фестиваль ДПИ  «Острова вдохновения» - диплом лауреата 3 степени – Олар Лиза.

2010 год-диплом  17 международной выставки детского изобразительного творчества «Рождественская 2011» - Фатхулова Лилия.

2011 год – в выставках приняли участие в окружная выставке - конкурсе  детского творчества «Волшебство Новогоднее»3учащихся- Воронова Наташа, Фролова Марина, Тертерова Настя.

международной выставке детского изобразительного творчества «Рождественская 2011» - ФатхуловаЛилия,Воронова Наташа, Фролова Марина.

2012год- Международная выставка – конкурс «Рождественская - 2012»

Диплом  - Фатхулова Лиля

Окружной выставка-конкурс детского художественного творчества «Подарок Деду Морозу»

Диплом лауреата - Дубровин Игорь

 Диплом лауреата - Воронова Наташа

2013 год – городская  выставка   «Волшебный мир сказок,»

Грамоты за участие в выставке - 8

Участие в конкурса елочных игрушек «Рождество на 60-й параллели»

Сертификаты участника -3.

Для создания общего образовательно  - воспитательного  пространства, в      рамках взаимодействия  с  Центром социальной помощи семье и детям «Юнона» проводится  психодиагностическая работа по методикам:

- Понамаренко Л.П. «Дерево» – психолого – профилактическая  дизодоптация учащихся - Григорьевой Т.Г.- КОС -1 - основы конструктивного общения;

 - Миргулец Л.В. – методы социально – психологической диагностики личности, опросник для детей и родителей

- Лосева А.А. – «Карта интересов» -методика экспертной оценки для одаренных детей

с целью   исследования реализации наклонностей и способностей детей, как один из способов адаптации к жизни в социуме.

Основными  задачами исследования являлось:

  1. Определение сформированности у детей с ограниченными возможностями здоровья, коммуникативных умений и расширение их круга общения;
  2. Сформированности навыков общения с взрослыми и сверстниками, устойчивый интерес к занятиям, умение работать в коллективе.
  3. Самоанализ учащихся своего мнения по поводу достигнутого результата.
  4. Проведение индивидуальной рефлексии, тестирование, интервьюирование родителей и детей.

В исследовании приняли участие 12 детей и 7 взрослых.

Результаты диагностической работы показали, что в процессе обучения у детей появляются положительные эмоции, эмпатия, принятие других, доброжелательность, снимается напряженность, беспокойство, озабоченность.

Со слов детей, они адекватно оценивают результаты  своих способностей и планируют в дальнейшем использовать эти знания в жизни.         

Посредством  творческой деятельности в коллективе налаживаются межличностные отношения, укрепляются дружеские, доверительные отношения, проявляется повышенный интерес художественной деятельности.

В связи с тем, что самооценка у особенных детей находится на стадии активного формирования, результаты ее диагностики в большей степени носят ситуативный характер.

Анализ достигнутых результатов и поставленных задач дают возможность с уверенностью сказать, что механизмы реализации  поставленных задач выбраны удачно. Это подтверждают следующие результаты:

  1. Устойчивость контингента творческого объединения.
  2. Привлечение воспитанниками к творческим занятиям, как друзей, так и своих родителей.
  3. Отмечена положительная динамика развития коммуникабельности. У воспитанников с нарушением речи и слуха наметилась тенденция к улучшению речи, вызванная необходимостью общения со здоровыми детьми.
  4. Занятия способствовали развитию памяти и воображения
  5. Дети, ранее изолированные пространством квартиры, расширили рамки общения, и получили возможность на собственном опыте познать, что такое коллективная работа.
  6. В процессе занятий произошло сплочение коллектива. Воспитанники с удовольствием посещают выставки, проводят дни именинника, совместно с родителями  организуют подготовку к  праздникам.
  7. Уровень работ воспитанников был отмечен окружными, областными и городскими фестивалями для детей с ограниченными возможностями.
  8. Проведение диагностических мероприятий показало значительный рост самооценки воспитанников.

9.  В школе создана прекрасная атмосфера, открытости, доверительного   отношения друг к другу.

Посещая школу, дети получают возможность войти в новое социальное окружение, расширить круг общения со сверстниками, включиться в творческую работу, обнаружить и развить свои способности, обогатить свой нравственный опыт, научиться не только принимать помощь, но и помогать другим, приносить радость людям, приобрести опыт взаимодействия и сотрудничества с другими детьми и их родителями, вступить на путь к независимой жизни.