Тема: Формирование социально - трудовой компетенции у детей с ограниченными возможностями здоровья через творческий час.
статья (6 класс)

Козлобаева Ольга Васильевна

В качестве научных подходов, являющихся основой методологической и мировоззренческой направленности процесса формирования социально трудовой компетентности учащихся нами выделены: компетентностный, системный, деятельностный, личностно ориентированный, средовой (значит побуждать, помогать).  Процесс формирования социально трудовой компетентности учащихся с  ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), опирается на определенные принципы: гуманизации, междисциплинарностии интеграции. Метод проекта позволяет   формировать социально трудовую компетентность учащихся, а в частности   способствует обогащению  общекультурного опыта

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 31»

    111395, Москва, ул. Молдагуловой, д. 6А                                                                    Телефон:  (499) 374-11-31, (499) 374-13-01

                  email: sk31@edu.mos.ru                                                                                         Факс: (499) 374-11-31

Подготовила и провела: Козлобаева О.В

Выступление на педагогическом совете

Тема: Формирование социально - трудовой компетенции

у детей с   ограниченными возможностями здоровья  через творческий час

Время диктует высокие требования к уровню развития трудовых ресурсов, постоянному повышению творческого и трудового потенциала работников. В связи с этим возрастает роль школы с позиций предоставления образовательных услуг, способствующих формированию различных компетентностей.  В «Концепции развития образования» отмечается необходимость формирования личности, которая будет способна на основе полученных глубоких знаний, профессиональных навыков свободно ориентироваться, саморазвиваться. Поэтому формирование ключевых компетенций обучающихся, в том числе и социально-трудовых, является приоритетной задачей системы современного образования. 

 Обучающиеся  с  ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), должны быть морально, психологически и практически подготовленными к труду, осознанно подойти к выбору своей будущей профессии, получить не только образование, но и пользоваться   знаниями, умениями в  решение различных жизненных задач. Работа по реализации воспитательные компоненты Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) требует от педагога, глубокого и вдумчивого  инновационного подхода к организации всего воспитательного процесса в классе. 

 В качестве научных подходов, являющихся основой методологической и мировоззренческой направленности процесса формирования социально трудовой компетентности учащихся нами выделены: компетентностный, системный, деятельностный, личностно ориентированный, средовой (значит побуждать, помогать).  Процесс формирования социально трудовой компетентности учащихся с  ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),  опирается на определенные принципы: гуманизации, междисциплинарностии интеграции. Метод проекта позволяет   формировать социально трудовую компетентность учащихся, а в частности   способствует обогащению  общекультурного опыта и разнообразию профессиональных проб, которые позволяет им глубже погрузиться в мир профессий.
           Нами разработан долгосрочный проект: «Профессии XXI века», где выполнение  образовательных и педагогических задач происходит поэтапно. Основная задача I года состоит в воспитании у детей общей трудовой направленности, любви и добросовестного отношения к труду, умения подчинять свои личные интересы интересам коллектива. Ознакомить с профессиями  по диагностическим данным, развить интерес обучающихся к профессиям XXI века.   Создать условия для формирования социально-трудовых компетенций посредством проекта через творческий час. Применяется диагностика, журнал профессионального просвещения: разработан информационный журнал «Мир профессий», запланированы экскурсии на предприятия;  внеклассные мероприятий. Занятия в проекте проводятся в активной форме: социальные практики, деловые игры, квесты, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний.

 Начальная, вводная диагностика была проведена и с родителями и  обучающимися. 1. На вопрос  о возможном выборе профессии обучающие ответили:«Хочу быть: поваром, тренером футбольной команды, дегустатором, но 50 процентов детей пока еще не определились. 2. На вопрос, о какой профессии ты хотел бы узнать, обучающие ответили: «Не знаю». 3. Что ты можешь и любишь делать больше всего: «Играть, веселиться, играть в игры мобильного телефона, играть в шахматы, встречаться с друзьями, кататься на велосипеде». 4. Помогаешь ли ты дома маме и чем,  ответили: «Помогаю, что попросит, помогаю- готовлю, не получается, все делаю, нет не помогаю». Проведенные опросы родителей и обучающихся показали, формировать социально- трудовые компетенции   очень важно и актуально, применяя личностный подход к каждому обучающемуся.

На занятиях журнала профессионального просвещения: «Мир профессий» учащиеся  ознакомились с некоторыми профессиями  по опросу тестирования, и профессиями которые по исследованиям будут актуальны в будущем, в том числе профессия «эколог», что способствовало проявлению интереса к миру профессий, самостоятельного поиска знаний, информации учащимися по другим дополнительным профессиям в сети "Internet".  

 Внеклассные мероприятия, имеют общеинтеллектуальное направление, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества, ролей.    Это способствует формированию учебнопознавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у обучающихся, появлению мечты.    

        Кроме того путешествие в город профессий «КидБург» расширило представление о профессиях нашего общества в целом, обучающиеся  погрузились в мир реальности и игры, получили «паспорт», на «бирже труда»,  им вручили «трудовые книжки», в банке выдали игровые «деньги». Учащиеся смогли  почувствовать себя в роли полицейских, туристов, экоконтролеров, ведущих телевизионного вещания. Получили огромное количество эмоций. В последствии, в ходе  бесед, обучающиеся отметили, что быть полицейским это интересно и опасно, туристом это приятно, быть ведущим  телевизионного вещания – очень ответственная профессия. Экоконтролер - профессия нужная, но не престижная. Игра в городе профессий дала обучающимся первые профессиональные пробы, было не легко, но разбудило  их жажду к познанию, поиску приключений и самостоятельности.

         Для расширения знаний проведены внеклассные мероприятия информационные журналы об экологическом состоянии нашей планеты в частности: «Лес наше богатство», «Перелетные птицы Москвы и Подмосковья».  Квест: «Планета Земля у нас такая одна» целью данного мероприятия являлось найти  собственное решение проблемы «мусора» в мегаполисах - «Хранение и переработка мусора»: «Как перейти к сбережению ресурсов страны, и как каждый может помочь природе» Обсуждение экологической ситуации информации с профориентационной тематикой, побудило обучающихся к самостоятельным решениям проблемных вопросов, для меня было неожиданностью. Учащиеся приняли собственное решение участвовать в акции «Бумажный БУМ-Час Земли» Цель этой акции – напомнить людям о необходимости бережного и ответственного отношения к окружающей природе.

 Пятый класс в знак солидарности приняли участие в благотворительном мероприятии  по сбору макулатуры «Бумажный БУМ-Час Земли», сдали макулатуру весом 150 кг и таким образом внесли свой вклад в сохранение лесов. Проявили тем самым гражданскую ответственность.

Социальный практикум выше упомянутых мероприятий показал  остроту проблем экологической опасности нашей страны. Ребята  разработали  проект: «Моя Родина, ты у меня одна», проект: «Перелетные птицы Москвы и Подмосковья» узнали   профессию, которая изучает  птиц: «орнитолог». Ведут подготовку к акции: «Делай добро», обучающиеся  трудились над конструкцией кормушки, кормили птиц. Гражданская позиция, - открыла возможности,  ощущения собственной личностной ценности.

Эффективным средством формирования социально - трудовой компетентности у детей с  ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),  является творческая деятельность.  Вовлечь детей в творческую деятельность помогают школьные проекты,  мероприятия, фестивали.

Участие и  защита  школьных проектов это всегда радость - обучающиеся начинают заранее готовиться. На мероприятие «Осенний марафон» дети оформляли класс, собирали кленовые листы, засушивали и копировали краской. На фестиваль расписывали деревянные доски. В час творчества дети знакомятся с декоративно - прикладным искусством, обучающиеся проявляют и  реализуют свои творческие способности.

В ходе подготовки к конкурсу:  «Весенний показ моды»,  самостоятельно уже ищут информацию в сети "Internet", активно налаживают индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка, формируются общекультурные ценности. Обучающиеся стараются получить профессиональную   консультацию у педагога, высказать свое мнение и не боятся просить о помощи, развивается чувство «смогу»,  не всегда все получается, но мы очень стараемся.

Результаты проекта помогают наглядно  определить уровень социально – трудовой компетенции на начальном этапе и позволяют эффективно осуществить дальнейшую коррекционную работу, направленную на то, чтобы выпускник школы с  ограниченными возможностями здоровья был активной, конкурентоспособной и творческой личностью, быстрой и гибкой, ориентированной в решении сложных жизненных проблем.

В ходе школьных проектов, мероприятий   обучающиеся постепенно формируют социально - трудовые компетенции, а  личностная направленность в процессе обучения  представляет  возможность каждому обучающемуся сделать в дальнейшем самоопределение, реально выбрать для себя  из мира профессий свою специальность для трудовой деятельности,  по душе и возможностям. 

Хотелось  бы закончить свое выступление притчей

- Однажды ученики спросили Хинг Ши, какова его основная задача, как Учителя.

 Мудрец, улыбнувшись, сказал: 
— Завтра вы узнаете об этом. 
На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы, которую местные жители называли Бессмертной Горой, Сянь Юэ.

К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника. 
Только Хинг Ши не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал: 
— Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом. 
Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Хинг Ши отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, — он был практически полон. 
— Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? — изумились ученики. 
— Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы… 
— Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? — спросили ученики. 
— Нет, — сказал Хинг Ши, — 
главная задача Учителя — воспитать в ученике человечность и доброту, — он улыбнулся и продолжил, — и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно........ 

(Мы с вами на верном пути)

- Как эта притча связана с нашей темой? В чём заключаются главные задачи учителя? Пробуждать жажду знаний, организовывать самостоятельную деятельность по достижению образовательной цели, поддерживать, подавать личный пример связывать практику школьной жизни с практикой повседневной жизни. И, главное, не забывать о воспитании человека, формировании духовно-нравственной личности.

 Москва-2018г

Список использованных источников

  • Эссе «Модернизация в сфере образования». Волкова Е.В. Режим доступа:http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2012/05/15/modernizatsiya-v-sfere-obrazovaniya
  • Роль семейных факторов в развитии адаптационных способностей выпускника школы- Вагапова Альфия Равилевна -http://cyberleninka.ru/article/n/roditelskoe-otnoshenie-v-semie-i- Режим доступа: formirovanie-adaptatsionnoy-gotovnosti-vypusknika-shkol
  • Ссылки на источники1.Национальная технологическая инициатива [Электронный ресурс]–Режим доступа: https://asi.ru/nti/ (дата обращения 05.01.2016)
  • Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. –М.: Высшая школа, 2004. –512 с.3.Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. –М.: Педагогика, 1991. –192 с.4.Табарданова, Т.Б. 5.
  • Система развития социальнотрудовой компетентности: методические рекомендации / Т.Б. Табарданова, Т.В. Финюкова, М.А. Шлютова, С.Ю. Павлова –Ульяновск: УлГТУ, 2014. –71 с.
  • Цитаты Режим доступа: - http://icite.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально-трудовых компетенций учащихся с ограниченными возможностями здоровья посредством уроков СБО

Предложена модель формирования социально-трудовых компетенций реализуемая через системный и  деятельно-продуктивный подходы на уроках социально-бытовой ориентировки. приведены примеры исполь...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПОДХОДОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И СИРОТ

В настоящее время инклюзивное образовательное пространство признается в системе образования России приоритетным, в общественно-политических дискуссиях как наиболее эффективный социальный механизм, ре...

Формирование социально-трудовой компетенции в учреждении дополнительного образования детей.

В статье описан личный опыт работы Дома детского творчества, направленной на формирование социально-трудовой компетенции обкчающихся в системе дополнительного образования....

Статья на тему "Роль дополнительного образования в социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья на тему "Роль дополнительного образования в социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья....

Опыт педагогической работы по теме: «Формирование социально-трудовых компетенций учащихся с особыми образовательными потребностями».

Цель: формирование навыка самостоятельной трудовой деятельности и положительного отношения к труду; накопление положительного социального опыта....

Формирование социально-бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья

В докладе раскрываются основные направления социально-бытовой ориентировки детей с ограниченными возможностями здоровья, описан пример формирования навыка мытья рук у детей, показана роль семьи в этой...