Формирование социально-трудовых компетенций учащихся с ограниченными возможностями здоровья посредством уроков СБО
статья по технологии на тему

Зайцева Марина Александровна

Предложена модель формирования социально-трудовых компетенций реализуемая через системный и  деятельно-продуктивный подходы на уроках социально-бытовой ориентировки. приведены примеры использования  различных видов игр и игровых приемов,практических и других методов обучения    .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование социально-трудовых компетенций

учащихся с ограниченными возможностями здоровья

 посредством  уроков СБО

В «Концепции развития образования» отмечается необходимость формирования личности, которая будет способна на основе полученных глубоких знаний, профессиональных навыков свободно ориентироваться, саморазвиваться и самостоятельно принимать правильные, нравственно – ответственные решения в условиях быстроизменяющегося мира. Становится очевидной необходимость специальной целенаправленной работы по формированию социально-трудовых компетенций учащихся.

Содержание предмета СБО направлено на развитие таких социально-трудовых компетенций как умение планировать свою деятельность,  самостоятельно (под руководством учителя) выполнять работу для достижения определенного результата, умение соблюдать трудовую дисциплину, умение владеть этикой трудовых и гражданских отношений.

Модель их формирования строится  на принципах организации работы на уроке, в основу которых лежат системный и  деятельностно - продуктивный  подходы. Системный подход к социально-бытовой ориентации учеников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида требует начинать работу в этом направлении с первых шагов пребывания детей в школе. Каждый учебный предмет имеет свои связи с курсом социально-бытовой ориентировки. Например, на уроках развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности наряду с другими сообщаются сведения о семье, охране здоровья, транспорте, учреждениях, одежде и обуви, некоторых вопросах питания. Тем самым у детей создается база для восприятия программного материала по социально-бытовой ориентировке. Примером комплексности в работе может служить система педагогических мероприятий по подготовке старшеклассников к хозяйственной деятельности в семье. Она включает в себя: занятия по социально-бытовой ориентировке и уроки математики, на которых осуществляется формирование знаний по экономике ведения домашнего хозяйства; внеклассную воспитательную работу, где идет закрепление экономико-бытовых знаний и умений. 

Деятельностно - продуктивный  подход на уроках СБО реализуется через внедрение в учебный процесс игровых педагогических технологий, использование оптимальных методов, приёмов и средств формирования социально-трудовых компетенций учащихся в рамках урока СБО, а также осуществлению контроля уровня развития выше указанных компетенций. «Инструментом» учителя при формировании навыков, способствующих социализации детей с нарушением интеллекта, может стать проведение специально разработанных занятий с использованием сюжетно-ролевых игр. В каждом разделе курса СБО есть темы уроков (вы их видите на слайде), на которых, для лучшего усвоения учебного материала необходимо проведение игр с распределение ролей между участниками, которые вступают в определённые отношения в различных ситуациях.  Модели реальных ситуаций, предлагаемые учащимся, различаются не только содержанием, но и степенью сложности. Сюжеты ситуаций берутся обязательно в соответствии с уровнем знаний, опыта детей и их возможностями. 
Выполнение роли требует подчинения определенным правилам, нормам поведения, которые служат как бы эталоном для играющего. Наличие партнёров повышает необходимость соблюдения этих правил. Таким образом, можно считать, что, участвуя в играх со специально подобранным содержанием, школьники в определенной мере приобретают навыки культуры общения, привычку соблюдать нормы поведения в различных ситуациях, и в частности тогда, когда обстановка может провоцировать неправильные поступки.   Формирование социальных компетенций невозможно без навыка общественного поведения. Детям с ограниченными возможностями здоровья не составляет труда вступить в контакт с человеком, но построить беседу, задать вопрос, высказать просьбу вызывает большие затруднения. Этот навык формируем поэтапно. При показе педагог сам демонстрирует какую-либо ситуацию, взяв на себя ту социальную роль, которой хочет научить детей (например, хозяйка дома). На втором этапе помощь со стороны взрослого постепенно уменьшается, а самостоятельность детей возрастает. На третьем этапе при проигрывании ситуации необходимо руководить детьми и следить, чтобы они, верно, передавали последовательность действий, правильно произносили фразы. В  качестве примера учащимся предлагаются готовые диалоги, которые выдаются учащимся. Например, диалог продавца и покупателя, покупка билета в театре, железнодорожной кассе, получение справки по телефону,  диалоги с различными работниками жилищных контор и другие.  Результатом использования сюжетно-ролевой игры является: адекватное решение жизненных ситуаций обучающимися; повышение выразительности и эмоциональной окраски речи обучающихся; развитие коммуникативных навыков обучающихся с нарушением интеллекта, расширяющих возможности социализации учащихся.

При формировании СТК на уроках СБО широко используются различные виды игр и игровых приемов. Они помогают педагогу осуществлять обучение и развитие детей в более доступной и привлекательной форме. Кроме того, игра способствует более активному участию ребенка в процессе познания.  Большими возможностями обладают дидактические игры. Дидактические игры могут использоваться на любом этапе изучения темы. В дидактических играх по социально-бытовой ориентировке могут использоваться натуральные предметы, игрушки, муляжи, модели, картинки.     Наиболее  часто  используются следующие виды игр: режиссерские, когда ребенок управляет игрушками, моделями, действует через них; проблемные ситуации, требующие применения знаний и умений в измененных условиях (создаются в процессе сюжетно-ролевых игр, моделирования реальных ситуаций и т. д.); имитирующие игры, когда имитируется какой-то трудовой процесс (стирка одежды, чистка обуви, пришивания пуговиц и так далее).

Для формирования компетентности в сфере социально-трудовой деятельности, в том числе умения анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные возможности занятия проходят в форме тренинга, например, «Я ищу работу, работа ищет меня».  В  процессе тренинга учащиеся выполняют проблемно-ситуационные задания, моделирующие различные ситуации устройства на работу,  работают с реальными объявлениями о предложении рабочих мест в местной печати, анализируют информацию, учатся правильно построить разговор, задать нужные вопросы, самому правильно составить объявление и предложить свои услуги на рынке труда с учетом получаемой специальности.  

Особое внимание на уроках СБО уделяется использованию практических методов обучения (практические, лабораторные работы и упражнения).  Для самостоятельного выполнения практических работ ученик должен овладеть такими социально-трудовыми компетенциями,  как: ориентироваться в задании, планировать ход предстоящей работы, контролировать свои действия. Несомненно, полезно на ориентировочном этапе продемонстрировать образец уже выполненной работы, например заполненный бланк телеграммы. Но более продуктивным будет предложить рассмотреть объект и определить характер и объем будущей, еще не выполненной работы. Например, ученики при изучении темы «Стирка белья» рассматривают приготовленное для стирки белье, анализируют его состояние, устанавливают объем и особенности работы. Либо предлагается сварить кисель, но  показывают не готовое блюдо, а набор продуктов и кухонный инвентарь. Более  сложным для учащихся, но в тоже время и эффективным является  вариант,  когда известен конечный результат. Например, приготовление пищи, пользуясь рецептами. В этом случае нужно на основе анализа текста представить будущую работу, самостоятельно подобрать продукты, посуду, приспособления, установить последовательность приготовления блюда, т.е. самим составить технологическую карту.

   Не уступает по значимости  практическому лабораторный метод. Организовать  лабораторную работу в обычном кабинете СБО совсем нетрудно. Такими работами являются наблюдение за обезжириванием поверхности тарелки под воздействием жидкости для мытья посуды, за результатами замачивания белья перед стиркой, выведение домашними средствами пятна с одежды, измерение температуры воды, приготовление маринада для консервирования и другие.

Дети с интеллектуальной недостаточностью могут знать таблицу умножения, но не уметь применять ее на практике. Знать  правила грамматики, но не соблюдать их на письме, могут знать, что 1 л равен 1000 мл, но не сумеют отмерить тот же объем воды стаканом емкостью 250 мл. С целью формирования у учащихся умения применять полученные знания на практике на уроках социально-бытовой ориентировки используются следующие упражнения: показ называемых педагогом предметов (кухонный инвентарь); называние предметов при их предъявлении (посуда); тренировочные упражнения по усвоению отдельных трудовых действий (пришивание пуговицы, нарезка овощей); упражнения в планировании предстоящей деятельности, составлении отчета о выполненной работе; расположение элементов плана выполнения определенного процесса в правильной последовательности; упражнения, направленные на выработку умений пользования услугами магазина, почты, библиотеки, транспорта, телефона и др.; упражнения в использовании формул речевого этикета; исправление ошибок в записях правил, сведений и другие упражнения.

        Большую трудность при обучении  данному предмету создает то, что нет учебников. Мозг ребенка гораздо легче воспринимает предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств. Например, презентация по теме  «Приготовление бутербродов» в пятом классе  содержит слайды с видами бутербродов – открытые, закрытые, канапе; слайды с краткими познавательными сведениями, слайды с правилами техники безопасности и  санитарии; иллюстрации; инструкционные карты приготовления бутербродов и схемы видов нарезки хлеба, сыра, овощей.   Информационно-компьютерные средства обучения  можно использовать на любом этапе урока: при объяснении нового материала, как источник учебной информации, как наглядное пособие;  при закреплении и повторении, как тренажер; для контроля знаний, умений и навыков. Регулярное использование мультимедийного сопровождения урока социально-бытовой ориентировки позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности, что  способствует осознанному усвоению знаний  и развитию творческого потенциала учащихся.  Применение   ИКТ на уроках социально-бытовой ориентировки ведет к повышению эффективности образовательного процесса, увеличению объема выполняемых на уроке заданий, более рациональному использованию времени урока и повышению познавательной активности и мотивации к учению. Это происходит за счет разнообразия форм работы, а также одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности, что особенно важно для детей с ОВЗ.  

Отсутствие учебников по СБО обязывает учителя разрабатывать  опорные таблицы,  технологические карты, карточки с заданиями, перфокарты, памятки, которые помогают учащимся лучше усваивать и  закреплять изученный материал. Например, по теме «Личная гигиена» в 5 классе, сделать вывод о том, какие правила личной гигиены должен знать каждый, в помощь учащимся используется таблица, в которой они должны продолжить предложение. Закрепить  изученное помогают задания на карточке, где необходимо распределить слова в два столбика, найти соответствие между символом и словесным обозначением, восстановить или установить последовательность, например «Утюжки изделий». Выработать  у ребенка алгоритм выполнения того или иного действия и в последствии закрепить его помогает использование карты или схема действия.

Бытовой труд, как и любая трудовая деятельность, требует умения анализировать предстоящую работу, планировать ее, осуществлять самоконтроль. В таких случаях на первое место выходит наличие в школе специально оборудованного кабинета СБО. Хорошо оборудованный по тематическим зонам кабинет СБО – это основа организации работы учителя и учебной деятельности учеников Условия учебного кабинета благоприятствуют повышению эффективности коррекционно-воспитательного процесса, развитию познавательной деятельности, выработке навыков самостоятельности и сознательной дисциплины учащихся. Занятия в кабинете помогают учителю реально показать учащимся, в каких жизненных ситуациях или видах деятельности они могут применить полученные знания и умения.  Чем больше возможностей предоставляет кабинет для варьирования жизненных ситуаций, тем больше учитель может полагаться на то, что ученик использует полученные знания в новой, измененной ситуации, что является всегда особо сложным для детей с недостатками интеллектуального развития.

В процессе формирования социально – трудовых компетенций важен контроль усвоения программных знаний и овладение необходимыми умениями каждым учеником. Методы контроля определяются требованиями к его всеобщности и целесообразности. Приемлемый   к предмету СБО контроль усвоения материала по теме состоит из трех частей: итоговый контроль усвоения содержания (контроль знаний); контроль уровня сформированности умений (контроль умений); итоговый контроль свернутой деятельности (контроль навыков).  С этой целью на уроках СБО в системе проводятся: тестирование; наблюдение; педагогическое диагностирование. Для отслеживания и контроля практических умений и навыков ведутся карты, где отмечаются положительные и отрицательные моменты в работе каждого ученика индивидуально.

        Формирование жизненной компетенции  учащихся с ограниченными возможностями здоровья это длительные процесс. Успешность этой работы зависит от того, какие методы в своей работе применяет учитель, создана ли система работы по формированию социально-трудовой компетенции, сформирована ли положительная мотивация обучения и насколько всё это интересует детей.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию словаря у детей с ограниченными возможностями здоровья

Предлагаемая мною схема  проведения словарной работы будет полезна учителям, так как она позволит им творчески подойти к проведению словарной работы, быстро сориентироваться в подбор...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках чтения, письма, окружающего мира

Уровень коммуникативных умений учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяется реально сложившимся узким социальным кругом их общения; недостаточностью их возможностей для формирова...

сценарий педсовета « Формирование гражданской позиции школьников с ограниченными возможностями здоровья в контексте духовно-нравственного воспитания»

Формирование гражданственности  в настоящее время становится одной из приоритетных задач в воспитании и обучении школьников. В стране идет поиск потенциального возрождения России и обязател...

Формирование гражданственности у детей с ограниченными возможностями здоровья

В работе отражен опыт работы учителя по формированию гражданственности, социализации детей с ОВЗ на уроках литературы и во внеурочное время....

Формирование социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья через организацию проектной деятельности.

Главной целью трудового обучения в школе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья является  подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни, что предполагает формирование личности...

Тема: Формирование социально - трудовой компетенции у детей с ограниченными возможностями здоровья через творческий час.

В качестве научных подходов, являющихся основой методологической и мировоззренческой направленности процесса формирования социально трудовой компетентности учащихся нами выделены: компетентностный, си...