Формирование гражданственности у детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по теме

Никифорова Наталья Григорьевна

 В работе отражен опыт работы учителя по формированию гражданственности, социализации детей с ОВЗ на уроках литературы и во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon http://nsportal.ru/node/add/book-s36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Никифорова Н.Г.

Формирование гражданственности у детей с ограниченными возможностями здоровья

У каждого человека, учившегося в школе, на слуху строчки русского поэта Н.А.Некрасова:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан...

Однако многие не всегда акцентируют внимание на его последующие:

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Именно о гражданственности учащихся на современном этапе пойдет речь, ибо в общественном сознании наблюдается утрата традиционного российского патриотического сознания, проявление таких негативных качеств, как равнодушие, нетерпимость, эгоизм, индивидуализм, агрессивность. Обозначилась необходимость создания обновленной системы воспитания гражданственности и патриотизма подрастающего поколения.

Не стоит забывать в таком случае и о детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Известно, что у них по разным причинам и в разной степени задержано накопление жизненного опыта. Для таких детей создана новая образовательная среда — дистанционное обучение. Оно позволяет ребенку с ОВЗ найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни, решая психологические проблемы учащегося, проблемы удалённости от учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками. Это способ вернуть их к полноценной гражданской и творческой жизни, помочь им самореализоваться в сложных социальных условиях общества. Дети-инвалиды, наш взгляд, особо нуждаются в гражданском воспитании, формировании активной жизненной позиции, раскрытии талантов для пользы Родины и ощущения самодостаточности.

Целью гражданского образования является формирование цивилизованного человека, способного обрести гражданскую позицию, подготовка юного гражданина к активному включению в самостоятельную жизнь. Источниками социально-гражданского опыта учащихся выступают гуманитарные дисциплины, прежде всего история и литература, которые вводят детей в мир человеческих отношений, в том числе через художественные, исторические образы, и способствуют развитию эмоциональных основ гражданственности личности. Большими потенциальными возможностями в формировании гражданственности обладает литература. Уроки литературы — уроки жизни, уроки истории, где формируется личность и определяются гражданские позиции.   Именно в стенах школы происходит социализация  ребенка. Литература передает нормы и модели гражданского поведения, духовные ценности, мышление автора, героев произведений.   В результате учащиеся  учатся  гражданским ролям, знакомятся с   этапами становления личности. Складывается собственная система представлений о себе самом, о мире и других людях.

Для решения гражданского воспитания на уроках литературы и во внеурочное время рекомендуется множество современных технологий. В практике пишущего используется педагогическая технология критического мышления, интегрированные уроки, уроки изучения исторических произведений, тематические экскурсии, встречи с известными людьми страны и республики, а также разработан педагогический проект «Я умею общаться».

Одним из качеств гражданина является гармоничное сочетание патриотических, национальных и интернациональных чувств. Именно об этом зашёл разговор на уроке изучения рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» в 5 классах. Дети справедливо оценили ситуацию героя рассказа и открыли для себя такое качество, как интернационализм. При анализе стихотворения русского поэта-эмигранта Дон- Аминадо «Города и годы» те же ученики выявили для себя понятную истину — нет ничего дороже Родины- в таких строчках:

Но один есть в мире запах,

И одна есть в мире нега:

Это русский зимний полдень,

Это русский запах снега.

И хрестоматийные, и малоизученные произведения заставляют задуматься детей о судьбе страны, её событиях и о людях, тем самым закладываются основы гражданского сознания.

Для детей с ОВЗ необходимы не только дистанционные занятия, но и встречи вживую, что и происходит в Центре ежемесячно. Доказано, что одним из основных средств воспитания гражданственности и патриотизма являются различные тематические экскурсии. К примеру, посещение Национальной библиотеки Чувашской Республики детьми-инвалидами и их родителями позволило им утвердиться в мысли, что открыты все информационные каналы для правового образования, что они могут использовать фонды местных и столичных библиотек в дистанционной форме для своего культурного развития. В день 50 - летия со дня полета первого человека в космос учащиеся посетили «Мемориальный комплекс летчика-космонавта СССР А.Г. Николаева» в с. Шоршелы Чувашской Республики. Эта экскурсионная программа способствовала осознанию у детей значимости подвига нашего земляка, возникало чувство гордости за республику. Ведь трудолюбие и скромность, верность и мужественность, служение Родине, родной земле - характерные черты Андрияна Николаева, истинного гражданина России. Немаловажной составной частью формирования гражданственности у детей является и культурно-эстетическая направленность, что было реализовано визитом в Художественное училище г.Чебоксары. Дети-инвалиды с огромным интересом ознакомились с историей этого учебного заведения, увидели воочую, как работают студенты над эскизами, лепят из глины, а также с особым интересом рассматривали картины известных чувашских художников, в мастерской по моделированию исторической одежды примеряли платья и костюмы различных эпох. Главное впечатление от такого мероприятия — это прочувствование сердцем и разумом истоков творчества, понимание важности культуры в жизни человека.

Человек-гражданин с активной жизненной позицией должен уметь общаться, быть открытым и мобильным. Для детей с ОВЗ это тоже под силу, они постепенно развиваются, учатся социализироваться. С целью приобщения учащихся в современную публичную деятельность был создан специальный педагогический проект «Я умею общаться» (азы журналистики). В гражданском становлении школьников, особенно детей-инвалидов, особую роль играют средства массовой информации. Это «окно в мир», серьезно воздействующее на их жизненные идеалы и ценности. Например, учащиеся центра Шарипов Рустам и Маркин Алексей участвовали во встрече с Уполномоченным по правам ребенка Астаховым П., который расположил к себе детей, они откровенно делились с ним своими планами, задавали вопросы. Михайловский Александр принял участие в республиканском конкурсе сочинений «Каким бы я был депутатом», Мишина Анастасия проявила себя как настоящий интервьюер при беседе с параолимпийцем, чемпионом России по бадминтону, бронзовым призёром Европы, Степановым Ю.П. Последний эмоционально, интересно рассказывал детям о своей спортивной карьере, призывал заниматься спортом, не отчаиваться, находить достойные интересы в жизни, быть настоящими гражданами страны.

Таким образом, гражданственность как важная составляющая личности совершенно необходима любому ученику, будь здоровому или с ограниченными возможностями. Любое государство заинтересовано в том, чтобы каждый человек был гражданином, обладал высокой политической и демократической культурой, уважал людей других национальностей, был тружеником, любил и берег свою Родину, преумножал ее богатства. Французский писатель и философ Ж. Ж. Руссо главной функцией государства считал воспитание хороших граждан и утверждал, что гражданское воспитание возможно лишь в свободной стране, где дети воспитываются в условиях равенства. Педагогу в формировании гражданственности учащихся следует ориентироваться на духовно-нравственные ценности: осознание своей исторической, культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине, гражданскую активность, следование закону, ответственность за собственные действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию словаря у детей с ограниченными возможностями здоровья

Предлагаемая мною схема  проведения словарной работы будет полезна учителям, так как она позволит им творчески подойти к проведению словарной работы, быстро сориентироваться в подбор...

Формирование эстетической культуры детей с ограниченными возможностями здоровья

Формирование эстетической культуры детей с ограниченными возможностями здоровья...

«Активизация формирования музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и во внеурочное время»

Музыка оказывает огромное воздействие на умственно отсталых детей, вызывает яркие эмоциональные переживания, развивает воображение, способствует формированию эстетических потребностей, художественного...

Формирование музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО

Красткое описание трудностей и способностей детей с ОВЗ. Предложенны музыкальные игры с детьми....

Методическая разработка на тему: Активизация формирования музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и во внеурочное время

Музыка оказывает огромное воздействие на умственно отсталых детей, вызывает яркие эмоциональные переживания, развивает воображение, способствует формированию эстетических потребностей, художественного...

Статья «Активизация формирования музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и во внеурочное время».

Музыка оказывает огромное воздействие на детей с интеллектуальной недостаточностью, вызывает яркие эмоциональные переживания, развивает воображение, способствует формированию эстетических потребностей...