Формирование гражданственности у детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по теме
В работе отражен опыт работы учителя по формированию гражданственности, социализации детей с ОВЗ на уроках литературы и во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/node/add/book-s | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Никифорова Н.Г.
Формирование гражданственности у детей с ограниченными возможностями здоровья
У каждого человека, учившегося в школе, на слуху строчки русского поэта Н.А.Некрасова:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан...
Однако многие не всегда акцентируют внимание на его последующие:
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Именно о гражданственности учащихся на современном этапе пойдет речь, ибо в общественном сознании наблюдается утрата традиционного российского патриотического сознания, проявление таких негативных качеств, как равнодушие, нетерпимость, эгоизм, индивидуализм, агрессивность. Обозначилась необходимость создания обновленной системы воспитания гражданственности и патриотизма подрастающего поколения.
Не стоит забывать в таком случае и о детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Известно, что у них по разным причинам и в разной степени задержано накопление жизненного опыта. Для таких детей создана новая образовательная среда — дистанционное обучение. Оно позволяет ребенку с ОВЗ найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни, решая психологические проблемы учащегося, проблемы удалённости от учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками. Это способ вернуть их к полноценной гражданской и творческой жизни, помочь им самореализоваться в сложных социальных условиях общества. Дети-инвалиды, наш взгляд, особо нуждаются в гражданском воспитании, формировании активной жизненной позиции, раскрытии талантов для пользы Родины и ощущения самодостаточности.
Целью гражданского образования является формирование цивилизованного человека, способного обрести гражданскую позицию, подготовка юного гражданина к активному включению в самостоятельную жизнь. Источниками социально-гражданского опыта учащихся выступают гуманитарные дисциплины, прежде всего история и литература, которые вводят детей в мир человеческих отношений, в том числе через художественные, исторические образы, и способствуют развитию эмоциональных основ гражданственности личности. Большими потенциальными возможностями в формировании гражданственности обладает литература. Уроки литературы — уроки жизни, уроки истории, где формируется личность и определяются гражданские позиции. Именно в стенах школы происходит социализация ребенка. Литература передает нормы и модели гражданского поведения, духовные ценности, мышление автора, героев произведений. В результате учащиеся учатся гражданским ролям, знакомятся с этапами становления личности. Складывается собственная система представлений о себе самом, о мире и других людях.
Для решения гражданского воспитания на уроках литературы и во внеурочное время рекомендуется множество современных технологий. В практике пишущего используется педагогическая технология критического мышления, интегрированные уроки, уроки изучения исторических произведений, тематические экскурсии, встречи с известными людьми страны и республики, а также разработан педагогический проект «Я умею общаться».
Одним из качеств гражданина является гармоничное сочетание патриотических, национальных и интернациональных чувств. Именно об этом зашёл разговор на уроке изучения рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» в 5 классах. Дети справедливо оценили ситуацию героя рассказа и открыли для себя такое качество, как интернационализм. При анализе стихотворения русского поэта-эмигранта Дон- Аминадо «Города и годы» те же ученики выявили для себя понятную истину — нет ничего дороже Родины- в таких строчках:
Но один есть в мире запах,
И одна есть в мире нега:
Это русский зимний полдень,
Это русский запах снега.
И хрестоматийные, и малоизученные произведения заставляют задуматься детей о судьбе страны, её событиях и о людях, тем самым закладываются основы гражданского сознания.
Для детей с ОВЗ необходимы не только дистанционные занятия, но и встречи вживую, что и происходит в Центре ежемесячно. Доказано, что одним из основных средств воспитания гражданственности и патриотизма являются различные тематические экскурсии. К примеру, посещение Национальной библиотеки Чувашской Республики детьми-инвалидами и их родителями позволило им утвердиться в мысли, что открыты все информационные каналы для правового образования, что они могут использовать фонды местных и столичных библиотек в дистанционной форме для своего культурного развития. В день 50 - летия со дня полета первого человека в космос учащиеся посетили «Мемориальный комплекс летчика-космонавта СССР А.Г. Николаева» в с. Шоршелы Чувашской Республики. Эта экскурсионная программа способствовала осознанию у детей значимости подвига нашего земляка, возникало чувство гордости за республику. Ведь трудолюбие и скромность, верность и мужественность, служение Родине, родной земле - характерные черты Андрияна Николаева, истинного гражданина России. Немаловажной составной частью формирования гражданственности у детей является и культурно-эстетическая направленность, что было реализовано визитом в Художественное училище г.Чебоксары. Дети-инвалиды с огромным интересом ознакомились с историей этого учебного заведения, увидели воочую, как работают студенты над эскизами, лепят из глины, а также с особым интересом рассматривали картины известных чувашских художников, в мастерской по моделированию исторической одежды примеряли платья и костюмы различных эпох. Главное впечатление от такого мероприятия — это прочувствование сердцем и разумом истоков творчества, понимание важности культуры в жизни человека.
Человек-гражданин с активной жизненной позицией должен уметь общаться, быть открытым и мобильным. Для детей с ОВЗ это тоже под силу, они постепенно развиваются, учатся социализироваться. С целью приобщения учащихся в современную публичную деятельность был создан специальный педагогический проект «Я умею общаться» (азы журналистики). В гражданском становлении школьников, особенно детей-инвалидов, особую роль играют средства массовой информации. Это «окно в мир», серьезно воздействующее на их жизненные идеалы и ценности. Например, учащиеся центра Шарипов Рустам и Маркин Алексей участвовали во встрече с Уполномоченным по правам ребенка Астаховым П., который расположил к себе детей, они откровенно делились с ним своими планами, задавали вопросы. Михайловский Александр принял участие в республиканском конкурсе сочинений «Каким бы я был депутатом», Мишина Анастасия проявила себя как настоящий интервьюер при беседе с параолимпийцем, чемпионом России по бадминтону, бронзовым призёром Европы, Степановым Ю.П. Последний эмоционально, интересно рассказывал детям о своей спортивной карьере, призывал заниматься спортом, не отчаиваться, находить достойные интересы в жизни, быть настоящими гражданами страны.
Таким образом, гражданственность как важная составляющая личности совершенно необходима любому ученику, будь здоровому или с ограниченными возможностями. Любое государство заинтересовано в том, чтобы каждый человек был гражданином, обладал высокой политической и демократической культурой, уважал людей других национальностей, был тружеником, любил и берег свою Родину, преумножал ее богатства. Французский писатель и философ Ж. Ж. Руссо главной функцией государства считал воспитание хороших граждан и утверждал, что гражданское воспитание возможно лишь в свободной стране, где дети воспитываются в условиях равенства. Педагогу в формировании гражданственности учащихся следует ориентироваться на духовно-нравственные ценности: осознание своей исторической, культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине, гражданскую активность, следование закону, ответственность за собственные действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по формированию словаря у детей с ограниченными возможностями здоровья
Предлагаемая мною схема проведения словарной работы будет полезна учителям, так как она позволит им творчески подойти к проведению словарной работы, быстро сориентироваться в подбор...
Формирование эстетической культуры детей с ограниченными возможностями здоровья
Формирование эстетической культуры детей с ограниченными возможностями здоровья...
«Активизация формирования музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и во внеурочное время»
Музыка оказывает огромное воздействие на умственно отсталых детей, вызывает яркие эмоциональные переживания, развивает воображение, способствует формированию эстетических потребностей, художественного...
Формирование музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО
Красткое описание трудностей и способностей детей с ОВЗ. Предложенны музыкальные игры с детьми....
Методическая разработка на тему: Активизация формирования музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и во внеурочное время
Музыка оказывает огромное воздействие на умственно отсталых детей, вызывает яркие эмоциональные переживания, развивает воображение, способствует формированию эстетических потребностей, художественного...
Реализация воспитательной функции литературы как искусства слова для формирования субъектной позиции детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дистанционного обучения.
В статье представлен опыт работы изучения художественного текста на дистационном уроке литературы....
Статья «Активизация формирования музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и во внеурочное время».
Музыка оказывает огромное воздействие на детей с интеллектуальной недостаточностью, вызывает яркие эмоциональные переживания, развивает воображение, способствует формированию эстетических потребностей...