Формирование эстетической культуры детей с ограниченными возможностями здоровья
статья (5 класс) по теме

Страшко Светлана Павловна

Формирование эстетической культуры детей с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОУ ВО «Бутурлиновская школа – интернат VIII вида»

                   Страшко Светлана Павловна воспитатель.

      Формирование эстетической культуры  у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Искусство входит в жизнь человека с малых лет. С колыбельной песни с простеньких сказок про репку и колобок, с ярких картинок в книжке. Ребенок  напевает несложные мелодии, старательно выводит нескладных человечков на листе бумаги, с увлечением слушает волшебные истории о подвигах богатырей и кознях злых колдунов, но ещё не понимает, что все это искусство. Искусство – это один из предметов изучения эстетики, по мнению Гегеля: «Её предметом является обширное царство прекрасного, точнее говоря, область искусства или, ещё точнее – художественного творчества», но современная научная эстетика отбросила ограничения  XIX века и сегодня мы пользуемся представлениями о эстетике, как науке, изучающей всю действительность, во всех её проявлениях, с точки зрения её красоты. Что же такое эстетика? Эстетика – это наука об эстетическом освоении действительности, наука о прекрасном – в природе, искусстве, обществе. Эстетическое воспитание в коррекционной школе  это необходимый элемент всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Эстетическое воспитание рассматривает отношение искусства к действительности, проявление искусства в общественной жизни, рассматривает познавательную роль искусства, единство формы и содержания.

         Формирование эстетических чувств, вкуса и потребностей — длительный и сложный процесс, который осуществляется все время, пока ребенок обучается в школе Первые его этапы — развитие органов чувств и формирование художественного восприятия ребенка. восприятие его первичных элементов — красок, звуков, линий, форм и т. д., а это возможно только при наличии у человека определенной сенсорной культуры, высокоразвитых органов чувств.  Постепенно, путем анализа и сопоставления, ребенок начинает воспринимать и понимать.  В процессе эстетического восприятия происходит осмысление норм и критериев прекрасного, формируется представление о прекрасном, его понимании. Художественный вкус развивается лишь в соприкосновении с прекрасным. Эстетическое суждение и эстетическая оценка возникают у ребенка тогда, когда он наблюдает жизнь природы, накапливает опыт в труде, в общении с людьми, т. е. во всех тех случаях, когда он в той или иной мере познает разнообразные эстетические качества предмета. Поэтому необходимо вместе с детьми слушать музыку, смотреть спектакли, ходить в музеи, на выставки, изучать памятники зодчества. Сформированный художественный вкус определяет эстетические потребности ребенка, которые часто находят свое выражение в художественной деятельности, имеющей для развития ребенка поистине безграничные возможности.

       Формирование эстетической культуры предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов, убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно воспитывается у детей стремление и  умение вносить элементы прекрасного во все стороны жизни, художественно-эстетические занятия в рамках коррекционной школы вводят воспитанников в волшебный мир искусства. Занятия практической направленности позволяют проникнуть в тайны красоты труда, обучают навыкам создания, сохранения и  развития этой красоты. Воспитателю важно научить видеть  красоту труда, межличностных отношений, познания, взаимопомощи, совместной деятельности. Эстетика в искренних, здоровых, человеческих взаимоотношениях между воспитанниками и педагогом, между детьми, между младшими и старшими школьниками делают уклад детской жизни – школой воспитания в духе высокой эстетики и морали.

Воспитателю необходимо владеть умением красиво писать, выразительно читать стихи и рассказы, иметь навыки музыкального и изобразительного искусства. В коррекционной школе изобразительное искусство играет ведущую роль в развитии художественного мышления, творческого воображения, зрительной  памяти, изобразительных способностей. Воспитанники учатся изобразительной грамоте, формируется умение пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства.

Обобщая все сказанное, можно выделить основные задачи эстетического воспитания в коррекционной школе:

1) развитие органов чувств ребенка и формирование эстетических восприятий;

2) развитие у школьников эстетических суждений и вкуса, развитие умения понимать прекрасное во всех его проявлениях;

3) развитие творческих способностей и эстетической активности ребенка.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Опыт работы по нравственно-эстетическому воспитанию детей. В основе - использование песенного богатства русского народа с целью формирования у воспитанников уважения к истории, народному творчеству, с...

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный мир квиллинга» по художественно-эстетическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья 5-14 лет.

Занятие квиллингом помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры. Этот вид ...