Развитие эстетического восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья через синтез музыки и живописи
статья по изобразительному искусству (изо)

Праник Ирина Викторовна

Статья о развитии эстетического восприятия детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_esteticheskogo_vospriyatiya.docx27.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья

«Развитие эстетического восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья через синтез музыки и живописи»

Воспитатель Праник Ирина Викторовна

Живопись и музыка тесно связаны друг с другом, они вместе ведут к созданию художественных образов и помогают в синтезе на занятиях по знакомству с музыкальными произведениями  и произведениями живописи формировать у детей художественно - эстетические представления.

«Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать в своём воображении настроение. Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка даёт настроение, и по нём надобно воссоздать мысль и образ.» Н.А.Римский-Корсаков.

Благодаря знакомству детей с живописью, у них расширяется картина мира: дети знакомятся с различными жанрами живописи, учатся понимать красоту предметов, природы, изящество форм и движений, понимать события, настроения и эмоции. В процессе приобщения детей к живописи, у них формируется эстетический вкус, способность оценивать прекрасное не только в искусстве, но и в окружающей действительности, природе, быту. Большую роль при рассматривании, имеет грамотно подобранное музыкальное сопровождение. Музыка имеет сильное воздействие на настроение и помогает детям прочувствовать и понять смысл картины, активизирует творческое воображение. Поэтому классическая музыка стала неотъемлемой частью занятий по художественно-изобразительной деятельности. Причём необходимо прослушивать музыку не во вторичной обработке, а только оригиналы, написанные музыкальными гениями, передавшие гармонию бытия. Когда педагог поможет ребёнку войти в мир живописи и музыки, покажет его красоту, изящество и гармонию, создав при этом соответствующую эстетическую среду, то ребёнок будет тянуться к прекрасному.

Важно отметить, что занятия должны быть построены так, при подаче материала, у детей были задействованы все каналы восприятия: зрение, слух, кинестетический канал. Например, при знакомстве с творчеством  И.Айвазовского, детям предлагается прослушать шум моря, произведение А. Вивальди. Во время рассматривания картин, изображающих разное состояние моря, педагог читает детям стихи К. Бальмонта, Н. Добролюбова,  А.Фета. Дети могут подвигаться под музыку, поиграть, нарисовать свои пейзажи.

«Ребёнок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». К.Д.Ушинский. Для ребёнка творчество-это естественная среда, а для ребёнка с задержкой умственного развития, это может быть основной язык, с помощью которого он может рассказать о себе, выразить свои чувства, побороть агрессию, повысить самооценку.

Для детей с ограниченными особенностями здоровья такие занятия особенно важны, потому, что кроме общих и художественно-эстетических задач, на таких занятиях, исходя из особенностей детей решаются коррекционные задачи. Такая деятельность носит терапевтический эффект, который посредством синтеза музыки и живописи, даёт ребёнку комфортное эмоциональное самочувствие, улучшение психического здоровья, оздоровление психики, чувство уверенности в себе, а так же корректирует имеющиеся недостатки эмоционально-волевой сферы. Занятия благотворно влияют на развитие мышления, воображения, внимания, нормализации процессов  возбуждения и торможения, снятия излишнего мышечного тонуса, ориентировке в пространстве, координации движения, мелко моторике.

При знакомстве с произведениями музыки и живописи у детей расширяется кругозор, коммуникативные качества, самостоятельность мышления, умение проявлять эмоционально-личностное отношение к картине, обогащение эмоциональной сферы. Классическая музыка необходима не только для заполнения досуга. Её необходимость для формирования личности научно доказана. Классическая музыка приводит в баланс обе доли мозга, развивает мышление, выполняет терапевтическую функцию.

Знакомство с шедеврами мировыми шедеврами классики, позволят каждому ребёнку с ограниченными возможностями здоровья, независимо от его способностей, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить музыкальные произведения и произведения живописи. Развитие духовного мира ребёнка, его творческих способностей, созидательное отношение к себе и окружающим, поможет в укреплении его физического и социального здоровья, формировании и развитии личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья через использование современных здоровье сберегающих технологий во внеурочное время».

  Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. Рост числа заболеваний среди учащихся ОВЗ ...