«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья через использование современных здоровье сберегающих технологий во внеурочное время».
статья

Галина Черноокая

    Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. Рост числа заболеваний среди учащихся ОВЗ последние годы стремительно набирает темпы. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся. Среди множества задач, стоящих перед воспитанием в коррекционной школе для детей с ОВЗ, прежде всего, стоят задачи коррекционно-компенсаторные, образовательные, воспитательные и лечебно-оздоровительные. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

Тема «Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья через использование современных здоровье сберегающих технологий во внеурочное время».

Автор:

Черноокая Галина Анатольевна

(педагог дополнительного образования)

Введение: 

    Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. Рост числа заболеваний среди учащихся ОВЗ последние годы стремительно набирает темпы. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся. Среди множества задач, стоящих перед воспитанием в коррекционной школе для детей с ОВЗ, прежде всего, стоят задачи коррекционно-компенсаторные, образовательные, воспитательные и лечебно-оздоровительные. Поэтому применение системы оздоровительного воспитания является одним из наиболее действенных средств компенсации недоразвитых функций. Весь коррекционно-воспитательный процесс построен, основываясь на использование сохранных функций, но при этом максимально полно учитывая потенциальные возможности развития ребенка. Всем хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Но как сделать, чтобы ребенок жил в ладу с самим собой, с окружающими миром, с людьми? Секрет этой гармонии прост: Здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается, и отсутствие вредных привычек. Школа - интернат как социальная среда, в которой находятся дети с ОВЗ, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня, выполнений домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состояниям и адаптивностью ученика. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. Одна из задач, которую ставим перед собой, можно озвучить так: « Формирование потребностей личности в сохранении и укреплении здоровья». Значит, проблема здоровья детей стоит особо остро. Поэтому наша педагогическая деятельность направлена на сохранение и укрепление здоровья детей формирование их взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья.

Основная часть:

   В моей педагогической практике основные направления в  организации здорового образа жизни, это  использование технологии - гарденотерапия, канистерапия, во время перемен проведения шашечных турниров и конкурса «Веселая скакалка» и д.р..

    Гарденотерапия – это особое направление психосоциальной, профессиональной реабилитации при помощи приобщения к работе с растениями.

Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически успокаивает. Гарденотерапию можно применять совместно с элементами других технологий социокультурной деятельности

Гарденотерапия – слово имеет два корня «гарден» - «сад» и «терапия» - «лечение».

Использование элементов гарденотерапии дает положительные результаты в силу того, что продукты деятельности имеют конкретный наглядный результат и находятся в прямой зависимости от усилий, которые человек вложил в свой труд.

 Гарденотерапевтический метод опирается на взаимодействие ребенка c ограниченными возможностями с природой как процесс постоянного сопереживания, соучастия.

Методы гарденотерапии, созданные реальной жизнью, дают возможность эффективно проводить процесс реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, раскрывают дополнительные возможности личности ребенка через его взаимодействие с растительным миром, обогащают социально-адаптированный опыт ребенка, развивают эмоционально-волевую сферу.

Программа «Мое растеньице», по которой я работаю, рассчитана на то, чтобы с помощью технологии  гарденотерапия, помочь особому ребенку использовать свои собственные скрытые возможности, раскрыть в себе новые ресурсы и благодаря этому улучшить качество жизни.

Задачи программы:

  1. Оказать психологическую поддержку детям с ограниченными возможностями через взаимодействие с растениями.
  2. Развивать познавательную активность, творческий потенциал, коммуникативные навыки.
  3. Способствовать социальной адаптации и интеграции ребенка с особенностями в развитии в общество.
  4. Формировать начальные профессиональные трудовые навыки.

Мероприятия программы направлены на физическое развитие детей с ограниченными возможностями, которые способствуют:

- развитию и улучшению основных моторных навыков

 - мышечной координации и тренировка неиспользованных мышц, хватательных навыков и гибкости пальцев;

- увеличению пребывания на свежем воздухе при уходе за клумбами и огородом;

-оздоровлению растениями, выделяющие фитонциды (биологически активные вещества, выделяемые растениями в атмосферу, которые убивают патогенные микроорганизмы);

-получению восстановления и развития всех сенсорных каналов.

Для детей с ограниченными возможностями, участие в этой программе уникальная возможность для саморазвития и общения с миром живой природы. Работая с растениями, дети становятся более внимательными по отношению к окружающим, более доброжелательными, уравновешенными. Разумная физическая нагрузка и закаливание на свежем воздухе укрепляют здоровье. Кроме того, ребенок получает заряд энергии, устанавливается эмоциональный баланс, запускаются механизмы звуко, - арома - и цветотерапии и т.д. Зрительные образы, звуки, запахи, которые окружают нас, тактильные контакты оказывают огромное влияние на эмоции детей с ограниченными возможностями.

   Канис-терапия.   Так же, в своей педагогической  деятельности применяю элементы канис - терапии. Канис-терапия (от лат. сanis – собака) является междисциплинарной сферой деятельности, сочетающей в себе теорию и практику кинологии, медицины, психологии и педагогики. Путем контакта ребенка с собакой через специально организованные игры и упражнения происходит процесс оздоравливающе эффекта. Данная терапия успешно зарекомендовала себя в работе с детьми, имеющими такие диагнозы, как: ранний детский аутизм, детский церебральный паралич (ДЦП), ЗПР, олигофрения, афазия и другие нарушения речи, СДВГ, синдром Дауна и пр.

В России канис-терапия находится в стадии становления. Ведётся активная работа по применению данной терапии с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Т. Л. Любимова вместе с волонтёрами со специально обученными собаками по курсу «собака-терапевт» или «собака –помощник инвалида» в 2003 году в г. Москве организовали коллектив «Солнечный пес». Под ее руководством впервые в России была создана комплексная долгосрочная программа канис-терапии. канис-терапия в России начала активно развиваться. Ежегодно проводятся научные конференции и семинары по проблемам канис-терапии. Собаки участвуют в реабилитационных, коррекционных, социально-адаптирующих мероприятиях. Продолжают открываться центры канис-терапии, группы при социальных, психологических центрах, приютах для животных и учреждениях дополнительного образования детей. Составляются авторские программы, позволяющие собакам взаимодействовать с детьми, имеющими заболевания: синдром Дауна, ДЦП, РДА, олигофрения, речевые и соматические нарушения. Индивидуальные занятия канис-терапией позволяют каждому ребенку развиваться в своем темпе, а специалистам – учитывать особенности каждого из детей с учетом зон ближайшего и актуального развития. Собака для ребенка – это источник положительных эмоций, друг, компаньон. Такие «роли» собака заслуживает благодаря психологической адаптивности и социальной контактности. Таким образом, канис-терапия – это метод взаимодействия с собакой, позволяющий менять качество жизни не только детей с разного рода нарушениями развития, но и их родителей. Взаимодействие с животным является мощным мотивационным двигателем.

Ребёнку с ОВЗ сложно ориентироваться в окружающей среде, упорядоченно вести себя в соответствии с ситуацией. В результате ребёнок может не понимать предъявляемые к нему требования или понимать их искажённо. Взаимодействие с собаками, дрессировка собаки и последующая с ней работа представляет собой конкретные команды и выполнение их собакой. Подобное взаимодействие является чёткой системой, с упорядоченным сочетанием стимулов и реакций, что позволяет ребёнку легче ориентироваться в конкретной ситуации с пониманием её смысла. Взаимодействие с собакой носит насыщенный положительный эмоциональный оттенок, что само по себе оказывает терапевтический эффект, при этом в процессе взаимодействия ребенку, необходимо чётко контролировать своё поведение (отдавая команды) и контролировать поведение собаки, оказывается тем коррекционным компонентом взаимодействия, который подталкивает ребёнка к развитию самоконтроля. взаимодействие с животным в системе сюжетно - ролевой игры позволяет ребёнку удерживаться в социально приемлемых рамках поведения, за счёт конкретности и чёткости системы взаимодействия.

     Шашечный турнир. Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет.

Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании.

Правила игры в шашки просты и общедоступны. Увлечение шашечной игрой поможет воспитать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить, а так же помогут адаптироваться к социальной среде детям с ограниченными возможностями здоровья.

Шашки, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся Каноны. В шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в формировании устойчивого интереса к занятиям.

Цель проведения шашечных турниров в школе: 

создание условий для формирования интеллектуальной активности и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:        

- обучение игре в шашки;

- усвоение теоретических знаний;

- развитие спортивного интереса, интеллектуальной активности детей с ограниченными возможностями здоровья.

       Конкурса «Весёлая скакалка».

 Скакалка – это не просто игрушка. Это настоящий спортивный инвентарь! Не случайно многие спортсмены: и боксеры, и волейболисты, и футболисты, да и многие другие используют ее на тренировках. Занятия со скакалкой – это уникальный по своим достоинствам вид физической активности, позволяющий тренировать одновременно большое количество мышечных групп. Такие тренировки укрепляют сердечно - сосудистую и дыхательную   системы, помогают сжигать жир и развивать такие важные качества, как ловкость и координацию.

Прыжки укрепляют и развивают мышцы ног, брюшного пресса, рук и спины. Это прекрасное средство для развития силы и быстроты. Скакалка занимает очень мало места, дешевая и тоже время может давать очень хорошую физическую нагрузку. Участие в данном конкурсе дает глубокий эмоциональный заряд, который подкрепляется видимым результатом.

 Цель проведения конкурса «Весёлая скакалка»:

 развитие интереса к физической культуре через вовлечение в спортивный конкурс.

Задачи:

- знакомство с активной формой досуга;

- формирование у участников физических качеств: ловкости, прыгучести, лёгкости в движениях и координации движений;

- стимулирование желания к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;

- воспитание чувства коллективизма и уважительного отношения к сопернику.

   Заключение: 

           Работая над  задачей,  по формированию потребностей личности в сохранении и укреплении здоровья, важно следить, чтобы не появлялись вредные привычки, распространенные в наше время. У кого есть вредные привычки отказываться от них. Формирование здорового образа жизни зависит исключительно от воли и желания каждого, так же от окружающей среды.

Во внеурочное время использование технологии - гарденотерапия, кани - стерапия,  проведение  шашечных турниров и конкурсов  с использованием скакалки, способствует  формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья. Оздоровительная работа на внеклассных мероприятиях необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников.

Список литературы

1. Корецкая Т.Л., Моисеев А.П. Комнатные растения (универсальный справочник).

2. Ровнова З.А., Устинова Е.В. Творческая реабилитация детей с ОВЗ  средствами изодеятельности, Ектб., 2004.

3..http://desnu.ru/ Образовательная программа по цветоводству.

4.Любимова Т.Л. Канис-терапия как метод психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями и их семей // Специальная психология. – 2010. – № 1. – С. 10-34.

5.  Научно-методический журнал «Физкультура в школе», 1991г. №3

6. Научно-методический журнал «Физкультура в школе», 2006г. №1, №7, №8

Источники сети Интернет

  1. http://vsyako-razno.ru/28785-chempionat-po-pryzhkam-so-skakalkoy.html
  2. http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000004/st012.shtml
  3. http://martialsport.ru/vse-o-pryzhkax-cherez-skakalku.html
  4. http://www.budeshzdorov.com/index.php
  5.  http:// www.vestnik-cvetovoda.ru/
  6.                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические технологии формирования здорового образа жизни у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках естествознания.

Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления  здоровья учащихся является  приоритетным направление в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Важную роль в формиро...

Доклад «Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».

«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната»....

Статья"Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья"

  Здоровье учащихся является одной из острых проблем современной жизни. Понимание здорового образа жизни для детей с ограниченными возможностями  несет в себе самое широкое понятие....

Здоровьесберегающие технологии в формировании привычек к здоровому образу жизни для детей с ограниченными возможностями здоровья

Доклад здоровьесберегающие технологии в формировании привычек к здоровому образу жизни для детей с ограниченными возможностями здоровья...

Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интернат"

Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интернат"...

Доклад "Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья"

Формировать у школьников мотивацию к ответственному поведению по   сохранению, укреплению своего здоровья и здоровому образу жизни....

Формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии

Формирование у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни  является  приоритетным направление в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья....