Главные вкладки

    Здоровьесберегающие технологии в формировании привычек к здоровому образу жизни для детей с ограниченными возможностями здоровья
    статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

    Доклад здоровьесберегающие технологии в формировании привычек к здоровому образу жизни для детей с ограниченными возможностями здоровья

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc67.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное

     учреждение «Школа-интернат № 115 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» - г.о. Самара

    Доклад

    Здоровьесберегающие технологии

    в формировании привычек к здоровому образу жизни для детей с ограниченными возможностями здоровья

    Подготовила: учитель Ι квалификационной категории

    швейного дела Фролова О.Н.

    Самара, 2016г.


     Здоровьесберегающие технологии

     в формировании привычек к здоровому образу жизни для детей с ограниченными возможностями здоровья

    На каждом историческом этапе развития человечества существовали разные ценности, но, пожалуй, единственной поистине вечной ценностью оставалось здоровье.

    На организм ребенка воздействует множество внешних факторов. Многие из них оказывают крайне отрицательное воздействие. К ним, прежде всего, стоит отнести: нарушение гигиенических требований режима дня, режима питания, учебного процесса; недостатки калорийности питания, неблагоприятные экологические факторы, вредные привычки, неблагополучная наследственность, низкий уровень медицинского обеспечения.

    Одним из наиболее эффективных способов противодействия этим факторам является следование правилам здорового образа жизни. Учёные определили, что состояние здоровья человека больше всего - на 50% зависит от образа жизни, а остальные 50% приходятся на экологию, наследственность, медицину. В свою очередь, в ЗОЖ основная роль отводится правильно организованной двигательной активности, которая составляет около 30% из пятидесяти. Однако в определении стратегии и тактики решения задач оздоровительно направленности необходимо со всей отчетливостью понимать, что успешное решение проблемы здоровья возможно только в том случае, когда человек наряду с правильно организованной двигательной активностью будет систематически выполнять и другие заповеди сохранения здоровья. А именно правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать. Для этого он должен: хотеть это делать, знать, как правильно это делать, умело реализовывать свои потребности и знания в своей практической деятельности в процессе самосовершенствования. Этому и должна способствовать вся система здоровьесберегающей технологии.

    Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни.  Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями.

    Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни:

    •       благоприятное социальное окружение;
    •        духовно-нравственное благополучие;
    •        оптимальный двигательный режим (культура движений);
    •        закаливание организма;
    •        рациональное питание;
    •        личная гигиена;
    •        отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
    •        положительные эмоции.

    Для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье ребёнка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его, с целью создания вокруг него всех условий для здорового образа жизни.

    Таким образом, формирование привычек в детстве к здоровому образу жизни, становятся неотъемлемой частью жизни детей.

    Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

    Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Так что же такое «здоровьесберегающая технология»?

    Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей школьнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог « взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни,   но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

    Организованная образовательная деятельность предусматривает постепенное усложнение представлений учащихся о себе через игры и упражнения, они получают на таких занятиях доступные их возрасту знания об органах человека, формируются необходимые умения, совершенствуются психологические процессы (восприятие, мышление, речь). Усвоение материала происходит незаметно для детей в практической исследовательской деятельности.

    Формирование представлений о человеке, закрепление привычек здорового образа жизни происходит через разные виды детской деятельности.

    Комплекс мероприятий современных здоровьесберегающих технологий, которые проводятся у нас в школе - интернате, позволяют создать оптимальные условия для формирования культуры здорового образа жизни  и улучшают качество здоровья каждого ребёнка.

    В нашей школе – интернате воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, поэтому приоритетным направлением деятельности нашего учреждения является физкультурно-оздоровительная работа с применением здоровьесберегающих технологий. Она включает целый комплекс оздоровительных мероприятий, занятий, выполнение которых ведёт к ощутимому снижению заболеваемости, развитию знаний о человеке, умению устанавливать связь между органами тела человека и их назначению, расширению активного и пассивного словаря, активизации фразовой речи, пробуждению познавательной активности и любознательности.

    Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

    технологии сохранения и стимулирования здоровья;                                                                      

    технологии обучения ЗОЖ;                                                                    

    коррекционные технологии.  

                                                               

    Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

    - Ритмопластика проводится 1 раз в неделю в кабинете ритмики. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показателям ребёнка.

    - Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

    -Уход за полостью рта и зубами – является основной составляющей профилактикой заболеваний зубов. Главная задача состоит в очищении полости рта от остатков пищи, для поддержания органов полости рта в здоровом состоянии. Воспитание у детей привычек к чистоте, аккуратности, порядку, навыков культуры еды, как необъемлемой части культуры поведения. Задача эта сложная, требующая систематичности, большого терпения, единства требований со стороны взрослых.

    - Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

    - Приём фитонцидов. Во время обеда дети постоянно  получают  лук и чеснок. Образуемые этими растениями биологически активные вещества, убивающие и подавляющие рост и развитие бактерий, являются прекрасным средством профилактики ОРЗ и гриппа.

    - Озонирование воздуха в группе. При озонировании воздуха в  группах у детей повышается содержание кислорода в крови, укрепляется иммунная система, нормализуется давление, улучшается самочувствие. Озонаторы воздуха подавляют размножение вирусов и бактерий.

    - Релаксация.  Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов),  звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

    - Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение , быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

    - Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

    - Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

    - Игровая оздоровительная гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание. Для профилактических целей каждым родителем был изготовлен коврик- дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

       

    Технологии обучения здоровому образу жизни:

    - Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

    - Гимнастика пробуждения проводится после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма. Является хорошим стимулом для  поднятия настроения, бодрости, для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

    - Физкультурные занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 мин. в соответствии программой, по которой работает школа.  Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

    - Серия игровых занятий «Азбука здоровья». Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время. Внедрение разработанных занятий с применением нетрадиционных методов и приёмов позволило повысить интерес ребёнка к получению валеологических знаний, увлечь игровым сюжетом и необычным содержанием. У детей легко формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье. Расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.

    . Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

    - Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»).  При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память. На участке школы имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

    - Обширное умывание   (руки до локтя, воротниковая зона и лицо) является эффективным закаливающим мероприятием при постоянстве и системности проведения.

    Коррекционные технологии:

    - Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. С детьми, имеющих дефекты звукопроизношения, занимается логопед.

    - Корригирующая гимнастика (ходьба по корригирующей дорожке).

    Цель такой гимнастики - укрепление свода и связок стоп, что является хорошим средством для профилактики и исправления плоскостопия.

    - Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает). Вызывает различные эмоциональные состояния от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии. В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети.

    При использовании музыки необходимо помнить об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Использовать в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.

    - Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. В своей работе чаще использую авторские сказки, т.к. в них есть много поучительного. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их с взрослыми.

    Семья и школа в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и школой, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства школы и семьи,  используем разнообразные формы работы. Открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями. Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы, анкетирование.

    Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями» «Движение - основа здоровья» , «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком» и т.д.).  

     Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в школе и формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

    Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...

    Педагогические технологии формирования здорового образа жизни у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках естествознания.

    Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления  здоровья учащихся является  приоритетным направление в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Важную роль в формиро...

    Доклад «Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».

    «Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната»....

    Статья"Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья"

      Здоровье учащихся является одной из острых проблем современной жизни. Понимание здорового образа жизни для детей с ограниченными возможностями  несет в себе самое широкое понятие....

    Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интернат"

    Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интернат"...

    Доклад "Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья"

    Формировать у школьников мотивацию к ответственному поведению по   сохранению, укреплению своего здоровья и здоровому образу жизни....

    Формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии

    Формирование у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни  является  приоритетным направление в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья....