Доклад "Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья"
статья по истории
Формировать у школьников мотивацию к ответственному поведению по сохранению, укреплению своего здоровья и здоровому образу жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu.docx | 142.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья
Цыдыпова Марина Дэнзэновна
Учитель истории и обществознания
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Республиканский центр образования»
marinacydypova5@gmail.com
Цель:
Формировать у школьников мотивацию к ответственному поведению по сохранению, укреплению своего здоровья и здоровому образу жизни.
Задачи:
- формировать у школьников в необходимости ведения здорового образа жизни (соблюдение режима дня, негативное отношение к вредным привычкам таким как курение, пьянство, наркомания)
- воспитание чувства ответственности за состояние своего здоровья, привитие любви к занятиям спортом.
Здоровье — это одна из основных ценностей нашей жизни. Как сказал доктор Малер Хальфдан (1923–1916), возглавлявший в своё время Всемирную Организацию Здравоохранения: «Здоровье — это ещё не всё, но если нет здоровья — всё остальное не имеет значения».
Здоровый образ жизни – одна из актуальных тем нашего времени. Все больше людей, школьников ведут неправильный образ жизни.
Большинство детей, поступающих в наш центр имеют различные заболевания – это нервно-психические расстройства, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, снижения остроты слуха и зрения и т.д.
Эти явления взаимосвязаны с экономическими и социальными причинами, а так же образом жизни.
Инклюзивное образование позволяет создать образовательную среду, в которой признаются и уважаются права и свободы ребенка с ограниченными возможностями здоровья, прививаются важные навыки самоконтроля, целеустремленности и достижения успеха. Сегодня в центре обучаются 192 ученика.
У детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо формировать мотивацию к получению знаний и сохранению собственного здоровья, а также воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Обязательным условием успешного формирования здорового образа жизни является тесный, здоровый, эмоциональный контакт учителя и ребёнка.
Необходимым условием педагогического процесса является его положительный эмоциональный фон. Целью формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни у учащихся с ограниченными возможностями развития можно считать обучение каждого ребенка способам поддержания и сохранения здоровья, воспитание и развитие детей на основе здоровьесберегающих знаний, умений и навыков, а также формирование отношения к своему здоровью и здоровью других людей.
Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни в системе специального образования и воспитания должно включать:
- определение цели и задач формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни;
- отбор содержания материала, форм и методов, применяемых в образовательном и воспитательном процессе, которые соответствуют цели и задачам формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни;
- учет национальных и региональных особенностей как важной части содержания материала о здоровье.
В центре, где учатся воспитанники с ОВЗ, я и учителя работают над формированием здорового образа жизни. Основополагающими задачами стали не только по формированию физического здоровья, но и духовного. Очень важно, чтобы учились любить себя, людей, жизнь.
В своей деятельности по формированию здорового образа жизни провожу работу, чтобы научить и дать знания в соответствии с возрастом детей. Использую разные формы и методы работы: беседы, классные часы, анкетирование.
Такие мероприятия, как « Суд над табаком», « Вредным привычкам - нет», « Правда о СПИДе». Дети относятся к ним со всей серьёзностью. Ученики понимают вред алкоголя и табака, задумываются о своём здоровье. Вот например провела классный час «Я выбираю здоровый образ жизни ». Каждый человек обязан знать, что вредит его здоровью и, наоборот, что может быть ему нужным и полезным. Сохранение и укрепление здоровья – дело каждого. Человек – хозяин своей судьбы, своего счастья и здоровья.
После проведения классного часа на тему: «Здоровый образ жизни» я сделала следующие выводы, ребята к данной теме отнеслись с интересом, некоторые захотели ознакомиться с проблемой воспитания здорового образа жизни в других странах.
Проводила занятие по профилактике простудных заболеваний, травм, солнечного удара и др. Которые помогут избежать неприятностей. На занятиях этого блока я организовывала практикумы по применению полученных знаний по уходу за собой, а также составляли правила в случае получения травм или солнечного удара, а также правил о том, как не простудиться и не подхватить никакую инфекцию.
Практическая работа в этой области позволит детям адаптироваться в самостоятельной жизни.
Итог: Ребята активно принимали участие в практической работе: рисовали рисунки, выпускали стенгазеты и т.п.
Во втором блоке помещены темы занятий, которые направлены на профилактику наркомании, алкоголизма и табокурения, на формирование негативного отношения к вредным привычкам.
Это занятия: « О вредных привычках нельзя промолчать», « Вредная привычка или болезнь» и другие.
Наглядно провожу примеры пагубного влияния этих привычек это показ видео, презентации.
Итог: Ребята уяснили для себя, что вредные привычки могут привести к беде, так же изготавливали памятки, рисовали рисунки.
У детей с ОВЗ снижена мотивация и уровень самооценки, необходимо показать ребенку в чем он может себя выразить и подкреплять это, создавая ситуацию успеха. Я использую игровые занятия для этой цели, где ребенок может проявить себя. Это викторина «Язык улиц и дорог» игра-соревнования «Подтянись - не ленись» и др.
Итог: во время викторин, занятий, бесед ребята научились высказывать свое мнение, а также прислушиваться к мнению других.
От здорового образа жизни зависят множественные процессы:
- длительность жизни – долголетие;
- выполнение общественных функций, возложенных на человека;
- выбор социальных ролей.
ЗОЖ – не просто предпосылка будущего, а фундамент всей жизни. От того насколько правильным является образ, зависит жизнедеятельность личности, характер, настроение и эмоциональный фон. Больному человеку сложно воспринимать мир во всех его красках.
О здоровье множество суждений, которые помогают понять, зачем нужно вести здоровый образ жизни. «Быть здоровым – значит не иметь проблем с самочувствием, быть физически и духовно полноценным человеком». «Здоровье – одна из самых главных ценностей человека, источник радости».
Для укрепления здоровья необходимо выполнять определенные проверенные многими поколениями людей правила:
- сбалансированный рацион питания, состоящий из полезных блюд;
- система закаливания;
- режим дня;
- правильный отдых;
- соблюдение личной гигиены;
- оптимально подобранный уровень двигательной активности;
- безопасное поведение во всех помещениях и на рабочем месте.
Необходимо самому отказаться от привычек, разрушающих здоровье. Отказ от поведенческих отклонений от нормы приведет к укреплению здоровья.
Стартом здорового образа жизни является ежедневная гигиена, закаливающие процедуры, режим, физическая активность, в общем, все то, что в большинстве своем родители так или иначе стремятся реализовать в своей семье. Проблема начинается тогда, когда мама с папой не дают ребенку достойного примера.
В обязательном порядке каждый встречается с необходимостью физических упражнений, посещением специальных занятий, учится тому, что гигиена есть норма в обществе и прочее.
Первым и главным примером все равно являются родители. Невероятно сложно и несправедливо заставлять ребенка делать что-то, что ему не хочется, однако практически не приходится прикладывать усилия, если все происходит естественно.
Любой родитель знает, насколько легко ребенок может запомнить и использовать что-то «плохое», например некультурные слова. Этот принцип актуален и здесь. Просто каждый день сами не забывайте сделать зарядку, почистить зубы и прочее
До учащихся надо донести важность ЗОЖ, потому что стартует формирование здорового образа жизни в семье и продолжается уже в учебных заведениях. Не все дети посещают детский сад в силу тех или иных причин, однако уже в школу подавляющее большинство просто обязано ходить. Здесь-то на формирование ценностей ребенка начинает влиять еще и коллектив вместе с учителями.
Если ребенок не научится отличать здоровое от нездорового, то в будущем это грозит серьезными проблемами с качеством жизни и даже с ее продолжительностью. Разве кто-то будет спорить, что систематическая невнимательность к потребностям организма в правильном питании, физических нагрузках, отдыхе сказывается на всех сферах жизни? Формирование здорового образа жизни у учащихся должно быть организованной, целенаправленной системой, только тогда возможно получить действительно результат, который будет приносить пользу.
Однако ограничиваться только этим по-своему тоже ошибочно. Здесь необходима система, которая объединит: 1) повышение работоспособности за счет улучшения условий труда; 2) наличие физических нагрузок, минимизация пассивного отдыха, неприятие вредных привычек (курение, употребление алкоголя), аутотренинг, ежедневное рациональное питание, соблюдение гигиены, создание благоприятных условий в собственной семье; 3)адекватные межличностные отношения; 4) развитие культуры общения и поведения, сохранение окружающей среды;5) сознательное отношение к здоровью, наличие общих медицинских знаний, умений в отношении первой помощи и прочее.
Как видно не ограничивается формирование здорового образа жизни средствами физической культуры. Это комплексное понятие и необходимо в популярной форме донести до ребенка, что хорошо себя чувствовать, радоваться общению с окружающими, получать удовольствие от нахождения на природе возможно без алкоголя, сигарет. Ведь существует столько всего интересного, увлекательного, но наслаждаться всем этим можно лишь, если у тебя крепкое здоровье, адекватные взгляды на жизнь.
Крайне важно начинать формировать ЗОЖ как можно раньше, чтобы в будущем человек был здоровым, крепким и счастливым.
Вывод: в результате моей работы сделала для себя вывод, что дети в ходе обсуждения приходят к выводу, что здоровье – это одна из важнейших ценностей человеческой жизни, оно дороже богатства.
Заботиться о своем здоровье должен каждый человек. Главное – захотеть быть здоровым!
Список литературы:
- Абаскалова Н.А. Здоровью надо учит/ Н.А. Абаскалова.- Новосибирск, 2000.
- Александров В. Как прожить долго здоровым и молодым// Воспитание школьников. 1992. 2-5
- Воронова Е.А.Здоровый образ жизни в современной школе.- Изд.3-е.-Ростов н Д: Феникс, 2009
- Дорофеева С. М. Проблемы здоровья и экологии: журнал №3, ГГМУ, 2007г. - С.1.
- Кучма В. Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы// М., НЦЗД РАМН, 2002. 280с.
- Лукашева М.Вестник ЗОЖ: журнал №13, М., июль 2007г. -С.1.
- Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании, образовании// ПСС. -Т.1-М.,1957-С.185
- Павлов И. П. ПСС. - Т.3. -Кн.1. -М., 1951. -с.38.
- Тихвинский С.Б. Роль физического воспитания в здоровье подростка. –М., 1988.
- Шклярук В. Я. Историко-философские представления о здоровье и продолжительности жизни человека//М., 2007,журнал: Философия и общество. -№4-С.154-160
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».
«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната»....
Статья"Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Здоровье учащихся является одной из острых проблем современной жизни. Понимание здорового образа жизни для детей с ограниченными возможностями несет в себе самое широкое понятие....
Здоровьесберегающие технологии в формировании привычек к здоровому образу жизни для детей с ограниченными возможностями здоровья
Доклад здоровьесберегающие технологии в формировании привычек к здоровому образу жизни для детей с ограниченными возможностями здоровья...
Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интернат"
Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интернат"...
Формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии
Формирование у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни является приоритетным направление в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья....
Доклад на педагогическом совете «Формирование навыков здорового и безопасного образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».
Формирование навыков здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната...
«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья через использование современных здоровье сберегающих технологий во внеурочное время».
Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. Рост числа заболеваний среди учащихся ОВЗ ...