Нравственно-эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по теме
Опыт работы по нравственно-эстетическому воспитанию детей. В основе - использование песенного богатства русского народа с целью формирования у воспитанников уважения к истории, народному творчеству, сохранения традиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno-esteticheskoe_vospitanie_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МС(К)ОУ «НАДЕЖДА»
г. Коломна
Статья на тему:
Нравственно-эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
Подготовила: Шох Ольга Викторовна, педагог-организатор школы «Надежда»
г. Коломна
2012 г.
«Бездуховность не спрячешь – она отпечатывается на лицах». Это слова
Георгия Александровича Струве, выдающегося деятеля отечественной музыкальной культуры, создателя первой в нашей стране детской хоровой студии «Пионерия». Всю свою жизнь педагог, дирижер, композитор исповедовал утверждение Платона: «Необходимо всем людям, которые руководят другими, понять значение музыки в воспитании молодых. Музыка даёт человеку чувство гармонии, чувство ритма, чувство ответственности, чувство взаимодействия, чувство коллективности. Особенно это касается пения в хоре. И, конечно, все правители должны позаботиться о музыке, если их волнует жизнь будущих поколений».
В нравственно-эстетическом воспитании детей воспитание средствами музыки не имеет себе равных. Категоричное заявление Георгия Александровича «если школа не образовывает музыкально, значит, по сути, она не является общеобразовательной» возникло не на пустом месте. Воплощение в жизнь утверждения о неразрывности системы – буква, цифра, нота – один из основных путей возрождения и развития национальной духовной и общей культуры.
В нашей школе много поют, так сложилось издавна. Трудовое обучение и хоровое пение – неизменные признаки нашей коррекционной школы. У нас каждый год не просто так песни-то поются. Три года назад – Фатьяновский год, прошлый – Пятницкого, нынешний – Алябьевский. Каждый год, просматривая календарь, я выбираю подходящую дату, возле которой строю по кирпичику новое здание. Памяти? Любви? Долга? Фатьянов Алексей. Родом из Вязников. В 2009 году, прикинула, ему бы 90 исполнилось, если б не ранняя – в 40! – смерть в1959 году. Дата рождения, дата памяти, учебный год, так пусть будет в школе «Год Фатьянова»! И стали вспоминать, какие песни он написал. Ни одной не вспомнили, а когда песенные сборники открыли, сильно удивились, да их столько! А две из них – «На солнечной поляночке» и «Соловьи» – написаны в 1942 году.
Начались поиски материала. Дети, которых теперь называют «с ограниченными возможностями здоровья», конечно, не усвоят всего того, что мы нашли об Алексее Ивановиче. Однако, какой благодатный материал, сколько подсказок и учителю, и родителю, сколько интересного и поучительного для детей. Настольной книгой для нас стала изданная в серии ЖЗЛ книга Т.Н. Дашкевич «Фатьянов».
Ведущий рассказывал: «Каждый человек имеет родное гнездо, и от того, каким оно было, зависит вся его дальнейшая жизнь. Так что речь сейчас пойдёт о старине. В местности Ромодань на Владимирской земле стояло иконописное село Мстера. Отсюда из иконописных мастерских расходились по всей стране написанные по-старинному образа. Владел этими мастерскими и Николай Иванович Фатьянов, дед нашего героя. Хозяева цехов знали иконы, умели писать их по-старинному, строго следили за порядком. Рассказывали такой случай. Поставил подмастерье недописанную икону богоматери вниз головой, а мастер заметил, и велено было подмастерью за безалаберность самому постоять вниз головой, чтоб не повадно было».
Дом деда сохранился до сих пор, мы показали ребятам его фото.
Не уступал по колоритности деду по отцовской линии дед по матери, Василий Меньшов. Участники праздника рассказывали: «Василий на ощупь мог определить одними кончиками пальцев: какого качества лён, где вырос, когда собран, сколько лет пряже, какую обработку она прошла и где. Меньшов никогда не пил горькой, несмотря на все искушения, а руки свои берёг и одевал их в мягкие перчатки. Даже в сильный мороз он не грел озябших пальцев об раскаленные изразцы. Благодаря своей чудной способности владеть кончиками пальцев, он и заработал состояние.
-Не штука деньги – штука разум, говорил он своим детям».
Узнали наши дети о том, как рос Алеша, каким был сыном, братом, другом.
Долгие годы дружил он с композитором Соловьевым-Седым, один –«сынок», другой – «папа», а у «папы» единственная дочь, глухонемая. Да и «сынок» женился поздно, на чахоточной, выходил, спас от туберкулёза. Высокий красавец с гривой густых волос нередко и сам пел приятным, запоминающимся голосом. Пели и мы, а всё, о чём узнали, рассказали родителям, да ещё и спели с ними вместе. И надолго в памяти остались слёзы в материнских глазах, и слова благодарности…
А то, что не зря все это было, нашло подтверждение потом. Наших детей пригласили на праздник в МЦ «Выбор», где предложили спеть песни о войне. Все зрители пели по листочкам, а наши свою любимую «Первым делом первым делом самолеты…» знали наизусть и пели с огоньком. Отличились…
Фатьяновский год и подтолкнул к созданию социально-педагогического проекта «Песня – душа России». Нравственное начало в человеке создается путем человеческого взаимодействия, разъяснения, живого примера, терпеливой, созидательной, каждодневной работы. С целью развития способности детей воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, мы усиливаем взаимодействие обучающихся в школе детей с музыкой. Выдающийся ученый В.М. Бехтерев считал, что музыка является самым действенным и организующим вспомогательным средством общения, а с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, растормошить заторможенных и умерить слишком возбуждённых. Она вызывает положительные эмоции, которые благоприятно воздействуют на учащихся. Проведение занятий, требующих мелкой моторики пальцев при игре на музыкальных инструментах, позволяет влиять и на мобильность восприятия. Музыкальные занятия, хоровое пение направлены на развитие координации слуха и голоса. Хоровое пение – коллективное действие, повышающее внимание, сообразительность, быстроту реакции, организованность и проявление волевых усилий. Хоровые занятия влияют и на общую культуру поведения ребёнка. Опыт работы школы в музыкальном развитии детей богат и разнообразен. В школе всегда был инструмент – сначала баян, потом аккордеон, на всех внеклассных занятиях песня была обязательной частью. Первый баянист – Филиппов Николай Александрович – счастливо совмещал «трудовое обучение и хоровое пение». Он был учителем столярного дела, фронтовиком, милейшим и добрейшим человеком. Горел в танке, мерз в болотах, трудился всю жизнь. Петь он не учил, но аккомпанировал с охотой. Ему на смену пришел Алексей Николаевич Ермошин. Учитель физкультуры, к которому дети тянулись. Он играл на баяне, гитаре, пел дуэтом с учениками, ни один праздник и представить себе было невозможно без его аккомпанемента. Школа пела, как умела, но пел-то каждый класс. С той поры в День Победы вся школа поет любимую «Снова мирное солнце взошло…». Новая ступень – приход в школу человека с высшим музыкальным образованием. Расщепляева Ольга Александровна ведет уроки музыки, занимается с солистами, вокальными группами, ансамблем народных инструментов. Произошел качественный скачок, но и вопросов теперь появилось даже больше. Можно ли создать в коррекционной школе «правильный» хор, если возможности детей ограничены их диагнозом.
Раз в несколько лет появляются дети, которых природа наградила голосом, но их так мало. Читаешь методику Г. Струве, хороша, но наши, что называется, «не тянут». Конечно, мы переосмыслим и возьмем то, что нам по зубам, будем развивать детей и дальше, будем заниматься просветительской деятельностью, будем углублять контакты. Коломна – город музыкальный. А впереди – Алябьев Александр, знаменитый автор «Соловья». Знакомство с музыкой продолжается.
Литература: «Георгий Струве. Судьба и музыка» Научно-исследовательская работа, издатель 6Casa Mflanodrino Gruppo Editoriale s.p.a.Milano? Italia
Дашкевич Т.Н. «Фатьянов» М.Молодая гвардия, 2004, серия ЖЗЛ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства"
Рабочая программа...
РОЛЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Всестороннее изучение учащихся – основа правильного педагогического воздействия на каждого ребенка, оно обеспечивает компенсацию дефекта,успешное развитие и обучение аномального ребенка в коллективе....
Доклад: «Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья»
Добро творить ,Как воздухом дышать, -Потребность, людямДанная от Бога. Лучами сердца Мир отогревать, И отдавать, и не считать,Что отдал много…”...
«Музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья детей». Реферат.
Музыка является одним из наиболее привлекательных видов творческой деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры и наказани...
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ У ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье рассматривается вопрос формирования основ нравственно-эстетической сферы на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства....
Круглый стол «Виды изобразительных искусств в художественно-эстетическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья» Выступление на тему: «Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей IV года обучения».
Консультация для воспитатеей Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей....
Круглый стол «Виды изобразительных искусств в художественно-эстетическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья» Выступление на тему: «Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей IV года обучения».
Консультация для воспитатеей Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей....