Реализация воспитательной функции литературы как искусства слова для формирования субъектной позиции детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дистанционного обучения.
статья по литературе (9 класс)

Варенцова Светлана Александровна

В статье представлен опыт работы изучения художественного текста на дистационном уроке литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_itog.docx34.26 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация воспитательной функции литературы как искусства слова

для формирования субъектной позиции детей  с ограниченными возможностями здоровья в условиях дистанционного обучения на дому

Варенцова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы ГКОУ НОС (К) школа-интернат, Ресурсный центр обучения детей с использованием дистанционных образовательных технологий, г. Нижний Новгород

Аннотация: в статье рассматривается вопрос о способах формирования субъектной позиции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях дистанционного обучения на дому. Представлен практический опыт изучения художественного текста на дистанционном уроке литературы. Особое внимание уделяется нравственной проблематике  произведения. Раскрыты приемы активизации познавательной деятельности обучающегося с использованием дистанционных образовательных технологий.

Ключевые слова: субъектная позиция личности; образ, формирование характера и воли; умение преодолевать трудности; ответственность, любовь.

Современными исследователями субъектная позиция личности определяется как активная, целенаправленная и конструктивная позиция человека в повседневной жизнедеятельности и перспективе его развития. В практической жизни подобная позиция характеризует человека как личность самостоятельную и творческую, выступающую инициатором собственной деятельности, а не пассивным исполнителем чужой воли. Проявления субъектности можно наблюдать в тех видах жизнедеятельности, в которых человек сам волен определять для себя значимость той или иной деятельности и выбирать самостоятельно и меру своей активности, и меру своего творчества при достижении намеченных для себя целей. Волеизъявления формулируются благодаря накопленному субъективному опыту, богатству личностно значимых целей, ценностей и сконструированной картине мира, в котором человек живет [5]. Следовательно, субъектная позиция – это целостная характеристика активной жизненной позиции субъекта, органично исходящая из внутренней детерминации и наблюдаемая во внешних проявлениях. Особенно значим анализ этой характеристики при решении практических задач помощи ребенку в самоопределении, самопознании и преодолении препятствий в развитии.

К проблеме самостоятельной активности ребенка неоднократно возвращался П. Ф. Каптерев в разные периоды своего творчества. Самое пристальное внимание он уделял вопросам формирования характера и воли воспитанников, становления ясного мировоззрения, нравственного закаливания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Основоположник отечественной педагогической психологии рассматривал образовательный процесс с позиции саморазвития личности ребенка, так как именно саморазвитие личности является, по мнению ученого, основным механизмом самопостроения человека. Педагогический процесс, по словам П. Ф. Каптерева, заключает в себе две основные характерные черты: систематическую помощь саморазвитию организма и всестороннее усовершенствование личности [2, с.170]. Петр Федорович первым из отечественных педагогов именно ребенка поставил в центр педагогического процесса, отводя наставнику роль внимательного наблюдателя и помощника.

В первой статье («Как образовать стойкий характер», 1874), посвященной вопросу становления личности, отчетливо формулируются взгляды великого педагога на необходимость, условия и способы формирования характера и воли ребенка. Стойкий характер определяется П. Ф. Каптеревым как «способность упорно стремиться к поставленной цели и способность самостоятельно определять эту цель», способность претворять в жизнь «честные теоретические взгляды и благие намерения», так как истинная природа человека выражается в его делах и поступках [1].

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья на дому часто испытывают неуверенность в своих силах, страхи, тревожность, неверие в то, что намеченные цели могут быть достигнуты. Создание условий на уроках литературы для воспитания таких качеств, как сила духа, воли, умение преодолевать трудности и стремиться к намеченной цели, является одной из важнейших задач преподавания литературы. Дистанционное обучение для отдельной категории обучающихся с ОВЗ становится единственным способом освоения учебной Программы  и средством развития субъектной позиции. Компьютерная программа Скайп позволяет проводить уроки в режиме беседы, диалога с учащимися в индивидуальном темпе, с учетом особенностей каждого ребенка. Роль учителя заключается в направлении деятельности учащегося, в создании таких условий, при которых обучающийся чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность.

Основным средством влияния на душу, разум обучающегося на уроке литературы является художественное произведение. Обладая огромной силой воздействия, художественный текст способствует формированию представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в мире, развивает высокие чувства.

Одной из воспитательных задач дистанционного урока является формирование субъектной позиции детей с ограниченными возможностями здоровья. Считаю необходимым не только  воспитывать у обучающихся чувство любви, сострадания и уважения к ближнему, но и развивать  такие качества, как самоуважение, достоинство, умение преодолевать трудности. Дистанционный урок по скайпу позволяет видеть глаза учащегося, понимать его настроение, учитывать индивидуальные и возрастные  особенности учащегося, выбирать соответствующий  темп, делать паузы при необходимости, поддерживая  при этом познавательную активность обучающегося. Индивидуальная форма работы требует подбора индивидуализированных заданий в соответствии с уровнем развития познавательных психических процессов обучающегося.

Создавая проблемную ситуацию во время занятия, подвожу ученика к мысли, что каждый человек имеет право быть особенным,  и жизнь любого из нас наполнена смыслом.

Рассмотрим процесс формирования субъектной позиции личности обучающегося на дистанционном уроке-исследовании «Поверь в себя» (по повести А.А. Лиханова «Солнечное затмение»).  Эпиграфом к уроку беру слова из текста: «Поверим в себя, в свои силы. В то, что мы люди, и ты – человек, еще небольшой, но смелый, умный и мудрый человечек. Ты все сможешь, только помни всегда: не быть – проще, чем быть». (А.А. Лиханов).

В повести обозначена актуальная проблема: отношение в обществе к инвалидам, общение с ними. Темы   повести: любовь, детско-родительские отношения, милосердие, сострадание, любовь к ближнему и малой Родине – обучающийся оформляет в виде кластера и предоставляет  доступ к своему экрану. Этот метод стимулирует интеллектуальное развитие обучающегося.

Предлагаю  заполнить таблицу «Художественные образы Федора и Лены», чтобы сопоставить главных героев повести. Сравнительная характеристика Федора и Лены необходима, чтобы  увидеть  подростков глазами окружающих и автора, понять их, осмыслить мотивы их взаимоотношений.  Такой прием, как устное словесное рисование, позволяет представить Лену: она сидит в инвалидной коляске, так как у нее парализованы ноги, очень красивая (это отмечают окружающие, и она сама это знает), «пшеничные косы вокруг головы и синие огромные глаза – как на иконе, в пол-лица» завораживают Федора. Описания внешности Федора в повести нет. Подростка  оцениваем  по поступкам, которые раскрывают его внутренний мир. Комментированное чтение следующих  эпизодов позволяет сделать вывод о мальчике как надежном, ответственном, добром человеке, любящем родителей, Лену,  голубей,  малую родину:

-  Федор прибирается в комнате, желая изменить  отношение матери к отцу;

 - Федор  бежит в дождь к Лене, понимая, что обидел ее;

-  Федор наблюдает с Леной солнечное затмение;

- Федор  спасает голубей;

- Федор догоняет Лену, промчавшуюся на коляске мимо него, узнавшую о смерти подруги, и спасает ее;

- Федор приезжает к девушке в интернат и привозит голубей.

Задавая проблемный вопрос: «Федор искренне любит Лену или из жалости посещает ее?», ставлю цель: побудить обучающегося к размышлению о том, что такое настоящая любовь, в чем проявляется это чувство, как развивается способность «быть в ответе за тех, кого мы приручили».

Образ Лены раскрывается также  прежде всего через ее поступки. Анализ  следующих эпизодов позволяет говорить о героине как о сильном духом, решительном, мудром и талантливом человеке, имеющем право любить и быть любимой:

- Лена наблюдает из окна за мальчиком,  ухаживающим за голубями и приглашает его в гости, понимая, что рискует быть отвергнутой из-за своего недуга;

- Лена  наблюдает с Федором солнечное затмение;

- Девочка не может простить себе, что не поехала на похороны к подруге, мчится к ней на инвалидной коляске на кладбище;

- Лена решает вернуться в школу-интернат.

Сопоставляя черты характера Федора и Лены, обучающийся приходит к выводу, что герои очень разные,  и каждый из них интересен и вызывает симпатию у читателя. Федор любит фантазировать («прислонился он к стойке и нырнул головой в небо, полетел в глубину»), трудолюбивый  – сам мастерил голубятню («стучал топором, рубанком, стружку гнал»), любит родителей, Лену, голубей, заботится о них; ответственный, преданный, добрый (не продал голубей, а подарил интернату, детям – инвалидам). Лена решительна, бескомпромиссна,  не любит, когда ее жалеют, общительна (есть подружки в интернате), любит своего отца и гордится им,  наблюдательна, любит читать и декламировать стихи.

В результате беседы с обучающимся происходит осмысление важных для развития субъектной позиции  ученика ценностей. Многое объединяет героев: отзывчивость, одиночество, любовь к ближнему, желание обрести счастье взаимной любви. Но есть  обстоятельство, которое разлучает их: Федор здоров, Лена – инвалид, проживающая большую часть жизни в школе-интернате.   Несмотря на это, тот опыт доверительного общения, который они получили, озарил душевным  светом жизнь каждого из них.

Создание проблемной ситуации на дистанционном уроке  - важный момент развития творческой активности учащегося, а значит, его субъектной позиции. Обучающийся находит образы-символы в тексте: голуби (и живые, Федины, и бумажные, сделанные Леной) становятся символом мира, любви, доброты, чуткости, нравственной чистоты, благородного порыва;  солнце олицетворяет  тепло, свет;  дом - символ уюта, тепла.

Эвристическая беседа с учащимся способствует  развитию умения выражать собственный взгляд на  проблемы дома, семьи, любви, ответственности. Так, в результате поисково-исследовательской работы с текстом  ученик  приходит к осознанию понятия дом.  Образ дома в повести дан, прежде всего, с позиции Лены и Федора. Для Лены дом, где она живет с родителями, был родным, но она не привыкла к этому месту проживания,  хотя здесь ее окружают любящие и заботливые родители. Отец -   гордость Лены. Она считает его настоящим человеком.  Трогательна сцена купания Лены (отец несет ее в ванную комнату, понимает ее смущение, сглаживает  ситуацию). Он первый замечает  изменения во внутреннем состоянии влюбленной дочери и поддерживает  ее дружбу с Федором. Родным домом Лена считает школу-интернат,  где многое объединяет  ее с  детьми-инвалидами, где свои неписаные правила и законы, такие понятные ей, девочке с неподвижными ногами. И этот дом не наполнен печалью: здесь «никто никому не кажется уродцем, а все равноправные люди, открытые и прямые, и чаще всего веселые, неунывающие». Здесь  можно декламировать стихи, вышивать, восхищаться любимыми артистами и постоянно ощущать материнскую заботу классной мамы Веры Ильиничны и нянечки Дуси. Для Федора дом – место, где он чувствует себя неспокойно («Дома было пусто и неуютно»):  пьющий отец, потерявший уважение окружающих, терпеливая мать, попавшая в беду из-за недостачи продукции. Федор понимает, что семейные отношения должны быть другими, и стремится изменить поведение отца и матери. Беседа с обучающимся позволяет понять его  ценности.  «А каким должен быть дом в твоем понимании?» – спрашиваю ученика после анализа эпизодов «Купание Лены отцом», «Уборка дома Федором», «Разговор Федора с матерью». Проблемный вопрос: «Почему повесть называется «Солнечное затмение»?» ставит обучающегося в ситуацию поиска, размышления. Исследовательская работа с текстом, наблюдение за языком писателя подводят ученика  к мысли о ценности человеческой жизни и необходимости знать, что есть  беды, несчастья, чтобы любить жизнь и людей вокруг. «Все беды – это солнечные затмения, – сказала Лена, – а жизнь – само солнце. Все-таки жить хорошо. На солнце смотреть. Но чтобы все понять, надо увидеть это пятно… Ты меня понимаешь?» 

Итогом урока становятся важные нравственные выводы, жизненные кредо сильной личности:

  1. Одиночество преодолимо,  важно встретить родственную душу.
  2. Нужно находить в себе внутренние силы любить жизнь, даже когда недуг  не позволяет быть таким, как все.
  3. Любовь может победить страх, неуверенность и сделать человека счастливым.
  4. Ответственность, решительность, готовность преодолевать преграды нужно воспитывать в себе с детства.

Так, через совершенствование навыков анализа художественного текста на дистанционном уроке с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья,  происходит развитие их субъектной позиции.

Библиографический список

1. Каптерев, П. Ф. Как образовать стойкий характер [Текст] / П. Ф. Каптерев // Семья и школа. – 1874. – № 10. – С. 155–185.

 2. Каптерев, П. Ф. Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц [Текст] / П. Ф. Каптерев. – СПб. : Типография А. М. Котомина, 1877. – 631 с.

3. Каптерев, П. Ф. Что может сделать школа для развития характера учащихся [Текст] / П. Ф. Каптерев // Каптерев П. Ф. Детская и педагогическая психология. – М.; Воронеж,лах 1999. – С. 75–90.

4. Мухина, В. С. Психологические идеи Петра Федоровича Каптерева: к 150-летию со дня рождения [Текст] / В. С. Мухина // Развитие личности. – 1999. – № 3. – С. 15–21.

5. Осницкий, А. К. Проблемы исследования субъектной активности [Текст] / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. – 1996. – № 1. – С. 5–19.

Сведения об авторе:  Варенцова Светлана Александровна (Varencova Svetlana Aleksandrovna), учитель русского языка и литературы, ГКОУ НОС (К) школа-интернат, Ресурсный центр обучения детей с использованием дистанционных образовательных технологий, г. Нижний Новгород, 89065789025,  89065789025@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

Данная презентация содержит материал по дополнительной деятельности кукольный театр "Шанс". Руководителем которого я являюсь....

Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната....

Доклад «Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».

«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната»....

Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интернат"

Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интернат"...

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях надомного обучения

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, а именно, обучение на дому, что в полной мере отвечает условиям дл...

Методическая разработка для реализации социально-бытового проекта «Fashion-терапия» для детей 14-18 лет с ограниченными возможностями здоровья в условиях сиротского учреждения»

Методическая разработка для реализации Социально-бытового проекта для детей 14-18 лет, с ограниченными возможностями здоровья в условиях сиротского учреждения. Новые технологии и декоративное оформлен...

"Использование активных методов в обучении биологии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ООО и СОО"

Введение на уроках активных методов обучения дает возможность изменить отношение к объекту обучения, превратив его в субъект, сделать учащегося соавтором урока. Подход к ученику, который находится в ц...