Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.
материал на тему

Никитенко Марина Сергеевна

Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»

Доклад на тему:

«Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната»

Алексеевка 2015год

        Воспитательная работа в школе-интернате строится на основе общих и специальных задач, которые соответствуют основным направлениям воспитательного и коррекционного процессов, и находится в тесной связи с образовательным процессом.

        В воспитании, как особом направлении педагогической деятельности, важным является, прежде всего, сам ребёнок, которому всегда необходимы любовь и забота взрослого, его помощь и поддержка не эпизодически в «часы воспитания», а постоянно, ежеминутно. Поэтому в школе-интернате главным фактором является создание гуманной среды, выполняющей, прежде всего, коррекционно - развивающую функцию, способствующую становлению социального опыта, становлению личности ребёнка. Формирование личности ребенка в воспитательном процессе школы-интерната  начинается с момента поступления. Цель работы педагогов и воспитаталей -  обеспечить нормальные условия для развития детей как социальных личностей, а также индивидуальный уход, сохранение и развитие их психического и физического здоровья.

        Воспитательная система коррекционной школы-интерната – особая система, которая отличается от воспитательной системы обычных  школ. Это объясняется круглосуточным пребыванием воспитанников в ее стенах, поэтому воспитательный процесс занимает большую часть их  времени. В интернате создано реабилитационное пространство, включающее в себя комплексную инфраструктуру учреждения, квалифицированные кадры, владеющие специальными методиками и технологиями коррекционного воспитания.

        Для наших воспитанников школа-интернат – это дом, в котором каждый ребенок открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это мастерская культуры умственной, коммуникативной, эмоциональной и этической деятельности, это заведение, готовящее к жизни среди людей.

В школе-интернате в результате многолетних поисков сложилась внутренняя воспитательная среда. Она охватывает весь образовательный процесс, интегрируя учебные занятия, профилактическую работу, микроклимат, разнообразную внеурочную дополнительную деятельность детей – это внеклассная работа, творческие объединения, традиционные школьные праздники, органы ученического самоуправления детской организации «Единство» и общение.

        Дополнительная деятельность в школе-интернате организуется в целях формирования единого воспитательного пространства, деятельности, социальной защиты воспитанников и обеспечения условий для внеурочной деятельности.  Дополнительное образование – это такая сфера деятельности, которая дает возможность обучающимся развивать творческие способности, воспитывать в себе такие качества, как активность, свобода взглядов и суждений, ответственность, увлеченность и многое другое.

Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого обучающегося, формирование духовно-богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества.

Система дополнительного образования, включает в себя разные направления, предоставляет большие возможности для сохранения и развития традиций школы-интерната и одновременно позволяет внедрять самые современные методы обучения, развития и воспитания, основанные на гуманистических ценностях педагогики сотрудничества.

Дополнительная деятельность в школе ведется на основе лицензии.  В 2014-2015  учебном году дополнительное  образование направлено на развитие художественно-эстетического направления.

          В данном направлении функционируют:

  • Объединение дополнительной деятельности «Вокал»
  • Объединение дополнительной деятельности «Умелые ручки»
  • Объединение дополнительной деятельности «Кукольный театр Шанс»

Являясь руководителем кукольного театра «Шанс»  могу с уверенностью сказать, что кукольный театр это форма искусства и средство воспитания.   Актуальность  объединения дополнительной деятельности заключается в том, что кукольный театр играет  огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании школьников, развитии творческих способностей детей.                                                                                                                            Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой,  доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол только как развлечение: его воспитательное  и познавательное значение намного шире. Так умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе школы по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию детей.

Списочный состав воспитанников кукольного театра «Шанс» составляет 13 человек это учащиеся старшего звена. Занятия проводятся согласно расписанию утвержденному директором.

Работа по созданию театра проходила в несколько этапов. На первом этапе работы было изучено и проанализировано много литературных источников по театрализованному развитию детей школьного возраста, в которых рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного. Для повышения теоретических знаний в этой области, была составлена программа по организации театральной деятельности.

Цель программы:

  •    Приобщение воспитанников к творчеству,  выявление  и  развитие их творческих способностей, помочь детям открыть мир театра,  увлечь  искусством,  научить понимать прекрасное.

Задачи программы:

  • Создать условия для формирования практических навыков        творческой      деятельности;
  • Развивать культуру и технику речи, память, воображение, фантазию,   артистические способности;
  • Воспитывать способность улавливать и эмоционально воспринимать  нравственную суть поступков героев произведений.

Развивающие и воспитывающие  возможности                                                 кукольного театра

  • Театральная деятельность развивает личность, способствует       расширению   эмоционального, интеллектуального, и  трудового опыта ребенка;  
  • Театральная деятельность предоставляет безграничные возможности для   экспериментирования и творчества, формирует убеждения и идеалы.
  • Занятия в кукольном театре:
  • совершенствуют звукопроизношение,
  •  обогащают  словарный запас,
  •  развивают навык связной речи,
  •  выразительность речи,
  •  расширяют кругозор.

Второй этап.

Для работы кукольного театра необходима материально-техническая база, при отсутствии которой невозможно осуществлять театральную деятельность. Так школой были приобретены: комплекты театральных кукол, задники  для ширмы с аппликацией, ширма театральная, тканевые ширмы переднего плана. Второй этап работы предполагал тесное сотрудничество с педагогами. Воспитанники совместно с учителем столярного дела и изобразительного искусства изготовили сменные декорации и реквизит. Работа кукольного театра проходит в тесном постоянном сотрудничестве с учителем музыки, Замлелой Ларисой Викторовной, так как при показе спектаклей кукольного театра применяются художественное слово, наглядный образ – кукла, живописно-декоративное оформление, и большое значение отводится музыке -  песне, музыкальному сопровождению.

Чаще всего в работе используем  русские народные сказки в обработке Олеси Емельяновой. Русские народные сказки переложены автором на стихи, воспитанникам они очень нравятся, они легки для запоминания. Так нами изучены и поставлены такие сказки как: «Теремок», «Репка», «Вершки-корешки». На данный момент времени мы работаем над постановкой более сложной пьесы «Сказка о юной царевне и Змее Горыныче».
Ребята являются активными участниками школьных и городских мероприятии. Со своей отчетной программой по трем спектаклям … воспитанники кукольного театра «Шанс» в течение прошедшего учебного года  выступали на отчетном концерте во дворце культуры «Солнечный», в школе - искусств на мероприятии «Книжкины именины», принимали участие в районном конкурсе инвалидов «Смотри на меня как на равного». С культурной программой воспитанники школы – интерната выступали перед детьми Мухоудеровской школы и детских образовательных учреждениях города Алексеевки №3,8,9,также принимали активное участие в праздновании  дня микрорайона Красного хуторка. Где проявляли свое мастерство и талант.

Совместная работа с учреждениями культуры и дополнительного образования дает возможность детям с нарушениями интеллекта раскрыть свои способности, самореализоваться, способствует развитию социальной активности.

Дети получают большой заряд положительной энергии, привыкают к высокому уровню проведения мероприятий, становятся требовательнее и к себе, выходя на сцену, учатся адекватно вести себя в обстановке праздника, участвуют в массовых играх, эмоционально реагируют на происходящие действия.

Учащиеся, посещающие объединения дополнительной деятельности, «погружаются» в творческую атмосферу, происходит коррекция нарушений, эмоциональное развитие, появляется открытость, ребенок приобретает опыт общения с другими детьми, более адекватной становится самооценка.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"

Программа “Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната” отображает необходимый обществу и государству социальный заказ н...

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

В чрезвычайно  сложной ситуации оказываются  воспитанники школ-интернатов, удаленные из семьи на период учебных занятий, а также дети, лишенные родительского попечения, и дети-сироты, прожив...

Самоанализ деятельности воспитателя по профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

   Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов и школ-интернатов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, от...

Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

Данная презентация содержит материал по дополнительной деятельности кукольный театр "Шанс". Руководителем которого я являюсь....

Доклад «Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».

«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната»....

Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интернат"

Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интернат"...

Доклад на педагогическом совете «Формирование навыков здорового и безопасного образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».

Формирование навыков  здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната...