Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната
рабочая программа на тему

В чрезвычайно  сложной ситуации оказываются  воспитанники школ-интернатов, удаленные из семьи на период учебных занятий, а также дети, лишенные родительского попечения, и дети-сироты, проживающие в интернатах круглогодично.

Потребительское отношение, неумение строить жизнь по духовно-нравственным, социально-культурным нормам и правилам, непонимание социальных взаимоотношений между людьми затрудняет процесс социальной адаптации и интеграции воспитанников. Вышеизложенные проблемы усугубляются при наличии у воспитанников отклонений в интеллектуальном и психическом развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dukh_nrav_vospitaniya_2013_g.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и молодежной политики администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Чернухинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Программа

духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

  в условиях школы-интерната

                                                                              Автор:

                                                                       Заместитель директора по    

                                                                       воспитательной и

                                                                       профилактической  работе

                                                                              Молчанова В.В.

        С.Чернуха

2013 г.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление κ идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли».

                                                                                                         Н.И. Пирогов

Введение

       Проблемы общества, идеалы, мораль, культура, традиции и т.д. могут изменяться из века в век. А суть духовности, нравственности почти не меняется. Доказательством актуальности темы служат высказывания знаменитых педагогов, живших в разное время в разных странах. Проблемы нравственности как основы образа жизни и как решающей роли в развитии и формировании  человека как личности, осознавались и ставились в педагогике. В работах исследователей по духовно-нравственному воспитанию Я. А. Каменского, Г. Песталоцци, И.  Гербарда,  Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и многих других мы встречаем понятия «воспитание нравов», «духовное воспитание», «идейно-нравственное воспитание».        Они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает у личности формирование доброжелательных отношений к людям

         В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ослабление внимания государства и общества к целенаправленному формированию общественного сознания, к вопросам воспитания, к школе в целом, привело к изменению психологии обучающихся. Исследователи отмечают в их среде такие тенденции, как нарастание индивидуализма, противопоставление себя другим людям, прагматизм — на фоне ниспровержения недавних авторитетов, разрушения сложившихся на протяжении семидесяти лет идеалов. У детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Наряду с девальвацией ценностей, связанных со служением обществу, государству, происходит снижение доверия к старшему поколению, переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение, идет усиление процесса индивидуализации, отчуждения. Материальные блага стали занимать значительно больше места в желаниях школьников, культура и образование, как и духовно-нравственные ценности, отодвигаются на периферию их ценностных ориентаций.

      Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.  Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

     Развитие национального самосознания, исторической памяти, экологической культуры личности современного человека во многом зависят от  того, насколько он с малых лет погружался в прекрасный и удивительно красочный, гармоничный мир своей природы, художественного творчества, культуры своего народа.  В данном процессе важнейшая роль принадлежит общеобразовательной школе, которая осуществляет (после родителей) передачу от поколения к поколению накопленных народом ценностей (знаний), привитие умений и навыков, формирование ценностных ориентаций.

          В чрезвычайно  сложной ситуации оказываются  воспитанники школ-интернатов, удаленные из семьи на период учебных занятий, а также дети, лишенные родительского попечения, и дети-сироты, проживающие в интернатах круглогодично. Кроме проблем с  воспитанием духовно-нравственных качеств личности, практические и научные исследования, проведенные учёными в различных регионах России, свидетельствуют о том, что многие выпускники специальных (коррекционных) школ-интернатов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Потребительское отношение, неумение строить жизнь по духовно-нравственным, социально-культурным нормам и правилам, непонимание социальных взаимоотношений между людьми затрудняет процесс социальной адаптации и интеграции воспитанников. Вышеизложенные проблемы усугубляются при наличии у воспитанников отклонений в интеллектуальном и психическом развитии.

       Все это характерно и для  нашего образовательного учреждения - специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. МКСКОУ «Чернухинская школа-интернат»  располагается в селе Чернуха Лысковского района Нижегородской области.

         Количество обучающихся, воспитанников составляет 114 человек. Это дети из 4 районов области: Лысковского, Спасского, Воротынского, Княгининского. По данным социального паспорта  можно привести следующие цифры:

количество детей сирот и детей, лишенных родительского попечения - 13 человек,

опекаемых - 5 человек,

из малообеспеченных семей - ,

из неполных семей - ,

детей-инвалидов -

в интернате проживают – 62 воспитанника.

         Все усилия педагогов  направлены на социальную адаптацию ребенка, т. е. на его активное приспособление к принятым в обществе правилам и нормам поведения или на преодоление последствий влияния негативных факторов.

    Анализ материалов периодической печати, специальной литературы по проблемам духовно-нравственного воспитания и образования, вышедшей за последние годы, позволяет сделать вывод о том, что в педагогической среде укрепляется мнение, что религиозное (православное) образование может послужить основой целостного воспитания и образования личности, способствовать восстановлению подлинной иерархии ценностей, остановить распад  духовного ядра личности, выхолащивание ее внутренней жизни.

   Таким образом, в современной ситуации самой жизнью для нас  востребована качественно новая социально-педагогическая концепция деятельности учреждения интернатного типа, содействующая формированию духовно-нравственной личности обучающегося, воспитанника, развитию социальной компетентности его личности, а также  его самоопределению в обществе.

        Программа может быть использована как целиком (самостоятельный курс, в комплексе с другими программами), так и отдельными блоками. Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

 

 Цель программы

проектирование и организация необходимых условий, содействующих развитию духовно-нравственных качеств личности, её социальной компетентности, самоопределения в обществе.

   Задачи:

  • Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру
  • Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со  взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира
  • Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование
  • Субъективное психо-эмоциональное благополучие обучающихся, воспитанников
  • Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества
  • Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье, обществе
  • Деятельное отношение к труду
  • Ответственность за свои дела и поступки
  • Создание  качественно новой воспитательной среды на основе традиционных духовно-нравственных ценностей, в которую включены все субъекты учебно-воспитательного процесса.

Ценностные установки духовно-нравственного воспитания обучающихся, воспитанников

Традиционными источниками нравственности являются:

- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

- традиционные российские религии, искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

- человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

 

  Информационное сопровождение

1.Популяризация достигнутых результатов в реализации программы:

 в информационном пространстве через школьный сайт, социально-образовательные сети, статьи в СМИ.        

2. Распространение педагогического опыта:

  • на семинарах,
  • методических объединениях,
  • педагогических советах и др.        

       Психолого-педагогическое сопровождение программы:

  • семинары,
  • практикумы,
  • индивидуальные консультации,
  • мониторинги,
  • психолого-педагогические обследования обучающихся, воспитанников  и др.        

        

                   Материально-техническое обеспечение

Совершенствование материально-технической базы для реализации программы (УМК, ТСО, мебель и др.).

Сбор экспонатов для комнаты краеведения.

Развитие социального партнёрства школы-интерната  в ходе  реализации программы:

  • Приход  Кресто-Воздвиженского храма с. Чернухи
  • Воскресная школа  при Георгиевском храме   г. Лысково
  • Лысковская районная детская библиотека
  • Детский сад с.Чернуха
  • Дом престарелых с. Просек   Лысковского района
  • Макарьевско - Желтоводский  монастырь

Организация контроля

1.Проведение исследований и мониторингов.        

2.Промежуточный мониторинг эффективности реализуемой программы  и внесение в неё необходимых корректировок.        

3.Итоговый анализ реализации программы.        

Принципы духовно-нравственного воспитания

Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).

Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном

понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).

Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям земли Нижегородской).

Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»).

Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).

Принципы организации занятий

  • наглядность,
  • сознательность и активность,
  • доступность и мера,
  • научность,
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей,
  • систематичность и последовательность,
  • прочность усвоения знаний,
  • связь теории с практикой обучения и жизнью,
  • воспитание в процессе обучения;
  • вариативный подход.

Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод  используется во время:

  • чтения педагогом рассказов;
  • экскурсий в картинную галерею;
  • наблюдений;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр;
  • экскурсий по городу, целевых прогулок;
  • моделирования сказок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе :

  • чтения литературных произведений воспитателем;
  • чтения стихотворений детьми, воспитателем;
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
  • сообщения дополнительного материала воспитателем;
  • загадывания загадок;
  • рассматривания наглядного материала;
  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
  • разбора житейских ситуаций;
  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
  • чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо

  • организовывать продуктивную деятельность;
  • провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
  • приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);
  • оформить коллекцию семян для занятия;
  • сшить кукол к сказкам;
  • организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
  • провести экскурсии различной направленности;
  • организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Формы работы с детьми:

  • беседы,
  • игры нравственного и духовно-нравственного содержания,
  • рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей,
  • проведение совместных праздников,
  • просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения,
  • экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр),
  • детская благотворительность,
  • тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия),
  • организация выставок (совместная деятельность детей и родителей),
  • постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания,
  • творческие вечера,
  • организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.

Так как любая программа носит  деятельный характер, создать данную программу воспитания я предлагаю, опираясь на следующие деятельные направления:

1.Посещение  Кресто-Воздвиженского храма с. Чернухи, занятий воскресной школы

2. Цикл этических бесед «О хорошем и плохом поведении», «О ценностях жизни», «Если  вы вежливы»  и другие.

3. Занятия детских творческих объединений

4. Целенаправленную организацию досуга и развитию творческих способностей через:

  • рукоделие;
  • игры;
  • вечера;
  • викторины;
  • обсуждение пословиц и поговорок о качествах человека и т.д.

5.  Вовлечение в здоровый образ жизни:

  • беседы;
  • уроки-практикумы;
  • участие в соревнованиях (внутри класса, школы);
  • спортивные занятия;
  • знакомство со спортсменами и др.

6. Патриотическое направление через:

  • вовлечение в КТД школы-интерната;
  • традиции школы-интерната;
  • связь с социумом

7. Работа по самообслуживанию – трудовая направленность.

8. Работа по профориентации.

Основные блоки программы

Я и коллектив (1-4 классы)

Цели:

1) Формирование духовно-нравственных ориентиров.

2) Формирование гражданского отношения к себе.

3) Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.

4) Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.

Я и здоровье (5-7 классы)

Цели:

1) Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья обучающихся, воспитанников.

2) Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

3) Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни

Я и Отечество

(через детские творческие объединения «Родничок»,  «Планета детства», «Соломка»)

Цели:

1) Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями. Раскрытие культурообразующей роли Православия для России.

2) Формирование гражданского отношения к Отечеству.

3) Воспитание верности духовным традициям России.

4) Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям.

Я – защитник Отечества        (8-9 классы)

Цели:

1) Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства,

2) Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству

Я и культура

(через  детские творческие объединения  «Планета детства», «Фантазия», «Соломка», «Веселые затейники»)

Цели:

1) Раскрытие духовных основ отечественной культуры.

2) Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов.

3) Формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина.

Я и семья

Цели:

1) Формирование представлений о семейных ценностях.

2) Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.

3) Формирование у учащихся понимания сущности основных социальных ролей сына – мужа, дочери - матери

Организация работы с родителями

Основное внимание в программе уделяется работе с семьей. И предусмотрены такие формы работы с родителями:

  • родительские собрания на духовно-нравственные темы;
  • лекторий для родителей;
  • открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
  • вечера вопросов и ответов;
  • проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТСО);
  •  анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
  • индивидуальные консультации специалистов;
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  • экскурсии;
  • визиты домой;
  • ведение социального паспорта классов, групп, школы-интерната с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
  • контроль за внеурочной занятостью детей;
  • совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
  • совместное посещение богослужений;
  • помощь родителей школе-интернату (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, др.)

Я и школа

        (через систему соуправления  обучающихся, воспитанников, через уроки по трудовому обучению, занятия ДТО «Хозяин в доме»)

Цели:

1) Формирование у обучающихся, воспитанников осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

2) Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии.

3) Развитие самостоятельности и самоуправления по методике А. Иванова

 « Работа в микрогруппах и ЧТД».

Я и планета

(через уроки по трудовому обучению, детские творческие объединения «Природа вокруг нас», «Хозяин в  доме», трудовую внеурочную деятельность)

Цели:

1) Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой.

2) Воспитание гуманистического отношения к людям.

3) Формирование эстетического отношения обучающихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Ожидаемые результаты

Достижение выпускником уровня социальной компетентности, необходимой ему для успешной самостоятельной жизни в обществе.

  Направление

деятельности

Результаты освоения программы

Формы и методы работы

1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 уровень

Беседа, чтение книг, изучение предметов базовой части и формируемой Учреждением.

Начальные представления о моральных нормах.

 

2 уровень

Беседа, чтение книг, экскурсии, заочные путешествия, тренинг общения.

Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Уважительное отношение к традиционным российским религиям, опыт социальной и межкультурной коммуникации.

Беседа, чтение книг, изучение предметов базовой и вариативной частей формируемых Учреждением, экскурсии, заочные путешествия.

3 уровень

Беседы, кл. часы, просмотр уч. фильмов, игровые программы.

Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

Почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим.

Беседы, кл. часы, общественно-полезные акции, проведение школьных акций «День самоуправления».

Знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним, выполнение творческих проектов.

Семейные праздники, выполнение и презентаций и творческих проектов

совместно с родителями, тематические выставки рисунков.

 

 

2.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

 

 

1 уровень

Беседа, чтение книг, изучение предметов базовой части и формируемой Учреждением.

 

Начальные представления о Конституции России, государственной символике – Гербе, Флаге Российской Федерации. Организация выставок детских рисунков с государственной символикой.

 

 

Начальное представление о героических страницах истории России. Организация выставок детских рисунков с государственной символикой.

 

2 уровень

Беседа, кл. час, чтение книг, тематические линейки.

Знание истории и культуры родного края.  

Знание важнейших событий в истории нашей страны.

Опыт взаимодействия с общественными организациями патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ.

Общественно-полезные акции, взаимодействие с социальными партнёрами в реализации проектов.

3 уровень

Совместная творческая и реабилитационная деятельность в рамках социального партнёрства, с общественностью г. Калинингада.

Уважительное отношение к детям и взрослым - представителям разных народов России, их культуре и образу жизни, участие в реализации социальных проектов.

Почтительное отношение к ветеранам и военнослужащим, проведение игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности.

Просмотр учебных фильмов, беседы, проведение игр, встреча с ветеранами.

Уважительное отношение к выпускникам своей школы,  явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма,.

 

Беседы, встречи с выпускниками, реализация программ профориентации.

 

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду ,жизни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 уровень

Экскурсии по микрорайону, городу; на производственные предприятия,

знакомство с различными видами труда,встречи с

представителями разных профессий, использование ИКТ технологий,выставок.

Первоначальное представление о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества. Выполнение тематических  презентаций.

 

 

Первоначальное представление об исторических и

культурологических основах традиционных российских религий.

Праздники труда, ярмарки,

конкурсы, посещение музеев,

2 уровень

Разработка и реализация различных

проектов

Творческие мастерские, трудовые

акции  ( субботники, высадка цветов).

Уважительное отношение к чужому и своему труду. Реализация проекта «Озеленение школьного двора».

3  уровень

Дежурство в школьной столовой, дежурство по классу, школе, уборка классного помещения, проведение благотворительных акций

Участие в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы – интерната  и взаимодействующих с  ним учреждений дополнительного образования.

Умение обслуживать себя в школе и дома. Составление  и реализация графика дежурства.

Дежурство в школьной столовой, дежурство по классу, школе, работа в ученических комиссиях.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому

образу жизни

 

 

 

 

 

 

 

1 уровень

  Беседы,

просмотр учебных фильмов,  беседы школьного врача,

встречи со спортсменами.

Знание основ  здорового образа жизни. Организация тематических выставок детских работ.

Первоначальное представление о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического (душевного) и социального (здоровья семьи и школьного коллектива)

Беседы с педагогами, школьными психологами,

медицинскими работниками, родителями.

 

2, 3  уровень

Подвижные игры на перемене, туристические походы, спартакиады, весёлые старты, спортивные секции.

 

 

 

 

Участие в спортивных секциях, спартакиадах, общешкольных мероприятиях «День здоровья».

Умение составлять здоровьесберегающий режим дня и контролировать его выполнение.

 

Беседа мед. работника и учителя, чтение книг, изучение предметов базовой  части формируемой  ОУ, дежурство по классу, школе организация школьного самоуправления.

Умение следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела.Участие в программе о правильном питании. Выпуск стенгазет.

Беседа мед. работника и учителя, чтение книг, изучение предметов базовой  части формируемой  ОУ, участие в общешкольных организации и проведении общешкольных мероприятий, тематических недель.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

(экологическое воспитание)

 

1 уровень

Экскурсии, прогулки, туристические походы по родному краю.

 

Первоначальное представление эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе. Выпуск фотоальбома.

2 уровень

Изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин, беседы, просмотр учебных фильмов.

Уважительное отношение к традициям этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормам экологической этики.

3 уровень

Экологические акции, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных

территорий от мусора, подкормка птиц;участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;

посильное участие в деятельности детско-юношеской

общественной

экологической организации «Секреты природы».

Реализация коллективных природоохранных проектов, посильное участие в деятельности детско-юношеской общественной экологической организации «Секреты природы».

 

 

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование

представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое

воспитание).

 

1 уровень

Изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин,  встречи с представителями творческих профессий, экскурсии

на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты

современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей,

знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках,

по репродукциям, учебным фильмам.

 

Первоначальные представление об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, уважительное отношение к культуре народов России. Организация тематических выставок рисунков, изготовление поделок.

 

Первоначальное представление о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека.

Беседы с педагогом, заочное путешествие в мир моды, изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин

2 уровень

Изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин,

посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки,

художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок,

фестивалей народного творчества, тематических выставок.

Знание традиций художественной культуры родного края, участие в музыкальных и художественных конкурсах.

Умение видеть прекрасное в окружающем мире

 

Участие в творческих конкурсах, беседы, экскурсии,

изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин, просмотр учебных и художественных фильмов о природе.

Умение понимать красоту окружающего мира через художественные образы.

 

 Беседы, экскурсии,

изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин.

 

3 уровень

 

Умение выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества, выставках творческих работ.

Изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин, ДТО дополнительного образования, организация и проведение творческих мероприятий.

 

Участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, выставка творческих 

Выставки семейного художественного творчества,

Участие в художественном оформлении помещений. Выставки фотографий и рисунков.

Выставки фотографий и рисунков, конкурсы на лучшее оформление кабинетов к праздникам

 

    В ходе реализации программы духовно-нравственного воспитания, учитывая психологические и физиологические возрастные особенности обучающихся, воспитанников  будут выработаны ключевые компетенции.

В плане самостоятельной познавательной деятельности:

·        понимание необходимости уважения культурного и исторического прошлого России, её традиций;

·        проявление интереса к изучению истории Отечества;

·        проявление уважения к законности;

·        расширение индивидуального опыта отношений к окружающему миру, другим людям, самому себе; наличие интереса ко всему новому;

·        самовыражение в различных видах познавательной деятельности.

В социально-трудовой сфере:

·       умение соотнести процесс и результаты труда, оценить затраченное время и усилия;

·       восприятие деятельности своей и окружающих как трудовой деятельности, направленной на решение определенных, общественно значимых задач;

·       воспитание уважения к труду, человеку труда.

В коммуникативной сфере:

·       овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками   ;

·       общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира;

·       умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, взаимодействовать со сверстниками, взрослыми;

·       умение сформулировать свою позицию по вопросу, связанному с изученным направлением, доступно для понимания другими обучающимися, воспитанниками;

·        умение слушать и понимать позицию другого человека.

В культурно-досуговой сфере:

·        укрепление привычки культурного поведения через активное участие школьников в празднично-игровых и экскурсионных  программах.

В гражданско-правовой сфере:

·        начальное определение гражданской позиции, социально-политической ориентации;

·        положительная тенденция нравственного развития;         

·        становление предпосылок готовности к самоуправлению своим поведением и деятельностью;

·        духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом;

·        формирование психологической и интеллектуальной готовности  к личностному  самоопределению.

Воспитательные подпрограммы воспитания и социализации обучающихся, воспитанников  

1.     «Формирование детского  коллектива»  - 1-4 кл. класс  

2.      «Я- здоровый человек!»  - 5-7  класс

3.       Дополнительные образовательные программы, реализуемые в ОУ: «Планета детства», «Родничок», «Хозяин в  доме», «Волшебная кисть», «Соломка»,  «Природа вокруг нас».

Средства управления воспитательным процессом

  • Наличие научной, методической и художественной литературы, педагогических изданий о духовно-нравственном воспитании детей.
  • Планы воспитательной работы (общешкольный, классные, групповые).
  • Методические разработки педагогов.
  • Документация педагога-воспитателя, классного руководителя.

 


Нормативно-правовое обеспечение программы

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

  Закон РФ "Об образовании" № 273-ФЗ (2013 г.)

Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах          от 16.12.1966 г.

Конвенция о правах ребенка (Нью- Йорк, 20.11.1989 г.)

 «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» от 29.12.2001 г. № 1756- р.

Литература

Аверина Н.Г. О  духовно-нравственном   воспитании  младших школьников. Нач. школа. - 2005 - №11 - с. 68-71

 Жарковская Т.Г. Возможные пути организации  духовно-нравственного  образования в современных условия.  Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - с. 9-12

Петрусинский В. В. Игры: обучение, тренинг, досуг. М., Новая школа, 1994.

Титова Е. В. Если знать, как действовать. М., Просвещение, 1993 .

Шмаков С., Безбородная Н. От игры к самовоспитанию. М., Новая школа, 1993.

Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. Белгород, 1994.

Астанов В.М., Лебединский О.И., Шапиро Б.Ю. Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями. Детский практический психолог.

Воронкова В.В. Воспитатель и обучение детей во вспомогательной школе. Школа-Пресс, 2007.

Выготский П.С., Соколова Н.Д., Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ МСКОУ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА VII ВИДА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

АНАЛИЗ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ  СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКАХ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬ...

Программа "Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"

Программа “Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната” отображает необходимый обществу и государству социальный заказ н...

Методическая тема: «Развитие культурно – гигиенических навыков у воспитанников среднего возраста с ограниченными возможностями в условиях школы-интерната».

Формирование здоровье - сберегающих условий в ОУ интернатного типа для детей с ОВЗ, оказание им разносторонней помощи в психологической и социальной адаптации....

Доклад «Нравственно - патриотическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в школе интернате».

Доклад затрагивает нравственно-патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате. Может быть использован МО, педсовете, для обобщения опыта....

Визитная карточка команды ЮИД «Светофор» МКОУ Вознесенской школы-интерната для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Данный материал можно использовать с учащимися с  у умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Сценарий выступления отряда ЮИД «Светофор» МКОУ Вознесенской школы-интерната для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Данный материал можно использовать для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...