Главные вкладки

    Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната
    рабочая программа на тему

    В чрезвычайно  сложной ситуации оказываются  воспитанники школ-интернатов, удаленные из семьи на период учебных занятий, а также дети, лишенные родительского попечения, и дети-сироты, проживающие в интернатах круглогодично.

    Потребительское отношение, неумение строить жизнь по духовно-нравственным, социально-культурным нормам и правилам, непонимание социальных взаимоотношений между людьми затрудняет процесс социальной адаптации и интеграции воспитанников. Вышеизложенные проблемы усугубляются при наличии у воспитанников отклонений в интеллектуальном и психическом развитии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_dukh_nrav_vospitaniya_2013_g.doc158 КБ

    Предварительный просмотр:

    Управление образования и молодежной политики администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области

    Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Чернухинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

    Программа

    духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

      в условиях школы-интерната

                                                                                  Автор:

                                                                           Заместитель директора по    

                                                                           воспитательной и

                                                                           профилактической  работе

                                                                                  Молчанова В.В.

            С.Чернуха

    2013 г.

    «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление κ идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли».

                                                                                                             Н.И. Пирогов

    Введение

           Проблемы общества, идеалы, мораль, культура, традиции и т.д. могут изменяться из века в век. А суть духовности, нравственности почти не меняется. Доказательством актуальности темы служат высказывания знаменитых педагогов, живших в разное время в разных странах. Проблемы нравственности как основы образа жизни и как решающей роли в развитии и формировании  человека как личности, осознавались и ставились в педагогике. В работах исследователей по духовно-нравственному воспитанию Я. А. Каменского, Г. Песталоцци, И.  Гербарда,  Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и многих других мы встречаем понятия «воспитание нравов», «духовное воспитание», «идейно-нравственное воспитание».        Они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает у личности формирование доброжелательных отношений к людям

             В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ослабление внимания государства и общества к целенаправленному формированию общественного сознания, к вопросам воспитания, к школе в целом, привело к изменению психологии обучающихся. Исследователи отмечают в их среде такие тенденции, как нарастание индивидуализма, противопоставление себя другим людям, прагматизм — на фоне ниспровержения недавних авторитетов, разрушения сложившихся на протяжении семидесяти лет идеалов. У детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Наряду с девальвацией ценностей, связанных со служением обществу, государству, происходит снижение доверия к старшему поколению, переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение, идет усиление процесса индивидуализации, отчуждения. Материальные блага стали занимать значительно больше места в желаниях школьников, культура и образование, как и духовно-нравственные ценности, отодвигаются на периферию их ценностных ориентаций.

          Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.  Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

         Развитие национального самосознания, исторической памяти, экологической культуры личности современного человека во многом зависят от  того, насколько он с малых лет погружался в прекрасный и удивительно красочный, гармоничный мир своей природы, художественного творчества, культуры своего народа.  В данном процессе важнейшая роль принадлежит общеобразовательной школе, которая осуществляет (после родителей) передачу от поколения к поколению накопленных народом ценностей (знаний), привитие умений и навыков, формирование ценностных ориентаций.

              В чрезвычайно  сложной ситуации оказываются  воспитанники школ-интернатов, удаленные из семьи на период учебных занятий, а также дети, лишенные родительского попечения, и дети-сироты, проживающие в интернатах круглогодично. Кроме проблем с  воспитанием духовно-нравственных качеств личности, практические и научные исследования, проведенные учёными в различных регионах России, свидетельствуют о том, что многие выпускники специальных (коррекционных) школ-интернатов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Потребительское отношение, неумение строить жизнь по духовно-нравственным, социально-культурным нормам и правилам, непонимание социальных взаимоотношений между людьми затрудняет процесс социальной адаптации и интеграции воспитанников. Вышеизложенные проблемы усугубляются при наличии у воспитанников отклонений в интеллектуальном и психическом развитии.

           Все это характерно и для  нашего образовательного учреждения - специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. МКСКОУ «Чернухинская школа-интернат»  располагается в селе Чернуха Лысковского района Нижегородской области.

             Количество обучающихся, воспитанников составляет 114 человек. Это дети из 4 районов области: Лысковского, Спасского, Воротынского, Княгининского. По данным социального паспорта  можно привести следующие цифры:

    количество детей сирот и детей, лишенных родительского попечения - 13 человек,

    опекаемых - 5 человек,

    из малообеспеченных семей - ,

    из неполных семей - ,

    детей-инвалидов -

    в интернате проживают – 62 воспитанника.

             Все усилия педагогов  направлены на социальную адаптацию ребенка, т. е. на его активное приспособление к принятым в обществе правилам и нормам поведения или на преодоление последствий влияния негативных факторов.

        Анализ материалов периодической печати, специальной литературы по проблемам духовно-нравственного воспитания и образования, вышедшей за последние годы, позволяет сделать вывод о том, что в педагогической среде укрепляется мнение, что религиозное (православное) образование может послужить основой целостного воспитания и образования личности, способствовать восстановлению подлинной иерархии ценностей, остановить распад  духовного ядра личности, выхолащивание ее внутренней жизни.

       Таким образом, в современной ситуации самой жизнью для нас  востребована качественно новая социально-педагогическая концепция деятельности учреждения интернатного типа, содействующая формированию духовно-нравственной личности обучающегося, воспитанника, развитию социальной компетентности его личности, а также  его самоопределению в обществе.

            Программа может быть использована как целиком (самостоятельный курс, в комплексе с другими программами), так и отдельными блоками. Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

     

     Цель программы

    проектирование и организация необходимых условий, содействующих развитию духовно-нравственных качеств личности, её социальной компетентности, самоопределения в обществе.

       Задачи:

    • Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру
    • Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со  взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира
    • Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование
    • Субъективное психо-эмоциональное благополучие обучающихся, воспитанников
    • Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества
    • Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье, обществе
    • Деятельное отношение к труду
    • Ответственность за свои дела и поступки
    • Создание  качественно новой воспитательной среды на основе традиционных духовно-нравственных ценностей, в которую включены все субъекты учебно-воспитательного процесса.

    Ценностные установки духовно-нравственного воспитания обучающихся, воспитанников

    Традиционными источниками нравственности являются:

    - патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

    - социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

    - гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

    - семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

    - труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

    - наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

    - традиционные российские религии, искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

    - природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

    - человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

     

      Информационное сопровождение

    1.Популяризация достигнутых результатов в реализации программы:

     в информационном пространстве через школьный сайт, социально-образовательные сети, статьи в СМИ.        

    2. Распространение педагогического опыта:

    • на семинарах,
    • методических объединениях,
    • педагогических советах и др.        

           Психолого-педагогическое сопровождение программы:

    • семинары,
    • практикумы,
    • индивидуальные консультации,
    • мониторинги,
    • психолого-педагогические обследования обучающихся, воспитанников  и др.        

            

                       Материально-техническое обеспечение

    Совершенствование материально-технической базы для реализации программы (УМК, ТСО, мебель и др.).

    Сбор экспонатов для комнаты краеведения.

    Развитие социального партнёрства школы-интерната  в ходе  реализации программы:

    • Приход  Кресто-Воздвиженского храма с. Чернухи
    • Воскресная школа  при Георгиевском храме   г. Лысково
    • Лысковская районная детская библиотека
    • Детский сад с.Чернуха
    • Дом престарелых с. Просек   Лысковского района
    • Макарьевско - Желтоводский  монастырь

    Организация контроля

    1.Проведение исследований и мониторингов.        

    2.Промежуточный мониторинг эффективности реализуемой программы  и внесение в неё необходимых корректировок.        

    3.Итоговый анализ реализации программы.        

    Принципы духовно-нравственного воспитания

    Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).

    Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном

    понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).

    Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям земли Нижегородской).

    Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»).

    Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).

    Принципы организации занятий

    • наглядность,
    • сознательность и активность,
    • доступность и мера,
    • научность,
    • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей,
    • систематичность и последовательность,
    • прочность усвоения знаний,
    • связь теории с практикой обучения и жизнью,
    • воспитание в процессе обучения;
    • вариативный подход.

    Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический.

    Наглядный метод  используется во время:

    • чтения педагогом рассказов;
    • экскурсий в картинную галерею;
    • наблюдений;
    • показа сказок (педагогом, детьми);
    • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
    • проведения дидактических игр;
    • экскурсий по городу, целевых прогулок;
    • моделирования сказок.

    Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе :

    • чтения литературных произведений воспитателем;
    • чтения стихотворений детьми, воспитателем;
    • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
    • ответов на вопросы педагога, детей;
    • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
    • сообщения дополнительного материала воспитателем;
    • загадывания загадок;
    • рассматривания наглядного материала;
    • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
    • разбора житейских ситуаций;
    • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
    • чтения литературных произведений родителями.

    Практический метод используется, когда необходимо

    • организовывать продуктивную деятельность;
    • провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
    • приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);
    • оформить коллекцию семян для занятия;
    • сшить кукол к сказкам;
    • организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
    • провести экскурсии различной направленности;
    • организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
    • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

    Формы работы с детьми:

    • беседы,
    • игры нравственного и духовно-нравственного содержания,
    • рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей,
    • проведение совместных праздников,
    • просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения,
    • экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр),
    • детская благотворительность,
    • тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия),
    • организация выставок (совместная деятельность детей и родителей),
    • постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания,
    • творческие вечера,
    • организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.

    Так как любая программа носит  деятельный характер, создать данную программу воспитания я предлагаю, опираясь на следующие деятельные направления:

    1.Посещение  Кресто-Воздвиженского храма с. Чернухи, занятий воскресной школы

    2. Цикл этических бесед «О хорошем и плохом поведении», «О ценностях жизни», «Если  вы вежливы»  и другие.

    3. Занятия детских творческих объединений

    4. Целенаправленную организацию досуга и развитию творческих способностей через:

    • рукоделие;
    • игры;
    • вечера;
    • викторины;
    • обсуждение пословиц и поговорок о качествах человека и т.д.

    5.  Вовлечение в здоровый образ жизни:

    • беседы;
    • уроки-практикумы;
    • участие в соревнованиях (внутри класса, школы);
    • спортивные занятия;
    • знакомство со спортсменами и др.

    6. Патриотическое направление через:

    • вовлечение в КТД школы-интерната;
    • традиции школы-интерната;
    • связь с социумом

    7. Работа по самообслуживанию – трудовая направленность.

    8. Работа по профориентации.

    Основные блоки программы

    Я и коллектив (1-4 классы)

    Цели:

    1) Формирование духовно-нравственных ориентиров.

    2) Формирование гражданского отношения к себе.

    3) Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.

    4) Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.

    Я и здоровье (5-7 классы)

    Цели:

    1) Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья обучающихся, воспитанников.

    2) Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

    3) Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни

    Я и Отечество

    (через детские творческие объединения «Родничок»,  «Планета детства», «Соломка»)

    Цели:

    1) Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями. Раскрытие культурообразующей роли Православия для России.

    2) Формирование гражданского отношения к Отечеству.

    3) Воспитание верности духовным традициям России.

    4) Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям.

    Я – защитник Отечества        (8-9 классы)

    Цели:

    1) Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства,

    2) Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству

    Я и культура

    (через  детские творческие объединения  «Планета детства», «Фантазия», «Соломка», «Веселые затейники»)

    Цели:

    1) Раскрытие духовных основ отечественной культуры.

    2) Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов.

    3) Формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина.

    Я и семья

    Цели:

    1) Формирование представлений о семейных ценностях.

    2) Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.

    3) Формирование у учащихся понимания сущности основных социальных ролей сына – мужа, дочери - матери

    Организация работы с родителями

    Основное внимание в программе уделяется работе с семьей. И предусмотрены такие формы работы с родителями:

    • родительские собрания на духовно-нравственные темы;
    • лекторий для родителей;
    • открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
    • вечера вопросов и ответов;
    • проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТСО);
    •  анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
    • индивидуальные консультации специалистов;
    • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
    • экскурсии;
    • визиты домой;
    • ведение социального паспорта классов, групп, школы-интерната с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
    • контроль за внеурочной занятостью детей;
    • совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
    • совместное посещение богослужений;
    • помощь родителей школе-интернату (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, др.)

    Я и школа

            (через систему соуправления  обучающихся, воспитанников, через уроки по трудовому обучению, занятия ДТО «Хозяин в доме»)

    Цели:

    1) Формирование у обучающихся, воспитанников осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

    2) Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии.

    3) Развитие самостоятельности и самоуправления по методике А. Иванова

     « Работа в микрогруппах и ЧТД».

    Я и планета

    (через уроки по трудовому обучению, детские творческие объединения «Природа вокруг нас», «Хозяин в  доме», трудовую внеурочную деятельность)

    Цели:

    1) Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой.

    2) Воспитание гуманистического отношения к людям.

    3) Формирование эстетического отношения обучающихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

    Ожидаемые результаты

    Достижение выпускником уровня социальной компетентности, необходимой ему для успешной самостоятельной жизни в обществе.

      Направление

    деятельности

    Результаты освоения программы

    Формы и методы работы

    1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1 уровень

    Беседа, чтение книг, изучение предметов базовой части и формируемой Учреждением.

    Начальные представления о моральных нормах.

     

    2 уровень

    Беседа, чтение книг, экскурсии, заочные путешествия, тренинг общения.

    Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

    Уважительное отношение к традиционным российским религиям, опыт социальной и межкультурной коммуникации.

    Беседа, чтение книг, изучение предметов базовой и вариативной частей формируемых Учреждением, экскурсии, заочные путешествия.

    3 уровень

    Беседы, кл. часы, просмотр уч. фильмов, игровые программы.

    Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

    Почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим.

    Беседы, кл. часы, общественно-полезные акции, проведение школьных акций «День самоуправления».

    Знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним, выполнение творческих проектов.

    Семейные праздники, выполнение и презентаций и творческих проектов

    совместно с родителями, тематические выставки рисунков.

     

     

    2.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

     

     

    1 уровень

    Беседа, чтение книг, изучение предметов базовой части и формируемой Учреждением.

     

    Начальные представления о Конституции России, государственной символике – Гербе, Флаге Российской Федерации. Организация выставок детских рисунков с государственной символикой.

     

     

    Начальное представление о героических страницах истории России. Организация выставок детских рисунков с государственной символикой.

     

    2 уровень

    Беседа, кл. час, чтение книг, тематические линейки.

    Знание истории и культуры родного края.  

    Знание важнейших событий в истории нашей страны.

    Опыт взаимодействия с общественными организациями патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ.

    Общественно-полезные акции, взаимодействие с социальными партнёрами в реализации проектов.

    3 уровень

    Совместная творческая и реабилитационная деятельность в рамках социального партнёрства, с общественностью г. Калинингада.

    Уважительное отношение к детям и взрослым - представителям разных народов России, их культуре и образу жизни, участие в реализации социальных проектов.

    Почтительное отношение к ветеранам и военнослужащим, проведение игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности.

    Просмотр учебных фильмов, беседы, проведение игр, встреча с ветеранами.

    Уважительное отношение к выпускникам своей школы,  явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма,.

     

    Беседы, встречи с выпускниками, реализация программ профориентации.

     

    3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду ,жизни

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1 уровень

    Экскурсии по микрорайону, городу; на производственные предприятия,

    знакомство с различными видами труда,встречи с

    представителями разных профессий, использование ИКТ технологий,выставок.

    Первоначальное представление о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества. Выполнение тематических  презентаций.

     

     

    Первоначальное представление об исторических и

    культурологических основах традиционных российских религий.

    Праздники труда, ярмарки,

    конкурсы, посещение музеев,

    2 уровень

    Разработка и реализация различных

    проектов

    Творческие мастерские, трудовые

    акции  ( субботники, высадка цветов).

    Уважительное отношение к чужому и своему труду. Реализация проекта «Озеленение школьного двора».

    3  уровень

    Дежурство в школьной столовой, дежурство по классу, школе, уборка классного помещения, проведение благотворительных акций

    Участие в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы – интерната  и взаимодействующих с  ним учреждений дополнительного образования.

    Умение обслуживать себя в школе и дома. Составление  и реализация графика дежурства.

    Дежурство в школьной столовой, дежурство по классу, школе, работа в ученических комиссиях.

    4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому

    образу жизни

     

     

     

     

     

     

     

    1 уровень

      Беседы,

    просмотр учебных фильмов,  беседы школьного врача,

    встречи со спортсменами.

    Знание основ  здорового образа жизни. Организация тематических выставок детских работ.

    Первоначальное представление о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического (душевного) и социального (здоровья семьи и школьного коллектива)

    Беседы с педагогами, школьными психологами,

    медицинскими работниками, родителями.

     

    2, 3  уровень

    Подвижные игры на перемене, туристические походы, спартакиады, весёлые старты, спортивные секции.

     

     

     

     

    Участие в спортивных секциях, спартакиадах, общешкольных мероприятиях «День здоровья».

    Умение составлять здоровьесберегающий режим дня и контролировать его выполнение.

     

    Беседа мед. работника и учителя, чтение книг, изучение предметов базовой  части формируемой  ОУ, дежурство по классу, школе организация школьного самоуправления.

    Умение следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела.Участие в программе о правильном питании. Выпуск стенгазет.

    Беседа мед. работника и учителя, чтение книг, изучение предметов базовой  части формируемой  ОУ, участие в общешкольных организации и проведении общешкольных мероприятий, тематических недель.

    5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

    (экологическое воспитание)

     

    1 уровень

    Экскурсии, прогулки, туристические походы по родному краю.

     

    Первоначальное представление эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе. Выпуск фотоальбома.

    2 уровень

    Изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин, беседы, просмотр учебных фильмов.

    Уважительное отношение к традициям этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормам экологической этики.

    3 уровень

    Экологические акции, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных

    территорий от мусора, подкормка птиц;участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;

    посильное участие в деятельности детско-юношеской

    общественной

    экологической организации «Секреты природы».

    Реализация коллективных природоохранных проектов, посильное участие в деятельности детско-юношеской общественной экологической организации «Секреты природы».

     

     

    6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование

    представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое

    воспитание).

     

    1 уровень

    Изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин,  встречи с представителями творческих профессий, экскурсии

    на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты

    современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей,

    знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках,

    по репродукциям, учебным фильмам.

     

    Первоначальные представление об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, уважительное отношение к культуре народов России. Организация тематических выставок рисунков, изготовление поделок.

     

    Первоначальное представление о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека.

    Беседы с педагогом, заочное путешествие в мир моды, изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин

    2 уровень

    Изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин,

    посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки,

    художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок,

    фестивалей народного творчества, тематических выставок.

    Знание традиций художественной культуры родного края, участие в музыкальных и художественных конкурсах.

    Умение видеть прекрасное в окружающем мире

     

    Участие в творческих конкурсах, беседы, экскурсии,

    изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин, просмотр учебных и художественных фильмов о природе.

    Умение понимать красоту окружающего мира через художественные образы.

     

     Беседы, экскурсии,

    изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин.

     

    3 уровень

     

    Умение выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества, выставках творческих работ.

    Изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин, ДТО дополнительного образования, организация и проведение творческих мероприятий.

     

    Участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, выставка творческих 

    Выставки семейного художественного творчества,

    Участие в художественном оформлении помещений. Выставки фотографий и рисунков.

    Выставки фотографий и рисунков, конкурсы на лучшее оформление кабинетов к праздникам

     

        В ходе реализации программы духовно-нравственного воспитания, учитывая психологические и физиологические возрастные особенности обучающихся, воспитанников  будут выработаны ключевые компетенции.

    В плане самостоятельной познавательной деятельности:

    ·        понимание необходимости уважения культурного и исторического прошлого России, её традиций;

    ·        проявление интереса к изучению истории Отечества;

    ·        проявление уважения к законности;

    ·        расширение индивидуального опыта отношений к окружающему миру, другим людям, самому себе; наличие интереса ко всему новому;

    ·        самовыражение в различных видах познавательной деятельности.

    В социально-трудовой сфере:

    ·       умение соотнести процесс и результаты труда, оценить затраченное время и усилия;

    ·       восприятие деятельности своей и окружающих как трудовой деятельности, направленной на решение определенных, общественно значимых задач;

    ·       воспитание уважения к труду, человеку труда.

    В коммуникативной сфере:

    ·       овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками   ;

    ·       общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира;

    ·       умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, взаимодействовать со сверстниками, взрослыми;

    ·       умение сформулировать свою позицию по вопросу, связанному с изученным направлением, доступно для понимания другими обучающимися, воспитанниками;

    ·        умение слушать и понимать позицию другого человека.

    В культурно-досуговой сфере:

    ·        укрепление привычки культурного поведения через активное участие школьников в празднично-игровых и экскурсионных  программах.

    В гражданско-правовой сфере:

    ·        начальное определение гражданской позиции, социально-политической ориентации;

    ·        положительная тенденция нравственного развития;         

    ·        становление предпосылок готовности к самоуправлению своим поведением и деятельностью;

    ·        духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом;

    ·        формирование психологической и интеллектуальной готовности  к личностному  самоопределению.

    Воспитательные подпрограммы воспитания и социализации обучающихся, воспитанников  

    1.     «Формирование детского  коллектива»  - 1-4 кл. класс  

    2.      «Я- здоровый человек!»  - 5-7  класс

    3.       Дополнительные образовательные программы, реализуемые в ОУ: «Планета детства», «Родничок», «Хозяин в  доме», «Волшебная кисть», «Соломка»,  «Природа вокруг нас».

    Средства управления воспитательным процессом

    • Наличие научной, методической и художественной литературы, педагогических изданий о духовно-нравственном воспитании детей.
    • Планы воспитательной работы (общешкольный, классные, групповые).
    • Методические разработки педагогов.
    • Документация педагога-воспитателя, классного руководителя.

     


    Нормативно-правовое обеспечение программы

    Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

      Закон РФ "Об образовании" № 273-ФЗ (2013 г.)

    Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.

    Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах          от 16.12.1966 г.

    Конвенция о правах ребенка (Нью- Йорк, 20.11.1989 г.)

     «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» от 29.12.2001 г. № 1756- р.

    Литература

    Аверина Н.Г. О  духовно-нравственном   воспитании  младших школьников. Нач. школа. - 2005 - №11 - с. 68-71

     Жарковская Т.Г. Возможные пути организации  духовно-нравственного  образования в современных условия.  Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - с. 9-12

    Петрусинский В. В. Игры: обучение, тренинг, досуг. М., Новая школа, 1994.

    Титова Е. В. Если знать, как действовать. М., Просвещение, 1993 .

    Шмаков С., Безбородная Н. От игры к самовоспитанию. М., Новая школа, 1993.

    Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. Белгород, 1994.

    Астанов В.М., Лебединский О.И., Шапиро Б.Ю. Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями. Детский практический психолог.

    Воронкова В.В. Воспитатель и обучение детей во вспомогательной школе. Школа-Пресс, 2007.

    Выготский П.С., Соколова Н.Д., Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

    Интернет-ресурсы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СПЕЦИФИКА РАБОТЫ МСКОУ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА VII ВИДА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

    АНАЛИЗ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ  СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКАХ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬ...

    Программа "Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната"

    Программа “Воспитание этических навыков у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната” отображает необходимый обществу и государству социальный заказ н...

    Методическая тема: «Развитие культурно – гигиенических навыков у воспитанников среднего возраста с ограниченными возможностями в условиях школы-интерната».

    Формирование здоровье - сберегающих условий в ОУ интернатного типа для детей с ОВЗ, оказание им разносторонней помощи в психологической и социальной адаптации....

    Программа для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с умеренной умственной отсталостью ( F71 )

    За последние два десятилетия резко увеличился состав учащихся специальных коррекционных учреждений  VIII вида. В эти школы принимаются не только дети с легкой  (F  - 70) умственной отст...

    Вопросы взаимозависимости умственного и речевого развития, недоразвития фонематических процессов и связанных с ними нарушений чтения и письма у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

    У детей с нарушенным фонематическим восприятием наблюдаются нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребёнок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или...

    Доклад «Нравственно - патриотическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в школе интернате».

    Доклад затрагивает нравственно-патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате. Может быть использован МО, педсовете, для обобщения опыта....