РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ.
статья по математике на тему

Одной из актуальных задач современной специальной педагогики является формирование познавательного интереса учащихся с ОВЗ. Определенно, что, ребенок в состоянии интереса усваивает материал быстрее и прочнее. От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети, зависит в дальнейшем их полноценное развитие, успешная адаптация в социум. Поэтому развитие познавательного интереса является задачей, которая должна быть первостепенной на протяжении всего обучения детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznovatelnogo_interesa.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО  ИНТЕРЕСА  УЧАЩИХСЯ  С ОГРАНИЧЕННЫМИ   ВОЗМОЖНОСТЯМИ  ЗДОРОВЬЯ  НА  ЗАНЯТИЯХ   МАТЕМАТИКИ.

       Получение детьми  с  ограниченными  возможностями   здоровья   и   детьми-инвалидами образования  является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Дети   с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении.

      У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.

      Одной из актуальных задач современной специальной педагогики является формирование познавательного интереса учащихся с ОВЗ. Определенно, что, ребенок в состоянии интереса усваивает материал быстрее и прочнее. От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети, зависит в дальнейшем их полноценное развитие, успешная адаптация в социум. Поэтому развитие познавательного интереса является задачей, которая должна быть первостепенной на протяжении всего обучения детей с ОВЗ.

       Устойчивый познавательный интерес формируется различными средствами. Одним из них является занимательность. Немало занимательного материала можно использовать на уроках математики, и им полезно пользоваться, так как с помощью занимательности можно сделать учебу интересной. Некоторые нестандартные задания (задачи-шутки, кроссворды, ребусы, шифрограммы  и др.), полезны, но их не всегда можно связать с программным материалом. Однако для подобных заданий можно найти  5-10 минут на уроке.  Если задания  нетрудные, то их можно включить в устный счет. Если задание сложнее, то задание следует предложить в конце урока, после записи домашнего задания. В таком случае не надо добиваться решения задач на уроке, можно предложить детям поразмыслить над условием во внеурочное время. 

   Пути и средства развития познавательных интересов различны, эффективным средством пробуждения живого интереса к учебному предмету является дидактическая игра.  Дидактическая игра позволяет однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать ему занимательную форму. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность ребенка, развивают его внимание, память, мышление. В игре ребенок незаметно для себя выполняет большое число действий, развивает вычислительные навыки, решает задачи, обогащает свои пространственные, количественные и временные представления, выполняет анализ и сравнение чисел, геометрических фигур. Дидактические игры способствуют и общему развитию ребенка, расширению его кругозора, обогащению словарного запаса, развитию речи, учат использовать математические знания  в новых, измененных ситуациях. Поэтому дидактические игры широко  мной используются на уроках, внеклассных мероприятиях.

     Приведу некоторые игры и игровые моменты, которые я использую для  развитие познавательной деятельности детей. Игры – упражнения. Занимают обычно 10 минут и являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала. Игры – путешествия. Они служат, в основном, для углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Такие игры ненавязчиво обогащают словарный запас, развивают речь, активизируют внимание. Игра – путешествие требует большей предварительной подготовки, специального подбора материала. Но результат такой игры отличный, нет ни одного скучающего ученика на  занятии.  Приведу   примеры  путешествий «Кругосветное  путешествие», «Морское путешествие»,  «Полёт в космос» и т.д.).

    Игры – соревнования. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Особенно учащимся нравятся игры, составленные по аналогии с телевизионными играми («Своя игра», «Счастливый случай» «КВН» и т.д.)  Сюжетно-ролевые игры. Отличаются тем, что  учащиеся играют определенные роли. В реальной практике обучения все виды дидактических игр могут выступать как самостоятельные, так и взаимно дополняющие друг друга.

       Сказка – один из самых популярных и любимых детьми литературных жанров. Сказка открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, учит  доброте и справедливости, а также приобщает к культуре, к народному творчеству. Поэтому в качестве эффективного средства формирования и развития познавательного интереса, любознательности у учащихся с ОВЗ можно использовать сюжеты сказок.

       Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной.  Использование на уроках  презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый  материал,  фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации.  При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.  Мультимедийные презентации  повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя  и ученика. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Опыт работы  показывает, что важность применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса учащихся.

     Ребенок может быть  активен на уроке, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.            Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Используя рефлексию, учитель имеет возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учениками учебного материала, особенности их психологического состояния (степень неуверенности, страха, заинтересованности и т.д.)  отношение к изучаемому материалу.  На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Широко используется приём с различными цветовыми изображениями. У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности. Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.

    Таким образом, в педагогических исследованиях под рефлексией понимают компонент мышления (или интеллектуальной деятельности ученика), ориентированный на осознание себя в системе познавательной деятельности и межличностной коммуникации. Рассматривая  рефлексию  как важнейший компонент в становлении познавательной деятельности учащихся, следует отметить и важную роль процесса формирования мотивации учения школьников, без которого учебная деятельность невозможна.

      Основным направлением развития школы сегодня является поворот обучения к ребенку. В Федеральном законе об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, одной из актуальных задач определена адаптация этих лиц к обществу, труду, семейной жизни. Исходя из этого, программой коррекционной школы предусмотрена практическая направленность обучения математике, которая предполагает тесную связь математики с жизнью, подготовку к профессиональным трудовым навыкам. Основной целью  является формирование у учащихся умений видеть в быту постоянно возникающие математические ситуации, применять на практике, полученные  на уроках  знания, формировать представления, имеющие  предметно – практическую направленность.  В активный словарь учащихся вводятся понятия: «коммунальные услуги», «абонентская плата», «тарифы», «скидки». С каждым из этих понятий составляются задачи, при их решении используется индивидуальный подход.  Мой опыт показывает, что для лучшего усвоения материала надо подбирать материал, связанный с их собственной жизнью, бытом, учёбой.   Такие знания  и навыки, как измерение  площадей, предварительный расчёт необходимых поделочных материалов для того или иного изделия, взвешивание, умение производить расчёт  при покупках,  ориентация во времени и т. п.   Всё  это  дети должны усвоить  в  процессе изучения математики и практических упражнений, а это в свою очередь помогает детям лучше адаптироваться в жизненной среде после окончания школы.

      Все вышеперечисленные приемы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся, развивают их творческие способности, активно вовлекают обучающихся в образовательный процесс, развивают самостоятельную деятельность  у учащихся с ОВЗ.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Занимательные задания для проведения мероприятия на недели математики. Задания подходят для учащихся 5-9 классов....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Использование ресурсов I-школы при обучение детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционно.Обеспечение реальной возможности получения образования различными категориями обучающихся, в том ч...

Использование ЭОР при обучении математике детей с ограниченными возможностями здоровья.

Выступление на IX научно-практическая конференции "Модернизация образования в условиях информационного общества"Статья опубликована в сборнике научных статей по итогам IX научно-практическая конф...

Презентация коррекционно-развивающего занятия с детьми среднего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Викторина «Весёлая математика».

В группе продленного дня класса "Особый ребенок", чтобы закрепить знания, полученные на уроке "Математические представление и конструирование", я провожу игры-викторины "Веселая математика"...

Развитие интереса к процессу обучения математике на основе учёта индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья

Описание опыта работы учителя математики  по развитию интереса к предмету у детей с ограниченными возможностями здоровья....

Инновационный подход в обучении математике учащихся с ограниченными возможностями развития

Авторы: Моха Елена Анатольевна, учитель математики Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №59 Приморского района Санкт-ПетербургаМальшакова Светлана Аркадьевна, учитель математики ...