Использование ЭОР при обучении математике детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по теме

Выступление на IX научно-практическая конференции "Модернизация образования в условиях информационного общества"

Статья опубликована в сборнике научных статей по итогам IX научно-практическая конференции "Модернизация образования в условиях информационного общества", Москва, 2012г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ЭОР при обучении математике детей с ограниченными возможностями здоровья.

Калачёва Наталья Анатольевна,

учитель математики МОУ-СОШ № 8,

 г.Клина Московской области

Расти должны все цветы.

Евангелие

В статье 26 Всеобщей декларации прав человека (Принятой резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года) говорится:

  1. Каждый человек имеет право на образование. 
  2. Образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и  увеличение уважения к правам человека и основным свободам.

Право на получение образования относится ко всем людям, в том числе и к детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями.

Проблема образования детей с ограниченными возможностями является национальным приоритетом. Многие регионы включены в программы организации обучения детей с ограниченными возможностями. В обучении детей, не имеющих возможность посещать образовательные учреждения, используют современные дистанционные образовательные технологии.

Использование дистанционных технологий реализует право детей на получение образования, причем обучение возможно в удобное время для участников образовательного процесса. Это немаловажно, так как дети с ограниченными возможностями здоровья часто посещают врачей, различные процедуры, находятся на плановом лечении в стационаре. Кроме того, практически все учебные материалы имеются в цифровом формате, что делает менее актуальной проблему приобретения учебников.

Образовательные среды, которые предлагаются сегодня общественности, позволяют рационально использовать время. Ученику не надо ждать, пока учитель запишет задание, так как материалы, используемые на уроке, сохранены в цифровом варианте. Виртуальные лаборатории позволяют проводить наглядные опыты, не используя вредные вещества (химия) или контакт с электричеством (физика). Многие задания предполагают самостоятельный поиск материала, используя поисковые системы сети Интернет, тем самым способствуют формированию познавательной активности учащихся, созданию различных учебных проектов.

Учитель имеет возможность комментировать действия ученика до полного решения учебной задачи, объяснять материал, исправлять ошибки.

Тем не менее, процесс обучения детей, с ограниченными возможностями, не может быть решен полноценно только за счет поставки современного оборудования и подключения к сети Интернет. Это лишь техническая сторона дела. Но ничто не может заменить «живое» общение с друзьями, с учителями. Только живое общение способствует развитию коммуникативных отношений с людьми, так необходимых для социализации  ребенка. Именно в этом заключается один из минусов надомного обучения. 

 Кроме того, в дистанционном обучении с помощью компьютерных технологий может быть следующий отрицательный момент – отсутствие контроля со стороны взрослых, «уход» ребенка в виртуальный мир.   Профилактика и недопущение вышеназванных негативных ситуаций лежит не только на администрации учебного заведения, но и на педагогах, занимающихся с ребенком и родителях.

Многие учебные заведения организовывают групповые занятия для детей-инвалидов, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, с согласия родителей (законных представителей) обеспечивают участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

Итак, в процессе обучения необходимо уделять внимание не только получение новых знаний, но и социализации ребенка с учетом его особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья ребенка.

При организации дистанционного обучения детей-инвалидов регламентируется время работы на компьютере (не более 30 минут). Остальное рабочее время обучающиеся используют на работу с различными источниками информации, в том числе с учебником, тетрадями, фото и видеосъемку, разработку и написание сценариев опытов, поиски натуральных объектов для исследовательской деятельности, сборку конструкций, моделей и т.д., в зависимости от целей и задач занятия.

В процессе обучения часто возникает необходимость использовать в процессе обучения наглядные изображения. Особенно это касается таких предметов, как математика, физика и т.д. В обычной жизни на уроке в классе я использую для этого модели геометрических фигур и тел, презентации, доску, на которой пишу мелом или маркером. Однако при проведении урока математики с использованием дистанционных технологий возникает  проблема невозможности доступно объяснить материал из-за отсутствия универсальной программы для работы с наглядными изображениями и моделями и возможности одновременной работы учителя и ученика с задачей. Как же можно решить указанную проблему?

Особое место в процессе дистанционного обучения занимает использование программы Skype. Эта программа позволяет проводить уроки в режиме он-лайн.

При использовании программы Skype, можно пользоваться функцией демонстрации экрана, однако эта функция не всегда удобна. Она не поддерживает возможности совместного редактирования задач и примеров, выполнение письменных заданий.

Плагин IDroo для Skype предназначен как раз для этих целей. Используя данную надстройку, можно не только рисовать в Skype, но и открывать изображения, совместно работать с ними.

Маркерная доска IDroo проста в использовании, так как имеет те же функции и панели, что и любая программа для интерактивной доски.

Меню

 New - Открыть новую доску

 Open - Открыть IDroo доску из файла

 Save - Сохранить текущую доску

 Save as... - Сохранить текущую доску в новый файл

 Export - Экспорт в распространенные форматы изображений

 Print - Печать страницы

 - Отменить

 - Вернуть

 - Функции

 - О IDroo (в том числе информация о лицензии)

 - Он-лайн помощь в браузер по умолчанию (на англ.)

Панель инструментов

 Выбор и управление объектами

 Рисование от руки

 Линия

 Полилиния

 Линия Безье

 Эллипс

 Прямоугольник

 Текст

 Формы

 Картинка

 Формулы

Одновременно можно работать на нескольких виртуальных досках с разными пользователями. Можно сохранять результаты работы в файл и снова открывать для продолжения работы.

Использование в совместной работе с учеником приложения IDroo возможно, только при условии, что такая программа установлена не только у учителя, но и ученика.

Рекомендации по установке приложения IDroo.

1. Устанавливаем плагин IDroo с сайта http://www.idroo.com/

2. Запускаем Skype.

3. Запускаем ярлык IDroo  на рабочем столе.

При первом запуске система спросит у вас доступ к Skype - нажимаем "Allow access".

4. Нажимаем на кнопку “Добавить” в нижней части списка участников. Появится окно, где можно приглашать новых участников.

5. Выбираем пользователей, которых хотим пригласить, нажав на их имена в списке. Нажимаем на кнопку "Добавить", чтобы добавить их в список участников доски. Можно также дважды щелкнуть имена добавить. Нажимаем "OK", чтобы подтвердить приглашение. Можно также  отправить приглашения в чате Skype.

Не смотря на явные преимущества использования плагина IDroo для совместного решения задач с учеником, можно выделить ряд недостатков. Среди них такие, как отсутствие шаблонов изображения многих геометрических фигур и стереометрических тел на маркерной доске IDroo, нет возможности выполнять геометрические построения параллельных прямых, графиков функций в системе координат, программа  IDroo не поддерживает форматы файлов отличных от *ipg, *png, *gif, *bmp, что заставляет искать другие приложения и способы ведения урока. Возможно, что разработчики учтут выявленные проблемы, и в скором будущем появится универсальное приложение или программа, с помощью которой удобно будет вести дистанционные уроки в режиме он-лайн с детьми с ограниченными возможностями.

Всемирная сеть Интернет делает доступным широкой аудитории большое количество ЭОР.

Личные сайты учителей,  педагогические сообщества, федеральные сайты предлагают свои продукты. На выбор учителя предлагается большое количество ЭОР, тем самым возникает новая проблема – ориентация в большом количестве предложений, с минимальными затратами времени. Не секрет, что качественная подготовка к уроку требует не только подбора материала, но и доступность его для восприятия учеником. Особое внимание следует уделить подготовке к занятия для детей с ограниченными возможностями. Так как у них различные заболевания, то и материал предлагается с учетом особенностей. Например, для учеников с пониженной остротой зрения, необходимо звуковое сопровождение.

Я в своей работе часто обращаюсь к федеральным сайтам:

  1. Единая коллекция образовательных ресурсов: http://www.school-collection.edu.ru/
  2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru

В своей структуре сайты достаточно удобны и просты в использовании (легкая навигация позволяет быстро находить интересующий материал).

Для учителя математики важно чтобы материалы на сайтах были бы нескольких типов: информационный, практический и контрольный, кроме того материал был бы ориентирован на разный уровень подготовки учащихся.

Всем этим требованиям соответствуют  материалы на федеральных сайтах. Хочется отметить, следующие особенности:

1. На сайте «Единая коллекция образовательных ресурсов»: http://www.school-collection.edu.ru/ материалы по математике представлены согласно УМК к учебникам

(5-6 класс: математика, «Математика», Волович М.Б., «Математика», Зубарева И.И., Мордкович А.Г.,

7-9 класс: «Алгебра», Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др., «Геометрия», 7-9 классы, Шарыгин И.Ф.,

«Геометрия», 7-9 классы, Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И.,

10-11 классы: «Алгебра и начала анализа», 10-11 класс, Колмогоров А.Н. и др. Материалов по геометрии для 10-11 классов на данном сайте нет.

2. На сайте «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов»: http://fcior.edu.ru материалы по математике представлены для 5-9 классов в разделе «Основное общее образование» без ориентирования на УМК к определенным учебникам,

и для 10 класса в разделе «Среднее (полное) общее образование».

Отсутствие материалов для 11 класса по геометрии и по определенным темам по алгебре и началам анализа позволяют разработчикам учесть пожелания учителей, работающих с этими сайтами. На каждом сайте есть информация для обратной связи.

Отсутствие интересующих, удовлетворяющих замыслу урока материалов так же позволяет учителям использовать альтернативные ресурсы.

Я в своей работе (и не только с учащимися, находящимися на домашнем обучении) использую УМК «Живая математика», которая позволяет наглядно продемонстрировать стереометрические тела, что облегчает понимание изучаемого материала учащимся с плохим пространственным воображением. УМК «Живая математика» содержит не только теоретический материал, но и практические задания.

Кроме того, в своей работе я часто прибегаю к самостоятельному созданию ЭОР. Это и презентации PowerPoint, и работа в приложениях IDroo, приложениях к интерактивной доске и др. В Клинском муниципальном районе для учеников с ограниченными возможностями здоровья имеется «Виртуальная образовательная среда МУ МК». Ученики имеют возможность работать в системе, созданной на платформе Moodle.

Часто ЭОР способны создать и ученики. Я предлагаю такие задания им в качестве домашней работы или творческих проектов.

Известный факт, что дети намного быстрее учатся пользоваться компьютером, чем взрослые, поэтому при чутком руководстве они способны создать не только презентации, но и игры по различным предметам.

В обучении математике, при всем многообразии ЭОР, не следует забывать о традиционной работе с учебником, книгой, тетрадью. А так же помнить, что ни один компьютер и социальные сети не заменят детям «живое» личное общение. От нас, педагогов зависит полноценное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Как сказала Людмила Ивановна Швецова — президент Ассоциации исследователей детского движения -   «Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами… Это люди, которым судьба послала сложные испытания…Только сочувствия мало, надо развивать возможности».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Использование ресурсов I-школы при обучение детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционно.Обеспечение реальной возможности получения образования различными категориями обучающихся, в том ч...

Использование современных педагогических информационно -коммуникационных технологий в процессе обучения истории детей с ограниченными возможностями здоровья

В  докладе  рассматриваются возможности  применения ИКТ в образовательной и  воспитательной работе на базе коррекционной школы . Особенности применения ИКТ технологий, на примере ...

Особенности обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья

На сегодняшний день математика как учебный предмет в школе представляет собой элемен­ты арифметики, алгебры, начала математиче­ского анализа, евклидовой геометрии плоско­сти и пространства...

"Использование активных методов в обучении биологии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ООО и СОО"

Введение на уроках активных методов обучения дает возможность изменить отношение к объекту обучения, превратив его в субъект, сделать учащегося соавтором урока. Подход к ученику, который находится в ц...

Доклад Особенности обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья.

Доклад Особенности обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья....

Особенности применения системно-деятельностного подхода при обучении математики детей с ограниченными возможностями здоровья

Одним из факторов, способствующих повышению качества обучения учащихся с ОВЗ, является освоение учителями современных педагогических технологий с последующим внедрением в учебно-воспитательный процесс...