Метод танцевальной терапии как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по физкультуре (11 класс) по теме

Барнакова Надежда  Чульдумовна

*/ /*-->*/ Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Способность выполнять любую двигательную деятельность, заниматься спортом и добиваться определенных результатов в первую очередь зависит от физических возможностей человека. Регулярное выполнение физических упражнений развивает опорно-двигательный аппарат, повышает работоспособность, существенно улучшает здоровье, а также помогает излечить либо сгладить некоторые патологические нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npk_barnakova.odt95.82 КБ

Предварительный просмотр:

Метод танцевальной терапии как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

        Современный человек значительно отошел от природы, которая никогда не освобождала нас от необходимости двигаться. Потребность в движениях и сейчас составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма. Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Способность выполнять любую двигательную деятельность, заниматься спортом и добиваться определенных результатов в первую очередь зависит от физических возможностей человека. Регулярное выполнение физических упражнений развивает опорно-двигательный аппарат, повышает работоспособность, существенно улучшает здоровье, а также помогает излечить либо сгладить некоторые патологические нарушения.

        Особенно велико значение физической активности в жизни детей с ограниченными возможностями. Поэтому передо мной встал вопрос о необходимости проведения занятий танцами, с использованием метода танцевальной терапии. С давних пор танцевально-двигательная терапия применялась к людям с проблемами в развитии и здоровье. Танцевально-двигательная терапия - это междисциплинарная область, она существует на стыке психотерапии и танцевального искусства. Кроме того, она тесно связана со многими другими областями знания. Среди них:

        - анатомия;

        - физиология;

        - психофизиология, кинезиология (наука о двигательных возможностях человека), нейропсихология;

        - самые разные теории движения и танца;

        - психология и т.д..

        Т.е. практически все, что можно отнести к областям знания о теле, движении, танце, психике, о творческом процессе и творческом выражении.         Движения в любой форме, всегда выступали как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность танцевальной терапии. Танцевальная терапия для детей заключается в том, чтобы ребёнок мог выразить свои эмоции через танец, вытанцевать свое настроение, ощущения.

        В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план предусматривает  внеурочную деятельность. Одним из направлений по внеурочной деятельности РЦОО при школе является направление «Спортивно-оздоровительное», где ведётся внеурочная деятельность «Хореография – «Мир танца».

        Именно в танце можно полностью почувствовать свое тело, овладеть новыми движениями, чувствами. Танцевальная терапия помогает развиваться социально, находить новые связи с окружающими людьми, самовыражаться.

        Развитие творческих способностей важно потому: чтобы достичь глубокого влияния на организм, больной сам должен активно действовать: петь, играть на музыкальном инструменте, воплощать музыку в движениях.

         Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз. Танец может улучшить психодинамические функции человека. На самом деле, ритмические движения укрепляют разные группы мышц, и улучшает работу суставов, а также воздействуют на такие способности, как быстрота, точность и синхронизация движений. Логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, создавая тем самым базовую предпосылку для полноценного участия психических процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями. Это доказывает необходимость проведения специальных танцевальных занятий. На занятиях танцевальной терапии, кроме каких-либо танцевальных элементов, возможны различные упражнения, направленные на снятие мышечных зажимов. А с расслаблением тела постепенно начинает отдыхать и мозг. Для работы с опорно-двигательным аппаратом необходимо выполнять обязательные подготовительные упражнения. Упражнения выполняются в различных положениях на шейный отдел позвоночника, на плечевой пояс и руки, на реберно-грудные и реберно-позвоночные соединения, на тазобедренные суставы, на бедра и голени, на мышцы голени и стопы.

        Занятия танцами эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.

        Участие в концертах, праздниках, фестивалях повышает самооценку, дети начинают себя по-другому ощущать. Творчество помогает самовыразиться. Ребята получают дипломы, благодарственные письма и понимают, что они тоже могут участвовать в жизни общества. Например: к празднику Дню защиты детей, проводившийся в г.Кызыле 2012 году, учащиеся приняли активное участие Шаравин Ай-кыс, Куулар Артыш. Они получили грамоты и ценные призы. Родители отмечают, что после выступлений дети становятся более открытыми, более независимыми. У них появляются новые увлечения, новые друзья. А участие в фестивалях придает уверенность в себе. Каждая победа — это шаг, помогающий влиться в нормальную, повседневную жизнь, чтобы они были полноценными членами общества, способными жить самостоятельно.

        В результате танцетерапии к людям возвращается интерес к жизни, повышается настроение, возвращается спокойный сон и уверенность в себе.

        Таким образом танцевальная терапия  помогает в решении ряда актуальных задач:

  • повышение уровня развития психических процессов,
  • развитие творческих способностей учащихся,
  • повышение уровня эмоционально-волевой сферы,
  • повышение уровня социальной адаптации учащихся к жизни.

        Литература

        1. Сборник Танцевально-двигательная терапия, перевод Бирюковой И., Ярославль, 2004. Статьи Старк А.и Хендрикс К.)

        2. Рудестам К. Танцетерапия. М., 2001. С 245.

        3. Фрегер Р., Фейдимен Д. Танцевальная терапия. 2001, стр. 76

        4. Оппикоффер Р. Танцетерапия. 2001. С. 82.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья"

Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) так же как и здоровые дети обладают талантами, способностями, одаренностью. Правда, для развития способностей детей с ограниченными возмож...

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

Система дополнительного образования включает в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов. Именно в системе дополнительного образования стал возможным индивидуальн...

Семинар по теме: «Игра, как средство развития когнитивных способностей детей с ограниченными возможности здоровья»

Разработка выступления на семинаре по теме «Игра, как средство развития когнитивных способностей детей с ограниченными возможности здоровья», проведенного в рамках недели методического объединени...

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья как условие их успешной социализации в обществе

Одной из самых главных задач  в работе с детьми с ОВЗ является социализация таких детей.Применительно к такому ребенку социализация-это кропотливая работа,результат которой зависит от условий,кот...

Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья...

Статья на тему: «Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья»

Главная цель - формирование способностей к творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание  интересной, творческой личности, способной к творческ...

Музыкальный фольклор, как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ.

Сохранение и развитие национальных фольклорных традиций в современном художественном образовании....