Конспект к уроку русского языка по теме "О-Е после шипящих и Ц в различных частях слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
На данном уроке реализуется ряд общедидактических принципов. Принцип научности: языковые явления преподнесены с точки зрения современного состояния лингвистической науки, отсутствуют противоречия между ними.
Полученные знания сведены в систему: происходит закрепление орфограммы «О-Е после шипящих и Ц в различных частях слова». При закреплении орфограммы есть опора на пройденное, т.е. вспоминается состав слова; правописание непроизносимых и безударных гласных и согласных в корне слова (комментированное письмо). При объяснении орфограммы вводятся пропедевтически понятия сложносочиненного и сложноподчиненного предложений. Материал подобран с учетом его доступности для детей 5 класса. Также реализуется принцип применения на письме правила и развитие речи учащихся (в виде ответов и сочинений-миниатюр). Двум учащимся, учитывая их индивидуальные особенности, дается отдельная тема для сочинения. Принцип наглядности реализован в виде надписей, картин, записи на доске, распределения слов по столбикам и графического выделения орфограмм в тетради. Чередование разнообразных заданий, разборов направлено на повышение заинтересованности, сознательности и активности в повторении темы. Прочность знаний закрепляется системой повторений, связью между языковыми явлениями, заданиями по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o-e_polse_shipyashchikh.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
На данном уроке реализуется ряд общедидактических принципов. Принцип научности: языковые явления преподнесены с точки зрения современного состояния лингвистической науки, отсутствуют противоречия между ними.
Полученные знания сведены в систему: происходит закрепление орфограммы «О-Е после шипящих и Ц в различных частях слова». При закреплении орфограммы есть опора на пройденное, т.е. вспоминается состав слова; правописание непроизносимых и безударных гласных и согласных в корне слова (комментированное письмо). При объяснении орфограммы вводятся пропедевтически понятия сложносочиненного и сложноподчиненного предложений. Материал подобран с учетом его доступности для детей 5 класса. Также реализуется принцип применения на письме правила и развитие речи учащихся (в виде ответов и сочинений-миниатюр). Двум учащимся, учитывая их индивидуальные особенности, дается отдельная тема для сочинения. Принцип наглядности реализован в виде надписей, картин, записи на доске, распределения слов по столбикам и графического выделения орфограмм в тетради. Чередование разнообразных заданий, разборов направлено на повышение заинтересованности, сознательности и активности в повторении темы. Прочность знаний закрепляется системой повторений, связью между языковыми явлениями, заданиями по данной теме.
Буквы О – Е после шипящих и Ц в корне, суффиксе и окончании имени существительного
Урок – закрепление
5 класс
Цели:
- Обучающие: - закрепление изученной орфограммы;
- закрепление навыков рецензирования ответов товарищей.
- Развивающие: - развитие речи учащихся с использованием лексического
материала по теме «Мама»;
- развивать чувство уважения к женщине, матери, ответственности
перед ней;
- Воспитывающие: - воспитывать любовь, уважение к родителям, взаимопонимание
между детьми и родителями.
Оборудование:
- Учебник «Русский язык: для 5 кл. общеобр. учреждений» / М.Т.Баранов и др.
- Изречения великих людей о женщине, матери, развешанные по стенам класса
- Изображения женщины в поле, на заводе, воспитывающей детей и т. д.
- Запись на доске:
Женское сердце бескорыстно в заботах о ближних своих, о детях, о любимом, о всех родных и подчас едва знакомых людях.
План.
1. Организационный момент
2. Работа с текстом
3. Выборочный диктант
4. Комментированное письмо
5. Синтаксический разбор
6. Объяснение пунктограммы
7. Морфологический разбор
8. Распределительный диктант
9. Слово учителя.
10. Развитие речи с грамматическим заданием
11. Проверка
12. Объяснение домашнего задания.
13. Подведение итогов урока.
Ход урока.
1.Оргмомент
2. Работа с текстом.
Прочитайте внимательно текст. Определите основную мысль текста, его тип и стиль.
Мама… Сколько вызывает трепета в сердце любого человека, существа звуки этого маленького слова! С детства мы видим милое, нежное лицо самого дорогого и близкого человека. Оно покрыто румянцем, глаза светятся добротой, лаской. Она всей душой любит и оберегает нас. Открыв глаза, маленький человечек тянется ручонками к своей прекрасной волшебнице. С ней уютно и тепло; ее легкий шепот успокаивает; она устраняет все ненужные шорохи; она кормит кашей и с беспокойством глядит за парой неуверенных ножек, спешащих по дорожке. Она терпелива, нежна, прекрасна и, главное, любима нами. Она – наше маленькое солнце во тьме; она – бережок, куда прячутся корабли от буйных волн, она – наша жизнь, наше убежище, наше счастье. Она – ВСЕ.
- Какие признаки свойственны этому типу текста?
- Выборочный диктант
Выпишите из текста существительные, в корне, суффиксе, окончании которых пишется О- Е после шипящих и Ц. Объясните графически их написание.
- Сделайте морфемный разбор слова УБЕЖИЩЕ
- Комментированное письмо.
Запишите текст, вставляя пропущенные буквы.
Кто выше и доблестнее женщины? Она мать, сестра, жена, бабушка, трудяга. Еще заволакивает ночной тучей небосклон, еще метет над землей снеж…к и хлещет дождь – она уже на ногах. Её румяное лиц… встречает вас с утра, она уже напекла лепеш…к и первый кусоч…к отдает своим детям.
Женщина! Она кормит семью, кормит страну, кормит народ.
- Синтаксический разбор.
Женское сердце бескорыстно в заботах о ближних своих, о детях, о любимом, о
всех родных и подчас едва знакомых людях (делает ученик на доске во время
выполнения комментированного письма)
- Учащиеся задают вопросы и рецензируют ответ товарища.
- Объяснение пунктограммы. (В это время ученик делает морфологический разбор
слова БЕРЕЖОК)
А) Бессильные ручонки тянулись к лицу женщины, ребенок искал в ней мать.
Б) На поле боя солдат глядел в небо и вспоминал шепот молитвы матери.
В) Жесткая рука матери казалась ему шёлком, бархатом.
Г) Когда бабушка одевала новое пальтецо вместо старого зипуна, внук застывал в
изумлении.
Д) Хотя я редко бывал дома, но ласковые руки матери и аромат ее лепешек
сопровождали меня на всех тропах моей неспокойной жизни.
- Морфологический разбор слова БЕРЕЖОК.
- Вопросы и рецензирование ответа.
8. Распределительный диктант.
Распределите существительные с изучаемой орфограммой в зависимости от того, в
какой части слова она находится.
В корне | В суффиксе | В окончании |
Ласковый шепот, детская ручонка, милое лицо, букет ромашек, нежное сердце, платье из шелка, топот ножек, солнце в доме, торт из шоколада, сладкий пирожок, любить душой, варенье из вишен.
- Слово учителя.
Мама для нас самый родной, близкий человек. В трудные минуты мы бежим к ней, чтобы она защитила нас от бури. В часы радости нам хочется с ней поделиться своим счастьем.
Но всегда ли так происходит? Дети порою бывают неблагодарны, черствы, они забывают мать и отца, бросая бедных стариков одних, на попечение государства. А сколько родителей отрекается от своих детей? Они вызывают недоверие, отчуждение в своих детях.
- Как вы думаете, почему это происходит?
- Что нужно сделать, чтобы этого не было в нашей жизни?
- Как вы относитесь к своим родителям?
- Написание мини-сочинения.
А теперь напишите небольшое сочинение «Как нужно относится к своим маме и папе?» Постарайтесь использовать в своем тексте слова с изучаемой орфограммой.
Индивидуальное задание 1-2 учащимся «Моя мама – солнышко в доме».
- Работа над сочинением и его проверка. Чтение нескольких сочинений.
12. Объяснение домашнего задания.
- Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"
Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....
Урок русского языка "Правописание О-Е после шипящих на конце наречий"
Открытый урок по русскому языку ФГОС. Тема: " О и Е после шипящих в суффиксе наречий"...
Технологическая карта урока русского языка "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова"
Урок открытия нового знания....
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «ДЕФИС МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОВА В НАРЕЧИЯХ»
урок русского языка в 7 классе по технологии творческого развития «Дефис между частями слова в наречиях»...
Конспект урока русского языка «Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
Конспект предназначен для учащихся 5а и 5Б православной гимназии в рамках дистанционного обучения...
технологическая карта урока русского языка "Правописание о-ё после шипящих и ц"
Технологическая карта урока русского языка, рабочий лист и презентация к уроку...
Урок русского языка "О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных"
Урок русского языка "О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных"...