Конспект к уроку русского языка по теме "О-Е после шипящих и Ц в различных частях слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Фролова Татьяна Владимировна

    На данном уроке реализуется ряд общедидактических принципов.   Принцип научности: языковые явления преподнесены с точки зрения современного состояния лингвистической науки, отсутствуют противоречия между ними.

Полученные знания сведены в систему: происходит закрепление орфограммы «О-Е после шипящих и Ц в различных частях слова». При закреплении орфограммы есть опора на пройденное, т.е. вспоминается состав слова; правописание непроизносимых и безударных гласных и согласных в корне слова (комментированное письмо). При объяснении орфограммы вводятся пропедевтически понятия сложносочиненного и сложноподчиненного предложений. Материал подобран с учетом его доступности для детей 5 класса.  Также реализуется принцип применения на письме правила и развитие речи учащихся (в виде ответов и сочинений-миниатюр). Двум учащимся, учитывая их индивидуальные особенности, дается отдельная тема для сочинения. Принцип наглядности реализован в виде надписей, картин, записи на доске, распределения слов по столбикам и графического выделения орфограмм в тетради. Чередование разнообразных заданий, разборов направлено на повышение заинтересованности, сознательности и активности в повторении темы. Прочность знаний закрепляется системой повторений, связью между языковыми явлениями, заданиями по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o-e_polse_shipyashchikh.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

    На данном уроке реализуется ряд общедидактических принципов.   Принцип научности: языковые явления преподнесены с точки зрения современного состояния лингвистической науки, отсутствуют противоречия между ними.

Полученные знания сведены в систему: происходит закрепление орфограммы «О-Е после шипящих и Ц в различных частях слова». При закреплении орфограммы есть опора на пройденное, т.е. вспоминается состав слова; правописание непроизносимых и безударных гласных и согласных в корне слова (комментированное письмо). При объяснении орфограммы вводятся пропедевтически понятия сложносочиненного и сложноподчиненного предложений. Материал подобран с учетом его доступности для детей 5 класса.  Также реализуется принцип применения на письме правила и развитие речи учащихся (в виде ответов и сочинений-миниатюр). Двум учащимся, учитывая их индивидуальные особенности, дается отдельная тема для сочинения. Принцип наглядности реализован в виде надписей, картин, записи на доске, распределения слов по столбикам и графического выделения орфограмм в тетради. Чередование разнообразных заданий, разборов направлено на повышение заинтересованности, сознательности и активности в повторении темы. Прочность знаний закрепляется системой повторений, связью между языковыми явлениями, заданиями по данной теме.

Буквы О – Е после шипящих и Ц в корне, суффиксе и окончании имени существительного

Урок – закрепление

5 класс

Цели:

 - Обучающие:             -  закрепление изученной орфограммы;

                                       -  закрепление навыков рецензирования ответов товарищей.

 - Развивающие:           -  развитие речи учащихся с использованием лексического      

                                          материала по теме «Мама»;

                                       -   развивать чувство уважения к женщине, матери, ответственности  

                                         перед    ней;

 - Воспитывающие:      - воспитывать любовь, уважение к родителям, взаимопонимание

                                          между   детьми и родителями.                        

Оборудование:

  1. Учебник «Русский язык: для 5 кл. общеобр. учреждений» / М.Т.Баранов и др.
  2. Изречения великих людей о женщине, матери, развешанные по стенам класса
  3. Изображения женщины в поле, на заводе, воспитывающей детей и т. д.
  4. Запись на доске:

Женское сердце бескорыстно в заботах о ближних своих, о детях, о любимом, о всех родных и подчас едва знакомых людях.

План.

                                                        1.  Организационный момент

                                                        2.  Работа с текстом

                                                        3.  Выборочный диктант

                                                        4.  Комментированное письмо

                                                        5.  Синтаксический разбор

                                                        6.  Объяснение пунктограммы

                                                        7.  Морфологический разбор

                                                        8.   Распределительный диктант

                                                        9.   Слово учителя.

                                                       10. Развитие речи с грамматическим заданием

                                                       11. Проверка

                                                       12. Объяснение домашнего задания.

                                                       13. Подведение итогов урока.

Ход урока.

1.Оргмомент

2. Работа с текстом.

Прочитайте  внимательно текст. Определите основную мысль текста, его тип и стиль.

Мама…  Сколько вызывает трепета  в сердце любого человека, существа звуки этого маленького слова!  С детства мы видим милое, нежное лицо самого дорогого и близкого человека. Оно покрыто румянцем, глаза светятся добротой, лаской. Она всей душой любит и оберегает нас. Открыв глаза, маленький человечек тянется ручонками к своей прекрасной волшебнице. С ней уютно и тепло; ее легкий шепот успокаивает; она устраняет все ненужные шорохи; она кормит кашей и с беспокойством глядит за парой неуверенных ножек, спешащих по дорожке. Она терпелива, нежна, прекрасна и, главное, любима нами. Она – наше маленькое солнце во тьме; она – бережок, куда прячутся корабли от буйных волн, она – наша жизнь, наше убежище, наше счастье. Она – ВСЕ.

- Какие признаки свойственны этому типу текста?

  1. Выборочный диктант

Выпишите из текста существительные, в корне, суффиксе, окончании которых пишется О- Е после шипящих и Ц. Объясните графически их написание.

      - Сделайте  морфемный разбор слова УБЕЖИЩЕ

  1. Комментированное письмо.

Запишите текст, вставляя пропущенные буквы.

    Кто выше и доблестнее женщины? Она мать, сестра, жена, бабушка, трудяга. Еще заволакивает ночной тучей небосклон, еще метет над землей снеж…к и хлещет дождь – она уже на ногах. Её румяное лиц… встречает вас с утра, она уже напекла лепеш…к и первый кусоч…к отдает своим детям.

Женщина! Она кормит семью, кормит страну, кормит народ.

  1. Синтаксический разбор.

     Женское сердце бескорыстно в заботах о ближних своих, о детях, о любимом, о  

     всех      родных и подчас едва знакомых людях  (делает     ученик на доске во время

     выполнения     комментированного письма)

    - Учащиеся задают вопросы и рецензируют ответ товарища.

  1. Объяснение пунктограммы. (В это время ученик делает морфологический разбор  

             слова     БЕРЕЖОК)

            А) Бессильные ручонки тянулись к лицу женщины, ребенок искал в ней мать.

            Б) На поле боя солдат глядел в небо и вспоминал шепот молитвы матери.

            В) Жесткая рука матери казалась ему шёлком, бархатом.

            Г) Когда бабушка одевала новое пальтецо вместо старого зипуна, внук застывал в

                изумлении.

            Д) Хотя я редко бывал дома, но ласковые руки матери и аромат ее лепешек

               сопровождали    меня на всех тропах моей неспокойной жизни.

  1. Морфологический разбор слова БЕРЕЖОК.

- Вопросы и рецензирование ответа.

       8.   Распределительный диктант.

             Распределите существительные с изучаемой орфограммой в зависимости от того, в

             какой     части слова она находится.

             

В корне

В суффиксе

В окончании

 Ласковый шепот,  детская ручонка, милое лицо, букет ромашек, нежное сердце, платье из шелка, топот ножек, солнце в доме, торт из шоколада,  сладкий пирожок, любить душой, варенье из вишен.

  1. Слово учителя.

   Мама для нас самый родной, близкий человек. В трудные минуты мы бежим к ней, чтобы она защитила нас от бури.  В часы радости нам хочется с ней поделиться своим счастьем.

 Но всегда ли так происходит? Дети порою бывают неблагодарны, черствы, они забывают мать и отца, бросая бедных стариков одних, на попечение государства. А сколько родителей отрекается от своих детей? Они вызывают недоверие, отчуждение в своих детях.

  • Как вы думаете, почему это происходит?
  • Что нужно сделать, чтобы этого не было в нашей жизни?
  • Как вы относитесь к своим родителям?
  1. Написание мини-сочинения.

А теперь напишите небольшое сочинение «Как нужно относится к своим маме и папе?» Постарайтесь использовать в своем тексте слова с  изучаемой  орфограммой.

Индивидуальное задание 1-2 учащимся «Моя мама – солнышко в доме».

  1. Работа над сочинением и его проверка. Чтение нескольких сочинений.

  12. Объяснение  домашнего задания.

  1. Подведение итогов урока.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"

Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....

Урок русского языка "Правописание О-Е после шипящих на конце наречий"

Открытый урок по русскому языку ФГОС. Тема: " О и Е после шипящих в суффиксе наречий"...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «ДЕФИС МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОВА В НАРЕЧИЯХ»

урок  русского языка в 7 классе по технологии творческого развития «Дефис между частями слова в наречиях»...

Конспект урока русского языка «Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Конспект предназначен для учащихся 5а и 5Б православной гимназии в рамках дистанционного обучения...

технологическая карта урока русского языка "Правописание о-ё после шипящих и ц"

Технологическая карта урока русского языка, рабочий лист и презентация к уроку...

Урок русского языка "О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных"

Урок русского языка "О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных"...