Урок русского языка "Правописание О-Е после шипящих на конце наречий"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Самолетова Ольга Ивановна

Открытый урок по русскому языку ФГОС. Тема: " О и Е после шипящих в суффиксе наречий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Буквы О, Е  после шипящих на конце наречий.

Цели:

Находить(видеть) в словах орфограмму букву О, Е после шипящих на конце наречий, писать слова с этой орфограммой, устно и графически объяснить условия выбора написания, сопоставлять и устанавливать общность написания существительных, прилагательных, наречий с общим опознавательным признаком.

М/п: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (из текста в графическую модель, схему).

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: высказывать предположение на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы

Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Преобразовывать информацию.

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения, уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемые результаты.

Орг.   момент

Настраивает на работу.

Начинаем наш урок!

Очень хочется, чтоб впрок

Он пошёл нам, и тогда

Будем грамотны всегда.

Коммуникативные: слышать и слушать учителя.

Актуализация опорных знаний.

Мотивация учебной деятельности.

- На какие группы можно разделить эти слова?

- Запишите слова, сгруппировав их по частям речи.

Сущ.        Прил.       Наречие.

СНЕЖ…К, РЕЧ…НЬКА, ЕЖ…ВЫЙ, ПИЩ…ВОЙ, ГОРЯЧ…, КРЕПЧ…, ДОЧ…НЬКА, ПИРОЖ…К, КАМЫШ…ВЫЙ, ПЛЮШ…ВЫЙ, ТОРЖЕСТВУЮЩ…, СВЕЖ…  .

-Давайте проверим, что у вас получилось?

- выделите в какой части слова пропущена гласная?

(В Суффиксе после шипящей)

- какую орфограмму вспомним, чтобы правильно расставить буквы после шипящей в суффиксе существительных и прилагательных?

(Буквы О,Е после шипящих в суффиксе существительных и прилагательных)

-Что мы уже знаем? Что уже умеем?

(Знаем, что под ударением после шипящих пишем О, без ударения Е)

-Опираясь на данную орфограмму проверим, какие гласные вы вставили.

- Попробуйте в парах составить графическую схему этой орфограммы.

(шип. О уд. –шип. Е безуд.

-Что общего во всех трёх столбиках?

(Гласная после шипящей в суффиксе)

-Чем различаются?

(в третьем столбике наречие)

Аргументируют ответ.

Записывают слова в столбик в тетради.

Осуществляют проверку на интерактивной доске, подписывают части речи.

Выделяют суффиксы в словах.

Называют орфограмму О,Е после шипящих в суффиксах имен сущ. и прилагательных.

Вставляют гласные и объясняют условия выбора.

Составляют схему в парах. Лучшую схему выносят на доску.

Анализируют.

Самоопределение.

Познавательные УУД:

Анализировать,

Сравнивать,

Обобщать, делать выводы.

Находить и исправлять ошибки, оценивать, осуществлять проверку.

Владеть приемами отбора и систематизации материала

РегулятивныеУУД:

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять схему, графическую модель)

Целеполагание.

А знаем мы от чего зависит написание О,Е после шипящих на конце наречий?

-Сформулируйте тему урока.

- Над чем мы будем работать на уроке?

Правописание О,Е после шипящих на конце наречий.

-Какова Цель нашего урока?

(Выяснить , когда на конце наречий после шипящеё будем писать О, а когда Е?

Выработать умение правописания О, Е после шипящих в суффиксе наречий.)

Называют тему, цель урока.

Регулятивные УУД:

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Формулировать тему и цель урока.

  1. Открытие новых знаний. Наблюдение.

 - как решить проблему

 - Как мы можем получить новое знание?

(из учебника)

- А ещё как можно получить новое знание?

Предлагаю для анализа наречия:

Крепче, горячо, свежо, торжествующе.

Проанализируйте слова, записанные на доске и попробуйте предположить от чего зависит написание О, Е после шипящих в наречиях.

-  Что видите?

-  Значит от чего зависит написание О, Е после шипящих в наречии?

 - Давайте составим схему написания О,Е после шипящих в наречии.

 - А это вам ничего не напоминает?

-Сопоставим со схемой написания О, Е после шипящих в сущ. и прил. С написанием наречий

Схема совпадает.

Посмотреть на слова, сравнить правописание существительных, прилагательных и наречий.

Расставляют ударение.

Делают вывод, что с подобным они уже встречались, когда определяли гласную О, Е после шипящих в сущ.   и прил.

РегулятивныеУУД:

  Искать пути решения проблемы.

Осуществлять познавательную рефлексию.

Познавательные УУД:

  Выделять главное, свертывать информацию до ключевых слов.

   Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

  Строить работу на основе схемы.

  1. Работа с учебником.

 -  Сделаем вывод: В суффиксе наречий после шипящих под ударением пишем О, в безударном положении Е.

 - Что является основным условием выбора орфограммы?

(ударение)

- Откроем учебники на стр. 114, прочитаем правило.

- Правило подтвердило наши догадки

- какую новую информацию получили из правила?

(ЕЩЁ – Слово-исключение)

Вывод.

Читают правило. Определяют правильность написания О, Е после шипящих на конце наречий. Называют слово-исключение ЕЩЁ.

Коммуникативные УУД:

Слушать и слышать других, быть готовыми корректировать свою точку зрения.

  1. Выработка умений.

Работа в группах

Работа с текстом сочинения.

Тест

  1. Образуйте от прилагательных и причастий наречия; графически обозначьте орфограмму.

Говорить (Торжествующий)

Учиться (хороший)

Поглядывать (осуждающий)

Звучать (убеждающий)

Всматриваться (испытующий)

-проговорите орфограммы буквы с места. Самооценивание)

Замените словосочетания наречиями синонимами на О, Е после шипящих.

Лучше некуда – хорошо

Относиться с любовью – любяще

Говорить напевно – певуче

Работу выполнить прекрасно блестяще

Двигаться неловко неуклюже

Солнце печёт ярко, знойно – горячо.

Учащийся читает текст, остальные выписывают только наречия с изученной орфограммой, графически обозначить.

Самостоятельная работа

«Третий лишний»

1 Убаюкивающе, блестяще, горячо.

2 Общо, неуклюже, вызывающе.

3 Трескуче, голышом, могуче.

4 Жгуче, свежо, певуче.

5 Ещё, потрясающе, зловеще.

Взаимопроверка:

Образовывают и записывают в тетради наречие, обозначают орфограмму О, Е после шипящих на конце наречий

Самопроверка с написанным на доске.

Работают в группах над синонимией наречий с О, Е после шипящих на конце наречий.

Оценивают работу своей группы

Все верно -5

1-2 ошибки – 4

3-4 ошибки – 3

4-5 ошибок  -2

Самостоятельно работают над тестом. Самооценка.

5+ -5

4+-4

3+-3

Коммуникативные УУД:

  Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

  Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

  1. Итог урока. Рефлексия.

  1. Оценивание.

9. Д/З

- Какой была тема урока?

 - Какую проблему мы решали?

 - как её решили?

Чему научились на уроке?

-Назовите ключевые слова урока.

На Сколько вы оцениваете свою работу?

Упр.186 (Самодиктант)

Повторяют тему, цели урока. Оценивают свою деятельность на уроке.

Регулятивные УУД:

  Соотносить цели т результаты своей деятельности.

  Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе "Буквы –О- и –Е- после шипящих на конце наречий"

В увлекательной форме построено повторение по правописанию О и Е после щипящих в различных морфемах, новый материал дан в игровой форме....

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание Ь после шипящих на конце наречий"

Данный материал представляет собой конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание Ь после шипящих на конце наречий"...

Разработка урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Разработка урока по русскому языку на тему:«Мягкий знак после шипящих на конце наречий».Разработка урока предполагает изучение материала по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце ...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Конспект урока русского языка в 7 классе по обучению правописанию мягкого знака после шипящих на конце наречий....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Обучающая презентация к уроку русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"...