Конспект урока русского языка «Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Банникова Елена Александровна

Конспект предназначен для учащихся 5а и 5Б православной гимназии в рамках дистанционного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка.

6 апреля.

Тема урока:  «Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных».

Цель:

  1. познакомиться с орфограммой и правилом написания о или е после шипящих и ц в окончаниях существительных;
  2. сформировать умение выбирать о или е писать после шипящих и ц в окончаниях существительных и  дифференцировать правописание гласных после шипящих и Ц- в разных морфемах слова – корнях и окончаниях
  3. повторить пунктуацию в ССП и СПП, предложении с однородными членами;
  4. развивать орфографическую зоркость.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас в моем письме-конспекте урока.

- Запишите число, классная работа в тетради.

2. Повторение пройденного.

Словарная работа «В океане слов».

- Накануне праздника Благовещенья Пресвятой Богородицы мы поговорим о словах, имеющих корень «благо».

Особое место в русском языке занимает слово благословение.

Оно составлено из двух знакомых нам корней: благо и слово. Значит, дословно термин благословение означает «благое речение», или «благое слово».

Молитвенно призывая благословение Божие, мы просим успеха в делах, благополучия в жизни. Благословение, которое родители дают своим детям, воспринимается как залог долголетия и счастья.

Благословение освящало весь круг жизни наших предков. Благословлял православный человек и окружающую его природу, и весь мир как творение Божие. Замечательный пример такого благословения находим в поэме «Иоанн Дамаскин» Алексея Константиновича Толстого (1817–1875):

Благ..сл..вляю вас л…са

Д…лины  нивы горы воды!

Благ…сл..вляю я св…боду

И г…лубые н…б…са!

И посох мой благ…сл…вляю,

И эту бедную суму

И степь от краю и до краю

И со(л)нца свет и ночи тьму

И од…нокую тр..пинку,

По коей, нищий, я иду,

И в поле каждую былинку,

И в неб… каждую зв…зду!

Орфографический и пунктуационный анализ текста

1.Запишите текст, вставьте и подчеркните пропущенные орфограммы, раставьте знаки препинания.

2. Выполните фонетический разбор одинокую.

3. Найти и выпишите устаревшее слово.

4. Придумайте слова с корнем благо.

Орфографическая работа.

- Отгадайте загадки, ответ запишите в тетради в строчку через запятую.

1. Зубов много, а ничего не ест. 

2. В золотой клубочек спрятался дубочек. 

3. Низок да колюч, сладок, а не пахуч. Ягоды сорвёшь – всю руку обдерёшь. 

- Отметьте в словах орфограмму, по которой эти слова можно сгруппировать. Как называется эта орфограмма? (Буква О – Ё после шипящей в корне слова)

- Какое из записанных вами слов лишнее? Почему именно оно лишнее? (Крыжовник, так как это слово-исключение)

- Какие ещё слова-исключения Вам известны? Запишите их.

Слова для справок: расч…ска, ж…лудь, крыж…вник.

-В какой части слова столкнулись с написанием букв О – Ё после шипящих? Запомним это.

3. Изучение нового материала.

- Перед вами два фразеологических оборота. Поясните их лексическое значение. 

Болеть сердц..м, болеть душ..й.

- Как называются слова, имеющие одно значение? (Синонимы). Значит эти фразеологизмы синонимичны.

- Запишите в тетрадь два словосочетания так же, как у меня. На месте пропуска оставьте окошко.

– Подумайте, в какой морфеме и в какой части речи пропущена орфограмма? (В окончаниях существительных).

- Укажите часть речи. Выделите морфему.

– За какими согласными следует неизвестная гласная? (За шипящими и Ц-).

- Подчеркните согласную двумя чертами. 

 - Назовите шипящие согласные, которые вы знаете? (ж,ш,ч,щ и ц).

- А какая это может быть гласная? (о или е).

- Опираясь на исследовательскую работу, попробуйте сформулировать тему нашего урока и запишите ее в тетрадь(Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц).

- Сформулируйте цели урока. (Основная цель – узнать правило написания о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных и научиться применять его на практике.)

Открытие нового знания.

- Поставьте ударение в словах. Какую букву писать в слове сердцем? (е) Душой? (о)

- Что можно сказать о написании букв о-е после шипящих в окончаниях существительных? (В окончаниях существительных после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е).

- Проверьте в учебнике, так ли сформулировали правило. Параграф 99, стр. 76. Обратите внимание, как выделяется орфограмма.

- Вставьте пропущенную букву в слова – окошки, которые оставили (сердцем, душой). Докажите.

- Что определяет выбор букв о – е после шипящих в окончаниях имен существительных? (ударение)

Составление конспекта (запись в тетрадь для конспектов)

Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

В окончаниях существительных в творительном падеже после шипящих и ц пишется:

  1. под ударением о: бить ключом, суп с лапшой, укрыться плащом, свернуться ужом, салат с яйцом;

  1. без ударения е: с громким пачем, с товарищем, согнуться под ношей, мучиться над задачей, погнаться за зайцем.

5. Закрепление материала

Диктант с самопроверкой

- Подберите пропущенные слова, запишите их в творительном падеже, выделите изучаемую орфограмму. Используйте слова для справок.

Как родник назвать

Ну, а доктора?

А холодное оружье с древних лет зовём

Дом из веток?

А границу, между прочим, называют

Слова для справок: рубежОМ, врачОМ, шалашОМ, ключОМ, мечОМ.

Работа с учебником

Выполните самостоятельно упражнения 556, 557,559 (для ребят, работающих в Скайпе, проверка этих упражнений будет организована на следующем уроке).

6. Итог урока.

- Какой была тема урока?

- Какова цель урока?

- Достигли мы поставленной цели?

7. Домашнее задание:  §99 + конспект, упр.558

ВНИМАНИЕ!!! Выполненное домашнее задание (письменное) сфотографируйте и пришлите по электронной почте

*Анонс на следующий урок: устный опрос по правилу и конспекту, тест по изученному материалу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"

В процессе работы на уроке ребята  узнают основное правило правописания О-Ё после шипящих и Ц, побудут в роли исследователей законов языка, сделаю открытия, поиграют в игры, выполнят тренировочны...

Урок по теме "Правописание О-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных". 5 класс

Сегодня на уроке недостаточно дать готовую информацию о литературном процессе, жизни и творчестве писателя, особенности художественного произведения, изложить учащимся свод правил, необхо...

Урок русского языка "Правописание О-Е после шипящих на конце наречий"

Открытый урок по русскому языку ФГОС. Тема: " О и Е после шипящих в суффиксе наречий"...

Технологическая карта урока на тему: Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных

На уроке были использованы   элементы технологии проблемного обучения, технологии РКМЧП  и элементы игровой технологии. Урок направлен на организацию познавательной и регулятивной деяте...

Конспект урока русского языка в 5 классе Тема: Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Цель урока: обосновать выбор гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; повторить знаки препинания при прямой речи и диалоге; развивать навыки работы с тестами, интерес к познавательн...

технологическая карта урока русского языка "Правописание о-ё после шипящих и ц"

Технологическая карта урока русского языка, рабочий лист и презентация к уроку...


 

Комментарии