технологическая карта урока русского языка "Правописание о-ё после шипящих и ц"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Глазова Валентина Евгеньевна

Технологическая карта урока русского языка, рабочий лист и презентация к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык»

класс

Тема урока

«Буквы О, Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных»

Тип урока

Открытие новых знаний

Авторы УМК

УМК под ред. Разумовской М.М., Львовой С.И.

Цели урока

Формирование  у учащихся навыка написания О, Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных  на основе орфографического правила

Задачи

1. образовательные: повторить правописание букв о, ё после шипящих в корне слова; познакомиться с правилом написания букв о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных; отработать навыки опознавания и применения изученной орфограммы; отработать умение разграничивать орфограмму-букву о, е после шипящих и ц в суффиксе и окончании существительных и орфограмму-букву о, ё после шипящих в корне слова;

2. развивающие: развивать умение наблюдать, сравнивать и делать выводы; обогащать словарный запас учащихся

3. воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные)

1. Предметные: видеть в словах орфограмму-букву о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен существительных; писать слова с этой орфограммой; устно и графически объяснять условия выбора написания;

2. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие самостоятельности и личной ответственности;

3. Метапредметные:

регулятивные: формировать тему, проблему урока, искать пути её решения; соотносить цели и результаты своей деятельности; высказывать предположения на основе наблюдений;

познавательные: анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы;

коммуникативные: осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, компьютер

Образовательные ресурсы:

Учебник

Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 / Разумовская М.М., Львова С.И.,- «Дрофа» 2020

Структура и ход урока

Этап урока

Задания для учащихся

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

1. Оргмомент.

Цель этапа: мотивация к учебной деятельности      (1 мин.)

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Желает успеха, создаёт эмоциональный настрой.

Слушают учителя, включаются в деловой ритм.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

2.Орфографическая разминка. Словарный диктант

Цель этапа: актуализация знаний учащихся о правописании о, ё после шипящих

(6 мин.)

Трудолюбивые  пч..лы, крупный крыж..вник, ч..рствый хлеб, ж..сткая подушка, зубная щ..тка, зач..т по математике, узкая щ..лка, вести строгий уч..т, созревшие ж..луди,тяжелый ож..г 

Дает задание на рабочем листе

Вставляют буквы.

Осуществляют взаимопроверку. Оценивают себя. Вспоминают орфографическое правило, которым пользовались

Познавательные:

Узнавать слово по ЛЗ.

Регулятивные: находить и исправлять ошибки.

Коммуникативные: осуществлять взаимопроверку.

Личностные: интерес к изучению русского языка.

3. Введение в тему с формулировкой целей урока.

Цель этапа: создание проблемной ситуации.           (3мин.)

Анализ материала для наблюдений и формулировки проблемного вопроса.

На доске (слайде) представлены слова:

кружок, глянцевый, грачом, товарищем

Ведет подводящий диалог, задавая вопросы:

1. Что общего у этих слов?

2. А какие различия вы заметили?

3. Можно ли применить известное вам правило написания букв о, е после шипящих? Почему?

4. Сформулируйте проблемный вопрос урока.

5. Определите тему урока и его цель.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей.

Сравнивают слова, высказывают предположения. Формулируют проблемный вопрос: «Когда в суффиксе и и окончании существительных и прилагательных после шипящих нужно писать о, а когда е?

 Определяют и записывают в тетрадь тему урока, формулируют познавательные цели

Познавательные: сравнивать, анализировать, делать выводы, ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные: высказывать предположения на основе наблюдений.

Регулятивные: формулировать вопрос (проблему) урока, формулировать познавательную цель.

4.Поиск решения. Открытие новых знаний.

 Цель этапа: построение плана достижения новой цели, фиксация нового знания.               (10 мин.)

Анализ материала для наблюдений и формулировки правила.

Организует парную работу по анализу материала для наблюдений и побуждает к высказыванию своего мнения, задавая вопросы:

1. Укажите опознавательный признак орфограмм.

2. Назовите орфограмму букву гласного в этих словах.

3. Предположите, какое условие выбора букв о или е после шипящих и ц в словах каждого столбика будет главным?

 4. Сформулируйте правило и сравните его с авторским. Учебник с.109

 Модуль  «Правописание существительных. Орфография» ЭЛЕМЕНТ УЧЕБНОЙ ЦЕЛИ 2.0А2

Выбирать верное написание О/Е (Ё) после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имён существительных.

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ Шаг 1. Правописание о/е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных

После наблюдений в парах высказывают свои гипотезы, формулируют правило и сравнивают его с учебником.

 

Познавательные: анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

Регулятивные: искать пути решения проблемы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: высказывать своё мнение, аргументировать, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

5. Закрепление нового.

Цель этапа: развитие учебно-языковых и орфографических умений.

(16мин.)

1. работа с учебным заданием Шаг 1. Составляем алгоритм

Уровень 2.0 Ход рассуждения

Определяю морфему;

Определяю часть речи — если это существительное или прилагательное , то применяю следующее правило:

2.1. Если в окончании или в суффиксе, проверю, куда падает ударение;

2.2. Если ударение падает на окончание или на суффикс, то пишу о;

2.3. Если ударение не падает на окончание или на суффикс, то пишу е.

2. Шаг 2. Помощник ударение

Уровень 2.0 • В парах  • Принятие решений • Работа в команде 

Разбейтесь на пары. Распределите данные ниже слова по графам таблицы. Проверьте выполнение этого задания друг у друга.

Боч...к, врач...м, лиц…вая, бараш...к, товарищ...м, деревц...м, медвеж...нок, певц...м, веноч...к, луч...м, пунц..вый башмач...к, зеркальц...м, плюш…вый, меч...м, песц..вый бельч...нок, чаш...й, береж...к, еж…вый, багаж...м, песоч...к, списоч...к, платоч...к, пастуш...к.

Окончание        Суффикс

о        е        о        е

2. Образовать от данных существительных новые с помощью суффиксов -ок-/-ек-, -онок-/-енок-. Определить значение суффиксов в каждой группе слов. На слайде представлены слова (либо диктует учитель):

1. башмак (башмачок)

   утюг (утюжок)

   флаг (флажок)

   замок (замочек)

(суффикс придаёт уменьшительное значение);

2.  медведь     (медвежонок)

    галка (галчонок)

    кукушка (кукушонок)

   заяц (зайчонок)

(суффикс обозначает детёнышей животных);

3. бумага (бумажонка)

    кепка (кепчонка)

    одежда (одежонка)

    шапка (шапчонка)

(суффикс придает пренебрежительное значение).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА        А сейчас давайте немного отдохнем

Закройте, пожалуйста, глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Расслабьтесь. Представьте себе лето, вы идете по лесной тропинке. По обе стороны вас окружают разнообразные деревья, под ногами разнотравье, полевые цветы. Воздух наполнен необыкновенным ароматом свежести. Вы дышите глубоко и наслаждаетесь прогулкой… Вокруг порхают бабочки, слышно приятное пение птиц. Вы идете размеренным шагом, вам никуда не надо спешить… Лесная тропинка вывела вас на поляну, залитую солнечным светом. Здесь так хорошо, здесь вы можете делать все, что захотите. Можете полежать в мягкой траве с закрытыми глазами, наслаждаясь звуками природы. Можете собирать цветы. А можете даже побегать. Пусть ваше воображение подскажет вам, что делать… Прогулка подошла к концу. Вам пора возвращаться. Пройдите весь путь обратно. Постарайтесь оставить в своей памяти приятные воспоминания. Сделайте глубокий вдох, выдох. Откройте глаза. Потянитесь.

3.Буквенный диктант «Проверяю себя» (на слайде) упр. 709

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Уточняет понимание заданий, осуществляет индивидуальный контроль, проверку выполнения заданий.

Направляет работу по составлению алгоритма и записывает его на доске.

Организует выполнения буквенного диктанта  

1. Коллективно разрабатывают алгоритм и записывают его в тетрадь (отдельную тетрадь для схем и алгоритмов)

1. Выполняют упражнение в соответствии с заданием.

2. Работают в парах

Выполняют задание, проводят взаимопроверку, оценивают свою  работу в соответствии с критериями.

Проводят минутку релаксации

Коммуникативные: свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться, приходить к общему решению.

Познавательные: преобразовывать информацию (составлять агоритм на основе правила и действовать по нему), владеть приёмами отбора и систематизации материала, анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия.

Регулятивные: соотносить цели и результаты своей деятельности, вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

6. Рефлексия

(5  мин.)

Парковка идей

Организует выполнения буквенного диктанта  и рефлексию через подводящий диалог:

- Чему научились на уроке?

- С какими трудностями столкнулись?

- Назовите ключевые слова темы. (Буквы шипящих и ц, орфограммы-буквы о-е, суффикс, окончание существительных, ударение).

- Оцените свою работу на уроке. (По желанию, т.к. изучался новый материал)

- По каким критериям будете себя оценивать?

Коммуникативные: понимать учебные задачи.

Регулятивные:

Соотносить цели и результаты своей деятельности, вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

7. Домашнее задание (4 мин.)

1. Выучить  правило с.109       Упр. 707 или

модуль «Правописание имён прилагательных. Орфография» ЭЛЕМЕНТ УЧЕБНОЙ ЦЕЛИ 2.0А2

Выбрать верное написание слова с О/Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях. Шаг 2. Пропавшие буквы

Даёт комментарий к д/з

Записывают д/з

Список литературы:

1. Гузеев, В.В. Пректирование и анализ урока/ В.В. Гузеев// Директор школы.- 2005. - №7

2. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.1/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. - 2016

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Третье марта Классная работа

Слайд 2

Трудолюбивые пч ё лы , крупный крыж о вник , ч ё рствый хлеб, ж ё сткая подушка, зубная щ ё тка , зач ё т по математике, узкая щ ё лка , вести строгий уч ё т , созревшие ж ё луди,тяжелый ож о г. Проверь себя

Слайд 3

« 5» - нет ошибок «4» - одна или две ошибки «3» - три или пять ошибок «2» - шесть и более Критерии оценивания

Слайд 4

Кружок глянцевый грачом товарищем Объясни написание

Слайд 5

«Буквы О, Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных»

Слайд 6

Определяю морфему; Определяю часть речи — если это существительное или прилагательное , то применяю следующее правило: 2.1. Если в окончании или в суффиксе, проверю, куда падает ударение; 2.2. Если ударение падает на окончание или на суффикс, то пишу о; 2.3. Если ударение не падает на окончание или на суффикс, то пишу е. алгоритм

Слайд 7

Окончание Суффикс о е о е врачом певцом лучом мечом багажом товарищем деревцем зеркальцем чашей бочок медвежонок пунцовый башмачок песцовый бельчонок бережок ежовый пастушок лицевая барашек, веночек плюшевый песочек списочек платочек

Слайд 8

№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 о о о е о ё е ё о ё ё о е о ё е о е о о Буквенный диктант

Слайд 9

1. Выучить правило с.109, выполнить упр . 707 или Работа на платформе модуль « Правописание имён прилагательных. Орфография» ЭЛЕМЕНТ УЧЕБНОЙ ЦЕЛИ 2.0 А2 Выбрать верное написание слова с О/Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях. Шаг 2. Пропавшие буквы Домашнее задание

Слайд 10

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Рабочий лист

Ф.И. учащегося______________________________________________

Критерии оценивания

«5» - нет ошибок

«4» - одна или две ошибки

«3» - три или пять ошибок

«2» - шесть и более

1. Словарный диктант ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Шаг 1. Составляем алгоритм

Уровень 2.0 • Индивидуально  • Системное мышление • Креативное мышление • Критическое мышление 

Прочитай учебный материал.

В суффиксах существительных после шипящих основы ж, ш, ч, щ под ударением пишется буква о, без ударения — е.

Составь алгоритм \ схему, используя операции: существительное, прилагательное, суффикс, окончание, ударное положение, безударное положение, пишем е, пишем о.

-ок

напр.: кружок, крючок, петушок, прыжок и в производных от таких слов: кружочек, крючочек, прыжочек и т. п.;

-онок

напр.: медвежонок, мышонок, галчонок;

-онк(а)

напр.: книжонка, ручонка, рубашонка;

-об(а): чащоба, то же в слове трущоба, где суффикс в современном языке не выделяется;

Исключение: в слове учёба пишется ё;

Без ударения напишем букву — е: ре́ченька, но́женька;

Это же правило действует и в окончаниях существительных: после шипящих ж, ш, ч, щ, ц под ударением пишется о, без ударения е;

Например: огурцом, молодцом, но дачей, над задачей

3. Шаг 2. Помощник - ударение

Уровень 2.0 • В парах  • Принятие решений • Работа в команде 

Распределите данные ниже слова по графам таблицы

Боч...к, врач...м, лиц…вая, бараш...к, товарищ...м, деревц...м, медвеж...нок, певц...м, веноч...к, луч...м, пунц..вый башмач...к, зеркальц...м, плюш…вый, меч...м, песц..вый бельч...нок, чаш...й, береж...к, еж…вый, багаж...м, песоч...к, списоч...к, платоч...к, пастуш...к.

Окончание

Суффикс

о

е

о

е

4. Буквенный диктант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Этапы урока

Отметка ученика

Отметка учителя

Словарный диктант

Составляем алгоритм

Помощник - ударение

Буквенный диктант

Итоговая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"

Карточка для учащегося  к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"...

Технологическая карта урока русского языка в пятом классе по теме " Правописание-ы-и- после ц"

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая построить урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его це...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных».

Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС ООО. Тип урока- урок "открытия" нового знания. Вид урока - урок-исследование. Структура урока включает самоопределение деятельности обуч...

Технологическая карта по теме "О и Е после шипящих".5 класс.

Данная технологическая карта предназначена для изучения нового материала по теме: "О и Е после шипящих". Вклчает различные методы: эвристические, наглядно – практические, проблем...

Технологическая карта урока русского языка «Буквы О и Е после шипящих на конце наречий».

Тема урока: «Буквы о и е после шипящих на конце наречий»Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока: формирование образовательных компетенций у учащихся (информационных, коммуникатив...

Технологическая карта урока «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме  «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»....