Технологическая карта урока русского языка в пятом классе по теме " Правописание-ы-и- после ц"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Корнеева Марина Валентиновна

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая построить урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологиче­ской карты дает возможность максимально детализировать его еще на ста­дии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность  методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Технологическая карта  учителя МОУ «СОШ №55» Корнеевой Марины Валентиновны

УМК: Русский язык .5 класс. Ладыженская  Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А.                                        

Тема урока:  Правописание-ы-и- после ц    

Тип урока:  урок «открытия» новых знаний

 Цель: создать условия для усвоения обучающимися новых знаний по теме.

Задачи:

  • расширить понятийную базу за счёт включения в неё новых элементов.
  • развивать коммуникативные УУД (инициативное сотрудничества в поиске и выборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и др.)  и познавательные универсальные учебные действия (самостоятельное выделение познавательной цели; формулирование проблемы; решение проблемы, умение производить анализ и делать выводы); развивать организационные общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
  • воспитывать нравственно-этическую ориентацию, направленную на оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Методы обучения: частично-поисковый, игровой.

Формы организации познавательной деятельности  обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

Приветствие учащихся. Над какой темой вы продолжаете работать в течение последних уроков («Состав слова») Вставьте буквы, объясните правописание, разберите по составу слова

 Учащимся  предлагается задание, написанное на доске:

Изл…гать

Выр…сти

Расч…ска

Н…чной

К…рмить

Х…лмистый

Ц…рк

Выполняют задание, повторяют орфограммы, распределяют орфограммы в зависимости от условий выбора буквы.

Обучающиеся работают в группах.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

На доске записано предложение. Вставить буквы, расставить знаки препинания

Птенц…быстро р..сли  и однажды вся с..мейка ул..тела на ш..рокие р..чные отм..ли.

- Написание какого слова вызвало у вас затруднение? Почему?

Учащиеся записывают предложение, объясняют известные орфограммы и пунктограммы.

Самопроверка, у слабых учащихся – взаимопроверка с сильными учащимися. Слово птенцы. Одни считают, что нужно писать- и, другие-ы

Формулируют цель урока.

Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Целеполагание.

3.Выявление места и причины затруднения. 

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Какое задание мы должны были выполнить? Почему вы не смогли объяснить правописание слова птенцы.

Какова же цель нашей работы на уроке? Сформулируйте тему урока, запишите в тетради. Что из этапа повторения поможет нам в достижении цели? Для определения условий выбора написания букв-ы или –и после ц предлагаю поработать в группах. Составим план действий. По мере ответов учащихся на доске записываем шаги алгоритма.

Выделить :

Учащиеся наблюдают, анализируют слова и строят алгоритм рассуждения. Не смогли, т.к не знают правила

написания-ы или -и после ц

Выявить условия написания букв-ы  или –и после ц

Умения выделять части слова и комментировать условия выбора гласной

Ответы учащихся.

Записывают алгоритм

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

Корень

Окончание

Суффикс

Определить , в

какой части

слова орфограмма

Сделать вывод

5.Реализация построенного проекта.

Цель: построение и фиксация нового знания.

Учащиеся выполняют следующее задание: выделите ту часть слова, где стоит буква ц и обратите внимание на то, в какой морфеме  пишется буква ы: ресницы, птицы, огурцы, улицы, синицы, куцый, бледнолицый. Птицын,                                                сестрицын, лисицын.

Уточнение значения слова                                                        куцый.    Все ли группы справились с заданием?

Сформулируйте правило написания буквы ы после ц

 Фиксируется  алгоритм условия выбора гласной ы после ц в окончаниях, суффиксе.

Выделить корень,

окончание, суффикс.

Определить, в какой

части слова орфограмма.

Если орфограмма в окончании, суффиксе, то

пишем букву ы.

Выпишите слова в следующем порядке:

1.Плодовые растения, к которым относятся апельсин и мандарин.2.Точная выдержка из текста.3. Болезнь десен, возникающая при отсутствии витаминов.4.Инструмент для вычерчивания окружности.5. Основной закон государства. Выделите ту часть слова, где находится буква ц. Определите эту часть. От чего зависит написание гласной и .Сформулируйте правило. Чтобы  легче запомнить правило, составляем алгоритм. Каким будет первый шаг?

Ответы учащихся фиксируются на доске.

Выделить корень, окончание, суффикс

Определить часть слова, где находится орфограмма. Сделать вывод о выборе гласной

Если орфограмма в  корне,

или слово оканчивается на

ция, то пишем  И

На доске записано предложение:

Цыган подошел на цыпочках к цыпленку и цыкнул: «Цыц!»

Что объединяет слова на ц, как они соотносятся с нашим алгоритмом

.                                   

Выделяют ту часть слова, где стоит буква ц. В результате наблюдений делают вывод.

Определяют лексическое значение слова куцый. Приводят примеры с этим словом

Формулируют правило написания буквы ы после ц

Проговаривают шаги алгоритма, записывают в тетради

Отвечают на вопросы, записывая полученные слова: цитрусовые, цитата, цинга, циркуль, Конституция

Делают вывод, формулируют правило.

Проговаривают шаги алгоритма (один отвечающий)

Работают с предложением

Сопоставляют, анализируют, делают вывод(слова- исключения)

Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные:  выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Личностные: оценивание того, как дети усваивают содержание.

Динамическая пауза (этап физической разрядки).

Цель: сменить вид деятельности.

Игра «Хлопок». Учащимся предлагается с хлопком назвать слово на букву Ц

Учащиеся выполняют упражнение.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

 Предлагаю выполнить упражнение 446 ( учебник).

Учащиеся выполняют упражнение, выделяют орфограммы. Проговаривают условия написания букв ы-и после ц

Работа в парах. Речевое проговаривание.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

 Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

Учитель предлагает учащимся выполнить задание, написанное на доске, с самопроверкой по эталону.(тест на интерактивной доске).См. приложения.

Учащиеся выполняют задание. 

 

Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий.

8. Включение в систему знаний

Цель: мотивировать учащихся к деятельности, контролировать выполнение заданий

Где мы будем применять полученные  знания?

Выполнение упражнения 448.Сильные учащиеся получают дополнительное задание

Ответы учащихся(…нужно уметь грамотно писать…..)

Выделение и осознание усвоенного, осуществление итогового и пошагового контроля по результату

9. Рефлексия учебной деятельности

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Какую цель мы ставили на уроке?

Достигли ее?

Докажите. В чем вы испытывали трудности? Что помогло их преодолеть? Оцените свою деятельность на уроке.

Домашнее задание: упр. 447

Ответы учащихся

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"

В процессе работы на уроке ребята  узнают основное правило правописания О-Ё после шипящих и Ц, побудут в роли исследователей законов языка, сделаю открытия, поиграют в игры, выполнят тренировочны...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание наречий. Систематизация и обобщение знаний и умений"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА   УРОКА  русского языка в 5 классе  по теме  «Правописание наречий. Систематизация и обобщение  знаний и умений»   ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Тип урока:  Урок комплексного применения знаний и умений   (урок закрепления). Цель урока: повторить правило о написании –тся и –ться в глаголах; учиться правильно писа...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: "Правописание о-а в корнях -раст-, -ращ-,- рос-

Урок с использованием технологической карты составлен в соответствии с требованиями ФГОС .Полезен учителям, работающим в 5 классе по УМК  В.В.Бабайцевой (учебник "Теория", "Практик...

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание союзов" по учебнику под редакцией Шмелева А.Д.

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Правописание союзов" (По учебнику под редакцией А,Д. Шмелева)...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: «Правописание корней с чередованием гласных е – и»

Урок смоделирован с учетом требований ФГОС: определен каждый этап  урока с целеполаганием, планируемыми образовательными результатами, обучающими и развивающими компонентами, заданиями и упражнен...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: " Правописание гласных в корнях с чередованием"

Тема: «Правописание гласных в корнях с чередованием»Тип урока: урок открытия новых знаний с опорой  на технологию деятельностного методаВид урока: урок-практикумЦель урока: актуализир...