Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание наречий. Систематизация и обобщение знаний и умений"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Зария Камиловна Давлетханова

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА   УРОКА  русского языка в 5 классе  по теме  «Правописание наречий. Систематизация и обобщение  знаний и умений»

 

           

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА   УРОКА

                        Давлетханова З.К.,

учитель  русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №1» имени Мусы Джалиля  НМР РТ

Русский язык

 5 класс

 Тема урока:  «Правописание наречий. Систематизация и обобщение  знаний и умений»

Основные предметные цели:   Повторить и систематизировать  знания  о наречии, углубить знания об особенностях функционирования наречий в речи; закрепить  умения  по правописанию наречий.

Планируемые результаты:

Предметные:  узнавать наречие среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры; объяснять, доказывать правильность написания наречий;    оценивать свои достижения и достижения других обучающихся

Метапредметные (УУД):

Личностные:  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;  развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; формирование навыка  межличностного общения; осознание необходимости полученных знаний, проявление трудолюбия, дисциплинированности,ответственного отношения  к учению.

Регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно; определять правильность выполнения задания на основе различных образцов; оценка своего задания по параметрам, заранее представленным; оценка, осуществление рефлексии.

Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах; анализировать, сравнивать, группировать, доказывать;  произвольное построение высказывания, контроль, оценка результатов.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи; понимать и принимать точку зрения другого; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, задачи;

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики!

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

 II. Актуализация знаний

Учитель просит нескольких учащихся прочитать грамматическую сказку о наречиях. После организует эвристическую беседу.

       Что же мы узнали из этой сказки о наречиях?  (Что такое наречие? Изменяются ли наречия? Как они образуются? Что вы узнали из сказки  о правописании наречий?)

                       

Дети  читают грамматическую сказку, участвуют в эвристической беседе.

В большом доме светло,

Там огни горят.

Здесь наречия живут,

Все время говорят:

«Мы не склоняемся и не спрягаемся,

Попробуй нас изменить.

Ярко, светло и весело –

Вот так мы любим жить!»

На прогулке возле лавки

Повстречались им приставки:

В- и с-, из- и за-,

А еще до- и на-.

И наречия сказали:

«Станьте нашими друзьями»

А приставки им: «Друзья,

Сразу всем дружить нельзя.

Дело в том, что можно нам

Лишь дружить по правилам.

Чтобы с вами быть, смотри,

Мы разделимся по три:

Три приставки: в-, на-, за-

Отправляются в кино

И с ними те наречия

Чей суффикс будет -о-.

Другие же наречия

Чей суффикс будет -а-.

Возьмут приставки с-, из-, до-

И поспешат туда,

Где в домике красивом,

Просторном, как во дворце,

Живет другое правило

С шипящим на конце.

То правило наречиям

Велит все делать так:

После шипящих, кроме «ж»

Писать им мягкий знак.

Но вот наречие «настежь»

Придется исключить,

В нем «ь» вдруг после «ж»

Смог слово потеснить.

Так пролетел денечек,

Минуты пронеслись.

Приставки и наречия

Вновь вместе собрались.

Уж наступает ночка,

Пора ложиться спать.

А мы не станем с вами

Тех правил забывать,

Которые в диктанте

Нам смогут услужить,

Наречие с приставкой

И с суффиксом сдружить

III. Целе

полагание /

Постановка учебной задачи

Учитель: «Ребята, раз вы всё знаете о наречии,  что же мы будем делать на этом уроке, как вы думаете?»

Совместно с учителем формируют цели  и задачи урока.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

(Подготовка учащихся к обобщенной деятельности).

Учитель  с целью повторения наречий предлагает ТЕСТ «НАРЕЧИЕ». Групповая работа ( 3 группы) Проверка (слайд №4).Исправление ошибок.Вывод.

1.Какой частью речи является наречие?

 служебная                   самостоятельная

2. На какие вопросы отвечает?

 Кто? Что?       Что делает?

 Какой? Какая? Какое? Какие?      

  Где? Куда? Откуда?

3. Что обозначает наречие?

 предмет                          признак предмета

 признак действия          действие предмета

4. Как изменяется наречие?

 никак не изменяется               по падежам

 по числам и падежам              по временам

5. Найди словосочетание с наречием

 медленная музыка                звучала медленно

 вышел на улицу                    ветка яблони

6. Чаще всего наречия относятся к …

 глаголам                  именам существительным

 именам прилагательным          местоимениям

7.  В каком наречии ошибка?

 налева  слева             справа               влево

Решают тестовые задания по группам, проверяют по слайду, исправляют ошибки, задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения ,обобщают и делают вывод.

V. Применение знаний и умений в новой ситуации

Предлагает просмотр мультимедийной презентации с последующим  обсуждением.

-Слайд № 3-4 Образуйте от данных прилагательных наречия(устно).Яркий. Левый.  Правый.  Легкий. Радостный.  Веселый . Проверка по слайду №4

-Задание(3карточки): морфемный разбор наречий: ярко, направо, по-русски.

-Словарный диктант с последующей взаимопроверкой(слайд №1)

Заново, налево, вправо, издавна, добела, снова,

сплошь, прочь, настежь, уж, замуж, невтерпеж,

по-русски ,по-другому.

- Объяснение правописания наречий. Вывод.

Выставление оценок учащимися  (Критерии на слайде №2) Учитель : поднимите руки, у кого «5», «4»,  «3»

Учитель предлагает физкультминутку.

 Просмотр мультимедийной презентации
с упражнениями. Обсуждение результатов работы по заданиям презентации.

Учащиеся выполняют задания, работают у доски, пишут словарный диктант, производят взаимопроверку, оценивают работы и выставляют  оценки. Выполняют элементарные физические упражнения.                      

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.                   Вот так, вот так        

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,                                                                                    Надо   зайке поскакать.

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.                

Зайку волк испугал!         

 Зайка тут же убежал.

                         

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Учитель для проверки знаний учащихся предлагает собрать пазл, в вопросах которого

присутствуют  все вопросы о наречии. (ПР.№2)

Учитель предлагает работать над последней картиной пазла:- Какое время года изображено на картине?- По каким признакам вы узнали?- Внимание: почему одно дерево зеленое, а другие только почки распустили?  Какое это дерево?

–Какие словосочетания и предложения с использованием наречий  можно составить по этой картине? Выполните синтаксический разбор предложений.

Учащиеся, отвечая на вопросы, собирают пазл .,Работают над картиной, выполняют синтаксический разбор предложений: Ярко светит солнце. Громко поют птички, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками

делают вывод:

-  Наречия сочетаются чаще всего с глаголами, а также с глагольными формами, прилагательными и другими наречиями.

-  Наречия обозначают признак действия.

- Наречие обычно является в предложении обстоятельством.

VI. Итог урока. Домашнее задание.

Учитель предлагает подвести итог уроку.

Дает комментарий к домашнему заданию. Создает ситуацию выбора..Д/задание (на выбор): составьте  текст о Нижнекамске или  опишите ваш поход в лес, использовав наречия  из упр 68

Работают с заданием, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы;

VII. Рефлексия.

Организует заключительную  беседу по вопросам; слушает монологические высказывания.

 Что нового узнали на уроке?  Чему научились?  В дальнейшей вашей жизни пригодится правописание наречий? Кто был лучше всех?

Чуть слабее?  Кому трудно давалась эта тема? Оцените свою работу кружочками. Зеленый кружочек - всё понятно, желтый - есть вопрос, красный- не понял)

Составляют монологическое высказывание.

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке; заполняют дневники достижений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...