Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: "Правописание о-а в корнях -раст-, -ращ-,- рос-
план-конспект урока (5 класс) на тему

Белова Татьяна Юрьевна

Урок с использованием технологической карты составлен в соответствии с требованиями ФГОС .Полезен учителям, работающим в 5 классе по УМК  В.В.Бабайцевой (учебник "Теория", "Практика" , 5 класс).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_5_klass.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО Белова Татьяна Юрьевна

Предмет: Русский язык

Класс: 5

Тип урока: Изучение нового  материала, урок открытия нового знания

Технологическая карта изучения темы

Тема

Буквы О - А в корне -РАСТ- – (-РАЩ-) – -РОС

Цели:

Осознание и освоение алгоритмов правила «Правописание о-а в корнях –раст- -(ращ-)- - рос-»

Образовательные:

Формирование умения обучающимися знаниями о правописании букв О-А в корне -раст-//-рос-//-ращ-;

 анализировать случаи чередования гласных о-а в корне - раст- // -рос-//-ращ-;

 научить распознавать слова с чередующимися гласными в корне, обосновывать выбор гласных;

запомнить слова-исключения

Развивающие:

 развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, развивать умения самоконтроля; орфографическую зоркость

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе,  бережное отношение к слову.

Формировать УУД:

 ЛичностныеУУД:

 Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя

  Регулятивные УУД:

 Определять и формировать цель, тему урока, работать по плану; оценивание своих действий

Коммуникативные УУД:

 Организовывать работу в паре, излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами

 Познавательные УУД:

 Находить в учебнике достоверную информацию, анализировать и обобщать, доказывать и делать выводы

Планируемый результат

Предметные: 

Знать правила  правописания букв О-А в корне -раст-//-рос-//-ращ-;  лексическое значение изученных слов

Уметь выбрать нужную букву и обосновать выбор, находить изучаемую орфограмму в тексте, распознавать слова-исключения;  использовать в речи и на письме изученные слова;

Личностные: 

 устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения ;

- определять правила работы в группах;

оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель
деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Коммуникативные:

 слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить классификацию, указывая на основание классификации;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Основные понятия

Морфема, орфограмма, чередующиеся гласные

Межпредметные связи

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

УМК: Бабайцевой В.В.( учебник «Теория», «Практика», 5 класс), доска, мел, мультимедийный комплекс

http://www.school2100.ru/

http://www.uroki.net/

http://videouroki.net/

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная


Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: включение учащихся в деятельность

Рисуют в цвете свое настроение

Здравствуйте,

 Я рада вас видеть и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас сегодня на уроке открыл для себя что-то новое

Нарисуйте свое настроение

(цветограмма: яркие краски- хорошее настроение,

темные – грустное настроение

(Личностные УУД).

Готовность учеников к уроку, эмоциональный настрой

II. Проверка домашнего задания (диференцированное)

(5 мин)

Цели: 

повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащего

Те ребята, которые составили карточки, работают в парах: обмениваются своей карточкой с соседом, записывают слова, вставляя пропущенные буквы и обозначая условия выбора орфограммы. Выполнив работу, обмениваются тетрадями и проверяют работу друг у друга, оценивают ее.(взаимопроверка)

Те ребята, которые выбрали творческое задание, зачитывают свои работы.

Учитель оценивает творческие работы ребят

Проверить, как ребята усвоили материал предыдущего урока, выявить индивидуальные затруднения

Регулятивные УУД).

Контроль, оценка, коррекция

(Коммуникативные УУД):

Аргументированно излагать свое мнение, работать в парах, участвовать в диалоге

(Познавательные УУД):

Анализировать, обобщать

III. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели:

Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы еще не знаем)

Ученики отвечают на вопросы учи- теля, самостоятельно формулируют проблемный вопрос урока, ставят цели и определяют задачи

С гласными в каких корнях вы работали дома?

Какие правила вы применяли?

Сегодня на уроке мы продолжим тему «Чередования гласных о-а в корнях –раст- -(ращ-)- - рос-»

Какова цель урока, задачи урока? (Научиться правильно писать слова , в которых есть корни -раст- (-ращ-)        - рос-, открыть новое, проверить свои знания, посмотреть, чему научились).

Проявить интерес к поставленной цели

 (Познавательные УУД).

самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

 (Коммуникативные УУД).

 умение управлять своим поведением

Регулятивные УУД).

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать вопрос (проблему) урока

VI. Изучение нового

 (10 мин)

Цели:

Открытие нового знания: правило правописания чередующихся гласных в корнях –раст, ращ, рос

Ученики работают в парах, находят закономерность в написании букв а-о в корне. Самостоятельно формулируют пра- вило, проговаривают его в парах. Проверяют себя по учебнику.

Отвечают на поставленные вопросы.

Составляют и записывают предложения со словами исключениями

Работа в парах:  Проанализируйте корни слов в каждой колонке. Найдите закономерность в написании букв а-о в корне.

  Сформулируйте правило. Проговорите правило в парах.

 Проверьте себя по учебнику (с. 62, теория)

 Какую новую информацию получили?

Почему это слова-исключения?  Лексическое значение всех этих слов вам понятно?

Составьте предложения со словами- исключениями

На слайде:

Вырастать            выросли

Подрастал              подрос

Сращение               срослись

Расти                      выросший

На слайде:

росток отрасль Ростов Ростислав, ростовщик  

Ученики усвоят правило написания  чередующихся -а- и -о-  в корне слова,

научатся распознавать слова с чередующимися гласными в корне, обосновывать выбор гласных, запомнят слова-исключения, выяснят их лексическое значение

 (Коммуникативные УУД).

формулировать коммуникативное высказывание

уметь давать свою оценку.

 (Познавательные УУД)

.выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

(Коммуникативные УУД).

Регулятивные:

 искать пути решения проблемы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

V. Закрепление  нового (15 мин)

Цель:

Развитие пра- вописных умений. Первичное закреп- ление с комменти- рованием во внеш- ней речи

Работают с учебником. Коллективное выполнение упражнения учебника. Один ученик работает у доски

2 ученика записы- вают текст на доске, остальные на местах)-выделить корни с чередованием.

Спишите, обозначьте изучаемую орфограмму

Запись текста под диктовку

Папирус - это болотное растение. В древние времена его выращивали в Египте. Когда папирус вырастет, проникнуть в его заросли невозможно. Группа растений отрывается от берегов и образует островок.

Работа с учебником. Упражнение 575.

Применение нового правила, освоение алгоритма действий

 (Познавательные УУД).

преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и дей- ствовать по нему); владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

(Коммуникативные УУД).

свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль

 

Физкультминутка

(1 мин)

Бабочка

Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз – росой она умылась,

два – изящно покружилась,

три – нагнулась и присела, на четыре – улетела.

VI. Контролирующее задание (10 мин)

Цель:

Самооценка и взаимооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

.

Самостоятельная работа с текстом

Взаимопроверка по эталону

Задание: Записать текст и вставить пропущенные буквы

На слайде:

«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде выр__сли помидоры. Надо собирать. Дорожки позар__стали бурьяном. Я предлагал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водор__сли. Яблоки выр__сли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлагает сл..гать. И Шарик не хочет лапы свои к делу приложить. Усложняют они мне работу Пропадает выр__щенный урожай!
Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»

Работать самостоятельно, сверяясь с заданной целью, применяя алгоритм.

 (Регулятивные УУД).

самостоятельно исправлять ошибки, выявлять причины затруднений.

 (Познавательные УУД)

Умение структурировать знание, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия

  (Регулятивные УУД).

тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

Домашнее задание

(дифференцированное)

(1 мин)

Цель: объяснение домашнего задания

Записывают домашнее задание

Комментирует домашнее задание

1.Параграф 51, правило на с 62,теория

2.Написать ответ Дяди Федора почтальону Печкину, используя слова на изученную орфограмму или выполнить

упражнение 576

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

оценить результаты собственной деятельности

. Определяют личные достижения на уроке. Заполняют «Лист самооценки ученика»

 Подведем итог урока. Что нового вы узнали? Методика «неоконченных предложений»

  1.  Вы сегодня познакомились с правописанием _______________
  2. Сегодня на уроке научились ____
  3. Перед  Щ и СТ пишется ______
  4. Перед буквой С пишется _______
  5. В корнях -раст- (-ращ-), -рос- исключения:

Умения создавать высказывания-рассуждения в устной форме на заданную тему, опираясь на свой собственный опыт

   Регулятивные: соотносить цели и результаты своей деятельности; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.  Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...