Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Айдемирова Татьяна Романовна

Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_r_yaz.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Игримская средняя общеобразовательная школа №1

Открытый урок русского языка в 8 А классе

«Буквы о – е после шипящих в различных частях речи»

                                                             Учитель: Айдемирова Татьяна Романовна

                                                               Игрим, 2011

                            Цели: научиться грамотно писать слова с о – е – е после шипящих в морфемах разных частей речи; находить и выделять изученные орфограммы;

                             воспитывать интерес и уважение к предмету.

                              Тип урока: комбинированный.

                              Вид урока: урок – игра «Восхождение»

                                         Ход урока:

1. – Ребята, нам предстоит побывать на необычном уроке - это урок – игра «Восхождение».

    Мы с вами будем подниматься в гору по ледяным выступам, решая орфографические задачи, связанные с правописанием о-е-е после шипящих. Чем выше будет подъем, тем сложнее будут становиться задания. Сейчас мы все находимся у подножия горы, и «чтобы отправиться в путь и благополучно его преодолеть, нам необходимо «заточить наши инструменты»

    Послушайте легенду: «Однажды шел по лесу мудрец. И увидел он лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот давно, сильно устал, а результат был очень невелик. «Что ты делаешь?», - спросил мудрец. «Не видишь, я работаю!», - сердито ответил лесоруб. «Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдет гораздо быстрее», - посоветовал мудрец. «Не мешай мне», - ответил упрямый лесоруб, продолжая пилить дерево тупой пилой».

     Не так ли и мы, пытаясь сделать что – то, не думаем, как облегчить самим себе труд.

 Я советую вам, ребята, не брать пример с этого лесоруба, а наоборот, «заточить инструменты», объединив в алгоритм правила о правописании о-е-е после шипящих и повторить их, чтобы подъем был легким.

2. Проверка домашнего задания:

В    к   о   р   е   н  е      

в    с  у  ф  ф  и  к  с  е  

в   о  к  о  н  ч  а  н  и  и

Шепот

шов

шоссе

желтый

шорох

шофер

прыжок

кружочек

старушонка

мужичок

увлеченный

раскрепощенный

хорош (кр. прил.)

крышей

пригожего

ключом

карандашом

+ проверка составленных 2-3-х сложных предложений и их разбора.

3. Актуализация опорных знаний.

    Работа учащихся с «запоминалкой» и алгоритмом о правописании о-е-е после шипящих.

  Цель: восстановить в памяти правила о правописании о-е-е после шипящих.

4. Закрепление материала.

-Вооружившись знаниями, мы отправляемся в путь. И вот первая трудность – орфографическая задача.

  а)Вставьте пропущенные буквы, сделайте разбор предложения:

Ч…опорный  щ…голь   в холщ…вой одеж…нке с ч…рным бантом пил деш…вый ж…лудевый кофе с ч…рствым калач…м, сидя на ж…стком диване.

Предложение повест., невосклиц., простое, распр., ослож. дееприч. обор.

       -Выпишите 3 словосочетания, сделайте их разбор.

Молодцы, ребята! Продолжаем путь к вершине, совершенствуя свои знания по теме урока.

б) –Выпишите в первый столбик словосочетания, в которых орфограмма после шипящих попадает в корень, а во второй столбик – за корень, вставьте пропущенные буквы.

  Бирж…вые новости, парч…вое платье, смятая бумаж…нка, форс – маж…р, новый дириж…р, копч…ная колбаса, истощ…нный организм, алыч…вые сады, переш…птываться на уроке, прож…г дыру, изображ…нный на холсте, защ…лка на двери, сдать зач…т, где – то ш…рох, камыш…вые заросли.

 - Составьте предложения с однородными членами, используя данные словосочетания.

- Итак, мы преодолели две высоты, двигаясь к вершине, и на пути снова задача.

в) –Заполните таблицу ответов ( имейте ввиду, что их может быть несколько).

1

2

3

4

5

6

1.Буква «о» пишется во всех словах ряда:

   1) маж…р, дириж…р;

   2) реч…нка, краснощ…кий;

   3) сж…г мосты, горяч…;

   4) тренаж…р, пш …нка;

   5) зайч…нок,ш…рох.

2. Буква «е» пишется во всех словах ряда:

   1) плющ…м, груш…вка;

   2) ш…лк, петуш…к;

   3) луж…к, разреш…нный;

   4) обж…гший ногу, измельч…нный;

   5) печ…нка, привлеч…шь.

3. Буква «е» пишется во всех словах ряда:

   1) истощ…нный, облуч…нный;

   2) суш…ный, деш…вый;

   3) круч…ный, шапч…нка;

   4) пораж…нный, ж…рнов;

   5) печ…нка, привлеч…шь.

4. Буква «е» пишется во всех словах ряда:

   1) ч…ртик, груж…ный;

   2) борж…ми, точ…ный;

   3) хрящ…м, певуч…;

   4) спринц…вка, сеч…т;

   5) ш…тландский, сырц…м.

5. Буква «о» пишется во всех словах ряда:

   1) смущ…нный, бесш…вный;

   2) кукуш…нок, ж…лчный;

   3) ж…нглер, сургуч…вый;

   4) веч…рка, искуш…нный;

   5) ч…кнутый, рубаш…нка.

6. Буква «е» пишется во всех словах ряда:

   1) убеж…м, доч…нька;

   2) артиш…к, подж…г сарай;

   3) ч…рствый, развращ…нный;

   4) чеч…тка, подожж…нный;

   5) обж…рство, челноч…к.

- Молодцы, ребята! Три высоты преодолели. Осталось совсем чуть - чуть до вершины.

   г) –Выпишите слова с пропусками, вставьте и выделите орфограммы.

                                       Вселенский переполох.

    Маленькая девч…нка купила по деш…вке украшения, завернула их в бумаж…нку, перевязала беч…вкой, положила в кош…лку и пошла по ровной дорож…ньке домой. Солнце пекло горяч…, но на улице было свеж…. Вдруг из – за куста крыж…вника, держа в лапах холщ…вый меш…к с испеч…нным волшебным ж…лудем, выпрыгнул лягуш…нок, окутанный парч…вым плащ…м с капюш…ном.

   Девч…нка сначала испугалась, а потом долго смеялась, разглядывая животное.

-Хорошо! Осталось сделать один шаг до вершины. Итак, последняя задача.

д) Цифровой диктант.

- Запишите порядковые номера слов с буквой «е» после шипящей.

1) лезть на рожон;

2) неискушенный человек;

3) появился стажер;

4) внушенные мысли;

5) человек смешон;

6) спорить горячо;

7) слышен полушепот;

8) съесть харчо;

9) ожег лицо;

10) вкусным борщом.

- Ребята, мы с вами преодолели очень долгий и сложный путь. И вот мы на вершине. Вы можете гордиться своей победой, вы молодцы, достойно преодолели все трудности.

Подведение итогов урока, домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Написание не с разными частями речи" по технологии РКМ

Учебно-методические материалы  к  урокам русского языка в 6 - 7 классах, связанных с изучением правил написания не с разными частями речи ( «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Прич...

Открытый урок русского языка в 7 классе на тему: "Деепричастие как часть речи"

Цель  урока: ввести понятие деепричастия как части речи; познакомить с отглагольными и наречными признаками деепричастия....

Открытый урок русского языка в 7 классе на тему: "Деепричастие как часть речи"

Цель  урока: ввести понятие деепричастия как части речи; познакомить с отглагольными и наречными признаками деепричастия....

Конспект открытого урока русского языка в 7 классе по теме «Междометие как часть речи» (с использованием ИКТ и ЭОР)

Конспект открытого урока русского языка в 7 классе по теме "Междометие как часть речи" (с использованием ИКТи ЭОР)...

Презентация к уроку русского языка в 10 классе "Правописание не с разными частями речи (повторение)".

Презентация содержит теоретический материал для повторения и задания по темам, изученным в средней школе. Последние слайды презентации - задания ЕГЭ, соответствующие пункту 6.11. "Слитное и разде...

Открытый урок русского языка в 6 классе по теме "Местоимение как часть речи"

Методическая разработка построена в полном соответствии с ФГОС ООО. На данном уроке использовались такие приемы, как:- игра "Редактор";- игра "Четвертый лишний";- групповая и индив...

Открытый урок. Русский язык 7 класс Тема: «Категория состояния и другие части речи»

Открытый урок. Русский язык 7 класс  Тема: «Категория состояния и  другие части речи»...